Яков Кротов. Эссе о вере: Писание. Вспомогательные материалы.
См. Библия. История Русской Церкви.
РУССКАЯ БИБЛЕЙСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РУССКАЯ БИБЛЕЙСКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в pyc.
правосл. библ. науке, к-рое строит свои исследования с учетом выводов
*новой исагогики.
Р.б.-и.ш. возникла в 1-й четв.19 в.; основоположником ее считается
прот. *Павский. Однако его начинания не смогли сразу получить развитие,
поскольку в то время над библейской наукой "сильнее всего тяготела
рука духовной цензуры" (Г.П.Федотов). В cep.19 в. подавляющее большинство
православных (как и католических) экзегетов все еще считало своим
долгом отстаивать позиции *старой исагогики. Традицию Павского возродили
на рубеже 19-20 вв. *Трубецкой С.Н., акад. *Тураев Б.А.,
проф. МДА *Андреев И.Д. В той или иной степени эту традицию поддерживали
архиеп.*Филарет (Филаретов), прот.*Булгаков С.Н., *Дроздов Н.М.,
*Жданов А.А., *Ельчанинов А.В., прот.*Петровский А.В. и др. Они
намного опередили католич. библеистов, к-рые до 40-х гг. 20
в. отождествляли новую исагогику с *отрицательной критикой. В 1936
рус. богослов *Сове Б.И. в своих тезисах, представленных на I Конгресс
правосл. богословов в Афинах, сделал первую попытку вынести вопрос
о новых принципах библеистики на общецерк. обсуждение. Его поддержали
и нек-рые представители Элладской Правосл. Церкви (*Beллас и др.).
Развернутую аргументацию в пользу необходимости рецепции данных
новой исагогики предпринял *Карташев А.В. в своей актовой речи 13
февраля 1944 в Свято-Сергиевской ДA в Париже (речь была напечатана
отд. книгой в 1947). Пocлe 2-й мировой войны тpaдицию Р.б.-и.ш.
развивали в том же направлении еп. *Кассиан (Безобразов) и особенно
ректор Парижской ДА протопр.*Князев А.П.
Представители Р.б.-и.ш. с самого начала исходили из мысли, что
догматич. значение, *боговдохновенность и каноничность свящ. книг
не зависят от решения чисто научных вопросов об их датировке и *авторстве;
и поэтому нет необходимости абсолютизировать старую исагогику,
рассматривая ее взгляды как непреложную вероучительную истину. Р.б.-и.ш.
уделяет большое внимание историческому, земному аспекту Писания,
но в то же время она свободна от крайностей протестантской библеистики,
к-рая нередко выдвигала на первое место лит.-историч. критику в
ущерб духовному истолкованию Слова Божьего.
l Д р о з д о в Н.М., В защиту свободного научного исследования
в области библиологии, ТКДА, 1902, ? 10, 11; *К а р т а ш е в
А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; прот.М е н ь А., Опыт
изложения ветхозав. исагогики в свете работ русской библ. историч.
школы и новейших исследований, Загорск, 1983 (ркп); *С о в е
Б.И., Тезисы по Свящ. писанию ВЗ, "Путь", 1936, ? 52; Ф е д о т
о в Г.П., Православие и историч. критика, "Путь", 1932, №
33.