Изобразительные материалы к Евангелию
Ср.: Отец держит распятого Сына. Esse Homo.
Из альбома Шмонис пояснение к картине "Муж скорбей с орудиями страстей":
Южнонидерландский мастер. Муж скорбей с инструментами
Страстей. Около 1530.
Дуб, 32,3 х 24,5 см.
Верхняя часть панели заканчивается аркой.
Первоначально непокрашенные края были позднее покрыты золотой масляной краской. Рама - итальянская работа шестнадцатого века.
Происхождение: собрание Фр. Глюка (ум. 1931), Будапешт, Венгрия (считалось севернонемецкой работой); собрание Э. Петровича; в 1945 завещано музею изобразительных искусств, Будапешт, Венрия. Инвентарный номер 9027.
Выставки: Будапешт, 1927, номер 24; Лёвен, 1975, номер В-44.
Литература: Будапешт, 1968/б 1, стр. 678; Урбах, 1983, стр. 18; Лёвен, 1975, стр. 309-313, В-44, стр. 421,
Т-9.
Балдасс, впервые опубликовавший описание картины, счел ее иконографию редкой: соединены два иконографических сюжета, Муж скорбей и Arma Christi. Это соединение связано с иконографией мессы св. Григория, возникшей около 1400 легендой, повествующей о том, как некто, присутствоваший на служимой св. Григорием (ок. 540-604) в ц. Санта Кроче мессе засомневался в присутствии тела Христова в освященной облатке. В ответ на это, перед сомневающимся предстал Иисус как муж скорбей, показал раны и излил кровь в чашу [1]. Вокруг Христа находились орудия Страстей. С помощью этой легенды сложная концепция Преображения [2] становилась более понятной человеку позднего Средневековья. Легенда, возможно, возникла на основании хранившегося в Санта Кроче изображения "Мужа скорбей", приписываемого традицией св. Григорию.
На этой панели южнонидерландского мастера явление, встречаемое в сценах мессы св. Григория, становится независимым сюжетом. Arma Christi, также изображавшиеся в виде щитов с инструментами Страстей, расположены здесь вокруг мужа скорбей. Название Arma Christi употребляется и в таком случае. Инструменты Страстей заимствованы из нарратива и символизируют различные эпизоды Страстей [3].
Наиболее близкая к будапештской композиция украшает центральную панель триптиха, заказанного настоятелем монастыря в Тонгерло Антониусом Тсгротом Госвину ван дер Вейдену (Антверпен, Королевский музей изобразительных искусств) [4]. На этой картине отсутствует чаша, собирающая кровь Христову, но на заднем фоне видны почти все Arma Christi.
В 1947 будапештская картина все еще приписывалась Альбрехту Боутсу (ок. 1460-1549), второму сыну Дирка Боутса и плодовитому левенскому художнику. Его стиль и личность хорошо отличимы от современников. В первую очередь об Альбрехте Боутсе напоминают линейная манера изображения лиц [5] и прочность изображенных конечностей. Тем не менее, мы не можем считать Альбрехта Боутса автором этой картины: безымянный мастер ее создавший был менее профессионален. Попытка реалистически передать обнаженное тело оказалась довольно малоудачной. Отношения между конечностями и жест Христа также нельзя назвать успешными. Мастер также постарался - в том числе и за счет объемного изображения гроба - придать изображению глубину, противоречащую изображенным в традиционно эмблематической манере головы и предметы на заднем плане. На основании анализа стиля, можно предположить, что картина была создана в лёвенском ателье, возможно ателье Альбрехта Боутса.
[1] Легенду и различные ее версии см. Кёлен 1982
[2] Пресуществление есть совершающееся во время мессы превращение освященных вина и хлеба в кровь и тело Христовы.
[3] Иконографию Arma Christi см. Борхграве д'Алтена, 1959, Сукале 1977.
[4] Антверпен 1985, стр. 146, изображение 72.
[5] Ср. изображение распятия (Calvarie) в музее Мармотан, Париж; репродуцировано в Arca Lovanensis, 1975, стр. 86.
|