ДУАЛИЗМ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), религ. и филос. учение, к-рое усматривает
в основах бытия существование двух равноправных противоположных начал. В плане
э т и о л о г и ч е с к о м Д. исходит из наблюдения над феноменами природы (ночь
и день, холод и зной, жизнь и смерть, мужчина и женщина и т. д.); в плане
п с и х о л о г и ч е с к о м он связан с представлениями об отце и матери, переносимыми
на природный и божественный мир; кроме того, законами психологии объясняются бинарные
структуры мифов (см. ст.: Миф и Библия; Структуралистское толкование Библии);
в плане с о ц и а л ь н о м Д. нередко выводят из противостояния кочевников
и оседлых народов, «своих» и «чужеземцев».
Богосл. обоснование Д. опирается на идею отпадания мира от Бога,
где неизбежной становится борьба противоположных начал. В истории религий Д. проявляется
в двух гл. формах: 1) признание двух взаимодополняющих высших начал (кит. Ян и
Инь, божественный Отец и божественная Мать в языч. мифологии); 2) вера в два равноправных
начала, находящихся в борьбе между собой. Последняя форма — наиболее распространенная
на *Древнем Востоке и в Древней Греции (боги *Хаоса и боги созидания в мифах Месопотамии
и Ханаана, хтонические божества и олимпийцы у греков, Агурамазда и его соперник
в маздеизме). Разновидность Д. представляют собой гностич. учения, резко противопоставляющие
материю и дух. Их доктрины получили развитие в ср.-век. религиях и сектах (*манихейство,
богомильство, катаризм). В Библии содержатся многочисл. дуалистич. реминисценции
(образ Левиафана как чудовища Хаоса, свет и тьма, добро и зло, правда и беззаконие),
но Писание никогда не переносит Д. в сферу Божественного. Противоположности не
выходят за грани т в а р н о г о м и р а.
l С в е т л о в Э. [прот.М е н ь А.В.], Магизм и Единобожие, Брюссель,
1971; ODCC, р.428; RGG, Bd.2, S.272. |