ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ
См. катехизис.
Златоуст;
Хотя в Синайских Заповедях, а затем у пророков, уже выражалось решительное
осуждение П., только Христос дал полное откровение о непременной верности
супругов. Полная верность, требуемая от женщины со времени древнего Союза-Завета,
служит также символом той верности, к-рой Бог ждет от Своего народа; поэтому
пророки, обличая неверность Завету, представляют ее как некое духовное
П.
1. Брак и прелюбодеяние. - П. запрещается в ВЗ (Исх 20.14;
Втор 5.18; Иер 7.9; Мал 3.5), но Закон дает П. ограничительное определение,
как действию, к-рое нарушает принадлежность женщины своему мужу или жениху
(Лев 20.10; Втор 22.22 спл). Женщина оказывается скорее вещью мужчины (Исх
20.17), чем женой, с к-рой он составляет одно целое в верности взаимной
любви (Быт 2.23 сл). Это принижение женщины связано с появлением многоженства,
введение к-рого относят к одному из потомков Каина, склонного к насилию
(Быт 4.19). К многоженству долго относились терпимо (Втор 21.15; см 17.17;
Лев 18.18). Однако Мудр., показывавшие всю серьезность последствий П. (Притч
6. 24-29; Сир 23.22-26), призывали мужчину беречь свою любовь к жене юности
своей (Притч 5.15-19; Мал 2.14 сл). Более того, они осуждали общение с
блудницами, хотя это не вменялось мужу в П. (Притч 23.27; Сир 9.3,6).
Иисус, К-рый в милосердии Своем спас женщину «взятую в прелюбодеянии»,
не оправдывая ее греха (Ин 8.1-11), раскрывает значение супружеской верности
во всех планах (Мф 5.27 сл,31 сл п; 19.9 п). Она обязывает мужчину, так
же как и женщину (Мк 10.11). Она связывает их нерасторжимо (Мф 19.6) и
внутренне (5.28). Прелюбодей тот, кто вновь женится после развода; тот
прелюбодействует в сердце своем, кто хочет соединиться с иным, чем супруг
или супруга. Чтобы избежать этого греха, совершая к-рый «не наследуют Царства
Божия» (1 Кор 6.9), Павел напоминает, что источник верности заключается
в любви (Рим 13.9 сл), благодаря к-рой сохраняется святость брака (Евр
13.4).
2. Союз-Завет и прелюбодеяние. - С-Завет, соединяющий ч-ка с Богом
узами верной любви, символически изображается пророками в виде нерасторжимого
брака (Ос 2.21 сл; Ис 54.5 сл) (см Супруг). Поэтому неверность народа обличается
как некое П. и блудодеяние (Ос 2.4), ибо народ предается идолопоклонству,
как блудница продается своим любовникам (Ос 2.7; 4.10; Иер 5.7; 13.27;
Иез 23. 43 слл; Ис 57.3).
Осуждая маловерие, Иисус также прибегает к этому образу: Он называет
«родом прелюбодейный» маловеров, к-рые ищут знамения, и неверных, к-рые постыжаются
Его и Его Благой Вести (Мф 12.39; 16.4; Мк 8.38). Ап. Иаков, в свою очередь,
называет П. всякий компромисс между любовью к миру и любовью к Богу (Иак
4.4). Все эти осуждения проливают свет на совершенную верность, к-рая есть
одновременно и плод и долг любви.
MFL
см.: брак ВЗ III 3 - желание II -
женщина ВЗ 3 - пол III - прощение I - Союз-Завет ВЗ II
2 - супруги ВЗ
|