ДВЕРЬ, ВРАТА
Двери - символика опечатывания 24.12.1999;
ДВЕРЬ / ВРАТА
Когда Д. открыта, через нее можно свободно пройти, войти и выйти: она
символизирует гостеприимство (Иов 31.32), предоставленную возможность (1
Кор 16.9). Когда она затворена, она препятствует проходу - защищает (Ин
20.19) или символизирует отказ (Мф 25.10). Т. обр. она наводит на мысль
о своего рода просеивании.
ВЗ
I. ВРАТА (ВОРОТА) ГОРОДА
Вход в город защищен большими укрепленными воротами; они охраняют от
нападения врага и открываются для друзей: «пришлец, к-рый во вратах» (Исх
20.10), имеет часть в преимуществах Израиля. Итак В. обеспечивают безопасность
жителей и дают возможность городу образоваться в общину; жизнь города сосредоточивается
у В.: это место встреч (Иов 29.7; Пс 68.13), торговых дел (Быт 23.11-18;
Руф 4.1-11), политических интриг (2 Цар 15.1-6), отправления на войну (3
Цар 22.10), и главным обр. суда (Втор 21.19; 22.15; 25.7; Ам 5. 10,15;
Иов 5.4; 31.21; Притч 22.22; 24.7). В. наводят на мысль о правосудии и
безопасности (Ис 28.6). Они как бы отожествляются с городом и могут обозначать
сам город (Втор 28.52-57), а иногда и символизировать его могущество. Овладеть В. значит подчинить себе город
(Быт 22.17) и освободить пленных (Пс 106.16; Ис 45.2); получить его ключи
значит быть облеченным властью (Ис 22.22). По аналогии говорят о вратах
преисподней или смерти, указывая на таинственное
место пребывания, куда уходит всякий ч-к (Пс 106.18; Ис 38.10); вход в
нее, а также ее мощь, знает лишь Бог (Иов 38.17) и только Он может ее победить
(Пс 9.14; Прем 16.13; ср Мф 16.18).
Иерусалим - святой город с древними В. (Пс 23.7 слл), к-рые так любит
Ягве (Пс 86), ибо Он Сам их укрепил (Пс 147.2). Паломник, вошедший через
эти В., испытывает чувство единства и мира (Пс 121). Иерусалим, считавшийся
неприступным, обеспечивал безопасность своим жителям, закрывая свои В.;
однако суд у его В. не был правым (Ис 1.21 сл; 29.21). Пророки прозревают
новый Иерусалим, открытый всем народам и в то же время утвердившийся в
мире и справедливости (Ис 26.1-5; 60.11; Иез 48.30 слл; Зах 2.8 сл; 8.16).
II. ДВЕРИ НЕБА
Ягве отверзает Д. неба, чтобы ниспослать дождь, манну (Пс 77.23) и всякие
благословения на землю (Мал
3.10); но с тех пор как закрыт рай, ч-к не имеет непосредственного общения
с Богом. Теперь общение между двумя мирами, божественным и земным, устанавливается
посредством богослужебного культа: так Иаков увидел в Вефиле «врата небесные» (Быт
28.17); Израильтянин, входящий во врата Храма и желающий приблизиться к
Ягве (Пс 99.4), слышит напоминание священника об условиях входа в Храм:
верность Завету и справедливость (Пс 14; 23; Ис 33.15 сл; ср Мих 6.6-8;
Зах 8.16 сл): «Вот врата Господа, праведные войдут в них» (Пс 117.20).
В свою очередь Иеремия, стоя у тех же врат, провозглашает, что эти условия
не выполняются: и поэтому обманчива их уверенность в близости Ягве и Храм
обречен на запустение (Иер 7; ср Иез 8-11). Иерусалим теряет смысл своего
существования. Чтобы городу стать святым, лучше «искоренять зло из своей
среды» нежели закрывать врата народам.
Израиль осознает, что ч-к не может подняться на небо, после того как Храм
был разрушен, и тогда в молитве он просит Бога расторгнуть небеса и сойти
Самому (Ис 64.1): да станет Он во главе стада, чтобы оно могло войти в
ворота (Мих 2.12 сл; ср Ин 10.4).
НЗ
Иисус исполняет это желание; во время Его крещения небо отверзается,
и Он становится Сам истинной Д. небесной, снисшедшей на землю (Ин 1.51;
ср Быт 28.17), Д., ведущей к пажитям, где свободно раздаются Божий блага
(Ин 10.9); единственным посредником: через Него Бог общается с людьми,
через Него люди имеют доступ к Отцу (Еф2.18; Евр10.19). Именно Он имеет
ключ Давидов (Откр 3.7) и ставит условия для входа в Царство. Вход в жизнь,
во спасение, представленные как город или брачный чертог, вход в Царство,
ключи к-рого Он дал Петру (Мф 16.19), совершается через тесные В. - обращение
(Мф 7.13 сл; Лк 13.24), веру (Деян 14.27; Еф 3.12). Тот, кто не будет бодрствовать,
найдет Д. закрытыми (Мф 25.10; Лк 13.25). Но Иисус, овладевший ключей Смерти
и Ада (Откр 1.18), победил зло и дал Своей Церкви такую силу, что В. адовы
не могут одолеть ее (Мф 16.18).
В конце времен город и небо отожествляются. В Откр. Ин мы видим, как
осуществляются предвозвещения Исаии, Иезекииля и Захарии: в небесном Иерусалиме
12 Д.; они всегда открыты и однако зло не проникает в него; там царят мир
и справедливость; там осуществлено совершенное общение Бога с ч-ством (21.12-27;
22.14-15).
JB
см. ад - пастырь и стадо НЗ 1 - смерть ВЗ I 2 - спасение НЗ I 1
|