Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф. 1, 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

Лк. 3, 31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

№3 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

См. оглавление истории до Христа.

Если смотреть по-человечески, то история распадается не на крупные куски по нескольку веков, а именно на века - по три-четыре поколения. Патриархи от деда до внуков, рабы от деда до внуков, завоеватели, наконец - великие цари. Но, во-первых, надо понимать, что разница не так уж велика. Вот Авраам, Исаак, Иаков, о которых известно куда больше, чем хочется ребенку в воскресной школе. А вот Вооз, Авид, Иессей, о которых (не об их женах!) неизвестно ничего. Но ведь крестьянами была и первая порция, и вторая. Верующими (и в одного и того же Бога) были и люди-мифы, и люди, которые были неинтересны даже собственным внукам.

Конечно, попасть в миф не зависит ни от воли человека, ни от его достоинств, и приятного в этом ничего нет. Минуй нас пуще всех печалей и рабский гнев, и рабская печаль -- а мифы создаются рабской психологией. Она же и барская. Вот восьмеро сыновей Иессея -- Бог избирает одного в цари. Избирает по принципу Золушки: компенсация за размер. Если бы Давид сам полез на царство, это была бы самокомпенсация, то есть, чистая наполеоновщина. В любом случае, ничего хорошего это царство Давиду не принесло, судя по его псалмам и амурным похождениям. Оно было то слишком велико, то натирало.

Современному человеку Давид интересен настолько, насколько он остался одним из сыновей Иессея -- одним из многих. Его царские похождения слишком напоминают современный Восток, от Арафата до бен Ладена. Искреннее благочестие, искренняя агрессивность, искренние перепады настроения. А что остальные его семеро братьев? Как они жили? Христос от Давида, но не для Давида, не для царей, а для таких, как мы, которые в поте лица пашут всю жизнь одно и то же поле и в поте лица любят всю жизнь одну и ту же свою половину.

26.12.2001


Вот среди предков Иисуса цари Гессура (Гешура). Царь Фалмай имел честь стать тестем Давида. Повествование о завоевании Обетованной Земли сообщает, что "сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура" и те остались жить среди израильтян. Правда, Давид предпринял поход против Гессура и взял дочь царя в качестве не столько наложницы, сколько заложницы. В части военной Библии можно верить не больше, чем "Красной звезде". Сил не хватило, а то бы от Гессура осталось одно воспоминание - или не осталось бы и воспоминания. Потому что "царство" это вряд ли было больше иной вологодской волости. Где-то к северо-востоку от Васана и Галилейского озера. Потом эту землю прибрала к рукам Сирия.

Когда мы называем Создателя "Царь", у нас какой ряд ассоциаций? А такой - от тайги до британских морей, грудь вперед, баки расчеши, сорок тысяч курьеров... А когда еврей называл Создателя "Царь"? Это же на наши деньги выходит пятнадцать копеек от силы, старший писарь в сельсовете.

Нет, конечно у каждого своя точка отсчета, и для древнего иудея Фалмай был великая фигура, война с Гессуром - великой и, возможно даже, Отечественной войной (к завоеванному, вообще к украденному быстро привыкают). Только закрадывается страшная мысль: Боже мой, а мы про Тебя правильно соображаем, когда ставим Тебя в один ряд со всякими великими карлами, оттонами, петрами и иванами? А Твоего Сына - в один ряд с царевичем Димитрием или Алексием?..

30.12.2001

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова