Читая Библию
Тора или Пятокнижие: первое знакомство
Для иудея «Библия» это прежде всего и даже исключительно «Тора» — первые пять книг Библии. На церковнославянском эта часть Библии тоже имеет особое обозначение- «Пятокнижие».
При этом надо понимать, что Тора это не самая древняя часть Библии. Книги некоторых пророков древнее — относятся к VIII-VII векам до р.Х. Другое дело, что предания, изложенные в Торе, восходят безусловно к эпохе, предшествующей пророкам. Но не все тексты Торы таковы. Ее описания религиозных и светских законов написаны уже после возвращения евреев на родину из Плена и отражают обычаи далеко не древние. Более того, роль священников во всех событиях страшно преувеличена, и часто понять Тору означает понять, что текст написан с узко-клерикальной точки зрения. Например, одним абзацем упоминается установление монархии в Израиле. Монархия в Израиле явление позднее, в той же Библии о её установлении говорится очень критично (в книге Царств), а в Пятокнижии монархия упоминается лишь для того, чтобы провозгласить: цари должны повиноваться наставлениям священников. Конечно, это всего лишь утопия, мечты духовенства, в реальности никогда не воплощавшиеся.
Нормальный современный человек не в силах, конечно, читать древние юридические кодексы и не уснуть. Пожалуй, это к счастью, а то там есть такие законы, что они не могут не вызвать оторопи. Может быть, самый феерический — закон, описывающий порядок проверки супружеской верности, когда женщине дают пить воду, в которую насыпана земли из святилища и смыты чернила, которыми писались заклинания на листе папируса.
Тем не менее, есть в первых пяти книгах Библии рассказы, которые читаются с интересом, имеют внятный сюжет. Они заслуживают чтения не меньше, чем любые другие произведения древней литературы, только их трудно выделить.
К счастью, в электронном виде это легче. Например, можно отдельно прочитать рассказы о творении (помня, что это именно два разных рассказа, не о один) и о жизни праотцев. Совершенно изумительная вставная новелла о Валааме (да, и его ослице), в которой весь цимес и юмор в том, что Израиль воспевается с точки зрения врага. Это как если заставить Ленина петь оду Николаю II.
Но удобнее всего, что можно выделить в отдельный блок все тексты, рассказывающие о Моисее, которые в Пятокнижии перемежаются огромными сборниками законов.
Конечно, если очень хочется, то можно почитать отдельно сборник законов, не имеющих отношения к богослужению - это довольно компактная часть в книге Второзакония. Но самое интересное для людей с аналитическим складом ума занятие: прочесть три разных изложения Десяти заповедей (Декалога), обращая внимания на различия формулировок. Всего лишь прочесть, соблюдать не обязательно. Другое дело, что соблюдать заповеди занятие более увлекательное и творческое.