К оглавлению
Второе окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам.
Глава I.
Да будет известно вам, братие, каковы были обращения наши в Христе со всеми братиями нашими, в местах, в которыя мы ходили, дабы, если сие угодно вам во страхе Божием, и вы так же обращались. Мы же, с помощию Божиею, так обращаемся. С девами не живем, и не имеем к ним никакого дела, и с ними ни едим, ни пьем, и где спит дева, не спим, и не умывают женщины ног наших, и не помазывают нас, и совершенно не спим там, где спит дева, не принадлежащая мужу, или возрастная дочь, и если она одна в известном месте, там не ночуем. Если же застигнет нас время (т. е. отдыха) на каком либо месте, в поле, или в городе, или в деревне, где встретятся нам и найдутся братия, — входим к брату и созываем туда всех братий, и говорим с ними слова увещательныя и честныя. И умеющие между нами говорить говорят бодренно и благоговейно слова важныя, достопочтенныя и трезвенныя в страхе Божием, — и чтобы угодить Богу во всем, и чтобы предшествовать им (т. е. слушателямъ) и предварять их в делах благих, и быть во всем без притворства (sine fuco), как прилично и праведно народу Божию.
Глава II.
Если же случится, что мы очутимся далеко от домов и ближних, и склонится день, и наступит вечернее время, и братия, по братолюбию и страннолюбию, побудят нас остаться у них и бодрствовать с ними, чтобы они могли послушать и сотворить слова святыя Божии, и напитаться словами Господними, чтобы помнить их, и принесут нам хлеб и воду и чтó Бог послал, — в таком случае мы соглашаемся переночевать с ними, если там есть муж святый, и идем к нему и остаемся у него. И сам брат этот приготовит нам все необходимое, и сам будет служить нам, и сам умоет нам ноги и помажет нас елеем, и сам постелет нам ложе, вручая нас покрову Божию, и — мы спим. Все это брат оный святый, находящийся в том месте, где мы остановились, будет делать сам собою и служить братиямъ: и каждый из братий, находящихся в том месте, будет служить вместе с ним во всем, необходимом для братий. Женщина же — отроковица или имеющая мужа в то время — да не будет там, хоть богата она, хоть возрастна, христианская ли то раба, или язычница; но только одни мужчины с мужчинами. Если же увидим, что надобно стать и молиться за женщин и говорить слова увещания и назидания, — сзываем братьев и всех сестер святых и дев и всех женщин, находящихся там, со всякою скромностию и благоприличием, чтобы пришли для утешения истиннаго. И умеющие между нами говорить говорят и увещавают их речами, которыя Бог дал им. И тогда молимся, и приветствуем мужчины мужчинъ: жены же и девы окутывают руки своими одеждами, также и мы бодренно и со всякою скромностию, благоговейно поднявши очи горе, и со всяким благоприличием окутываем своею одеждою нашу десницу, и тогда придут (т. е. жены и девы) и приветствуют нашу десницу, окутанную одеждою [1]. Тогда идем, куда даст нам Господь.
Глава III.
Далее — если придем в такое место, где нет святаго брата (т. е. девственника), но все ведут жизнь супружескую (sunt socii), и примут брата, пришедшаго к ним, — все находящиеся там да служат ему и заботятся о нем во всем, тщательно и благосклонно; а оный брат, как равный, да принимает услуги их, как равный. И да скажет оный брат находящимся в том месте людям, ведущим жизнь супружескую: мы святые с женщинами ни едим, ни пьем, и не служат нам женщины или девы, и ног не умывают нам женщины, ни помазывают нас, и не обращаются с нами женщины, и мы не спим, где спят женщины, чтобы нам быть безупречными во всем и не быть кому либо в преткновение или соблазн, но, исполняя все это, быть без соблазна всякому человеку. Итак, как люди ведущии страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы (2 Кор. 5, 11).
Глава IV.
Если же случится нам удалиться в такое место, где нет мужчины, но все женщины и девы верныя, и убедят нас переночевать в том месте, — созываем всех их в одно место, на правую сторону, и спрашиваем их, как оне живут, как будто желаем узнать от них что нибудь, и, видя их образ мыслей, говорим с ними, как прилично, как люди боящиеся Бога. И когда созванныя соберутся все, и мы видим, как оне живут, — говорим с ними слова чистоты в страхе Божием, и читаем им писание, с благоговением изрекая слова краткия и сильныя, полныя страха Божия, со всяким умилением и душевным вниманием, делая все к назиданию и утверждению их, и с ними, как с союзницами, говорим о Господе, как подобает. Когда же склонится день и наступит время вечера, чтобы переночевать там, — избираем женщину старую и скромную более всех других, и говорим ей, чтоб дала нам место отдельно, куда бы не ходила ни женщина, ни дева, и принесла бы нам та женщина старая зажженную свечу и все, чтó нам необходимо, принесла бы нам, подобно тому как из любви к братии приносит все, что необходимо для служения братиям — странникам (гостямъ). Старуха же оная — та, которая во многих помышлениях долгим временем усовершилась, аще чада воспитала есть, аще странныя прият, аще святых нозе умы (1 Тим. 5, 10). И она, когда наступит время сна, уходит и идет домой с миром.
Глава V.
Если же удалимся в место и найдем там одну и единственную женщину верную, и не будет там никого другаго, кроме ея одной, — не останавливаемся там, и не молимся там, и не читаем там писаний, но бежим как от змия и как от сети греховной. Мы нисколько не презираем верную женщину, — да не будет, чтоб так мы разсуждали о братиях во Христе, — но поелику она одна, боимся, чтобы кто либо не наложил на нас ζήτημα в словах лжи, — ибо сердца человеков во зле положены и утверждены, — и чтобы не дать повода тем, которые желают, обвинять нас (1 Тим. 5, 14) и говорить о нас дурное, и чтобы никому не быть в соблазн. Поэтому отсекаем вину хотящим на нас вины (2 Кор. 11, 12); поэтому бережемся, чтобы никому не быть соблазном — ни иудею, ни еллину, ни Церкви Божией, и не ищем себе одним пользы, но — полезнаго для многих, да спасутся (1 Кор. 10, 32-33): ибо и нам неполезно, если кто будет соблазняться нами. Будем же тщательно во всякое время беречься, чтобы не дать преткновения братиям и не подвергнуть их смущению мыслей, будучи для них соблазном. Ибо если ради пищи скорбит брат, или претыкается, или немощствует, или соблазняется, то мы не ходим в любви Божией. Ради пищи твоей губишь того, егоже ради Христос умре. Итак, согрешающе в братию вашу и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете. Темже аще брашном соблазняется брат, — да скажем верные, — не имамы ясти мяса во веки, да не соблазним брата нашего (1 Кор. 8, 10-13). Все это делает всякий, кто истинно любит Бога, кто истинно несет крест свой и облекается во Христа и любит ближняго своего, кто хранит душу свою так, чтобы и ему никто не был соблазном, и им не соблазнился кто либо и умер — по той причине, что он учащает к девам и живет у них, что не прилично, к разстройству тех, которые видят и слышат эти недобрыя отношения, исполненныя претыкания и опасности и близкия к смерти, чтó не подобает христианину. Блажен человек, который бережется и боится всего ради чистоты.
Глава VI.
Если же случится нам зайти в такое место, где нет христианина, и побудят нас остаться там на несколько дней, то да будем мудри яко змия и цели яко голубие (Матф. 10, 16), и не будем как немудрые, но как премудрые, во всяком обучении страха Божия, да славится Бог во всем чрез Господа Иисуса Христа, чрез отношения ваши чистыя и святыя. Аще бо ямы, аще ли пиемы, аще ли ино что творим, вся в славу Божию да творимъ (1 Кор. 10, 31), так чтобы все видящие нас познали, что мы семя благословенное и святое, сыны Бога живаго — во всем, во всех словах, в благоговении, в скромности, в правоте [2], — чтобы мы ни в чем не подражали язычникам, и, верные, не были подобны (прочимъ) людям, но во всем отчуждены были от злых, и не бросали святая псом и бисер свиниям (Матф. 7, 6), но во всяком научении и всяком знании и всяком страхе Божием и всякой бодрости ума прославляли Бога. Ибо мы не так служим, как пьяные язычники, богохульствующие в забавах своих, в словах обольщения [3] по причине нечестия своего. Поэтому мы не поем язычникам и писаний не читаем им, да не будем подобны поющим или играющим на арфах, или поющим голосом, или гадальщицам, как многие, которые занимаются этим и делают это, чтобы насытиться кусочком хлеба глупости, и ради небольшаго приема вина идущие и поющие песни Господни на земли чуждей, языческой (Псал. 136, 4), и делающие чего не следует. Не делайте так, братие! Просим вас, братие, да не делается этого между вами, но воспящайте и тем, которые избрали себе это и обращаются в глупости и безразсудстве. Не нужно, бритие, быть сему так. Просим же вас, братие правды нашей, да будет сие так у нас [4] в пример верующим, которые имеют уверовать. Да будем в числе овец Христовых, святых и праведных всякою правдою и во всяких отношениях, обращаясь в правоте и святости, как подобает верным, и почитая честных, скромных и святых, прославляя и величая, и украшая собою всех общников в труде [5]. Ибо вы — радость наша и венец наш, и надежда наша, и жизнь наша, если стоите о Господе (Флп. 4, 1) и если истинно верны и правы во всем о Господе. Аминь.
Глава VII.
Итак, братие, разсмотрим и увидим, каким образом обращались все отцы праведные во все время жизни своей: разыщем и изследуем от (ветхаго) закона до новаго завета. Ибо и хорошо и полезно — знать, сколько и каких людей погибло чрез женщин, и сколько и каких женщин погибло чрез мужчин, — от частаго посещения, каким посещали они друг друга. Потом я покажу еще, сколько и каких мужей жили с мужами все время жизни своей, и даже до конца пребыли во взаимном общении в служении чистоты без порока.
Глава VIII.
И это явно и известно, что таков был Иосиф — верный, благоразумный, мудрый, праведный и благочестивый во всем. Не восхотела ли женщина красоты его — чистаго и праваго? И когда он не поддался и не склонился сотворить похоть и волю ея, — в похотении она подвергла мужа праведнаго всякому озлоблению и мучению, даже до смерти, посредством свидетельства ложнаго. Бог же освободил его от всех бедствий, постигших его чрез негодную супругу (Быт. гл. 39-41). Видите, братие, неутомимость плотскаго взора этой египтянки, как жег он мужа праведнаго. Поэтому не будем часто у жен и дев, ибо это не пользует тем, которые хотят видеть чресла свои в истине. Надлежит же любить сестер во всякой святости и чистоте, со всякою сдержанностию мысли, в страхе Божием, не часто с ними обращаясь, да не привыкнет нога наша быть у них во всякий час.
Глава IX.
Не слышал ли ты о Сампсоне — назорее, муже храбром, с которым был Дух Божий? Этот муж был назорей и свят Богу, и был в мужестве и силе: жена его погубила дешевым телом и похотью злою (Суд. гл. 13 и 14). Не будь как он; знай себя, знай цену свою; мужняя жена уловляет дорогия души. Поэтому совершенно не советуем мужчине — сидеть у замужней жены, и всякому — обитать с дочерью возрастною, или спать, где она спит, или бывать с нею часто. Это противно и не сообразно со страхом Божиим.
Глава X.
Не учит ли тебя поступок Давида, котораго нашел Бог мужем по сердцу своему, человеком верным, совершенным, святым, истинным (Псал. 88, 21; Деян. 13, 22)? Он увидел красоту женщины, — я говорю о Вирсавии, — увидел ее моющеюся и купающеюся, нагою. Увидел ее муж святый, и по-истине пленен был желанием видеть ее. Видите, какое зло учинил ради жены: и согрешил муж оный праведный, и повелел убить мужа ея, и это на войне (2 Цар. гл. 11). Видите, сколько злых коварств соединил и сделал, и ради похоти жены убил убийством — Давид, который назван Христом Господним (Псал. 19, 7; 88, 21. 52). Научись, человек, — если такие мужи погибли чрез женщин, то какова твоя праведность, или каков ты между святыми, если обращаешься с женами и девами ночью и днем, в безумии многом, без страха Божия? Нет, братие, не так будем обращаться по падении их, но будем памятовать слово, говорящее о женщине: руки ея держат узы, и сердце ея уготовляет сети; праведный вырывается от нея, а нечестивый падает в руки ея (Еккл. 7, 27). Будем же остерегаться, чтобы не жить нам святым с дочерью возмужалою: ибо не добры и неправедны такия обращения раба Божия.
Глава XI.
Не читал ли ты об Амноне и Ѳамари, детях Давида? Этот Амнон возгорелся похотью к сестре своей, и унизил и не пощадил ее, поелику воспламенился к ней похотью гнусною, и сделался зол и нечестив ради связи с нею, которая не была в страхе Божием, и сделал дело гнусное во Израили (2 Цар. гл. 13). Поэтому не следует и не прилично обращаться с сестрами в смехе и распущенности, но со всякою чистотою и святостию и в страхе Божием.
Глава XII.
Не читал ли ты об имени (de familia) Соломона, сына Давидова, коему дал Бог премудрость, и знание, и величие сердца, и богатство, и славу великую — паче всех людей? И он погиб чрез женщин, и отступил от Господа (3 Цар. гл. 11).
Глава XIII.
Не читал ли и не знаешь о старейшинах опых во дни Сусанны, которые, поелику часто бывали с женщинами и засматривались на красоту чужую, пали в глубину похотения и не съумели удержаться в сознании долга непорочности, но были побеждены [6] лукавою мыслию, и поднялись против Сусанны блаженной, чтобы растлить ее? А она не совершила желания их постыднаго: но поведала Богу, и освободил ее Бог от рук старцев нечестивых (Дан. гл. 13). Итак, не следует ли нам бояться и страшиться их (т. е. женщинъ), когда эти старцы, судьи и пресвитеры народа Божия ради женщины отказались от чести своей? Они не вспомнили слова сего: не засматривайся на красоту чужую, и: красоты женщин многих погубили, и: с мужатицею отнюд не седи (Сир. 41, 26; 9, 9. 12). И опять (не вспомнили) того, кто сказалъ: ввяжет ли кто огнь в недра, риз же своих не сожжет ли? Или ходит муж на огне, и ноги его не обожгутся? Так всякий, кто входит к жене мужатей, не чист от зла, и не выйдет, каким пришел к ней (Прит. 6, 27-29). И еще говорит (Писание): не желай красоты женщины, чтоб она не пленила тебя ресницами своими, и не назирай девы, да не погибнешь в желании ея, и к хорошо поющей не примешайся (Сир. 9, 3-5); и: мняйся стояти, да блюдется да непадет (1 Кор. 10, 12).
Глава XIV.
Посмотрите еще, чтó сказали мужи святые о пророках и апостолах Господа нашего. Вы увидите, что никто из святых [7] не был часто с девами, ни с замужними молодыми женщинами, ни с вдовами, которых бегает божественный апостол (1 Тим. 5, 11). Разсмотрим [8] обращение в страхе Божием святых мужей. Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались [9]; так же — и Иисус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины — отдельно в колене своем. И по заповеди Господней они (израильтяне в пустыне) так и ходили, как народ мудрый, чтоб не было замешательства какого изъ-за женщинъ: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли безпрепятственно. Ибо так свидетельствуют священныя писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) Господни, глаголюще: поим Господеви, славно бо прославися. И когда Моисей перестал петь, тогда Мариам, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно (Исх. 15, 1. 20). Далее — и Елиссея, и Гиезия (Гехази), и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них (4 Цар. 2, 3. 15; 4, 38; 6, 1; 9, 1). Миху (Micham) и пророков всех тоже находим жившими в страхе Господнем (1 Цар. 10, 10; 19, 20; 3 Цар. 18, 4).
Глава XV.
И — чтоб не говорить слишком долго — что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал два два вместе (Марк. 6, 7), мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всем. И сам Господь Иисус Христос, когда говорил с оною женою самарянкою у кладязя на-едине и ученики пришедши нашли его говорящим с нею, — удивились, что Он стоит и беседует с женою (Иоан. 4, 27). Не в Нем ли дан неуклонный предел, край и образец для всех родов человеческих? Но и это не все: и по воскресении своем от мертвых, когда Мария прибежала ко гробу и, падши к ногам Господа и поклонившись Ему, хотела обнять Его (eum apprehendere), Он сказал ей: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу моему (Иоан. 20, 17). Не удивительно ли, что Господь не позволил Марии, жене блаженной, прикоснуться к ногам своим, а ты живешь с женщинами и девами, и оне служат тебе, и спишь, где оне спят, и оне умывают тебе ноги и помазывают тебя? Горе душе неправедной! Горе душе безстрашной! Горе этой смелости и глупости, которая без страха Божия! Отчего не осуждаешь себя? Отчего не испытываешь себя? Отчего не знаешь себя и меры своей? Вот что верно, вот что правильно и праведно; вот в чем непреложные пределы для тех, которые искренно обращаются в Господе. Жены же многия святыя служили святым от имений своих (Лук. 8, 3). Так служила Елиссею соманитяныня (суламитянка-sulamitis), но с ним не жила, и пророк жил в отдельном доме. И когда умер сын ея, и она хотела броситься к ногам пророка, но слуга не позволил и запретил ей это, — Елиссей сказал отроку: остави ю, яко душа ея болезненна в ней (4 Цар. 4, 8. 27). Отсюда надлежит уразуметь жизнь ихъ: Господу Иисусу Христу служили жены от имений своих, но с ним не жили; и апостолам, и Павлу, как находим, тоже служили женщины (1 Кор. 9, 5), но они с ними не жили, а целомудренно, свято и безпорочно обращались пред Господом, и скончали течение свое и приняли венец свой от Господа Бога всемогущаго (2 Тим. 4, 8).
Глава XVI.
Посему просим вас, братие о Господе, да сие сохраним между нами и сие помышляем, чтоб нам быть едино с вами и вам едино с нами (in nobis), и чтоб во всем все мы были одна душа и одно сердце в Господе. Иже знает Господа, послушает нас, а иже несть от Бога, не послушает нас (1 Иоан. 4, 6). Кто действительно хочет сохранить святость, — послушает нас, и дева, истинно желающая сохранить девство, послушает нас, а которая не хранит девства своего по-истине, не послушает нас.
За сим здравствуйте в Господе все святые. Мир и радость да будет с вами от Бога Отца, чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Примечания:
[1] Salutent dextram nostram involutam vestibus. Переводим буквально, хотя приветствуют нашу десницу — выражение неупотребительное и несколько странное. Должно быть, это приветствие состояло не в целовании десницы, а в пожатии рук, потому что, как сейчас сказано, и женщины окутывали свои руки.
[2] Финетти: в смирениии — in humilitate.
[3] Финетти: нечистоты.
[4] Финетти: у нас и у васъ.
[5] И здесь мысль св. отца выражена не совсем ясно и сбивчиво.
[6] Переведено по поправке Финетти; а по переводу Ветштейна: были проданы — venditi sunt.
[7] Финетти: посмотрим, бывал ли кто из святых часто с девами и проч.
[8] Переведено по поправке Финетти; а у Ветштейна — intelligamus.
[9] Финетти: которые обращались так же, как и они (т. е. как Моисей и Ааронъ).
Печатается по изданiю: Два окружныя послания св. Климента Римскаго о девстве, или к девственникам и девственницам. // Журнал «Труды Кiевской Духовной Академiи». — 1869 г. — Май. — С. 215-227.
|