К оглавлению
ВОЗНЕСЕНИЕ МОИСЕЯ
Cм. также у Меня,
1985.
Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. по Р. X.
(вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие
греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан
греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полком виде "Вознесение Моисея"
сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет
собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся
к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31-32
главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем
случае предположительно.
Editio princeps:
А. М. Ceriani. Monumenta sacra et prof ana. I, fasc. 1, Milano, 1861.
Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise.
// Semitica, Э 19, 1970.
I. [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две
тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, - четырехсотый
по отправлении из Финикии, {Речь идет о переселении Иакова с сыновьями в Египет.
Финикией назван Ханаан.} - когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом
по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына
Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета
со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его, {Втор. 31:14.}
- дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее
через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово:
"Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием,
в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира.
Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от
начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя.
Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его.
И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение
отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги,
кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах
глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до
дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней. {Ср. Втор. 31:25
сл.}
II. Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их.
В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им
царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу
их по суду и справедливости.
После того как войдут в землю свою, пройдет [пять] {Число "пять"
вставлено издателями на основании Нав. 14:10.} лет, и будет власть вождей и тираннов
восемнадцать лет, {Подразумеваются не реальные годы, а царствования, а именно
правление 15 судей и трех царей единого Иудейского государства - Саула, Давида
и Соломона.} и на девятнадцать лет {Речь идет о правителях Израильского (Северного)
царства - от Иеровоама I до Осии.} отделятся десять колен, ибо отойдут два колена
и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища
своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам
своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет: {Речь идет о правителях
Иудейского (Южного) царства.} за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду
девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят
договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным
богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления,
и многих идолов всех животных сделают.
III. В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их,
и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды
он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена
уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица,
покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: "Праведен
и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?" Тогда восплачут
десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: "Что сделали мы
вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?" И все колена восплачут,
вопия к небу и говоря: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет
Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда
не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им". {Быт. 15:18; 26:24;
28:13.}
И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к
ближнему своему: "Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей в пророчествах
своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение
сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим
мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его,
и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена, {Ср. Втор. 28:15
слл.} и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами
около семидесяти семи лет." {Цифра преувеличена - ср. Иер. 25:11 (70 лет);
реально время Вавилонского плена не превышает 60 лет.}
IV. Тогда войдет один, стоящий над ними, {Вероятно, речь идет о пророке Данииле.}
и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: "Господи,
Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ
был народом Твоим избранным, - тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который
заключил Ты с отцами их. И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми
своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри
и смилуйся над ними, Господь небесный!" Тогда воспомнит о них Бог по завету,
что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена
в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их.
Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят
укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо
не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся
среди племен во времена пленения их.
V. {Текст главы испорчен. Можно предположить, что в ней говорится о правителях
из Хасмонейской династии (II-I вв. до Р. X.).} Когда же приблизятся времена обличения,
мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину.
Потому и было сказано: "Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности,
и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам.
И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу
- не жрецы, но рожденные рабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя
их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность
в наказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями
и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Господа, судьями станут
и судить будут, кто как пожелает".
VI. Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого
Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь
дерзновенный, который не будет из рода священнического. {Речь идет о царе Ироде,
который был не только не священником, но даже не евреем, а идумеянином.} Сей человек
- безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он
вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал
никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх
пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили
его Египтяне, тридцать четыре года, {См. Иосиф Флавий. Иудейская война, I, 33,
8.} и покарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго,
и придут в землю их когорты мощного царя Западного, {Подразумевается карательная
экспедиция в Иудею и Галилею римского полководца Вара (4 г. до Р. X.). См. Иосиф
Флавий. Иудейские древности, XVII, 10, 9 сл.} и одолеет он их и уведет в плен
и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.
VII. {Текст главы очень сильно испорчен.} После того совершатся времена <...>
и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными,
и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми
во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками <...>
пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию <...>
и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев,
в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: "Будут
у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем,
словно князья". И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых.
И скажут они: "Не касайся, да не осквернишь места моего <...>"
VIII. Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени.
Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет
на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит
в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики,
обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание. {Ср. 1 Мак. 1:15; Иосиф
Флавий. Иудейские древности, XII, 5, 1.} Будут карать их пытками, огнем и железом,
заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят
их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова
хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.
IX. Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо. {Высказывалось
много догадок относительно того, кто тут имеется в виду. Правдоподобной представляется
гипотеза, что прототипом этого вымышленного персонажа является герой Второй и
Четвертой (апокрифической) Книг Маккавейских книжник Елеазар, принявший мученическую
смерть - см. 2 Мак. 6-7; 4 Мак. 1. Если это верно, нужно предполагать, что настоящее
имя должно писаться "Таксок", т. к. суммы числовых значений букв в именах
"Елеазар" и "Таксок" равны. Кроме того, во Второй Книге Маккавейской
вслед за Елеазаром погибают от рук язычников семеро сыновей одной матери, а в
нашем месте говорится о семерых сыновьях самого Таксо.} Имея семерых сыновей,
обратится к ним с просьбою: "Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение
народу - жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие
доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление
в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня,
дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни
праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем
поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и умрем
лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. Если так сотворим
и умрем, кровь наша отомщена будет пред Господом".
X. И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет
конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на
небесах, {Очевидно, речь идет об архангеле Михаиле. Ср. Дан. 12:1, а также кумранскую
Войну сынов света против сынов тьмы (17:6).} и тотчас избавит он их от врагов
их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища
Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожит земля и до пределов
своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце
не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь,
и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и
реки высохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит
народам и уничтожит всех идолов их. {Ср. Книги Сивилл VIII, 231-243; Откровение
Петра V.} Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья
орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе
звездном в месте пребывания звезд. И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих
на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю
твоему. Ты же, Иисус Навин, сбереги слова сии и книгу сию. Ибо от того дня, когда
приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен. {Возможно,
имеются в виду 250 седмин (= 1750 лет).} Столько времени пройдет, пока не прейдут
времена.
Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебя избрал
Бог быть мне преемником в завете сем". {Втор. 31:7.}
XI. Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и все, что
предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал
с ним. И отвечал ему Иисус и сказал: "Утешишь ты меня, господин мой Моисей,
и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих,
и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева. Какое место примет
тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного
места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле,
твоя же могила - от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона {То есть
от юга до севера.} - весь мир есть могила твоя, господин мой. Уходишь ты, и кто
будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути,
и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков.
Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы,
что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается,
дабы не поранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их и
насыщу их? Ведь их - шестьсот тысяч {Рукописное чтение - "сто тысяч".
Исправление (DC вместо С) сделано на основании Исх. 12:37; Час. 1:46.} - возросло
их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у меня мудрость и какое
разумение в доме Божием словами судить и давать ответы? Но и цари Аморрейские,
когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого,
достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всем, божественного
пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, - и скажут они
тогда: "Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему,
нет у них заступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моисей, великий
вестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь
и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков
своих и клятвами умилостивляя Господа". Итак, скажут они: "Не с ними
Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли". Вот как будет с народом сим, господин
мой Моисей".
XII. И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым. И взял Моисей
его за руку и посадил пред собою на сидение. И отвечал и сказал ему Моисей: "Иисус,
не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим. Все народы, какие есть
в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира.
И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но
все он предусмотрел и устроил... Все в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется...]
{Текст испорчен.} Меня поставил он молиться за них и за грехи их - и заступником
быть им - не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения
Его. Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников;
все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они. Итак,
творящие и совершающие заповеди Божий возрастают и по доброму пути продвигаются,
а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано.
И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того,
чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил. {Втор. 30:4.} Ибо выйдет Бог, провидящий
все вовеки, и тверд завет Его и клятва в том, что..."
|