К оглавлению
ОТКРОВЕНИЕ ПЕТРА
Этот один из самых ранних христианских апокрифов был создан в начале II в.
и долгое время - до того, как сформировался канон Нового Завета - признавался
многими верующими подлинным произведением Апостола Петра. Канон Муратори (конец
II в.) признает его наравне с Откровением Иоанна, правда, с оговоркой, что этот
текст "некоторые из наших не хотят читать в церкви". В "Истории
Церкви" Евсевия Кесарийского (III, 25), написанной в первой половине IV в.,
Откровение Петра уже отнесено к подложным писаниям.
Во всяком случае, апокриф пользовался широкой известностью у ранних христиан.
Однако впоследствии текст его был утрачен и только в конце
XIX в. в Египте обнаружили фрагмент "Откровения" на языке оригинала
- греческом. В начале
XX в. был найден и опубликован полный текст апокрифа на эфиопском языке.
Editio princeps (полный текст) в издании:
S.Grebaut. Revue de 1'Orient Chretien, 1910.
Перевод выполнен по изданию:
E.Hennecke. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Ubersetzung. Bd. 2. Tubingen,
1964.
В той части памятника, которая сохранилась на обоих языках, имеются довольно
существенные различия, и в предлагаемом переводе предпочтение отдано греческому
тексту, но кое-что дополнено по эфиопской версии. Та часть, которая сохранилась
только на эфиопском, и дополнения помещены в квадратные скобки.
Полный русский перевод "Откровения Петра" публикуется впервые. Что
касается греческой части апокрифа, то она была уже переведена на русский А. Б.
Рановичем и опубликована в его книге "Первоисточники по истории раннего христианства"
(М., 1933).
[I. И когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему те, кто были с Ним,
и молили Его, и просили Его, говоря: Возвести нам, каковы признаки Твоего пришествия
и кончины мира, дабы знали мы и заметили время Твоего пришествия и научили грядущих
за нами, которым мы проповедуем слово Твоего благовестил и которых вводим в Твою
Церковь, дабы они, когда услышат, обратили внимание и заметили время Твоего пришествия.
{Мф. 24:3.} И Господь наш отвечал нам, говоря: Берегитесь, чтобы не прельстили
вас, {Мф. 24:5.} и чтобы не усомнились вы и не стали служить иным богам. Многие
придут под именем Моим, говоря: Я Христос. {Мф. 24:4.} Не верьте им и не сближайтесь
с ними. {Ср. Лк. 17:23; Мф. 24:26.} Ибо пришествие Сына Божия не явится приметным
образом, но как молния, сияющая от востока до запада, {Лк. 17:20; Мф. 24:27.}
так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. {Мк. 13:26.}
Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я во славе Моей. В семь раз
ярче солнца буду сиять Я, и так приду Я во славе Моей с Моими святыми, с Моими
ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главу Мою, дабы судил Я живых и мертвых,
{1 Пет. 4:5.} и воздам каждому по делам его. {Мф. 16:27.}
II. Вы же возьмите подобие от смоковницы: когда появятся у нее листья и все
ветви ее станут мягкими, наступит конец мира. {Ср. Мк. 13:28-29.} И я, Петр, отвечал
Ему и сказал: Объясни мне о смоковнице, и как узнаем мы это, ибо все свои дни
дает листья смоковница, и каждый год приносит она плод свой хозяевам своим. Что
же значит подобие о смоковнице? Мы не знаем этого. - И отвечал мне Учитель и сказал
мне: Ты не понимаешь, что смоковница есть дом Израилев? Человек насадил смоковницу
в саду своем, она же не приносила плода. И он искал плодов ее долгие годы. И не
обретя их, сказал он сторожу сада: "Вырви эту смоковницу, дабы не делала
она нашу землю неплодородной!" И сказал садовник Богу: "Мы, слуги, очистим
ее от сорной травы, и окопаем землю возле нее, и польем ее водой. Если же и тогда
не принесет она плода, тотчас удалим ее корни из сада и посадим другую на ее место".
Не понял ты, что смоковница есть дом Израилев? Истинно говорю тебе, когда в конце
ветви ее станут мягкими, придут лжехристы {Мк. 13:22.} и возбудят надежду, говоря:
"Я Христос, {Мф. 24:5.} уже являвшийся в мир". И когда увидят они, что
злы дела их, {То есть дела лжехристов.} отвернутся от них и прославят того, которому
возносили хвалу наши отцы, распявшие первого Христа и тяжко тем согрешившие. {Вероятно,
текст испорчен.} Но этот лживый не есть Христос. И когда станут они его проклинать,
будет он убивать мечами, и будет множество мучеников. Тогда станут ветви смоковницы,
сиречь дома Израилева, мягкими, но многие станут от руки его мучениками, они умрут
и станут мучениками. Енох и Илия будут посланы, чтобы научить их, что это обольститель,
который придет в мир и должен дать знамения и чудеса, чтобы прельстить. {Мк. 13:22.}
И потому станут те, кто умер от руки его, мучениками и причислены будут к добрым
и праведным мученикам, угодившим Богу в жизни своей.
III. И явил Он мне в деснице Своей души всех людей и на правой ладони Своей
образ того, что должно свершиться в последний день: то, как будут разделены праведники
и грешники, и каковы будут праведные сердцем, {Текст несколько испорчен.} и как
будут злодеи истреблены на все века. Мы видели, как плакали грешники в великой
скорби и печали, пока не заплакали все, кто видел их своими глазами, - будь то
праведники, ангелы или Он Сам. Я же вопросил Его и сказал Ему: Господи, позволь
мне сказать об этих грешниках слово Твое: "Лучше было бы им не родиться".
{Мф. 26:24.} И отвечал мне Спаситель и сказал мне: О Петр, отчего ты говоришь
так - "лучше было бы им не родиться"? С Богом споришь ты. Не можешь
ты жалеть подобие Его более, чем Он. {Ср. 3 Езд. 4:34.} Ибо Он создал их и привел
туда, где не было их прежде. Оттого огорчилось сердце твое, что видел ты скорбь,
которая поразит грешников в последние дни, но Я покажу тебе дела их, коими согрешили
они против Всевышнего.
IV. Посмотри теперь, что поразит их в последние дни, когда придет день Бога.
И будут в день суда Божия все люди собраны от востока до заката пред Отцом Моим,
вечно живым, и Он повелит аду, чтобы отверз он свои стальные засовы и отдал все,
что есть в нем. {Откр. 20:13.} И диким зверям и птицам повелит Он, чтобы отдали
они все мясо, которое съели, ибо пожелает Он, чтобы вновь стали видимы люди. Ибо
для Бога ничто не умирает, и ничто не бывает невозможно для Него, ибо все Его.
И все будет в день суда по слову Божию, и все происходит, как Он сотворил мир
и все, что в нем, - повелел Он и все стало - так же будет и в последние дни, ибо
для Бога все возможно, и так говорит он в Писании: "Сын человеческий, изреки
пророчество о разделенных костях и скажи костям: кости к костям в члены, мышцы,
жилы, плоть и кожу и волосы на ней". {Иез. 37:4 слл.} И душу и дух даст им
великий Уриил по велению Бога. {Ср. Книги Сивилл II, 227-231.} Ибо Господь призвал
его для служения в день суда при воскресении мертвых. Смотрите и вспомните о семенах,
посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю. И прорастают они, приносят
плод, и землю возвращает их как доверенный залог. И то, что умирает, что сеется
в землю как семя, оживает и возвращается к жизни, - это человек. Насколько же
больше воскресит Бог из тех, кто верит в Него и кто избраны Им, ради которых создал
Он землю, в день суда, и все вернет земля в день суда, ибо она будет также судима
в тот день, и небо с нею. {Это место цитирует Макарий Великий (Ответы, IV, 6).}
V. И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех: огненные
водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды
обратятся в пылающие угли, и все на земле будет гореть, и море станет огнем, и
под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева. {Ср.
Ис. 34:4; 2 Пет. 3:10. На это место также ссылается Макарий Великий (Ответы, IV,
7).} И звезды расточатся от пламени огненного, словно бы и не были они сотворены,
и тверди небесные прейдут от недостатка воды и станут как несотворенные. И будут
молнии на небе, и колдовство их испугает мир. {Возможно, текст испорчен.} И дух
трупный будет им подобен и станет по велению Бога пламенем. И когда все творение
уничтожится, побегут люди, что на востоке, на запад, а те, что на западе, - на
восток; а те, кто на юге, побегут на север, те же, кто на севере, - на юг, и повсюду
встретит их гнев ужасного огня. И погонит их пламя неугасимое, и принесет их к
суду гнева ручьем неугасимого пламени, что течет и одновременно огонь в том ручье
пылает; и оттого, что разойдутся в кипении волны его, великий скрежет зубов будет
у сынов человеческих. {Мф. 8:12 и др.}
VI. И узрят все, как Я сойду на вечно сияющем облаке и ангелы Божий, кои воссядут
со Мною на престоле славы Моей одесную Отца Моего небесного. {Мф. 16, 27; Лк.
9:26 и др.} И наденет Он венец на Мою главу. И когда узрят это народы, восплачут
они, каждый народ в отдельности. И повелит Он им, дабы пошли они в огненный ручей,
{Ср. Дан, 7:9 сл.} а дела каждого предстанут перед ними. И воздастся каждому по
делам его. {Пс. 61:13; Мф. 16:27.} Что до избранных, делавших добро, придут они
ко мне и не узрят огня, пожирающего смерть. {Неясное место.} Но злодеи, грешники
и лицемеры будут стоять в глубинах не исчезающей тьмы, и кара их - огонь, и ангелы
принесут их грехи, и приготовят им место, где будут их казнить вечно, каждого
по прегрешению его. Ангел Божий Уриил принесет души тех грешников, что погибли
в потопе, и всех, что жили во всех идолах, во всяком изваянии и всех изображениях
тех, кого называли богами, на всех холмах, и на камнях, и у дорог. {Не вполне
ясное место, перевод предположительный.} И вместе с жилищами своими сгорят они
в огне вечном. И когда погибнут они с жилищами своими, будет над ними суд вечный.]
{Здесь, очевидно, есть какой-то пропуск.}
21. Но я увидел и другое место, напротив этого, совершенно мрачное. И было
то место казни, и те, кого казнили там, и ангелы казнящие носили мрачные одежды,
будучи одеты соответственно воздуху в этом месте.
22. И некоторые были там подвешены за язык. Это были те, которые предали поруганию
путь праведности, и под ними был огонь, который пылал и мучил их. 23. И было там
большое озеро, наполненное горящим илом, в котором стояли некоторые люди, отвернувшиеся
от праведности, и ангелы мучили их.
24. Но были там и иные: женщины, повешенные за волосы над этим кипящим илом.
Это были те, которые наряжались для прелюбодеяния. А те мужи, которые сошлись
с ними и запятнали себя прелюбодеянием, были подвешены за ноги, и головы их были
в иле, и громким голосом кричали они: "Не думали мы, что попадем в это место".
25. И видел я убийц и их сообщников, брошенных в ущелье, полное ядовитых червей,
и мучимые ими, извивались они сами в муках. Черви же обрушивались на них словно
темные тучи. А души убитых стояли рядом, взирали на казнь тех убийц и говорили:
"О Боже, праведен суд Твой!" {Откр. 16:7; 19:2.}
26. Вблизи этого места увидел я другое ущелье, в который сбегали гной и нечистоты
мучимых, и становились они там озером. И сидели там женщины, которым гной доходил
до шеи, и сидело напротив них множество детей, родившихся до срока, и плакали
они. И исходило от них пламя огненное и поражало женщин в глаза. {Это место цитирует
Климент Александрийский (Избранные места, 41).} Это были те, которые зачали детей
вне брака и изгнали их из чрева. [Другие мужи и женщины стоят выше их. И дети
их стоят здесь напротив них в месте восторга. И они вздыхают и вопиют к Богу о
родителях своих: "Это те, которые оставили и прокляли и преступили заповеди
Твои. И убивали они нас и проклинали ангела, создавшего нас, и вешали нас. И отняли
они у нас свет, который Ты дал всем". И молоко их матерей течет из грудей
их и свертывается и дурно пахнет, и выходят оттуда звери, пожирающие плоть, и
выходят они, обращаются и мучат их вечно с их мужами, ибо оставили они заповедь
Божию и убивали своих детей. Дети же их будут отданы ангелу Темелуху. {Это место
цитирует Климент Александрийский (Избранные места, 48-49). Темелух - по Откр.
Павла 16 - злой ангел.} И тех, которые убили их, будут вечно мучить, ибо того
хочет Бог.] 27. А другие мужи и женщины стояли [по воле ангела гнева Эсраила]
до середины своего тела в пламени, и были бросаемы в мрачное место и бичуемы злыми
духами, и внутренности их пожирались червями неусыпными. То были те, которые преследовали
праведных и предавали их. 28. И были рядом с ними иные мужи и женщины, которые
кусали свои губы, и мучили их и огненным железом сжигали им глаза. Это были те,
кто хулили и предавали поруганию путь праведности. 29. А напротив этих были снова
иные мужи и женщины, которые откусывали языки свои и имели пламень огненный в
устах своих. Это были ложные свидетели. 30. А в другом месте были пылающие кремни,
острее мечей и всяких копий; и мужи и женщины, одетые в грязные лохмотья, катались
по ним в муках. Это были те, кто были богаты и полагались на богатство свое и
не жалели сирот и вдов, но презирали заповедь Божию.
31. В ином великом озере, полном гноя и крови и вскипающего ила, стояли мужи
и женщины до колен. Это были те, кто давали деньги в рост и требовали проценты
за проценты.
32. Другие мужи и женщины, которых сбрасывали с высокого обрыва, падали вниз,
после чего мучители их вновь заставляли их подниматься наверх, а затем вновь сбрасывали
их вниз, и не было им отдохновения от этой муки. Это были те, которые осквернили
тела свои, отдаваясь как женщины. А женщины среди них были те, которые вступали
друг с другом в связь как мужи с женщинами. 33. И было у обрыва того место, наполненное
[ангелом Эсраилом] пламенем сильнейшим. И стояли там мужи, которые руками своими
творили идолов вместо Бога. И были там иные мужи и женщины, державшие пылающие
розги и бившие ими друг друга, и не было им никогда отдохновения от этой муки.
34. А рядом с ними были еще иные мужи и женщины, которых жарили и пекли на вертелах.
Это были покинувшие путь Божий.
[XI. И было другое место весьма возвышенное... {Опущено несколько неясных слов.}
мужи и женщины, совершившие преступление, катятся там вниз, в ужасное место. И,
упав в бушующее пламя, поднимаются они вверх и вновь падают вниз, и так повторяется
все время. Такая казнь им навек. Это те, которые не почитали отца и мать и отреклись
от них по своей воле. За то им наказание вечное. Затем приводит ангел Эсраил детей
и дев, чтобы показать им казнимых. Казнятся они болью, подвешиванием и множеством
ран, кои наносят им плотоядные птицы. Это те, которые полагаются на грех свой,
не слушаются родителей своих и учению отцов своих не следуют, а тех, кто старше
их, не почитают. С ними девы, они облекаются тьмою как одеждами, и сурово казнят
их, разрывая их плоть. Это те, которые не сохранили своего девства до времени
вступления в брак, и претерпевая эту муку, получают они наказание за то. И вот
другие мужи и женщины, которые беспрестанно откусывают себе языки и в то же время
терпят муку от огня вечного. Это рабы, которые не были покорны своим господам.
Такова казнь их навек.
XII. И при этой казни слепые и немые мужи и женщины белых одеждах. И сбиваются
они в одну толпу и падают на угли огня неугасимого. Это те, которые подают милостыню
и говорят: "Мы праведны пред Богом", сами же праведности не имели. {Текст
не совсем ясный.}
Выводит ангел Эсраил из этой казни и ставит пред судом. Таков суд их. Течет
огненный ручей, и все судимые попадают в тот ручей. Ставит их туда ангел Уриил.
И есть тут огненные колеса, и мужи и женщины приковываются к ним силою вращения
колес этих. И горят те, которые во рву. Это колдуны и колдуньи. Этим колесам при
каждом суде несть числа.
XIII. Потом привели ангелы Моих избранных и праведных, которые совершенны во
всякой праведности, неся их на руках своих, и были одеты они в одежды жизни вечной.
И смотрят они на тех, кто ненавидел их, {Пс. 53:9; 58:11.} которые терпят казнь.
Каждому по делам его и муки. И все мучимые говорят в один голос: "Смилуйся
над нами, ибо теперь познали мы суд Бога, который возвестил Он нам прежде, а мы
не поверили". И является ангел Тартарух {Тартарух - упоминается также в Откр.
Павла 18.} и казнит их с еще большими муками и говорит им: "Теперь каетесь
вы, когда нет более времени для покаяния и не осталось уже ничего от жизни".
И все говорят: "Праведен суд Божий, ибо мы слышали и познали, что благ Его
суд, {Ср. Пс. 18:10; Откр. 16:7; 19:2.} ибо карают нас по делам нашим".
XIV. {Текст главы местами сильно испорчен.} Тогда дам Я избранным и праведным
Моим крещение и спасение, о котором молили они Меня, в полях Ахеронтских, которые
называют Элизий. {Ср. Книги Сивилл II, 330-338.} Украшают они цветами удел праведных,
и Я пойду и возрадуюсь с ними. Введу Я народы в вечное Царствие Мое и дам им Вечное,
к коему устремил Я надежду их, Я и небесный Отец Мой. Я сказал тебе это, Петр,
и возвестил тебе. Иди же в город западный на винограднике, который назову Я тебе...
из рук Моего сына, который без греха, да святится дело его... Ты же избран в надежде,
которую велел Я надеяться тебе. Итак, посылаю я в мир послание мое с миром. Ибо
возрадовался исток слов Моих, надежда жизни, и внезапно спасен мир.]
1. Многие из них будут лжепророками и станут учить путям и различным уставам
погибели. 2. Но то будут сыны погибели. {2 Пет. 2:1 слл.; Ин. 17:12; 2 Фес. 2:3.}
3. И тогда Бог придет к моим верным, - алчущим, жаждущим и притесняемым - и в
этой жизни испытают души их, сынов же беззакония будет судить Он. 4. И продолжал
Господь и сказал: Пойдем на гору, будем молиться. {Ср. Мк. 9:2; Лк. 9:28.} 5.
Мы же, двенадцать учеников, пошли с Ним и просили Его показать нам одного из праведных
братьев наших, которые ушли из мира, дабы видели мы, каковы они обликом, утешились
бы и могли ободрить людей, слушающих нас. 6. И когда мы молились, явились внезапно
двое мужей, стоящих пред Господом, на которых мы не могли смотреть. 7. Ибо исходило
сияние от лиц их, как от Солнца, и одежда их светилась так, как еще никогда не
видело око человеческое. Ибо и великолепия, коим были они облачены, и красоты
лика их не могут описать ничьи уста и ничье сердце измыслить не может. 8. Увидев
их, ужаснулись мы, ибо тела их были белее всякого снега и краснее всякой розы.
9. И красное было на них смешано с белым, и я просто не могу описать красоты их.
10. Ибо и волосы были у них волнистые и приятные видом и обрамляли лица и плечи
их словно один венок, сплетенный из цветов нара и пестрых цветов, или словно радуга
в эфире. Столь благолепен был облик их. 11. Увидев их красоту, ужаснулись мы пред
ними, когда внезапно явились они.
12. И приступил я к Господу и сказал: Кто сии? 13. И говорит Он ко мне: Это
[Моисей и Илия, {Мк. 9:4.}] братья ваши праведные, облик которых желали увидеть
вы. 14. Тогда сказал я Ему: А где [Авраам, Исаак, Иаков и] все праведники, и как
устроен тот век, в котором находятся обладающие такою славой? 15. И показал мне
Господь обширное место вне мира сего, которое все сияло светом, и воздух там пронизывали
солнечные лучи, и сама земля цвела неувядающими цветами и была полна пряностей
и растений, превосходно цветущих и не увядающих и дающих благословенные плоды.
16. Столь сильным был аромат цветов, что он доносился оттуда даже до нас. 17.
Жители того места были облечены в светящиеся ангельские одежды, и одежда их была
подобна месту, где пребывали они. 18. И ангелы ходили среди них. 19. Все тамошние
жители имели равный блеск, и единым голосом славили они Господа Бога, радуясь
в том месте. 20. Тогда говорит нам Господь: Сие есть место братьев ваших, первосвященников,
праведных людей.
[XVI. И возрадовался я и помыслил, что понял написанное в книге Господа моего
Иисуса Христа. И сказал я Ему: Господи, хочешь ли, чтобы сделал я здесь три кущи:
одну тебе, одну Моисею, одну Илии? {Мф. 17:4.} И сказал Он мне во гневе: Сатана
ведет борьбу против тебя, и затуманил он твои мысли, и блага мира сего одолевают
тебя. {Ср. Мф. 16:23.} Должны быть отверсты глаза твои, и уйти должны раскрыться,
дабы... {В тексте явный пропуск. Здесь должно было говориться о явлении кущи.}
...не рука человеческая сотворила кущу, но сотворил ее небесный Отец Мой для Меня
и для избранных. И смотрели мы на нее, полные радости.
XVII. И вот, внезапно низошел голос с неба и сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный,
в Котором Мое благоволение {Мф. 3:17; 17:5.} и заповеди Мои... {В тексте пропуск.}
И низошло столь великое и совершенно белое облако на головы наши и унесло Господа
нашего и Моисея и Илию. И задрожал я и ужаснулся, и воззрели мы ввысь, и разверзлось
небо, и увидели мы людей во плоти, и подходили они и приветствовали Господа нашего
и Моисея и Илию и шли на второе небо. И исполнилось слово Писания: "Род сей
ищет Его и ищет лица Бога Иакова". {Пс. 23:6.} И великий страх и ужас наступил
в небе. Ангелы собирались вместе, да исполнится слово Писания, говорящее: "Отворите
врата, князья!" {Пс. 23:7-9.} И тогда закрылось небо, разверзшееся прежде.
И мы молились и сошли с горы, славя Бога, вписавшего имена праведных на небесах
в Книгу Жизни. {Ср. Откр. 17:8.}]
|