К оглавлению
ОТКРОВЕНИЕ ЕЗДРЫ
Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа, во
многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры.
По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее IX в.)
Был издан К.Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в.
Существует армянская версия.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оно осуществлено
для удобства ссылок.
Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия.
1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я в доме
моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: "Господи, дай мне славу увидеть
тайны Твои!" {Ср. начало т. н. "Апокалипсиса Ездры" (3 Езд. 3:1-4).
Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра, обращаясь
к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена.}
Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говорит мне: "Теперь,
пророк Ездра, жди семьдесят седмин". {В 3 Езд. (4:1) - Уриил, потом (4:36)
- Иеремиил. Каждый раз, прежде чем открыть Ездре очередные тайны, ангел велит
ему провести определенное число дней в посте и молитве - ср. 3 Езд. 5:13 и 20;
6:31 и 35. Ср. также Дан. 10:2-3.}
И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мне жезл
стираксовый. {Стиракса - ценная порода дерева, из которой добывали душистую смолу
(Быт. 37:25; Ос. 4:13).} И постился я дважды шестьдесят седмин, и увидел я тайны
Божий и ангелов Его, и сказал им: "Хочу, чтобы ответил Бог перед родом Христианским:
что лучше для человека - не родиться или войти в мир?" {О том, что для человека,
терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть
в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим.}
2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангелов великое,
и отнесли они меня к месту казней. {Ср. Завещ. Авраама 10-11; Откр. Павла 31;
Откр. Богородицы 2. "Суды", "казни", "муки" - различные
варианты перевода греческого "criseis".} И услышал я голос, говорящий
мне: "Помилуй нас, Ездра, избранник Божий!"
Тогда начал я говорить: "Горе грешникам, когда видят праведника, грядущего
на ангелах, сами же Они - в геенне огненной".
И сказал Ездра: "Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный и многомилостивый!
Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душу наказать, чем весь мир привести
к погибели".
И сказал Бог: "Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я".
И сказал Ездра: "Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою?
Как наемник за плату отдает время свое, {Текст испорчен.} так праведник уже заслужил
награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибо ведаем, что милостив
Ты".
И сказал Бог: "Не в Моей власти помиловать их".
И сказал Ездра: "Не могут вынести они гнева Твоего ".
И сказал Бог: "Пусть получают, что заслужили".
И сказал Бог: "Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн - ты,
нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей".
3. И сказал Ездра: "Лучше для человека не родиться, лучше не жить; {См.
прим. 3 на с. 201.} твари бессловесные счастливее против человека, ибо не имут
они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущем веке, ибо
бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!"
Еще говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и все апостолы и
сказали: "Радуйся, верный человек Божий!"
И сказал Ездра: "Встань, Господи, и пойдем со мной на суд". {Ср.
Иов 12:18; 13:3; 14:3; 16:21 и др.}
И сказал Бог: "Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы приняли
Его".
И сказал Ездра: "Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!"
И сказал Бог: "Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу с
отцом своим, и иди судиться с нами". {Ср. Откр. Седраха 6.}
И сказал Ездра: "Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой за
род Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твое долготерпение?"
И сказал Бог: "Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника и грешника,
и надлежало жить, как живет праведный".
И сказал пророк: "Первозданного Адама, первого {"Первый Адам"
- ср. 3 Езд. 3:21.} кто сотворил?"
И сказал Бог: "Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай, чтобы
стерег он пажить Древа Жизни. {Ср. Откр. Седраха 4.} Он же, явив непослушание,
вместо того совершил преступление".
И сказал пророк: "Что же не удержал его ангел? {Ср. Откр. Седраха 7.}
А не дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы ее змей. Ты же кого хочешь - спасаешь,
кого хочешь - губишь".
4. И сказал пророк: "А теперь пойдем, Господь мой, на второй суд".
{Очевидно, под вторым пунктом обвинения, предъявленного Ездрой Господу, подразумевается
сожжение Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25).}
И сказал Бог: "Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!"
И сказал пророк: "Господи, достойно Ты нападаешь на нас!"
И сказал Бог: "Грехи ваши превосходят благость Мою ".
И сказал пророк: "Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим и воздвигший
его! {"Измеривший и воздвигший" - положить меру чему-либо означает сделать
первый шаг к сотворению. Ср., например, Иов 38:4-5; 3 Езд. 4:37; 6:4. См. также
гл. 14.} Смилостивься, Господи, над грешниками, смилостивься над творением Твоим,
пожалей созданных Тобой!"
Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: "Как могу Я смилостивиться
над ними? Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда не покаялись".
{Мф. 27:34 и паралл. места.}
И сказал пророк: "Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, и покажи
мне судный день, каков он".
И сказал Бог: "Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что и дождь
не прольется на землю. Суд же в тот день милостивый".
И сказал пророк: "Так не перестану я судиться с Тобой, если сам не увижу
дня того последнего". {Ср. 3 Езд. 4:32,33,45,51; 7:33-35 и др.}
И сказал Бог: "Исчисли звезды и песок морской, а как сможешь исчислить
его, можешь и со Мной судиться".
И сказал пророк: "Господи, известно Тебе, что плоть на мне человеческая,
как же могу я исчислить звезды небесные и песок морской?"
И сказал Бог: "Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о дне том
великом, ни о явлении, {Видимо, имеется в виду явление Господа в мир - второе
пришествие.} когда совершится суд над миром. Ради тебя, пророк Мой, назвал Я тебе
день, часа нее не назвал тебе".
5. И сказал пророк: "Господи, скажи мне и число лет!"
И сказал Бог: "Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю им
долготерпение. А нет - простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре стороны света,
соберу всех сотворенных мной в долину Иосафатскую и уничтожу род человеческий,
и впредь не будет мира".
И сказал пророк: "Кто же тогда будет славить десницу Твою?"
И сказал Бог: "Славят Меня ангелы Мои".
И сказал пророк: "Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека?
Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: "умножая умножу семя твое как звезды
небесные, как песок на берегу морском". {Ср. Быт. 13:14-17; 26:2-4; Втор.
10:22; Завещ. Авраама 1,3.} Где же обетование Твое?"
И сказал Бог: "Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери
и люди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут на
родителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг на друга
войной - тогда вы поймете, что конец близок. Тогда уже ни брат не будет знать
жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкие к близким, ни
раб к хозяину, {О том, каковы будут последние времена, неоднократно говорится
в текстах Ветхого и Нового Завета: ср., напр., Ис. 24; Иоил. 2:28-31; 3 Езд. 5:1-12,
6:18-24; Мк. 13:523. Ср. тж. Книги Сивилл passim, Возн. Моис. 10.} ибо сам враг
придет к людям из преисподней и даст им многие знамения. {Мф. 24:24; Мк. 13:5,
6, 22; Откр. 13:13; 16:14; 19:20; Книги Сивилл II, 167; III, 63-67; Откр. Петра
1, 2.} В чем Моя вина пред тобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?"
6. И сказал пророк: "Господи, не перестану я судиться с Тобой".
И сказал Бог: "Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и со
Мной судиться".
И сказал пророк: "Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, но
ни на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самые глубины
преисподней". {Ср. Откр. Богородицы 22.}
И сказал Бог: "Сойди и смотри".
И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, и спустился
я на восемьдесять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз на пятьсот ступеней,
и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, и безжалостен был суд
над ним. И сказал я ангелам: "Кто этот человек и в чем прегрешение его?"
И они сказали мне: "Человек этот - Ирод, бывший некогда царем; велел же
он убить младенцев младше двух лет". {Мф. 2:1 и 16.}
И сказал я: "Горе душе его!"
И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я там языки
пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, а очертаний тел
не видел. И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых я не мог сосчитать.
И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши, вращаясь, коловороты
огненные. И сказал я: "Кто эти люди и в чем прегрешение их?"
И сказали мне: "Люди эти - ослушники".
7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, и увидел я
там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников.
И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцать казней
преисподней. {Двенадцать казней преисподней - только здесь.} И повлекли меня на
юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, и ангелы бичевали его.
И вопросил я: "Кто этот человек и в чем прегрешение его?"
И сказал мне Михаил архистратиг: "Человек этот совершил прелюбодеяние
с матерью. Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен".
И повлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железными засовами.
И вопросил я: "Кто этот человек?"
И сказал он мне: "Тот, кто говорит: "Я - сын Божий, обративший камни
в хлебы, а воду в вино"{Антихрист - ср. Мф. 24:24; Книги Сивилл - см. прим.
1 на с. 206.}".
И сказал пророк: "Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род
людской, чтобы не верили ему".
И сказал Он мне: "Лицо его видом походит на пашню, правый глаз - словно
звезда утренняя, другой - неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером
в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его
- надпись: "антихрист". До неба вознесся он, до глубин ада падет. То
ребенком предстанет он, то стариком". {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.}
И сказал пророк: "Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять
род людской?"
И сказал Бог: "Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком,
но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит
труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав
угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю. {Ср. Мф. 8:12; 22:13; 25:30; также апокриф.
Откр. Иоанна 16 и 20.} Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод
на восемьдесят локтей, а землю - на восемьсот".
И сказал пророк: "А небосвод-то в чем согрешил?"
И сказал Бог: "Ибо под небом - зло". {Ср. Откр. Петра 4.}
И сказал пророк: "Господи, а земля-то в чем согрешила?"
И сказал Бог: "Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной
- вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней - противника рода человеческого
". {Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъектуре.}
8. И сказал пророк: "Смилостивься, Господи, над родом Христианским!"
И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказали мне ангелы:
"Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку".
И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ни юноши,
ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал
я, и сказал: "Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!"
И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня
снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: "Лучше
для человека не выйти из чрева матери его!" {См. прим. 3 на с. 201. См. также
3 Езд. 5:35.}
Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: "С тех пор, как пришел
ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление". {Ср. Откр. Богородицы
23.}
И сказал пророк: "Блаженны оплакивающие прегрешения свои".
9. И сказал Бог: "Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя
хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает
цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую
- ногти, в пятую оно перестает питаться молоком, {О том, что младенцы в чреве
питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение
Демокрита и Эпикура.} в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую
приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно
здравым на землю".
И сказал пророк: "Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому,
когда выйдешь Ты судить его!"
И сказал я Владыке: "Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?"
И возвестил Бог со всей важностью: "Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими
Завет Мой".
И сказал пророк: "Господи, где благость Твоя?"
И сказал Бог: "Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдет заповедей
Моих".
И сказал пророк: "Господи, открой мне суды и рай!"
10. И повлекли меня ангелы на восток, {Ср. Быт. 2:8.} и увидел я Древо Жизни.
И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и
всех праведников, и всех патриархов. {Упоминание в этом ряду евангелистов не только
лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает
вневременной и внеисторический характер видений Ездры.} И увидел я там воздушную
казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда, {Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда
упоминаются также в Слав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного
цвета.} и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали
мне: "Этот человек передвинул границы". {Видимо, это следует понимать
в прямом смысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.}
И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: "Владыко Господи! Если
так, какой же рожденный человек не согрешил?"
И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие
муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий.
Тогда Бог говорит мне: "Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце
мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гавуфелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон".
{Ср. Книги Сивилл II, 215 и прим. в издании: М. 1996.}
11. И был тут голос мне: "Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни
залог, данный тебе". {Ср. Откр. Седраха 9 и прим.}
И сказал пророк: "Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?"
И сказали ангелы: "Через уста хотим извлечь ее". {Ср. Откр. Седраха
10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ.
Авраама 20): "И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке
Смерти".}
И сказал пророк: "Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она
через них!"
И сказали ангелы: "Через ноздри твои исторгнем ее".
И сказал пророк: "Ноздри мои обоняли славу Божию".
И сказали ангелы: "Через глаза твои хотим исторгнуть ее".
И сказал пророк: "Глаза мои видели то, что за престолом Божиим".
И сказали ангелы: "Через темя твое хотим исторгнуть ее".
И сказал пророк: "Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа
моя этим путем". {Гора - Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх. 19-20),
чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось
обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем
евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду
конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а
потом толковал его (Неем. 8).}
И сказали ангелы: "Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее".
И сказал пророк: "Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник".
И отошли ангелы ни с чем, говоря: "Господи, не можем мы взять душу его!"
12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: "Сойди, Сын Мой возлюбленный,
с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры".
Взяв нее войско ангелов великое, говорит Господь пророку: "Верни Мне залог,
который вложил Я в тебя - готов венец твой". {См. прим. 6 на с. 210.}
И сказал пророк: "Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет
судиться с Тобой, защищая род человеческий?"
И сказал Бог: "Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!"
И сказал пророк: "Все равно не перестану я судиться с Тобой!"
И сказал Бог: "Верни данный тебе залог - готов венец твой, иди же и прими
смерть, чтобы получить его".
13. Тогда начал пророк говорить со слезами: "Владыко, что пользы в том,
что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями
истреблен! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, обо мне, долгую тяжбу
ведшем и смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святые и праведники, ибо в
чашу ада сошел я!" {Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).}
И сказал ему Бог: "Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен,
крестную муку принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников
Моих вознес, Адама из ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий не прервался,
{"Не прервался" - место испорчено, перевод по догадке.} так что нечего
тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что
же от земли - тело - отправится в землю, от которой и было взято".
И сказал пророк: "О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить - не
ведаю".
14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: "Бог вечный, Строитель всего
творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами,
в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший, {"Правящий Херувимами"
- в Писании Господь часто предстает восседающим на херувимах (Пс. 17:11; 79:2;
Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии - 4 Цар. 2:11.} пищу всякой плоти дающий, Ты,
которого все боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего,
и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим
память обо мне, - дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого
из них, как благословил Ты последние дни Иосифа, {Известно, что Иосиф, любимый
сын Иакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, за
что ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12 Патриархов
passim).} и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Все же, не поверившие
книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра".
И был ему голос, говорящий: "Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил
ты, воздам каждому".
15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября
в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями,
славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих
к нему в тоске.
И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому
Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.
|