К оглавлению
ОТКРОВЕНИЕ ПАВЛА
Апокриф основан на тексте Второго Послания к Коринфянам (глава 12), который
можно было истолковать таким образом, что апостол Павел сам побывал на небесах
при жизни.
Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средние века.
Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий (сирийская,
коптская и эфиопская), а также латинская версия ("Видение Павла"), которая
считается лучшей.
В описании мук ада автор следует Откровению Петра.
Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророка Илии; коптская
версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднего происхождения.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось ему, когда взошел он до
третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слова неизреченные. {Ср. 2 Кор.
12:2-6.}
(1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме святого Апостола Павла,
во времена благочестивого царя Феодосия и блистательного Грациана. {Т. е. между
375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской империи; Феодосии
правил Восточной Римской империей в 373-395 гг.).} И явился ему ангел Господень,
говорящий: "Разобрав основание дома сего, возьми, что найдешь там".
Он же принял это за наваждение. (2) Когда же ангел явился ему и на вторую, и на
третью ночь, поневоле пошел тот влиятельный человек, разобрал основание дома,
и, раскопав землю, нашел ларец мраморный, заключавший Откровение сие. Взяв же,
показал его тот человек правителю города. А правитель, увидев ларец, запечатанный
свинцом, убоялся, как бы не оказалось в нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию.
Царь же, получив ларец, повелел переписать Откровение сие и доставить подлинное
писание в Иерусалим. Написано же в нем было вот что:
(3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколе будете
вы грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога, создавшего
вас, говоря, что вы - чада Авраамовы, дела же творя сатанинские, пути свои направляя
в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имя Его, нищие нищетою греха?
Узнайте, сыновья человеческие, что все Творение послушно Богу, и только греховная
природа человека гневит Бога. (4) Ибо уже много раз Солнце, великое светило, приходило
к Богу, так говоря против людей: "Господь Бог Вседержитель, до каких пор
будешь Ты выносить все прегрешения людские? Вели мне, и дотла сожгу их".
И был голос ему: "Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь бы
покаялись. Если же нет - придут ко Мне, и Сам Я буду судить их". (5) И много
раз Луна, и звезды приходили к Господу, говоря: "Господь Бог Вседержитель,
Ты дал нам власть над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, разврата и
кровопролития, чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ". {Ср.
Откр. Варуха 8 и прим.} И был голос им: "Долготерпения Моего хватит на них,
лишь бы обратились. Если же не обратятся - придут ко Мне и Я буду судить их".
(6) Так и море возгласило, говоря: "Господь Бог Вседержитель, осквернили
сыны человеческие святое имя Твое. Вели мне - и, поднявшись, скрою я землю и сотру
с нее сынов человеческих". И был голос, говорящий: "Долготерпения Моего
хватит на них, лишь бы покаялись. А если не покаются, пусть придут ко Мне, и Я
буду судить их". (7) Смотрите, сыны человеческие: все творение послушно Богу,
одна природа человеческая грешит пред лицем Божиим. Потому прославляйте Бога непрестанно,
и более всего - на закате Солнца. Ибо в этот час все ангелы приходят к Богу, чтобы
поклониться Ему, и приводят дела человеческие - что сделал каждый с утра до вечера
хорошего и дурного. И один ангел идет, радуясь о человеке, и пребывает в веселии,
другой же идет мрачный. Все ангелы в установленный час собираются для поклонения
Богу, чтобы донести о делах людей за каждый день. {Весь этот отрывок по 11 гл.
имеет параллель в Откр. Варуха 12-16.} Вы же, люди, славьте Господа непрестанно.
(8) И вот, когда в установленный час являются ангелы благочестивых людей, радуясь
и распевая, и предстают в преклонении перед Господом, се, Дух Божий говорит им:
"Откуда пришли вы в радости?" Они же в ответ: "Мы здесь от благочестивых
мужей - тех, что проводят жизнь свою во всяческом благочестии, в страхе пред именем
Божиим. Повели, Господи, чтобы до конца пребывали они в праведности Твоей".
И был голос им: "Хранил Я и сохраню их непорочными в Царствии Моем".
(9) И когда поднялись эти с колен, пришли другие ангелы, радостные ликом, сияя
словно Солнце. И се, был голос им: "Откуда пришли вы?" Они же сказали:
"Мы здесь от тех, кто отрешился от мира и всего, что есть в мире, ради святого
имени Твоего; мы от тех, кто в пустынях, на горах, в пещерах и ущельях земных,
{Ср. Евр. 11:38.} спя на земляных постелях и постясь, проводят жизнь свою. Повели
нам быть с ними". И был голос: "Идите с миром вместе с ними, храня их".
(10) Еще не ушли они, как уже, се, другие ангелы, плача и рыдая, пришли поклониться
пред лицом Божиим. И Дух вышел навстречу им, и был им голос: "Откуда пришли
вы?" И в ответ сказали они: "Пришли мы от призывающих имя Твое, служащих
же природе греха. {Буквально сказано "веществу (hyle) греха". Ср. употребление
этого слова Иак. 3:5.} Что пользы служить им?" И был голос: "Не переставайте
служить им - может быть, они покаются. А если нет, то придут ко Мне - и тогда
сам Я буду судить их". Знайте, сыны человеческие, что все, делаемое вами
каждый день, ангелы записывают на небесах, - вы же не переставайте прославлять
Бога.
(11) И был я в Духе Святом, {Ср. Откр. 1:10.} и говорит мне ангел: "Теперь
следуй за мной, и я покажу тебе место праведников - то, куда отходят они после
кончины своей". И отправился я вместе с ангелом, и вознес он меня на небеса
под самую твердь, и посмотрел я, и увидел власти великие и страшные, полные гнева;
{Власти (exoysiai) - см. прим. 2 на с. 153 к Откр. Варуха. Здесь они находятся
на подобающем им месте.} изо рта же их исходило пламя огненное, и были на них
огненные одежды. И вопросил я ангела: "Кто сии?" И сказал он мне: "Сии
суть те, кого пошлют к душам грешников в назначенное время, - ибо не веруют они
ни в Суд, ни в воздаяние". (12) И возвел я очи к небу, и увидел ангелов,
лица которых светились словно Солнце, и были они препоясаны золотыми поясами,
и держали награды в руках своих, на наградах же начертано было имя Господа, {Ср.
1 Кор. 9:24; также 3 Езд. 9:39.} и были они исполнены всяческой кротости и милосердия.
И вопросил я ангела: "Кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть те,
кого пошлют в день воскресения за душами праведников, которые невозбранно проследуют
ко Господу". (13) И сказал я ангелу: "Хочу увидеть, как исходят из мира
души праведников и грешников". И сказал мне ангел: "Посмотри на землю".
И посмотрел я на землю, и увидел, как целый мир предо мною обратился в ничто.
И сказал я ангелу: "И это - величие людское?" И сказал он мне: "Да,
ибо так исчезает всякий неправедный". И взглянул я, и увидел облако огненное,
простершееся надо всем миром, и сказал: "Что это, господин мой?" И сказал
он: "Облако сие есть неправедность, смешанная с гибелью грешников".
(14) Я же восплакал и сказал ангелу: "Хотел я увидеть исход и грешников,
и праведников - каким путем {Буквально следовало бы перевести примерно так: "на
что похож, какой вид имеет их исход из мира".} они оставляют мир". И
говорит мне ангел: "Павел, взгляни вниз и увидишь то, о чем просишь".
И взглянул я, и увидел одного из сынов человеческих, лежащего при смерти. И говорит
мне ангел: "Этот человек - праведник". И се, все дела того человека
были с ним в час нужды. И явились добрые ангелы, а вместе с ними - злые. И злые
не обрели места в нем, добрые же взяли власть над душой праведника и сказали ей:
"Запомни тело, из которого ты изошла, ибо предстоит тебе вернуться в него
в день воскресения мертвых, когда получишь то, о чем возвестил Бог праведникам".
И добрые ангелы, принявшие душу праведника, приветствовали ее как давно знакомую.
И отправилась она с ними, и вышел Дух навстречу им со словами: "Се, душа,
войди в место воскресения, которое уготовил Бог праведникам Своим". (15)
И сказал мне ангел: "Взгляни вниз на землю и посмотри на душу нечестивца,
как покидает жилище свое та, что гневила Бога, говоря: "Будем же есть и пить,
ибо кто, сойдя в ад, поднялся, возвестив, что существуют Суд и воздаяние?""
И всмотрелся я, и увидел все дела того человека, какие он совершил, стоящими перед
ним. И пришли ангелы злые и добрые. И добрые не нашли места успокоения в душе
его, злые же обрели власть над ней, говоря: "Душа несчастная, вглядись в
плоть свою, запомни, откуда изошла, ибо предстоит тебе вернуться в нее в день
воскресения мертвых, чтобы получить достойное прегрешений твоих". (16) После
того, как покинула она жилище свое, ангел, который все время был с нею, забежал
вперед, говоря: "Куда направилась ты, душа несчастная? Я тот, кто день за
днем вел запись прегрешений твоих. Загубила ты время, отданное на покаяние - да
устыдишься весьма!" Когда же прибыла она, {"Когда же прибыла она",
т. е. на небо. О ее "прибытии" туда более подробно рассказывает сирийская
версия апокрифа.} увидели ее все ангелы и воззвали к ней, в один голос говоря:
"Горе тебе, душа несчастная! Какое оправдание пришла ты принести Богу?"
И сказал ангел души той: "Восплачьте все над ней вместе со мною". И,
подойдя, поклонился ангел тот Господу, со словами: "Господи, вот душа, пребывавшая
во зле всю жизнь свою, все время, отпущенное ей. Поступи с ней по суду Твоему".
И был голос, говорящий душе той: "Где плод праведности твоей?" {Ср.
Откр. Седраха 12 и прим.} Она же молчала и не могла дать ответа. И снова был голос:
"Всякий, кто помиловал, сам помилован будет - тот же, кто не помиловал, помилован
не будет. {Ср. Мф. 5:7.} Да предастся душа эта не знающему милости ангелу Темелуху,
{Ангел Темелух упоминается в Откр. Петра 26. Темелух (греч.) - "заботящийся".}
и да ввергнут ее во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный". {Ср. Откр.
Ездры 1 и прим.} И был голос словно бы из тысячи уст, говорящий: "Праведен
Ты, Господи, праведен и суд Твой". (17) И еще увидел я: се, другая душа влекома
была ангелом, и плакала она, говоря: "Смилостивься надо мной, праведный Судия,
избавь меня от руки ангела сего, ибо ужасен он и беспощаден". И был ей голос,
говорящий: "Вовсе беспощадна была ты, оттого и предана теперь этому ангелу.
Исповедуйся в грехах своих, какие совершила в мире". И сказала душа та: "Не
грешила я, праведный Судия!" И сказал Господь душе той: "Истинно полагаешь,
что, где бы ни была в мире, скрыта ты от людей. Но разве не известно тебе, что,
когда умрет человек, вперед него спешат дела его, будь то добрые или злые?"
Услышав эти слова, умолкла она. И услышал я, как говорил Судия: "Пусть подойдет
ангел, держащий в руках рукописание грехов твоих". {О том, что на небе есть
книги, в которые ведется запись человеческих грехов известно, например, из Откр.
10:2 и 9. Ср. также Завещ. Авраама 12: "правый ангел вел запись добродетелей,
а левый - грехов" и далее.} И говорит Судия тому ангелу: "Тебе говорю
Я, ангел: умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о том, что совершил
он за последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою, что в первый век
жизни его преданы были забвению все прошлые грехи его". И сказал ангел в
ответ: "Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом с ангелами своими".
(18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь душе: "Признай души
эти, и если в чем согрешила ты перед ними". Она же в ответ сказала: "Господи,
года не прошло с тех пор, как одну из них я убила, а с другой вступила в сожительство.
И это не все, но я же еще и обидела ее". И сказал Господь: "Разве не
ведомо тебе, что обижающий кого-либо в мире после смерти содержится под стражей,
пока не придет обиженный - и тогда оба будут судимы, и каждый получит по делам
его?" И услышал я голос, говорящий: "Да будет предана душа эта ангелу
Тартаруху, {Ангел Тартарух упоминается в Откр. Петра XIII. Тартарух (греч.) -
"хранитель Тартара".} и да содержится она под стражей до великого Судного
Дня". И услышал Я голос словно бы из тысячи уст, говорящий: "Праведен
Ты, Господи, праведен и суд Твой".
(19) Говорит тут мне ангел: "Видел ты это все?" И ответил я: "Да,
господин мой". И снова сказал он мне: "Се, следуй за мной, и я покажу
тебе место праведников". И последовал я за ним, и поставил он меня перед
городскими воротами. И увидел я дверь златую, и два столба златых впереди нее,
и две плиты златые поверх нее, заполненных письменами. И сказал мне ангел: "Блажен
всякий входящий через врата сии, потому не все войдут сюда, но только имущие простоту,
непорочность и чистое сердце". И вопросил я ангела: "Что за письмена
начертаны на плитах сих?" И сказал он мне: "То имена праведников и служителей
Божиих". {Завещ. Авраама 12.} И сказал я ему: "Так значит, имена их
записаны на самом небе еще при жизни их?" Ангел же сказал мне: "Стараниями...
{Место испорчено.} ангелов становятся известны Богу те, кто хорошо служит Ему".
(20) И тотчас отворились врата, и вышел человек, убеленный сединами, навстречу
нам. И сказал он мне: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий". И целовал
он меня, весел лицом, со слезами. И сказал я ему: "Отче, о чем ты плачешь?"
И сказал он: "Плачу, ибо многие блага уготовил Бог людям, и не исполняют
они воли Его, чтобы вкусить от них". И вопросил я ангела: "Господин
мой, кто этот человек?" И сказал он мне: "Человек сей - Енох, свидетель
Последнего Дня". {Согласно традиции, в последние дни, предупреждая приход
Христа, явятся Енох и Илия, праведники, взятые Богом на небо. См. Откр. 11:3-8;
Откр. Петра II; Откр. Ездры 10. Иногда бывает назван один Илия (например, Мал.
4:5-6).} (21) И говорит мне ангел: "Берегись рассказывать обо всем, что я
покажу тебе, кроме как с моего позволения". И поставил он меня над рекой,
исток которой был утвержден в своде небесном, сама же река омывала кругом всю
землю, и говорит мне: "Река сия есть Океан". {Ср. гл. 31 и Откр. Варуха
2 и прим.} И был там свет великий. И сказал я: "Господин мой, что сие?"
И сказал он мне: "Сие есть земля кротких. Или не знаешь, что написано: "блаженны
кроткие, ибо они наследуют землю"? {Мф. 5:5.} Так вот, души праведников в
месте сем и охраняются". И сказал я ангелу: "А когда же они явят себя
миру?" И сказал он мне: "Когда наступит день воскресения мертвых и воссядет
Судия. Тогда повелит Он и откроет землю сию, и она просияет, и явятся в ней святые,
и утешатся благами, уготованными им от создания мира. (22) И были по берегу реки
дерева посажены, осыпанные всевозможными плодами. И обратил я взор к восходу Солнца,
и увидел там дерева весьма великие, осыпанные плодами. Земля же та была светлее
серебра и золота, и были на пальмовых тех деревах виноградные лозы, и тысячи гроздий,
и тысячи побегов на каждой ветви. И сказал я архангелу: "Что сие, господин
мой?" И говорит он мне: "Сие есть Ахеронтово озеро, {Ср. гл. 31 и Откр.
Петра XIV.} внутри же его - град Божий. {"Град Божий" - небесный Иерусалим
(ср. гл. 29). Ср. Откр. 21:10-23.} Не всем дозволено войти в этот град, разве
только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни,
предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его
оно ко граду Божию в соседство к праведникам". Подивился я и вознес хвалу
Богу за все, что видел. (23) И сказал мне ангел: "Следуй за мной, и я введу
тебя в град Божий и в свет его". Свет же его был ярче, чем свет мира, {"Свет
мира" - очевидно, то же, что солнечный свет. Ср. Откр. 21:23.} и ярче, чем
золото, и стены окружали его. Длиною же и шириной был он в сто стадиев. {Стадий
- мера длины, равная 177,6 м.} И увидел я двенадцать врат, богато украшенных,
ведущих в город, и четыре реки окружали его, текшие медом, молоком, маслом и вином.
{"Двенадцать врат" - ср. Откр. 21:12 и 21; "четыре реки" -
Книги Сивилл II, 315-318: "Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком/
Пламени и поведут их к свету и жизни беспечной/ Тем нетленным путем, что Богом
проложен великим,/ Где три источника бьют - медовый, винный и млечный".}
И сказал я ангелу: "Господин мой, что это за реки?" И сказал он мне:
"Сами праведники, пребывая в мире, не пользовались этим, но умалились во
славу Божию. Здесь же получают они тысячекратно".
(24) Входя в город, увидел я дерева весьма высокие, росшие перед городскими
воротами и не имевшие плодов. Под ними же - людей немногих, которые плакали громко,
и склонялись вместе с ними дерева. {Здесь единственное число (в оригинале сказано
"дерево") заменено на множественное для согласования с предыдущим и
последующим.} При виде же их заплакал я, и вопросил ангела: "Сии суть те,
кому не дозволено войти в город?" И сказал он мне: "Да; тщеславие -
вот корень всех зол". {Ср. Флп. 2:3. "Корень всех зол" - 1 Тим.
6:10.} И сказал я: "Для чего же и дерева те так умалились?" И в ответ
сказал мне ангел: "Потому нет на них плодов, что не отступили от своей надменности".
И вопросил я ангела: "Господин мой, ради какой милости поставлены они перед
городскими воротами?" И в ответ сказал он мне: "Ради многой благости
Божией, ибо с этого места Христос должен вступить в град, чтобы те, кто будет
с Ним, смогли просить за них и разделить их горе". (25) Я же отправился дальше,
предводительствуемый на пути своем ангелом, и поставил он меня над рекой. И увидел
я тогда всех пророков, и, подойдя, приветствовали они меня, говоря: "Радуйся,
Павел, возлюбленный Божий". Я же сказал ангелу: "Господин мой, кто сии?"
И сказал он мне: "Сии суть все пророки, а песнопения эти - от всех пророчеств.
И всякий, кто опечалил душу свою, не исполнив желания ее во имя Бога, входя, проходит
здесь, и пророки приветствуют его". (26) И увлек меня ангел в южную часть
града, где течет река молочная. И увидел я там всех младенцев, кого убил царь
Ирод за имя Господне. (27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града, и
увидел я там Авраама, Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: "Господин мой,
что есть место сие?" И сказал он мне: "Всякий, кто гостеприимен к людям,
покидая мир, приходит сюда, и встречают его здесь как друга Божия за гостеприимство
его". {Ср. Иак. 2:23 - об Аврааме. То же в Завещ. Авраама passim.} (28) И
снова отнес меня ангел в другое место, и увидел я там реку, текущую маслом, в
северной части града, и увидел там людей, поющих и радующихся. И вопросил я: "Кто
сии, господин мой?" И сказал он мне: "Сии суть посвятившие себя Богу,
они радуются, ибо допущены в град сей". (29) И взглянул я, и увидел посреди
града жертвенник великий и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом с жертвенником,
чье лицо сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человек Псалтирь и гусли,
и пел сладкозвучно аллилуйю, и голос его наполнял весь град. И все единодушно
вторили ему, так что сотрясался град от крика их. И вопросил я ангела: "Кто
сей человек, поющий сладкозвучно, которому вторят все?" И сказал он мне:
"Человек сей - пророк Давид, град же - небесный Иерусалим. И вот, когда придет
Христос во второе пришествие Его, сам Давид выйдет в сопровождении всех святых.
Ибо подобно тому, как есть на небесах, так происходит и на земле: не должно без
Давида {Т. е. без псалмов.} возносить жертву во время каждения драгоценного тела
и крови Христовой, {Ср. Лк. 1:9-11.} но непременно нужно, чтобы пелась Давидова
аллилуйя". (30) И вопросил я ангела: "Господин мой, как следует толковать
слово "аллилуйя"?" - "На еврейском языке "аллилуйя"
означает "тевель маримата" - хвала Богу, Основателю всего: "восхвалим
Его за это". {"Аллилуйя" действительно означает хвалу Богу. Что
касается соответствия этому слову в еврейском, должно быть, имеется в виду поздний
язык евреев - арамейский. Так или иначе, сказанное предстает в сильно искаженном
виде.} Потому всякий, поющий аллилуйю, возносит Богу хвалу".
(31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел за пределы града,
Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекой Океаном, держащим на
себе твердь небесную, и сказал он мне: "Знаешь, куда я направляюсь?"
И сказал я: "Нет, господин мой". И сказал он мне: "Следуй за мной,
и я покажу тебе, где души нечестивцев и грешников". И отнес он меня туда,
где заходит Солнце, и где начало неба было утверждено в водах реки Океана. И увидел
я то, что по другую сторону реки, и не было там света, но мрак, печаль и стон.
И увидел я реку, всю в водоворотах, и многое множество мужчин и женщин, ввергнутых
в нее одни до колен, другие до пупа, многие же по самое темя. {Ср. Оттер. Богородицы
5 и 23. Казнь прелюбодеев - ср. также Откр. Петра 24 и Откр. Богородицы 6.} И
вопросил я: "Кто сии?" И сказал он мне: "Это люди, которые в разврате
и прелюбодеяниях прожив свою жизнь, умерли без покаяния". (32) И увидел я
на юго-запад от этой реки еще одну реку - там, где впадала в нее огненная река.
И была в ней толпа из многих душ. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин
мой?" И сказал он мне: "Сии суть воры, хулители и клеветники, которые
не полагались на Бога как на заступника своего, а понадеялись на тщету богатства
своего". И сказал я ему: "Насколько глубока река эта?" И сказал
он мне: "Меры не имеет глубина ее, но она безмерна". (33) И стал я сетовать,
и восплакал о природе человеческой. И сказал мне ангел: "О чем ты плачешь?
Не милосерднее ли ты Бога? {Ср., например, 3 Езд. 5:33.} Ибо Бог, сожалея о людях
в святости Своей, ждет их обращения и покаяния. Те же, соблазняемые собственным
вожделением, приходят сюда и терпят вечное наказание". (34) И посмотрел я
на реку огненную, и увидел человека преклонных лет, кого силою влекли двое, и
кого они опустили в реку по колено. И ангел Темелух, подойдя к ним, держал в руке
железо, им извлекая внутренности того старика через рот его. И вопросил я ангела:
"Господин мой, кто сей человек, подвергаемый такому наказанию?" И сказал
он мне: "Старик, которого ты видишь, был пресвитером, {Главы 34-36 (казни
священнослужителей) - ср. Откр. Богородицы 15-16. Пресвитерами в евангельские
и апостольские времена иногда назывались священники - пресвитеры (Деян. 14:23),
епископы, сами апостолы (1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) - без строгого различия. Позднее
это наименование закрепилось за лицами второй степени церковной иерархии, получавшими
власть через рукоположение от епископов.} и когда он ел и пил, тогда же и служил
Богу". (35) И увидел я там другого старца, поспешно несомого четырьмя ангелами.
И ввергли они его в реку огненную по пояс, и жестоко жгли его молнии. И сказал
я ангелу: "Кто этот человек, господин мой?" И сказал он мне: "Тот,
кого видишь ты, был епископом, но имя это не пристало ему. В благости Божией не
ходил он, судом праведным не судил, над вдовой и сиротой не смилостивился, не
был ни добр, ни гостеприимен. Ныне же воздано ему по делам его". {Ср. 1 Тим.
3:1-7.} (36) И взглянул я, и увидел посреди реки другого человека, опущенного
в нее до пупа; руки же его были все в крови, и черви выползали наружу через рот
его. И вопросил я ангела: "Кто этот человек, господин мой?" И сказал
он мне: "Тот, кого видишь ты, был диаконом {Диакон - низшая степень священства
(от греч. diaconeo - "служить", "прислуживать"). О том, какие
качества должны отличать диакона, см. 1 Тим. 3:8-13.} - таким, что ел, и пил,
и служил Богу". (37) И увидел я в другом месте: была здесь стена медная,
охваченная огнем, и внутри нее мужи и жены, пожиравшие языки свои, терпевшие жестокое
наказание. И вопросил я ангела: "Кто они, господин мой?" И сказал он
мне: "Сии суть те, которые оговаривают перед церковью ближних своих, а сами
не прислушиваются к Слову Божию". {Ср. Откр. Богородицы 17.} (38) И взглянул
я, и увидел яму, залитую кровью. И сказал: "Что это за яма?" И сказал
он мне: "Сие есть место, куда ввергнуты убийцы {Казнь убийц - см. Откр. Петра
25.} и обманщики, блудники и прелюбодеи, мучители вдов и сирот". (39) И увидел
я в другом месте ясен, одетых в черное и гонимых туда, где мрак. И вопросил я:
"Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Жены сии - те, что не
слушались родителей своих, но до брака запятнали девство свое". {Казнь потерявших
девство - ср. Откр. Петра XI.} (40) И видел я жен, одетых в белые одежды, слепых,
насаженных на вертела огненные, и ангел, не знающий пощады, бичевал их, говоря:
"Теперь узнали, где пребываете, - когда же читали о том в Писании, то не
верили". И сказал мне ангел: "Жены сии погубили себя, а вместе с собой
и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: "Взыщи за нас с матерей
наших!" И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их в просторное место,
родительниц же их - в вечный огонь". {Казнь преступных матерей - ср. Откр.
Петра 26.}
(41) И отнес меня ангел прочь от тех казней, и поставил над кладезем, запечатанным
семью печатями. И сказал ангел, бывший со мной, ангелу, приставленному ко кладезю
в месте том: "Открой кладезь, дабы увидел Павел, возлюбленный Божий, ибо
дана ему власть смотреть на казни". И сказал мне ангел того места: "Стань
поодаль, пока я открою печати". И когда открыл он кладезь, изошло оттуда
зловоние, какого нельзя было вынести. И, приблизившись к месту тому, увидел я,
что заполнен кладезь тот мраком и тьмой, и очень тесен. И сказал мне ангел, бывший
со мной: "От места, где находится кладезь сей, который ты видишь, отвратилась
слава Божия, и ни один из ангелов не взирает на людей тех. Все, кто не признал
в святой Марии Богородицу и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке,
{Ср. Откр. Богородицы 4.} что хлеб причастия и чаша благословения - не плоть Его
и кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не
взирает на них". (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей
многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: "Кто сии, господин мой?"
И сказал он мне: "Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых,
и никогда не будет к ним снисхождения".
(43) Услышав это, восплакал я горько. И воззрев на твердь, увидел, как разверзлись
небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском ангелов, и сделали они смотр всем
казням. И при виде их все приговоренные к наказанию возопили громко в один голос:
"Смилостивься над нами, Гавриил, предстоящий пред Богом! {Лк. 1:19; ср. Завещ.
Авраама 4 и прим.} Ибо слышали мы, что есть суд, и вот, сами узнали его".
И в ответ сказал архангел Гавриил: "Жив Господь, пред Коим я предстою! Денно
и нощно, без устали исполняю я посольство для рода человеческого, но не содеяли
они и малости благой в этой жизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне
же и я восплачу с возлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и
дарует вам успокоение". Ответствовали они ему в один голос: "Смилостивься
над нами, Господин наш!" И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: "Смилостивься,
Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!" (44)
И сотряслось небо как лист, {Ср. апокриф. Откр. Иоанна 17.} и увидел я двадцать
четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол и завесу, {"Двадцать
четыре старца" - см. Откр. 4:4; "жертвенник, престол и завеса"
- ср. Исх. 40:3-6; Евр. 9:2-3.} и все взывало к славе Божией. И увидел я Сына
Божьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда раздался
глас трубный, возопили все казнимые, говоря: "Смилостивься над нами, Сын
Божий, ибо
Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!" И был голос, говорящий:
"Какое благое дело сделали вы, что просите об успокоении? Творили вы, что
хотели, и не покаялись, но в распутстве загубили жизнь вашу. Ныне же ради Гавриила,
ангела правды Моей, и ради Павла, возлюбленного Моего, дарую вам для успокоения
ночь и день святого Воскресения, в который восстал Я из мертвых". И возопили
все казнимые, говоря: "Благословляем Тебя, Сын Бога Живого: то успокоение
милее нам жизни, что мы прожили, подвизаясь в мире ". {Глава 44 - ср. Откр.
Богородицы 29.}
(45) И после того говорит мне ангел: "Вот, увидел ты все казни. А теперь
следуй за мной, и отнесу я тебя в Рай, и развлечешь ты душу свою лицезрением праведников,
ибо многие хотят приветствовать тебя". И взял он меня, не успел я вздохнуть,
и перенес меня в Рай. И говорит он мне: "Сие есть Рай, где согрешили Адам
и Ева". И увидел я древо весьма великое, цветущее, на коем почил Дух Святой.
И от корня его истекала влага благовонная, расходившаяся по четырем руслам. И
сказал я ангелу: "Господин мой, что сие за древо, от которого истекает столь
великое множество влаги, и куда текут воды сии?" И в ответ сказал он мне:
"Прежде, чем возникли небо и земля, поделил Господь воды сии между четырьмя
началами и главенствами, коим имена Фисон, Геон, Тигр и Евфрат". {Быт. 10:14.}
И снова взяв мою руку, подвел он меня ближе к Древу Познания Добра и Зла. И говорит
мне: "Сие есть древо, из-за которого смерть вошла в мир, и от плода которого
Адам взял из рук жены своей и ел. {Быт. 3:6.} Ныне же изгнаны они отсюда".
И вслед за тем показал он Древо Жизни, {Ср. Откр. Ездры 3; Откр. Седраха 5.} и
сказал мне: "Его стерегут Херувимы и пламенеющий меч". (46) Когда же
я осматривал древо и дивился, увидел я жену, идущую издалека, и множество ангелов,
славословящих ее. И вопросил я ангела: "Кто она, Господин мой, грядущая в
столькой красе и славе?" И говорит мне ангел: "Жена сия есть святая
Мария, мать Господа". Подойдя же, приветствовала она меня, говоря: "Радуйся,
Павел, возлюбленный Божий, Ангельский и человеческий! Ты возвестил в мире слово
Божие, учредил церкви, и свидетельствуют о тебе все спасшиеся через тебя - ибо,
избавившись от идольского соблазна учением твоим, приходят они сюда".
(47) Еще говорили они со мной, как, воззрев на небо, увидел я трех других мужей,
идущих к нам. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин мой?" И сказал
он мне: "Сии суть Авраам, Исаак и Иаков, праотцы праведные". {Ср. окончание
Завещ. Авраама (гл. 20): "Вознесите ныне друга моего Авраама в Рай, где пребывают
шатры праведников моих и где обители святых моих Исаака и Иакова в лоне его, и
нет там страданий, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная".
Ср. также Откр. Петра 14.} И подойдя, приветствовали они меня со словами: "Радуйся
Павел, возлюбленный Божий! Бог не огорчил нас: знаем, что ты во плоти и еще не
оставил мир". И по порядку сказали они мне имена свои от Авраама до Манассии.
{Авраам, Исаак, Иаков, двенадцать сыновей Иакова и два сына Иосифа. Здесь названы
старший и младший. Манассия - первенец Иосифа и Асенефы (Быт. 46:20), однако из
двух сыновей Иосифа Иаков "поставил Ефрема выше Манассии" (Быт. 48:20).}
И говорит мне один из них, Иосиф, проданный в Египет: "Послушай меня, Павел,
друг Божий: {Ср. Иак. 2, 23.} не воздал я братьям моим, проклявшим меня, ибо блажен
могущий противиться искушению - воздаст ему Господь в грядущем веке всемеро мзду
его". (48) И еще говорил он со мной, как увидел я другого человека, идущего
издалека, и видом своим был он подобен ангелу. И вопросил я ангела, говоря: "Господин
мой, кто человек сей?" И сказал он мне: "Человек сей есть Моисей законодатель,
им же Бог вывел сынов Израилевых из Египетского рабства". Подойдя лее, приветствовал
он меня с плачем. И сказал я ему: "Отче, что плачешь ты, кроткий и праведный?"
И в ответ сказал он: "Восплакать нужно мне о каждом человеке, ибо тяжкий
труд положил я на народ неразумный, и не принесли они плода. И вижу я, что овцы,
которых пас я, рассеяны, а тяжкий труд, который превозмог я ради сынов Израилевых,
обращен в ничто. Силы и полчища увидел я среди них, они же не разумели; и вижу
язычников, поклоняющихся и уверовавших через слово твое, обратившихся и приходящих
сюда, из народа же моего, столь многочисленного, ни один не уразумел. Ибо когда
повесили Иудеи Сына Божьего на кресте, все ангелы и архангелы, все праведники
и творение всякое из числа небесных, земных и подземных восплакали и возрыдали
великим плачем, нечестивые же и неразумные Иудеи не уразумели - оттого и уготован
им огонь вечный и червь неусыпный". {Ср. Мф. 11:17.}
(49) Еще говорил он эти слова, как пришли трое других и приветствовали меня,
говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, церквей хвала, ангелов краса!"
И вопросил я: "Кто вы?" И сказал первый: "Я - Исайя, тот, кого
перепилил царь Манассия деревянной пилой". {Манассия - царь Иудейский, сын
и преемник Езекии (4 Цар. 20:21). Согласно преданию, по его приказу был перепилен
деревянной пилой пророк Исайя.} И сказал второй: "Я - Иеремия, тот, кого
побили Иудеи камнями, {О мученическом конце Иеремии в Писании ничего не сказано.
Существовало предание, что он был побит камнями в городе Тафнисе.} сами же навеки
остались гореть в огне". И сказал третий: "Я - Иезекииль, тот, кого
сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели мы, но не смогли обратить каменные
сердца Иудеев". {Ко всей главе 49 ср. Евр. 11:37.} И пал я на лице свое,
взывая к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне, избавив от рода Еврейского.
И был голос, говорящий: "Блажен ты, Павел, возлюбленный Божий, блаженны и
уверовавшие через тебя в имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо им уготована жизнь
вечная".
(50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая: "Блажен
ты, Павел!" И вопросил я ангела: "Кто он, господин мой?" И сказал
он мне: "Человек сей - Ной, живший во времена потопа". Когда же приветствовали
мы друг друга, спросил я его: "Кто ты?" И сказал он мне: "Я - Ной,
ста лет отроду построивший ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стриг
волос, но, упражняясь в воздержании, не приближался к жене своей, и вот, к ста
годам хитон мой не порвался, и волос головы не поредел, и не перестал я проповедывать
людям: "Покайтесь, ибо, се, грядет потоп". И никто не внял, но все смеялись
надо мною, не стыдясь беззаконий своих, пока не пришли воды и не погубили всех".
{Быт. 6-7; ср. Книги Сивилл I, 125-209.}
(51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела: "Кто
они, господин мой?" И сказал он мне: "Люди сии - Енох и Илия".
И подойдя, приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный
Божий!" И сказал я: "Кто вы?" В ответ же Илия пророк сказал мне:
"Я - Илия пророк, вознесший молитву к Богу, и сделал Он так, что три года
и шесть месяцев не сходил дождь на землю за нечестие сынов человеческих. {Ср.
3 Цар. 17-18.} Часто тогда ангелы взывали к Богу, прося дождя. И услышал я [как
сказал Он им]: "Будьте долготерпеливы до тех пор, пока возлюбленный мой Илия
не вознесет молитву, и Я ниспошлю дождь на землю..."... {Обрыв текста. На
беседе Павла с Илией заканчиваются почти все известные рукописи.}
|