К оглавлению
ОТКРОВЕНИЕ СЕДРАХА
Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской
Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же
как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи - оправдания путей Божиих,
которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом.
Седрах - один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила
(глава 3).
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:
М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.
Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах
и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови.
1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом
согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы любовь - она же
покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет у нас, а спасительной
любви не будет? <...> {Ср. 1 Кор. 13:1-3. Часть гомилии опущена.}
Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру
обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: "Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих". {Лк. 15:13.}
2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: "Итак, Седрах, хочешь
ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь
узнать?".
И сказал Седрах: "Как же это, господин мой?"
И ответил ему голос: "Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо".
{В своем желании спора с Богом Седрах не оригинален (Иов 16:20-21). Однако воплотиться
оно могло только в апокрифе. Ср. еще 3 Езд. 5:35.}
Седрах же сказал: "Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам,
но не могу подняться на небо".
И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя,
и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества.
3. И говорит ему Господь: "Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах!
В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: "Хочу говорить
с Богом устами к устам"?"
Отвечает Ему Седрах: "Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого
создал Ты землю?"
Говорит Господь: "Для человека".
Седрах же: "А для кого создал Ты море? Для кого рассеял по земле всякое
благо?"
Говорит Господь: "Для человека".
Седрах же Ему: "Если Ты сделал так, зачем же погубил его?"
Господь в ответ: "Человек - творение Мое, изделие рук Моих, и вразумляю
Я его, как найду нужным".
4. Говорит Ему Седрах: "Мучение и огонь вразумление Твое, горьки они,
Господь мой! Лучше было бы человеку не родиться. {Ср. Мф. 26:24; Иов 3:11; 10:18-19;
3 Езд. 3:12; Откр. Ездры 1 и 3; Откр. Петра III.} Зачем же Ты создал его, Господь
мой? Зачем утрудил непорочные руки Твои и сделал его, если не хотел быть милостивым
к нему?"
Отвечает Господь: "Я сотворил первозданного Адама, и поместил его в райском
саду на пажити Древа Жизни, и сказал ему: "Вкушай от всех плодов, лишь от
Древа Жизни берегись вкушать, ибо как вкусишь от него, умрешь смертью". Он
же ослушался заповеди Моей и, прельщенный диаволом, вкусил от Древа". {Согласно
Быт. 2:16-17; 3:2-3 Бог запретил Адаму вкушать от древа познания добра и зла,
однако дальше (Быт. 3:22) сказано, что Бог изгнал Адама и Еву из рая, опасаясь,
что, познав добро и зло, они смогут также вкусить и от древа жизни и станут бессмертными.
Ср. Откр. Ездры 3.}
5. Говорит Ему Седрах: "Прельстился Адам, Владыко мой, нарушил волю Твою.
Ты же повелел ангелам Твоим повергнуть Адама к Твоим стопам, - и первый среди
ангелов ослушался приказания Твоего, не поверг Адама к Твоим стопам, - и за это
изгнал Ты его, ибо не повиновался он воле Твоей, не покусился на труд рук Твоих.
Если возлюбил Ты человека, почему не убил диавола - художника неправды? {Ср. 3
Езд. 7:46-48.} Кто же в силах бороться с духом незримым? Подобен дыму подступает
он к людским сердцам, уча их всякому греху. Против Тебя, бессмертного Бога, воюет.
Что же может поделать с ним жалкий человек? Смилуйся, Владыко, отмени наказание,
избавь человека от мучений! Если же нет, и меня возьми вместе с грешниками: когда
не милуешь грешников, где же сострадание Твое, где милосердие Твое, Господи?"
6. Говорит ему Господь: "Да будет известно тебе, что по воле Моей все
в мире покорно человеку, ибо Я сотворил его разумным и сделал наследником неба
и земли. Я все подчинил ему, и всякая тварь бежит от него и от лица его. Он же,
приняв сие от Меня, сделался чуждым Мне прелюбодеем и грешником. {Ср. Мк. 8:38.}
Какой же отец, скажи Мне, дав имущество сыну, и после того, как сын этот, приняв
имущество, оставил отца, ушел от него, сделался чужд ему и стал служить врагу
его, - какой отец, увидев, что оставил его сын, не разгневается в сердце своем
и, придя, не возьмет имущества и не лишит сына славы его, ибо оставил тот отца
своего? {Ср. Откр. Ездры 3.} Каково же Мне, чудному и ревностному Богу, когда
Я все дал человеку, он же, приняв сие, сделался прелюбодеем и грешником?"
7. Говорит Седрах Ему: "Владыко, Ты сотворил человека; ведомо было Тебе
желание его, ведомо и разумение наше - и Ты винишь его в его мучениях! Изгони
человека - и неужто я один населю небеса? А коли нет, Господи, спаси его: жалок
человек, потому и согрешил он против воли Твоей".
"К чему впустую тратишь слова, Седрах? Я сотворил Адама, жену его сотворил
и Солнце, и сказал: "Посмотрите друг на друга, какой свет исходит от вас!
Жена Адамова превосходит красотой Луну, и это Я дал ей жизнь"".
Говорит Седрах: "Что проку в красоте, если она на земле и увянет? Сам
же сказал Ты: "Не воздай злом за зло," {Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21; Притч.
20:22.} - как же так, Владыко? Сказанное Божеством Твоим никогда не лжет, зачем
же воздаешь человеку? Не желаешь ли воздать злом за зло? Ведомо мне, что упрям
злонравный мул между четвероногими - нет второго такого. Но всякий раз, как мы
хотим того, уздечка ломает его упрямство. Имеешь ангелов - так пошли их стать
на страже, и лишь двинется человек ко греху, пусть они ухватят его за ногу, и
не пойдет он, куда заблагорассудится". {Ср. Откр. Ездры 3.}
8. Говорит ему Господь: "Если ухвачу его за ногу, скажет он: "Не
даровал Ты мне благодати в мире". Я же дал человеку поступать по воле его,
ибо возлюбил его. {Ср. 3 Езд. 8:56.} Потому и послал Я праведных ангелов Моих
стоять на страже подле него денно и нощно".
Говорит Седрах: "Знаю, Владыко, что среди всего имения Твоего возлюбил
Ты прежде других человека, среди четвероногих - овцу, среди дерев - оливу, среди
плодов - лозу, среди крылатых - пчелу, среди рек - Иордан, среди городов - Иерусалим.
{Ср. 3 Езд. 5:23-27.} Но все сие любит и человек, Владыко мой!"
Говорит Бог Седраху: "Задам Я тебе, Седрах, один вопрос. Если ответишь
- помогу с радостью, пусть даже ты в чем и искушал Меня, твоего Создателя".
Говорит Седрах: "Спрашивай".
Говорит тогда Господь Бог: "С той поры, как сотворил Я все, сколько людей
родилось на свет, сколько умерло и сколько еще умрет, и сколько волос у них? {В
ответ на обвинение Бог, давая понять разницу между Собой и человеком, начинает
задавать вопросы, на которые смертный ответить не может. Ср. Иов 38-39; 3 Езд.
3:6-11; 5:36-37 и др. Иов 39:32: "Обличающий Бога пусть отвечает Ему".}
Скажи Мне, Седрах, с той поры как сотворен был небосвод и земная твердь, сколько
дерев взросло в мире, сколько их упало и сколько еще упадет, и сколько их еще
взрастет, и сколько листьев у них? Скажи, Седрах, с той поры как сотворил Я море,
сколько волн поднялось, сколько отошло и сколько еще поднимется, и сколько ветров
будет дуть на берегу морском? Скажи Мне, Седрах, от сотворения мира за все века,
сколько дождевых капель упало на землю и сколько еще упадет?"
И сказал Седрах: "Одному Тебе ведомо то, Господи, один Ты знаешь о том.
Я же одного прошу у Тебя: избавь человека от мучений, и да не разлучусь я с родом
нашим на небесах".
9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душу возлюбленного
Моего Седраха и помести ее в Рай".
Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложил
Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества". {Ср.
2 Пет. 1:13-14; Откр. Ездры 11.}
Говорит Седрах: "Не отдам Тебе душу мою".
Говорит ему Бог: "Для чего тогда послан Я, для чего пришел сюда - от тебя
же слышу отговорки? Ибо велено Мне Отцом Моим, чтобы с почетом принял Я душу твою,
а не хочешь, - так тотчас же сам отдай Мне вожделенную твою душу". {Ср. Завещ.
Авраама 7 и др.}
10. И отвечал Седрах Богу: "Откуда думаешь Ты забрать душу мою, из какой
части тела?" {Ср. Откр. Ездры 11; Завещ. Авраама 20.}
Отвечает ему Бог: "Разве не знаешь ты, что от средоточия легких твоих
и сердца расходится она по всем членам? Через горло, гортань и уста поднимается
она вверх, когда же приходит время ей оставить тело, сперва вздрагивает она и
собирается вся в одном месте, уходя из кончиков пальцев и других членов, и тогда
обязательно нужно, чтобы в миг сей была она отделена от тела и отторгнута от сердца".
Услышав слова те и поняв, что очень далек он был от мыслей о смерти, сказал
Седрах Богу: "Дай мне, Господи, исцеление на короткий срок, чтобы восплакать,
ибо слышал я, что в слезах - великая сила, и что в них - лучшее лекарство для
ничтожного тела, творения рук Твоих".
11. И начал он говорить, плача и сетуя горько: "Голова моя чудная, краса
небесная, свет солнечный неба земли! Славятся волосы твои от Фемана, глаза - от
Восора! Уши твои сродни грому небесному, язык - трубе, мозг же твой - малое Творение;
голова - податель движения для тела, великолепная и прекраснейшая, всеми любимая
падет сейчас на землю в бесславии! Руки крепкие, искусные работники, трудом которых
кормится тело! Руки ловкие, собирая отовсюду, украсили вы домы! Пальцы великолепные,
в золото и серебро разубранные! Три сустава раскрывают ладонь и вбирают красоты.
И се, ныне сделаетесь вы чужими в мире сем! Ноги проворные, с места бегом бегущие,
быстрые, непобедимые! Колени ладные, без вас тело не сдвинется! Бегут ноги вместе
с Солнцем и Луною, днем и ночью, все добывая - и еду, и питье, - в заботе, чтобы
не оскудевала чаша. Ноги скорые и на бегу легкие, лицо земли колеблющие, добром
всяким домы уставляющие! Ноги, все тело несущие, в храмы входящие, покаяние творящие,
святых о помощи просящие - се, ныне замрете без движения! Голова моя, руки и ноги,
до сих пор оберегал я вас. Душа моя, зачем вложил тебя Господь в бедное и ничтожное
тело? И се, ныне повелевает тебе Господь, отделившись от тела, подняться к Нему.
Тело же бедное пойдет на суд. Тело великолепное, власы длинные, хвосту кометы
подобные, достающие до звезд, голова - краса небесная, разубранная! Лицо, лоснящееся
миром, глаза, льющие свет, голос - звук трубы, язык послушный, борода благовидная,
волосы звездоподобные сияющие, голова, достающая до неба - все тело дивноукрашенное,
сочащееся сладким вином, светлое, славное - и се, ныне павшее на землю! Под землею
краса твоя сокроется!"
12. Говорит ему Христос: "Полно, Седрах! Доколе будешь ты стенать и плакать?
Рай открыт перед тобой и, умерев, ты будешь жить".
Говорит Седрах: "Еще раз скажу Тебе, Господи, пока я жив еще и не умер,
Ты же не оставь без ответа вопрос мой".
"Говори, Седрах!"
"Если восемьдесят лет, девяносто или сто проживет человек, и проживет
их в грехе, а после вновь обратится и покается, за какое число дней отпустишь
ему грехи его?"
Говорит ему Бог: "Если обратится он, прожив сто или восемьдесят лет, покаявшись
же - еще три года, и сотворит плод праведности, {Ср. Мф. 3:8} Я, когда придет
к нему Смерть, не стану припоминать ему всех грехов его".
13. Говорит Ему Седрах: "Много сие - три года, Господь мой. Как бы не
пришла смерть, не дав исполнить ему до конца покаяния своего. Смилуйся, Господи,
над подобием Твоим и яви милосердие, ибо много сие - три года".
Говорит ему Бог: "Если человек, прожив на свете больше ста лет, вспомнит
о смерти своей и станет исповедывать Меня пред людьми, и Я увижу сие, отпущу,
спустя год, все грехи его".
Говорит опять Седрах: "Господи, вновь взываю я к милосердию Твоему ради
творения Твоего! Много сие - год; как бы не пришла Смерть и не схватила его".
Говорит ему Спаситель: "Прошу Я тебя об одном, Седрах, возлюбленный Мой:
ни о чем больше не проси Меня. Если будет каяться грешник сорок дней, не припомню
ему всех грехов, какие совершил он".
14. И говорит Седрах архангелу Михаилу: "Услышь меня, могущественный архистратиг
и помоги мне, стань заступником, дабы смилостивился Господь над миром!"
И, пав на лице свое, взывали они к Богу, говоря: "Господи, научи нас,
как должно каяться и каким покаянием спасется человек, и какими трудами?"
Говорит Бог: "Покаянными речами, молитвами, службами, реками слез, жаркими
стенаниями. Или не знаешь, что плачами в одночасье спасся пророк Мой Давид и другие
так же? {Деян. 1:16: "Что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде".
Ср. Ин. 13:18; Пс. 40:10; апокриф. Откр. Иоанна passim. Славу пророка Давид заслужил
своими псалмами. Что же касается покаяния, то здесь, возможно, аллюзия на псалом
50, где Давид кается в величайшем грехе, за который его в конце его правления
постигли многочисленные несчастья - в том, что он отнял жену Урии, а его самого
отправил на смерть (2 Цар. 12:9-10).} Ведаешь ты, Седрах, что живут племена, не
знающие Закона, делающие же по Закону, - ибо если и некрещеные они, сошел Дух
Мой на них, и обращаются они к крещению Моему, и принимаю Я их вместе с праведниками
Моими в лоно Авраамово. {Ср. Деян. 10:44-48 и др.} Есть же и другие, крестившиеся
крещением Моим, измеренные Божественною мерой Моей - и се, отрекаются худшим отречением
и не хотят покаяться. И Я жду со многим состраданием, многим милосердием и богатством,
что они покаются, но творят чуждое Божеству Моему. И не слушали они мудреца, просившего
их со словами: "Оправдаем ни в чем не согрешившего". {Возможно, имеются
в виду слова Пилата о Христе - см. Мф. 27:24 и паралл. места.} Да и вообще, разве
не знаешь ты, что написано: "И покаявшись, да не увидят вовек наказания"?
{Ср. Лк. 17:3-4.} Они же не услышали ни слова апостолов Моих, ни Слова Моего в
Евангелиях и заставляют печалиться ангелов Моих, {Ср. Откр. Варуха 12 и далее.}
и уже на собраниях и на службах Моих не слушают ангела Моего, и не стоят в святых
Моих церквах, - а и стоя в них, не простираются в страхе и трепете, но произносят
речи заносчивые, коих не принимаю ни Я, ни ангелы Мои".
15. Говорит Седрах Богу: "Господи, один Ты непогрешим и велик в милосердии
Твоем, милующий грешников и печалящийся о них; но сказано Божеством Твоим: "Я
пришел не праведников призвать, а грешников к покаянию"". {Мф. 9:13.}
И сказал Господь Седраху: "Или не знаешь, Седрах, о разбойнике, в одночасье
спасенном покаянием? {Лк. 23:40-43.} Или не знаешь, что апостол твой и благовестник
{Возможно, под апостолом-евангелистом (благовестником) имеется в виду апостол
Петр. Известно апокрифическое Евангелие от Петра. Петр, трижды отрекшись от Христа,
был затем прощен (Ин. 21:15-17).} так же спасен был? (...Для грешников же нет
спасения,) ибо сердца их подобны треснувшему камню, сами нее они следуют путями
нечестия и погибнут вместе с антихристом".
Говорит Седрах: "Господь Мой, ведь сказал Ты: "Божественный Дух Мой
сошел на племена, не знающие Закона, но делающие по Закону". {Ср. Деян. 2:14-21;
Иоил. 2:28.} Разбойник и апостол-евангелист и другие равны в том, что вошли в
Царствие Твое, Господи - так же и грешивших до последних дней допусти к Себе,
ибо полна страданий жизнь и тяжела для покаяния".
16. Говорит Господь Седраху: "Сотворил Я человека согласно трем установлениям.
Когда он молод, прощаю ему по юности проступки его. Когда же стал мужем, стерегу
помыслы его. А когда состарился он, жду Я, что он покается".
Говорит Седрах: "Господи, Ты про все сие знаешь и ведаешь. Об одном прошу:
яви грешникам сострадание Твое".
Говорит ему Господь: "Седрах, возлюбленный мой, обещаю явить сострадание,
уменьшив срок покаяния от сорока дней до двадцати. Всякий же, кто помянет имя
твое, да не увидит он места казней, но пребудет с праведниками в месте покоя и
отдохновения. Если же кто перепишет слово сие дивное, да не вспомянется тому грех
его во веки веков".
И говорит Седрах: "Господи, а если который сотворит молитву рабу Твоему,
то огради Ты его, Господи, от всякого зла".
И говорит раб Божий Седрах: "Ныне же прими душу мою, Владыко!"
И взял его Бог, и поместил его в Раю со всеми святыми.
Слава Ему и держава во веки веков. Аминь.
|