Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Путешественник по времени - Вера.

ПОЧЕМУ В ЕВАНГЕЛИИ НЕТ БАСЕН

См. животные.

Одна из примечательных черт Евангелия - отсутствие басен. Черта не уникальная. Басня - отнюдь не древнейший вид прозы, как могло бы показаться. Казалось бы, так просто перейти от мифа о богах-животных к животным-людям, а вот не совершается переход легко!

Самые древние басни (как и всё самое древнее) - разумеется, не китайские, как вы подумали, а шумерские. Они совсем короткие, без моралек, но басни.

Лисица, которые выпросила у бога рога и теперь не может залезть в свою нору - прародительница всех басенных лисиц, хитрость которых побеждается их же жадностью.

Орёл плывет по реке, собака бежит по берегу и вздыхает: "Когда же он выберется на берег, чтобы мне его съесть" - далекий предок анекдота о полицейском, который сокрушается, что регулярно дающий ему взятку человек уехал в отпуск "за мой счет", ведь взятки временно прекратились.

Когда современный раввин утверждает, что Библия писалась во времена, когда ещё не были одомашнены кошки, а потому кошки в ней не упоминаются, это неверно. Кошки уже в шумерских баснях упоминаются (а среди шумеров жили и далёкие предки евреев) - правда, шумеры считали, что мангусты лучше кошек борются с мышами. О египтянах и говорить нечего. Возможно, именно это и причина того, что в Библии нет кошек и вообще басен - это своего рода способ отделить себя от соседей. "Не сотвори себе кумира" - а ведь басня это тоже "кумиротворение", изготовление образа.

Библия - и Иисус - не приняла и греческих басен, которые наверняка имели хождение среди греков, населявших древнюю Палестину. Самое большее - есть две басни, героями в них выступают растения, которые выбирают себе царей (Суд. 9:8–15) или сватаются друг ко другу. Собственно, когда Иисус спрашивает - или цитирует поговорку - собирают ли с терновника виноград (Мф. 7, 16) - это отсылку к той самой притче о терновнике, который посмел посвататься к дочери ливанского кедра (2 Цар. 14:9–10).

Иисус часто сравнивает людей с животными - женщину, выпрашивающую исцеление, с собачкой, выпрашивающей косточку, слушателей с овцами, Ирода с лисицей (привет шумерам!) - но Иисус никогда не сравнивает животных с людьми. Аналогия работает только в одном направлении. Радикальное отличие от современности, когда басня - жанр детский, примитивный, а вот сравнение животных с людьми - основа "экологического сознания". Не только обезьяны, но и жучки, и паучки, и сорока, и волчица, - все они не менее разумны, не менее обладают правами, в общем, питаться следует из-под капельницы, чтобы не съесть себе подобную тварь.

Это не означает, что, живи Иисус в наши дни, Он бы не воспользовался басенным жанром. Талмудические мудрецы басни использовали вовсю. Это означает, что в наши дни вера в Бога оказалась неразрывно связанной с верой в человека - в человека как неживотное, непрах, неглину, в человека как человека - существо, которое можно и нужно сравнивать с чем угодно, от космоса до бозона, но с которым не сравнится ничто, от бозона до космоса.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова