Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Проф. Н. И. Сагарда

Фрагменты творений св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго, и надписываемыя его именемъ заклинательныя молитвы.

Оп.: Н. Сагарда. Фрагменты творений св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго, и надписываемыя его именемъ заклинательныя молитвы. // «Христианское чтение». Ежемесячный журналъ, издаваемый при   Императорской   Петроградской Духовной Академии. — Петроградъ: Типография М. Меркушева, 1916. — Томъ CCXLV. — Часть II. — Май-Іюнь. — С. 559-560.

Въ различныхъ сборникахъ отрывковъ изъ творений древне-церковныхъ писателей встречаются и отрывки, надписываемые именемъ св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго, частью догматическаго, частью экзегетическаго, частью морально-аскетическаго содержания. Изследование фрагментовъ вообще представляетъ большия трудности, именно въ определении принадлежности ихъ тому или иному автору, а также къ такому или иному его произведению. Въ катенахъ легко можетъ происходить усвоение отрывковъ изъ произведений одного автора другому, въ особенности одноименному. Кроме того, незначительные по объему отрывки большею частью настолько неопределенны въ характерныхъ признакахъ, что не даютъ основания для определения не только автора, но даже и приблизительнаго времени его происхождения. Наконецъ, не исключена возможность и приспособления отрывка, взятаго изъ произведения того или иного автора къ ближайшимъ целямъ, вследствие чего въ подлинный отрывокъ съ течениемъ времени привносятся чуждые элементы, еще более затрудняющие определение первоначальной принадлежности его. Фрагменты творений св. Григория Чудотворца еще не изследованы и даже не изданы въ полномъ виде и те изъ нихъ, которые известны. Ихъ приходится собирать изъ разныхъ изданий, где они помещаются большею частью случайно, безъ сообщения всехъ данныхъ, необходимыхъ для обстоятельнаго суждения ? нихъ.

 

Нами собраны и переведены по возможности все напечатанные фрагменты, надписываемые именемъ св. Григория Неокесарийскаго, и при каждомъ изъ нихъ указано, изъ какого издания взятъ текстъ ихъ.

 

Особый видъ литературныхъ произведений, приписываемыхъ св. Григорию Чудотворцу, составляютъ заклинательныя молитвы надъ одержимыми бесами. Такия молитвы съ его именемъ довольно часто встречаются въ греческихъ рукописяхъ; есть оне и въ славянскихъ спискахъ. Эти молитвы несомненно св. Григорию Чудотворцу не принадлежатъ, и надписывание ихъ именемъ неокесарийскаго святителя имеетъ основание въ повествованияхъ объ его чудесахъ, свидетельствующихъ объ его власти надъ духами нечистыми.

 

Мы помещаемъ переводъ одной молитвы, которая въ полномъ виде еще не была напечатана и на греческомъ языке. Греческий текстъ ея списанъ съ рукописи Евхология X-XI в., находящейся въ Іерусалимской библиотеке Святогробскаго подворья въ Константинополе, профессоромъ И. А. Карабиновымъ и имъ предоставленъ въ наше распоряжение.

 

 

I. Фрагменты догматическаго содержания.

II. Фрагменты экзегетическаго содержания.

III. Нравственныя наставления.

IV. Заклинание иже во святыхъ отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духовъ нечистыхъ.

Заклинание на духовъ нечистыхъ [1].

Оп.: Творения святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типография М. Меркушева, 1916. – С. 208-211. См. экзорцизм.

Въ начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Богъ. Оно было въ начале у Бога. Все чрезъ Него начало быть, и безъ Него ничто не начало быть, чтo начало быть. Въ Немъ была жизнь и жизнь была светъ человековъ. И светъ во тьме светитъ и тьма его не объяла (Іоан. 1, 1-5).

На васъ, духи нечистые, духи лукавые, родъ безстыдный, гнусный, корень заблуждения, начало беззакония, древо греха, дрова геенския, пища огня, лукавые демоны, услаждающиеся запахомъ жертвеннаго дыма, чада диавола, противники создания Божия, летающие подъ небесами, летающие въ воздухе, летающие въ эфире, сущие на земле, въ глубине, живущие на горахъ, покоющиеся въ лесахъ, обитающие на кладбищахъ, пребывающие на дорогахъ, проникающие въ горы, скрывающиеся въ разселины скалъ, покоющиеся въ рощахъ, скрывающиеся въ пустыняхъ и подобныхъ местахъ, укрывающиеся подъ тенью деревьевъ, тростника, папируса, кувшинки, сбивающие съ путей, сидящие подъ водами, увлекающие къ утесамъ, плавающие по рекамъ, бродящие по пропастямъ, исходящие изъ источниковъ, ночующие на дорогахъ, кружащиеся въ безсветныхъ местахъ, обитающие въ баняхъ и откуда бы то ни было приходящие, демоны лукавые, покоющиеся на водахъ, сохраняемые на отмщение, въ пещь вечную, въ наказание непрестающее, на мучение огненное, на пытку лютую, въ наказание жестокое, — на васъ и на родъ вашъ безстыдный, на родъ вашъ разнообразный, на видъ вашъ странный, не на видъ, не на изображение, не на образъ, не на создание Божие. Запретитъ вамъ Богъ вечный, ведущий сокровенное, невидимый, нетленный, неизреченный, неописуемый, неизъяснимый, безначальный, единоначальный, нерожденный, рожденный, вечный, неизменный, безсмертный, Богъ, единый имеющий безсмертие, светъ обитающий неприступно, Котораго никто изъ людей не виделъ и не можетъ видеть (1 Тим. 6, 16). Онъ повелеваетъ вамъ — духамъ нечистымъ, царствующий Богъ, Господь господствующихъ, Зиждитель всяческихъ, Творецъ всего, Создатель людей, Владыка душъ, имеющий власть надъ жизнью и смертью, наказующий и снова исцеляющий, низводящий до вратъ адовыхъ и возводящий, гордымъ противящийся, смиреннымъ же дающий благодать (Прит. 3, 34), сидящий на высокихъ и на смиренныхъ призирающий, Творецъ всехъ архангеловъ, царь всехъ силъ, воздвигший небеса и водрузивший твердь, утвердивший луну, зажегший звезды, основавший землю, утвердивший горы и поставивший на весахъ и на чашахъ весовыхъ холмы, сотворивший источники и учинивший бездны и деревья сделавший плодоносными и различныя деревья поставивший, сотворивший животныхъ движущихся и летающихъ повелениемъ явивший, измеривший небо пядью и землю горстью, нечестивыхъ истребляющий, гордыхъ погубивший потопомъ, праведнаго же Ноя спасший въ ковчеге, Адама за преслушание изгнавший, и разбойника за послушание въ рай приявший, Авеля принявший и Каина проклявший, Эноха преложивший и падшихъ ангеловъ въ узахъ мрака низвергший въ адъ, предавши ихъ соблюдать на судъ для наказания, Содомъ и Гоморру попаливший и Ниневию ради покаяния помиловавший, Лота спасший и жену его за неверие обративший въ столпъ, Авраама обогативший и Авимелеха наказавший, Іакова возлюбивший и Исава возненавидевший, Исаака по обетованию въ жертву живую приявший, Іосифа сохранивший и египтянку посрамивший, Моисея спасший и фараона поразивший, потомъ евреевъ спасший и египтянъ потопивший въ глубину, Моисея и народъ утвердивший и Ваала истребивший, — Имъ заклинаю васъ, духи нечистые, Богомъ, призирающимъ на землю и заставляющимъ ее трястись, прикасающимся къ горамъ, и оне дымятся (Псал. 103, 32), — Имъ заклинаю васъ, духи нечистые, безстыдные, Богомъ, предъ Которымъ трепещетъ вся тварь, посылающимъ молнию, дающимъ дождь на землю, произращающимъ траву скотамъ и злакъ на служение людямъ, чтобы дать имъ пищу благовременно; ибо когда Ты дашь имъ, они соберутъ; когда Ты открываешь руку Свою, все исполнится благостыни (Псал. 146, 8; 103, 14. 27. 29). Итакъ, этою силою я повелеваю вамъ, духамъ нечистымъ и темъ, которые повинуются вамъ — выйти изъ человека сего, и не являться, но удалиться; и не говорите: мы человекомъ изгоняемся, духи скверные и нечистые. Ибо я, грешный и смиренный, немощенъ предъ Богомъ моимъ: я — земля и прахъ... [2] и быть изгнаннымъ словомъ. Такъ что благодать дарована сынамъ человеческимъ, верующимъ въ Него. Сказавший ученикамъ: духовъ изгоняйте, прокаженныхъ очищайте, даромъ получили, — Онъ повелеваетъ вамъ — духамъ нечистымъ удалиться изъ этого человека, сущий у Бога, Богъ Слово Отчее, чтобы вы удалились изъ всякаго члена его — изъ головы, чела, ушей, глазъ, бровей, носа, слезъ, губъ, десенъ, зубовъ, языка, устъ, позвоночника, дыхательныхъ каналовъ, горла, шеи, ключицъ, плечей, спины, мышцъ, предплечья, рукъ, пальцевъ, груди, сосцовъ, сердца, желудка, печени, селезенки, почекъ, желчи, реберъ, реберныхъ хрящей, чрева, пупа, чреслъ, крепости, лодыжекъ, бедеръ, коленъ, голеней, икръ, ступни, пальцевъ на ногахъ, ногтей, подошвъ, отъ волосъ головы до волосъ ногъ, отъ правой стороны до левой, и отъ внутреннихъ органовъ до наружныхъ, костей, реберъ, мозговъ, связей, отъ всего тела. Заклинаю васъ, звездовидные, глухие, немые, косноязычные, безстыдные, делающие безумными, удерживающие языкъ, скрежещущие зубами, вызывающие слезы, угрюмые... [3] схватывающие сердца, делающие разслабленными, производящие убийства, вызывающие привидения, являющиеся въ призракахъ, пугающие, болтливые, производящие оцепенение, наводящие уныние, ввергающие въ огонь, влекущие въ пустыни, гонящие въ могилы. Да не будетъ общения съ ними ни въ пище, ни въ питье, ни во сне, ни въ бодрствовании, ни въ деле, ни въ отдыхе, ни въ пробуждении, ни во всякомъ входе и исходе, ни въ надевании одежды, ни въ раздеваньи, ни ночью, ни днемъ, или утромъ, или въ полдень, ни вечеромъ, ибо я не молюсь вамъ въ обращении къ вамъ, въ ?имиамахъ или въ возлиянии или возливания вина, или въ ладане, или въ пролитии крови, но крепкому и живому; ибо слово Божие живо и действенно и острее всякаго меча обоюду остраго и проникающее до разделения души и тела и судитъ о помышленияхъ и намеренияхъ сердечныхъ (Евр. 4, 12), и потому что нетъ твари неявленной предъ Нимъ, но все обнажено и открыто предъ очами Его. Къ вамъ слово, которое изгонитъ васъ въ вечный огонь, уготованный вамъ, духамъ нечистымъ. Посему не противьтесь духи нечистые, но помните о суде, уготованномъ вамъ и подчинитесь божественному слову, дабы и въ этомъ [вы не?] имели оправдание[я], говоря: мы не слышали имени Твоего нарицаемаго и удалились, владыко. Заклинаю васъ, духи нечистые Іисусомъ Христомъ, Спасителемъ всехъ, Сыномъ Божиимъ Единороднымъ и Ангеломъ великаго совета, изъ отческаго лона происшедшимъ прежде всехъ вековъ, Которымъ сотворено все, видимое и невидимое, въ последние дни пришедшимъ къ намъ изъ девственной утробы и исцелившимъ всякую болезнь и всякую немощь, сокрушившимъ васъ и погрузившимъ въ море. Изгоняемые же Имъ и низвергаемые въ пропасть, вы исповедаете Его, говоря: о, чтo намъ и Тебе, Сынъ Бога живаго? Ты пришелъ прежде времени мучить насъ (Марк. 5, 7). Имъ заклинаю васъ, духи нечистые, при Понтии Пилате исповедавшимъ доброе исповедание, заушеннымъ, биеннымъ, претерпевшимъ бичевание, распятымъ и погребеннымъ и въ третий день возставшимъ, совозставившимъ тела святыхъ, явившимъ Себя прежде всего Марии и Марфе, потомъ Своимъ ученикамъ, восшедшимъ на небеса и седшимъ одесную Отца и опять грядущимъ со славою судить живымъ и мертвымъ, царству Котораго не будетъ конца, пославшимъ Своихъ учениковъ проповедать это слово во все народы и крестить верующихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, чтобы изгнать васъ скорее отъ человеческаго рода и заставить васъ не иметь общения съ симъ храмомъ но чрезъ произнесенныя имъ заклинания очиститься ему отъ всякаго сатанинскаго действия, исцелиться ему чрезъ возрождение водою и Святымъ Духомъ, потому что подобаетъ поклонение и слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Примечания:
[1] Взято изъ рукописнаго Евхология (Х-ХІ в.) Іерусалимской библиотеки Свято-Гробскаго подворья въ Константинополе, № 355, 81-85. Греческий текстъ заклинания списанъ и любезно предоставленъ въ наше распоряжение проф. И. А. Карабиновымъ.
[2] Не прочитано одно слово.
[3] Не прочитано одно слово.

 

 

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова