Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа
Киприан брату Рогациану желает здоровья.
Тяжкою скорбию поражены
были — я и находившиеся здесь мои товарищи, когда прочитали, возлюбленнейший
брат, письмо твое, в котором ты жалуешься на своего диакона за то,
что он, забывши о твоем священническом звании и о служебной своей
обязанности, огорчил тебя ругательствами и своими неправдами. Между
тем, ты поступил с ним почтительно в отношении к нам и сообразно
с твоим обычным смирением, признав за лучшее пожаловаться нам на
него, тогда как, по власти епископской и по важности кафедры, ты
мог и сам наказать его немедленно, будучи уверен, что мы, твои товарищи,
одобрили бы все, что ты ни сделал бы с этим буйным диаконом по священнической
власти, имея касательно подобных людей Божественные наставления.
Так Господь Бог говорит во Второзаконии: и человек, иже сотворит
в гордости, еже не послушати жерца... или судии, иже в ты я дни
будет, да умрет человек той, и вси людие услышавше убоятся и не
будут нечествовати ктому (Втор. 17, 12-13). А что эти Божественные
слова с истинным и высочайшим величием Божиим произнесены с тем,
чтобы священники Божий были почитаемы и отмщеваемы, видно из того,
что Хорей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только
дерзнули восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными
начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны
разверзшеюся землею, восприяли наказание за святотатственную дерзость.
И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие
в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало
очевидным, что священники Божий отмщеваются Тем, Кто поставляет
священников. Также в книге Царств говорится, что когда иудейским
народом оказано было презрение священнику Самуилу за его старость,
как теперь тебе, Бог во гневе сказал: не тебе уничижиша, но Мене
уничижиша (1 Цар. 8, 7), и в наказание за это воздвиг им царя
Саула с тем, чтобы тот, угнетая их тяжкими неправдами, смирил и
уничижил разными озлоблениями и наказаниями гордый народ; и таким-то
образом было воздано этому гордому народу Божеское отмщение за уничиженного
священника. Соломон, наставленный Святым Духом, тоже свидетельствует
о священническом достоинстве и власти, давая наставление в следующих
уловах: всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти.
И еще: всею силою твоею... бойся Господа и прослави иерея
. Помня эти заповеди,
блаженный апостол Павел, как читаем в Деяниях Апостольских, — когда
ему сказали: архиерею ли Божию досаждаеши? отвечал: не
ведах, братие, яко архиерей есть: писано бо есть: князю людей твоих
да не речеши зла (Деян. 23, 5). Сам Господь наш Иисус Христос,
Царь, Судья и Бог наш, даже до дня Своих страданий оказывал почтение
архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания
Христа. Так, когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: шед
покажися иереови, и принеси дар (Мф. 8, 4). По смирению, которое
внушал и нам, Он все еще называл иереем того, кого знал как святотатца.
Также, когда во время страданий Его ударили в ланиту и сказали:
тако ли отвещаваеши архиереови? — Он не сказал ничего оскорбительного
для лица архиерея, но только, защищая Свою невинность, отвечал:
аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя
биеши? (Ин. 18, 22-23). Во всех случаях поступал так терпеливо
для того, чтобы и нам подать пример кротости и терпения. Будучи
почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным
священникам законное и полное уважение. Притом диаконы должны помнить,
что апостолов, то есть епископов и предстоятелей, избрал Сам Господь,
а диаконов, по Вознесении Господа на небо, постановили апостолы,
как служителей своего епископского звания в Церкви. Итак, если бы
мы дерзали восставать против Бога, Который поставляет епископов,
то могли бы восставать и против нас диаконы, поставляемые нами (Деян.
6, 5-6). И потому Диакон, о котором ты пишешь, должен раскаяться
в своей дерзости, признать достоинство священства и полным смирением
загладить вину свою пред епископом, своим начальником. Ибо усилия
еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения,
соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так
совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается
мир Христов, чиноположение и единство Божие. Если этот диакон будет
и впредь огорчать и оскорблять тебя своими бесчинствами, то употреби
над ним власть своего сана, низложив его или усмирив. Апостол Павел,
пиша к Тимофею, сказал: никтоже о юности твоей да не радит (Тим.
4, 12); тем более должны сказать о тебе твои товарищи: никтоже
о старости твоей да не радит. А как ты писал, что к диакону
пристал еще кто-то и сделался сообщником его гордости и дерзости,
то и сего, а также и всех других, если есть такие, восставшие на
священника Божия, нужно или отлучить или усмирить. Мы же увещеваем
и просим: пусть они лучше познают свой грех, пусть загладят вину
свою, признав за нами наше право; потому что мы желаем и стараемся
скорее милосердием и терпением побеждать оскорбления и обиды каждого,
нежели наказывать за них по власти священства.
Желаю тебе, возлюбленнейший
брат, всегда быть в добром здоровье.
|