ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ПЯТАЯ
Глава 35
О Кирилле, епископе Александрии и об Александре,
епископе Антиохии
В это время епископом Александрии был
Кирилл, родной племянник Феофила, получивший кафедру дяди. А кафедру
церкви иерусалимской занимал Иоанн, человек дивный, преемствовавший
Кириллу, о котором я и прежде упоминал [1]. Антиохийскую же церковь пас Александр [2] и с поборником своего архиерейства имел самый образ
жизни, ибо до епископства он проводил время на поприще подвижничества
и, весьма долго упражняясь в этом, явился мужественным поборником,
потому что, уча словом, наставления свои подтверждал и жизнью. Он
был преемником Порфирия [3], который, приняв это кормило после Флавиана, оставил
много памятников человеколюбия, славился также и силою духа. Божественный
же Александр богат был подвигами, любомудрием и нестяжательностью
жизни, текучестью слова и другими бесчисленными дарованиями. Он
и партию великого Евстафия, которую не допустил до общения сперва
Павлин, потом Евагрий, своим убеждением и увещанием присоединил
к остальному телу церкви и устроил такой праздник, которому подобного
никто никогда не видывал, ибо, созвав всех единоверных, как священнослужителей,
так и прочих, пришел в их собрание и, взяв певцов, устроил одни
согласный гимн и через то от врагов, обращенных к западу, до величайшего
храма всю площадь наполнил народом, как бы словесною рекою, по подобию
реки, обтекавшей город. Смотря на это, и иудеи, и люди, зараженные
арианством, и незначительный остаток язычников стенали и скорбели,
ибо видели, что и другие потоки вливаются в море церкви. Он-то первый
внес в церковные диптихи имя Иоанна.
Глава 36
О последующем раскаянии тех, которые враждовали
против епископа Иоанна, и о перенесении его останков
Впоследствии, однако ж, и самые останки
великого учителя перенесены были в царствующий град. И православный
народ, посредством судов сделав свое море как бы сушею, устье Боспора
около Пропонтиды покрыл светильниками. Это сокровище доставил тому
городу нынешний царь, носящий имя своего деда и сохраняющий неповрежденным
его благочестие [4]. Склонив на гроб святителя очи и чело, он принес молитву
за своих родителей и просил простить им обиду, причиненную по неведению,
ибо его родители давно уже умерли, оставив его в сиротстве весьма
юным. Но Бог отцов и праотцов не попустил ему испытать сиротство,
ибо устроил так, что он получил благочестивое воспитание, царство
сохранил безмятежным и обуздал замыслы тирании. Памятуя все эти
благодеяния, он чествует Благодетеля гимнами и общницами в славословии
имеет сестер [5], которые, подвизаясь в девственной жизни, находят высочайшее
наслаждение в занятии словом Божиим, и считают негиблющим сокровищем
подаяния бедным. Сам же царь, кроме того, украсился и многими другими
качествами, а особенно человеколюбием и кротостию, чуждым волнений
миром души, безукоризненною и испытанною верою. И я представлю ясное
доказательство этой веры.
[1] Кирилл был епископом Александрии с 412 по 444 г. Что
касается епископа Иерусалима, то здесь имеется в виду Иоанн, занимавший
этот пост с 386 по 417 г. Прославился жесткой критикой бл. Иеронима.
[2] Поскольку Александр возглавлял антиохийскую кафедру
с 413 по 421 г., то фраза "в это время" означает, как минимум, 413
г.
[3] Палладий в "Диалогах" (143 и ел. ) дает прямо противоположную
характеристику Порфирия, отмечая его разнузданность и т. д.
[4] Феодосий II взошел на трон 1 мая 408 г., когда ему было
всего восемь лет. Умер в 450 г. Перенесение мощей Иоанна Златоуста
состоялось в 438 г.
[5] У Феодосия II было четыре сестры - Флаккила, Пульхерия,
Аркадия и Марина. Пульхерия, будучи всего на два года старше брата,
была объявлена 14 июля 414г. августой и императрицей и с тех пор
принимала активное участие в управлении страной. По ее инициативе
в 446 г. были перезахоронены и останки севастийских мучеников, см.
Соз. 1Х. 2.
|