ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
ПРИМЕЧАНИЯ
1. "Церковная история" Евсевия, епископа
кесарийского (260-340 гг. ) "Отца церковной истории", охватывает
события с начала новой эры до 324 года н. э. Последним событием,
упоминаемым Евсевием, является поражение Лициния.
2.
Максентий (ум. 312 г. ), сын Максимиана Геркула, в 306 г. объявлен
августом в Риме. В 312 г. выступил против Константина, но в битве
на Мульвийском мосту 28 октября 312г. был разбит. Христиан не преследовал,
отличался личной распущенностью. Максимин был назначен Галерием
кесарем в Азию. При нем усилились преследования христиан в Египте,
Антиохии, Эдессе. Лициний (ум. 325 год н. э. ), соправитель Галерия,
зять Диоклетиана. В его правление на востоке Римской империи пострадало
много христиан.
3.
Имеется ввиду Миланский эдикт 313 года н. э.
4.
Арий пытался рассмотреть вопрос о соотношении лиц в св. Троице с
точки зрения логики (см. 1. 5. ). Кроме того, он не мог принять
утверждения Александра, епископа александрийского, считавшего, что
"Св. Троица есть в Троице единица". Говоря, что Христос сотворен
Богом-Отцом, Арий приходил к выводу, что Бог-Сын не может быть равным
Отцу и одинаковым по сути. Конфликт заключался еще и в том, что
спорящие стороны с самого начала неодинаково понимали термины "сущность"
и "ипостась". Для защитников Никейского символа эти слова означали
единое существо троичного бога и не различались между собой, а для
их противников они служили для обозначения реального качественного
различия божественных лиц.
5. Сильвестр, еп. римский (314-335
гг. ). При нем были построены соборы св. Петра на Ватиканском холме,
св. Павла за стенами города и св. Иоанна рядом с Латеранским дворцом,
который стал резиденцией римского епископа.
6. Мильтиад (311-314 гг. ), еп.
римский, африканец по происхождению. Обстоятельства смерти и место
погребения неизвестны.
7. Марцелл (308-309 гг. ), еп. римский.
Некоторые историки отождествляют его с римским епископом Марцеллином
(296-304 гг. ), который, вероятно, погиб во время гонений 304 г.
8. Коллуф, пресвитер александрийской
церкви, выступил против Ария, однако, критикуя его учение о Троице,
сам впал в ересь.
9. Павел, еп. самосатский (с 260
г. антиохийский). Представитель адопцианского направления монархианской
ереси, считавший Христа простым человеком по естеству. Низложен
с третьей попытки на антиохийском соборе 268 г.
10. Савеллий, последователь монархианской
ереси. Основные положения его учения заключались в следующем: "Один
и тот же есть Отец, и Сын, и св. Дух, так что это три наименования
одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке". Бог не является
одновременно Отцом и Сыном. Он действует последовательно в трех
энергиях: сначала в лице Отца как Творца и Законодателя, затем в
лице Сына как Спасителя и в лице Духа как животворящего и раздающего
дары. Год смерти неизвестен.
11. Имеется в виду г. Бероэ антиохийская.
12. "Папой" в христианской церкви
этого времени иногда называли епископов, возглавлявших крупнейшие
церкви востока империи, в частности, митрополитов Антиохии, Александрии
и т. д.
|