Огласительное поучение пятнадцатое
1. Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое,
которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое
терпениe, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего
Иисуса Христа большею частию все двоякое. Двояко рождение, одно
от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое,
как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие
Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом
яко ризою (Пс. 103, 2). В первое претерпе Крест, о срамоте
нерадив (Евр. 12, 2); во второе придет в сопровождении воинства
Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на
первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили:
Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21, 9); и во второе
скажем опять то же, так что вместе с Ангелами сретив Владыку и поклонившись
Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне (Мк. 11,
9). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет
судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал,
припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и
скажет: сия сотворили ecu, и умолчах (Пс. 49, 21). Как Домостроитель,
пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости,
хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству.
2. О сих двух пришествиях говорить Пророк Малахия: и внезапу
приидет в церковь свою Господь, Егоже вы ищете (Мал. 3, 1, 2,
3). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии:
и Ангел завета, егоже вы хощете [1]:
се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день
пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Зане той входит яко
огнь горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая
и проч. И вскоре потом говорит сам Спаситель: и прииду к вам
с судом, и буду Свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и
на кленущияся именем Моим во лжу и проч. (Мал. 3, 5).Посему
предостерегая нас, Павел говорит: аще ли кто назидает на основании
сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, mpocmиe (1
Кор. 3, 12): когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем
открывается (13). И сии два пришествия Павел в Послании к Титу
изображает сими словами: лейся благодать Божия, спасительная
всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских
похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнeм
веке, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и
Спаса нашего Иucyca Христа (Тит 2, 11–13). Видишь, он говорит
и о первом пришествии, за которое благодарит; и о втором, которого
ожидаем. Посему н Символ веры, нами ныне проповедуемый, так велит
веровать: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки
грядущаго со славою судити живых и мертвых, Егоже царствию не будет
конца.
3. Итак, придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою
при скончании миpa сего в последний день. Ибо будет скончание миpa
сего, и сотворенный мир сей паки обновится.Поскольку разврат, татьба
и любодеяния, и всякий род грехов, разлияся по земли, и кровь
с кровьми (Oc. 4, 2) смесилась в миpе; то чтобы cиe чудное обиталище
тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир
сей, чтобы снова явиться лучшим. И хочешь ли иметь доказательство
тому из слов Писания? Выслушай что говорить Исаия: и свиется
небо аки свиток, и вся звезды спадут, яко лucтвиe с лозы, и якоже
спадает листвие смоковницы (Ис. 34, 4). И Евангелие говорит:
солнце померкнет, и луна не даешь света своего, и звезды спадут
с небесе (Мф. 24, 29). Не будем печалиться, как бы мы одни только
должны умереть; и звезды престанут существовать, а может быть и
опять явятся. Свиет Господь небеса не для того, чтобы истребить
оныя, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова Пророка
Давида: В началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку
Твоею суть небеса (Пс. 101, 26). Та погибнут, Ты же пребываеши
(27). Но скажет кто либо, почему же он говорит ясно: погибнут?
Cиe видно из последующего: и вся яко риза, обетшают, и яко одежду
свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он
погибает, как то сказано: видите, како праведный, погибе, и никтоже
не приемлет сердцем (Иc. 57, 1); между тем, как он ожидает Воскресения,
так равно ожидаем некоторого Воскресения и небу. Солнце преложится
во тьму, и луна в кровь (Деян. 2, 20). Да вразумятся сим обратившиеся
из Манихеев, и не боготворят более светил; и cиe, имеющее помрачиться
солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова
Господа: небо и земля прейдут; словеса, же Моя не npeйдут
(Мк. 13, 31). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки.
4. Итак, прейдет видимое, и придет ожидаемое лучше оного. Но о
времени том никто не любопытствуй. Ибо несть ваше разумети времена
и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). И не дерзай
назначать времени, когда cиe случится; впрочем и не засыпай от безпечности:
Бдите, говорит Христос, яко в оньже час не мните, Сын
Человеческий приидет (Мф. 24, 42). Так как надлежало нам знать
признаки скончания миpa, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть
в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые
Божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к
истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут: и что
есть знамениe Твоего пpuшecтвия и кончина века (Мф. 24, 3).
Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана преобразуется во
ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы
не поклониться нам вместо Тебя иному. Он, отверзши Божественные
и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас прельстит
(Мф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума
своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите,
да никтоже вас прельстит. Слова cии убеждают всех вас внимать
тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество
о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо
мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем.
Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай
сам себя.
5. Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя
Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многих прельстят (Мф. 24,
5). Cиe отчасти случилось; ибо говорили уже cиe Симон волхв, и Менандр,
и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить
и еще в наше время и после нас.
6. Другой признак: услышати же имате брани и слышания бранем
(Мф. 24, 6). Идет ли ныне у Персов с Римлянами о Месопотамии
война, или нет? востанет ли язык на язык, и царство на царство,
или нет? И будут глади и пагубы и трусы по местом (7). Это
уже было. И в другом месте: страхования и знамения велия с небесе
будут (Лк. 21, 11). Бдите убо, говорить Христос, яко
не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42).
7. Но мы ищем своего признака касательно пришествия; принадлежа
к Церкви, церковного ищем признака. Спаситель говорить: и тогда
соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга
(Мф. 24, 10). Ежели услышишь, что Епископы даже до кровопролития
идут против Епископов, причетники против причетников, и миряне против
мирян, то не смущайся: ибо о сем предсказано в Писании; не на то
смотри, что происходит ныне, но на то, что написано. И хотя бы я,
научающий тебя, погиб, ты не погибнешь вместе со мною; можно и слушателю
быть лучше Учителя, и быть первым пришедшему после; поскольку принимает
Владыка приходящих и в одиннадцатый час. Когда в Апостолах открылось
предательство, то чему дивиться, если в Епископах откроется братоненавидение?
Но знамение касается не правителей только Церкви, но и мирян. Ибо
говорит Христос: и за умножение беззакония изсякнет любы многих.
Похвалится ли кто из предстоящих тем, что он имеет к ближнему нелицемерную
любовь? Не большею ли частию лобзают устами, являют веселый вид
и радостный взор, а в сердце строят ковы, замышляют зло, говоря
слова мира (Пс. 27, 3)?
8. И вот еще знамение: и проповестся cиe Евангелие царствия
по всей вселенней, во свидетельство всем языком; и тогда приидет
кончина (Мф. 24, 14). Почти весь уже мир, как мы видим, исполнен
учением о Христе.
9. Что же будет после сего, говорится далее: егда убо узрите
мерзость запустения, реченную Даниилом Пророком, стоящу на месте
Святе: иже чтеть, да разумеет (Там же 15). И еще: тогда аще
кто речет вам: се зде Христос, или онде, , не имите веры (Там
же 23). Братоненавидение дает уже место антихристу. Ибо диавол наперед
производить раздоры в народе, чтобы, когда придет антихрист, удобнее
приняли его. Не дай Боже, чтобы кто либо из служителей Христовых,
здесь или в другом каком месте находящихся, присоединился ко врагу
сему. (Касательно его, Апостол Павел в Послании своем представил
ясное знамение в сих словах: яко ащe не приидет отступление прежде,
и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся
паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже ему сести в Церкви
Божией, показующу себе, яко бог есть. Не помните ли, яко еще живый
у вас, сия глаголах вам? И ныне удерживающее весте, во еже явится
eму в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай
ныне, дондеже от среды будеть. И тогда явится беззаконник, егоже
Господь Иисус убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия
Своего. Егоже есть пришестие по действу сатанину во всякой силе
и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды, в погибаюших
(2 Сол. 2, 3–10). Вот что говорить Павел. Отступление и ныне есть.
Ибо люди отступили от истинной веpы; и некоторые проповедуют Сыно-Отечество,
а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие преведен.
Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытными еретиками.
Отступили люди от истины, чешемы слухом (2 Тим. 4, 3). Слово
лестное для самолюбия, и все слушают с удовольствием. Слово о обращении,
и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий,
и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то отступление,
после которого надобно ожидать врага. И уже начал он отчасти посылать
своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли.
Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. Церковь
свидетельствует ныне тебе пред Богом живым предостерегает от антихриста
прежде, нежели он явится. Случится ли это при жизни твоей, мы не
знаем; случится ли после тебя, не знаем. Впрочем хорошо будет, если
ты, зная cиe, предостережешься.
10. Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет.
Если кто c ложными видениями явится в пустыне. ты не выходи. Если
скажут: се здеь Хритос, или онде (Мк. 13, 21), ты не верь.
Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один,
как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно,
как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал:
якоже молния исходит от восток, и является до запад, такс будет
пришecmвиe Сына Человеческаго (Мф. 24, 27). Также: и узрят
Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою
многою; и послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим и проч.
(30–31).
11. Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что
Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину cию посредством
баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают
и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман,
не поверили и истине: так и пред вторым пришествием истинного Христа,
противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно
обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом
и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитить себе
власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом, и наименованием
Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Месии, а язычников обманывать
мнимыми волхвованиями.
12. А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена
Римского царства, и приближится скончание мира. Восстанут десять
вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в одно
и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет
антихрист, и восхитит власть над Римскими царством посредством злого
волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его,
он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет
показывать приличное человеку славному и разумному здравомылиe и
человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями
и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует
себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет
всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех,
и особенно против нас Христиан, будет он питать мысли убийственные,
жестокие, немилосердные и в различных видах открывающийся. В продолжение
трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен
будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия,
Господа и (Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив
антихриста Духом уст Своих (2 Сол. 2, 8), предаст его огню
геенскому.
13. Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного
в церкви читаемого писания, и особенно из недавно чтенного Пророчества
Данилова; как то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: зверь
четвертый, цapcmво четвертое будет на земли, еже превзыдет вся царства
(Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что cиe царство есть
Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское
вместе с Персидским, пocле них третье Македонское; а четвертое царство—ныне
стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять
рогов его, десять царей востанут, и по них востанет друий, иже превзыдет
злобами всех прежних, превзыдет (24), говорит он, не только
десять, но и всех, прежде его бывших. И три цари смирит которые,
очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без
сомнения сам осьмый воцарится. И словеса, говорить далее,
на Вышняго возглаголет (Дан. 7, 23) человек богохульник,
и законопреступник, который получить царство не от предков, но похитит
власть посредством волхвования.
14. Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни
нам, Павел! Егоже говорит он, пришествие по действу сатанину
во всякой cuле и знамениих и чудесех ложных (2 Сол. 2, 9). Сим
означает, что сатана употребить его орудием, действуя в нем сам
собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощение на суде, откроет
явную брань нe чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою,
во всех знаlмeниux и чудесех ложных.. Будучи отец лжи, он
посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что
народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем
как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих,
тогда как не было исцеления.
15. И еще говорить Павел: противник и превозносяйся паче всякаго
глаголемаго бога, или чтилища (2 Сол. 2, 4). Паче всякаго
бога: то есть, идолов будет ненавидеть антихрист, якоже ему
сести в церкви Божией. В какой же церкви? В разрушенном храме
иудейском, а не в. том, в котором мы теперь находимся. Почему cиe
мы говорим? Да не подумает о нас кто либо, что мы льстим себе. Если
он придет к иудеям под именем Христа, и захочет, чтобы иудеи поклонялись
ему; то, чтобы .больше обольстить их, особенно позаботится о храме,
показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм,
построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском
не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или
сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы
создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут
все камни. Не. говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем,
в котором были Херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами
и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно
являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно
Против Святых Божиих. Ибо говорить Даниил: зрях, и poг той творяше
брань со Святыми (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: будет
время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли,
даже до времене онаго (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон,
непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить
нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени,
довольно и сего.
16. Посему, зная великую силу противника, и дая совет благочестивым,
говорить Господь: тогда сущии во иудеи да бежат на горы (Мф.
24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может
противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь
я в силах Церкви) и пусть скажет: кто ны разлучит от любве
Христовы? и проч. (Рим. 8, 35). Если мы слабые то будем хранить
себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Будет бо тогда
скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, , ниже имать
быти (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который .уменьшит величину
скорби краткостию времени. Ибо Он говорить: избранных же ради
прекратятся дни оны (Мф. 24, 22). Царствовать будет антихрист
только три года с половиною. Мы говорим cиe, заимствуя не из книг,
коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и
дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (Дан.
7, 23). Под временем разумеется один год, в который он явится и
усилится; под временами—следующие два года его законопреступного
владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем
разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорить Даниил:
и клятся живущим во веки, яко время и во времена и в пол времене
(Дан. 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова:
дни тысяща двести девятьдесят (11); и сии: блажен терпяй
и доститувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (12). Посему
надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем скончати
грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий (Мф. 10, 23).
17. Кто же тот блаженный человек, который из 6лагочестия будет
мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему,
выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались,
а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде
воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других,
что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес;
а здесь будет действовать и. страх и обольщение, якоже прельстити,
аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24). Да не придет тогда на
сердце чье либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою
действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему.
Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: и сего ради послет
им Бог действо льсти. (2 Сол. 12, 11). Послет, значит
то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались,
но чтобы осуждены были. Почему? Не веровавшии бяху истине
(12), — то есть, истинному Христу; но благоволившии в неправде,
то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения
не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы
за терпиние, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников,
подобно Пророкам Его и Апостолам, чтобы они за кратковременный страдания
наследовали вечное царство небесное, как говорить Даниил: и в
то время спасутся люди Твои вcu, обретшиеся вписани в книзи
(Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: и мнози от спящих в земной
персти востанут, cии в жизнь вечную, a сиu во укоризну и в стыдение
вечное (2). И смыслящии просветятся, аки светлость тверди,
и от праведных многие аки звезды во веки, и еще (Дан. 12, 3).
18. Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия
антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с
любовию. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил
кого посредством наставления в истинах веpы, и его предостереги,
чтобы не принять ему лжи вместо истины. Тайна бо уже деется беззакония
(2 Сол. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры
церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только
сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны
мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе.
19. Будем мы ожидать и надеяться, что Господь придет с небес на
облаках. Трубы Ангельская возгласят тогда, мертвии о Христе
первые воскреснут (1 Сол. 4, 16); благочестивые, находящиеся
в живых, восхищены будут на облаках, в награду за труды свои получать
честь, превышающую человека; поскольку и подвиги их превышали человека,
как Апостол Павел в послании своем говорит: яко сам Господь в
повелении, .во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе,
и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущии оставшии,
купно с ними восхищены будем на облацех в сретениe Господне на воздусе,
и тако всегда с Господем будем (1 Сол. 4, 16, 17).
20. Cиe пришествие Господне и скончание мира предвидел Екклезиаст,
который говорить: веселися, юноше, в юности твоей и проч.
и остави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти
твоея. (Еккл. 11, 9. 10). И помяни сотворшаго тя, дондеже
не приидут дние злобы: дондеже не померкнет солнце u свет, и луна,
и звезды, и помрачатся зрящии в скважнях (Еккл. 12, 1–3): (силу
зрения означая сими словами): дондеже не превратится уже сребряное
(6), (разумея под сим расположение звезд, ибо они представляются
сребровидными), и сокрушится анфем златый, (означая тем златовидное
солнце, ибо анфем есть известное растение, имеющее многие со всех
сторон отпрыски с листьями, подобные лучам), и восстанут на глас
птицы (4), (воробья), и от высоты узрят, и ужас на пути
(5). Что узрят? Тогда узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех
небесных, и восплачутся все племена (Мф. 24, 30. Зах. 12, 12).
Что же будет но пришествии Господа? Процветет амгидал, и отолстеют
прузи, и разрушится каппарис (Еккл. 12, 5). Расцветающий амигдал
показывает, как говорят толковники, что прошла зима. Тела наши,
по прошествии зимы, будут цвесть тогда цветом небесным. И отолстеют
прузи, то есть, окрыленная душа облечется телом. И разрушится
каппарис, — рассыплются законопреступники, подобные тернию.
21. Видишь, как все предсказывают пришествие Господне; видишь,
как они знают глас воробья. Какой это глас, посмотрим: яко сам
Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет
с небесе (1 Сол. 4, 16). Архангел возгласит и скажет всем: вставайте
во сретение Господне. Страшно пришествие Владыки! Давид говорит:
Бог яве npиидет, Бог нам, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится,
и окрест Его буря зельна, и проч. (Пс. 49, 3). Придет к Отцу,
как говорить ныне чтенное Пиcaниe, Сын Человеческий на облаках,
между тем как течь будет река огненная, в которой должны быть испытаны
люди. Если у кого златые дела, тот будет светлее; у кого же дела
нетверды, как тростник, тот будет гореть в огне. А Отец воссядет,
и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его, аки волна чиста
(Дан. 7, 9). Человекообразно представлено cиe. Почему? Потому что
Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорить: Я убелю
грехи ваши, как снег, и как волну (Ис. 1, 18). Чрез что означается
отпущение грехов, или даже и безгрешное состояние. Придет Господь
с небес на облаках, так как на облаках и вознесся Он. Ибо Сам Он
сказал: и узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных
с силою и славою многою (Мф. 24, 30).
22. Но какой бы признак Его пришествия был такой, чтобы противная
сила не дерзнула Ему уподобиться? И тогда явится, говорить
Христос, знамение Сына Человеческаго на небеси (Мф. 24, 30).
А истинное, собственное Христу, знамение есть Крест. Световидное
знамение Креста предшествует Царю, Который прежде был распят, чтобы
увидевши оное иудеи, пронзившие Его прежде и умыслившие зло против
Него, восплакали все из всех колен, говоря: это Тот, Которого заушали;
это Тот, Коего лице заплевали; это Тот, Которого связали узами;
это Тот, Которого, распявши, уничижали прежде. Куда, скажут они,
убежим мы от гнева Твоего? Будучи окружены Ангельскими воинствами,
никуда не возмогут убежать они. Знамение Креста — страх врагам Иисуса,
а радость друзьям Его, верующим в Него, или проповедовавшим Его,
или пострадавшим за Него. Кто же будет тогда столь блажен, чтобы
явиться другом Христовым? Не презрит рабов Своих столь великий,
славный Царь, сопровождаемый Ангелами, с Отцем седящий на престоле.
Ибо чтобы не смешались избранные со врагами Его, послет Ангелы
Своя с трубою великою, и соберут избранныя Его от четырех
ветр (Мф. 24, 31). (Одного Лота не презрел Он; как же презрит
многих праведников?) Приидите благословеннии Отца Моего (Мф.
25, 34), скажет Он им, несомым тогда на колесницах облачных, собранным
Ангелами.
23. Но скажет кто либо из предстоящих: я беден, или, может быть,
тогда и больным лежать буду на постели; или презренная женщина будет
ли взята от жерновов? Не будем ли мы пренебрежены? Ободрись человек!
Судия нелицеприятен: не по славе судити имать, ниже по глаголанию
обличит (Ис. 11, 3): не будет предпочитать Он ученых невеждам,
ни богатых бедным. Хотя бы ты был на поле, возьмут тебя Ангелы.
Не подумай, что Он владетелей земли возьмет, а. тебя, земледельца,
оставить. Хотя ты раб, хотя беден, нимало не страшись: зрак раба
(Флп. 2, 7) приявший не презрит рабов; не страшись, хотя бы ты в
болезни лежал на постели; сказано в Писании: тогда два будета
на одре едином, един поемлется, а другий оставляется (Лк. 17,
34). Хотя бы по нужде продан ты был в работу к жерновам, мужчина
ты или женщина; хотя бы, имея детей, непрестанно работал у жерновов,
не пренебрежет тебя изводяй окованныя мужеством (Пс. 67,
7). Изведший Иосифа из работы и темницы на царство, и тебя избавить
от скорби, и введет в царство небесное. Имей только надежду, трудись
только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Записана всякая
твоя молитва и псалмопение; записана всякая милостыня; записан всякий
пост; записан всякий верно соблюденный брак; записано воздержание,
для Бога сохраненное. А преимущественно из всего того, что записано,
получать венцы девство и чистота; и ты воссияешь подобно Ангелу.
Но как ты охотно слушал о добром, так равно терпеливо послушай и
противного тому. Записано всякое любостяжание твое; записано всякое
любодеяние твое, записано всякое клятвопреступление твое и богохульство
и чародеяние и похищение и убийство. Все cиe запишется уже теперь,
если после крещения будешь делать cиe: ибо прежнее заглаждается.
24. Егда же приидет, говорить Христос, Сын Человеческий
в славе Своей, и вcu Ангели с Ним (Мф. 25, 31). Смотри, человек,
при коликих свидетелях предстанешь ты на суд: весь род человеческий
будет находиться там. Представь же, сколь многочисленно племя Римское;
представь, сколь многочисленны другие грубые народы, ныне существующие,
и сколько их за сто лет умерло; представь, сколько погребено за
тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико
множество их, но оно еще мало, в сравнение Ангелами, которых более.
Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца:
ибо по тому, как обширно меcто, должно судить и о многочисленности
обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся
в средине одного неба; посему окружающее оную небо столь же большее
имеет число обитателей, сколько большее пространство; а небеса небес
содержать необъятное число их. А что написано: тысяща тысящ служаху
Ему, II тьмы темь предстояху Ему (Дан. 7, 10); cиe не потому,
чтобы такое именно было число, но потому, что большего числа Пророк
изречь не мог. Будет тогда на суде Бог, Отец всех, с Ним воссядет
Христос, и вместе с Ними Святый Дух. Труба Ангельская призовет всех
нас с нашими делами. Не должны ли мы сего одного устрашиться? Не
почитай, человек, . маловажным и немучительным для тебя наказанием,
быть осужденным при толиком числе! Не желаем ли мы часто лучше умереть,
нежели быть осужденными от друзей?
25. Итак, устрашимся, братия, чтобы не осудил нас Бог, .Который
для осуждения не имеет нужды ни в испытании, ни, в доказательствах.
Не говори: я ночью любодействовал, или волхвовал, или другое что-нибудь
делал, и человека не было притом. По твоей совести Он будет судить
тебя; между собою помыслом осуждающим, или отвечающим в день,
егда судит Бог тайная человеком (Рим. 2, 15, 16). Страшное
лице Судии принудить тебя сказать истину; или лучше, хотя бы ты
и не сказал, Он обличит тебя. Ибо ты предстанешь, будучи облечен
или в грехи свои, или в праведные дела. Cиe показывают слова Самого
Судии, ибо Судия есть Христос: Отец бо не судит никомуже, но
суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). Отец не лишает Себя власти,
Он судит чрез Сына. Итак, по изволению Отца судить будет Сын; ибо
не иное изволение Отца, а иное — Сына, но Одно и то же. Что же говорит
Судия, касательно того, что ты принесешь дела свои? И соберутся
пред Ним вcu языцы (Мф. 25, 32). Ибо должно пред Христом преклониться
всяко колено небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10).
И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от
козлищ (Мф. 25, 32). Как же отделяет их Пастырь? Справляется
ли Он с книгою, которая овца, и который козел? Или различает по
виду? Мягкая шерсть не показывает ли овцу, а косматая и жесткая
не показывает ли козла? Так, если ты очистишься теперь от грехов,
то будешь иметь тогда дела, как чистую волну: одежда Твоя будет
чиста, и ты всегда будешь говорить сии слова: совлекохся ризы
моея, како облекуся в ню (Песн. 5, 3)? По oдеянию ты признан
будешь за овцу. Если же окажешься косматым, подобно Исаву, с густою
шерстью, с низкими мыслями; подобно Исаву, который за снедь утратил
право первородства, и продал преимущество свое; то будешь ты на
левой стороне. Впрочем, не дай Боже, кому либо из предстоящих быть
отвержену от благодати, и по причине худых дел явиться на левой
стороне, в числе грешников!
26. Страшен поистине суд; самое напоминание о нем приводить в трепет.
Царство небесное предстоит, и огнь вечный уготован. Каким же образом,
скажет кто-либо, избежим мы огня? И как взойдем в царство небесное?
Взалкахся, говорить Христос, и дасте Ми яси (Мф. 26,
35). Узнайте же путь; не нужно прибегать к иносказаниям, а нужно
исполнить то, о чем говорится. Взалкахся, и дасте Ми ясти; возжадахся,
и напоисте Мя; странен бех и введосте Meне; наг, и одеясте Мя; болен,
и посетисте Мене; в темнищ бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25,
36). Если cиe делаешь, то воцаришься вместе с Ним; если же не сделаешь,
осужден будешь. Итак, начни же делать cиe, и тверд пребывай в вере,
чтобы тебе, подобно юродивым девам, когда будем покупать
елей, не быть оставлену за дверью. Не надейся на то одно, что ты
имеешь в руках светильник; но храни его, чтобы он горел. Да просветится
свет добрых дел твоих пред человеки (Мф. 5, 16), и да
не хулится чрез тебя Христос. Облекись в одежду нетления, украшаясь
добрыми делами: и какое примешь ты от Бога, по смотрению Его, для
исправления дело, исправляй оное с пользою. Имение вверено тебе?
Употребляй оное, как должно; научать других вверено тебе? Назидай,
как должно; имеешь способность приобретать для Бога души слушающих
тебя? Делай cиe тщательно. Много имеем случаев показать доброе служение:
только бы кто из нас, подвергшись осуждению, не был отвержен но
чтобы с дерзновением могли мы встретить вечного Царя Христа, царствующего
во веки. Ибо царствовать будет во веки Тот, Который будет судить
живых. и мертвых; Который за живых и за мертвых умер, как говорит
Павел: на cиe бо Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми
обладает (Рим. 14, 9).
27. А если когда услышишь от кого либо, что царство Христово будет
иметь конец, возненавидь ересь сию; она есть вторая голова змия,
не давно выросшая в Галатии. Дерзнул некто говорить, что по скончании
мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово,
из Отца исшедшее паки возвратившись в Отца, не будет болеe существовать.
Богохульствует таким образом к своему осуждению, ибо не внимал словам
Господа: Сын пребывает во век (Ин. 8, 35). Не внимал словам
Гавриила: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его
не будет конца (Лк 1, 33). Разбери дело, о котором говорю. Ныне
люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил
о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? не Гавриилу
ли? Выслушай чтенное ныне свидетельство Даниилово: видех во сне
нощию, и се на о6лацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше, и даже
до Ветхаго деньми дойде (Дан. 7, 13). И Тому дадеся власть
и честь и царство, и вcu люди, племена и языцы Тому поработают:
власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство не разсыплется
(14): сего держись, сему только веpь; а еретического учения отвращайся:
ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова.
28. Подобное сему слышал ты и в толковании о камне оном, без рук
отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство
Его людем инем не останется (Дан. 2, 44). И Давид в одном меcте
говорит: престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7), и в
другом: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и проч.
(Пс. 101, 26). Та погибнут. Ты же пребываеши, и проч. (27).
Ты же тойжде ecu, и лета Твоя не оскудеют (28). А Павел cиe
изъяснил о Сыне.
29. И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли
до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова Апостола:
подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама
своима (1 Кор. 15, 25). И говорят, что когда враги низложены
будут к ногам Его, то Он не будет болеe царствовать; но говорят
худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, нежели
низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как
победит их?
30. Осмелились еще сказать, будто написанное: егда покорит Ему
всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая
(1 Кор. 15, 28); означает, что Сын уничтожится в Отце [2].
Нечестивейшие из всех! вы, творения Христа, будете существовать,
ужели же прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено?
Богохульный язык! как же покорено будет Ему все? Погибнет ли это,
или будет продолжать бытие? Ежели то, что покоряется Сыну, будет
продолжать бытие; то ужели Сына, Который покорится Отцу, не будет?
Покориться не то также означает, будто Он тогда начнет повиноваться
Отцу, ибо Он всегда угодное Ему творить; но то, что Он и тогда будет
покорен Ему, являя непринужденную покорность, но произвольное повиновение;
ибо Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, Который
повинуется по воле и из любви.
31. Спросим мы их, как разуметь слова: дондеже или донележе
Ибо подобным образом возразив им, самым сим словом я постараюсь
опровергнуть ложь их.Поскольку осмелились они сказать, что слова:
дондеже покорит враги под ногама Своима, означают конец Его.
владычества, осмелились назначить пределы вечному царству Христову,
и учить, что престанет непрестающая власть Его; то прочтем подобные
места из Апостола: но царствова смерть от Адама даже до
Моисея (Рим. 5, 14). Ужели прежде умирали, а после Моисея некоторые
более не умирали? И ужели после закона не было людям смерти? Видишь.
что словом даже не означается предел времени, но Павел показываете
оным, что хотя Моисей был праведный и достойный удивления муж, однако
же смертное определение, произнесенное на Адама, постигло и его
и следующих за ним, и притом не согрешивших, подобно Адаму, преслушанием,
показанным чрез снедь древа.
32. Вот еще и другое подобное изречете: даже бо до сего дне,
внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3,
15). До сего дне. Неужели только до Павла, а не доселе, или
и до конца? Когда Павел говорить Коринфянам: даже бо до вас достигохом
благовестием Христовым, упование имуще, растущей вере вашей, во
еже и в дальших вас (странах) благовестити (2 Кор. 10, 15):
то видишь здесь ясно, что слово даже до не означает конца,
но имеет нечто последующее за собою. Как же должен ты принимать
теперь слова: дондеже положить враги? Так, как в другом месте
говорить Павел: и утешайте себе на всяк день, дондеже днесь,
нарицается. Явно, что всегда. Ибо как нельзя сказать, чтобы
было начало дней у Христа, равно не внимай, если станет кто говорить
о конце царства Его; потому что написано: царство Его, царство
вечное (Дан. 3, 100).
33. Имею я и другие очень многие свидетельства из Священного Писания
о нескончаемости во веки царства Христова, но довольно пока и приведенных,
потому что дня прошло уже много. А ты, слушатель, покланяйся сему
только Царю, избегая всякого еретического обольщены. Если же сподобит
благодать Божия, то и остальные истины веры со временем изъяснены
будут вам. Бог всего да сохранит всех вас, чтобы вы помнили признаки
скончания миpa и остались непобедимыми антихристом. Представлены
тебе признаки имеющего придти обольстителя; представлены доказательства
на то, что истинный Христос явно сойдет с небес. Первого убегай,
как ложного; а сего ожидай, как истинного. Узнал ты средство, как
во время суда явиться на правой стороне. Сохрани завет со Христом,
украшаясь добрыми делами, чтобы с дерзновением представ пред Судию,
мог ты наследовать царство небесное. Чрез Него, и с Ним да будет
слава Богу вместе со Святым Духом во веки веков! Аминь.
|