Тайноводственное поучение второе
1. Полезны нам повседневные тайноводства, и новейшее учение о вещах
новейших: а наипаче вам, обновленным из ветхого человека в нового.
Почему я, как самая нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним
тайноводством, дабы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием,
которое совершено вами во внутреннем притворе.
2. Итак, не медля по входе вашем, вы сложили с себя ризу, и cиe
значило: совлещися ветхого человекам с деяньми его (Кол.
3, 9). По сложении ризы, вы были наги, подражая и в оном Христу,
на Кресте обнаженному, чрез оное обнажение совлекшему Начала
и Власти, и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними
(Кол. 2, 14, 15). А поелику в членах ваших таились противные силы,
то и не подобает вам более носить оные ветхие ризы, не сии, говорю,
всеконечно, чувственные, но ветхого человека, тлеющаго в похотех
прелестных (Еф. 4, 22). В какового человека да не облекается
паки душа, единожды оного совлекшаяся, но да повторяет слово, которое
в Песнях Песней говорит невеста Христова: совлекохся ризы моем,
како облекуся в ню (Песн. 5, 3). О дивная вещь! Вы были наги
пред очами всех, и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного
Адама, который был наг в раю, и не стыдился. (Быт. 2, 23).
3. Потом совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от
верха главы даже до ног, и соделались общниками доброй маслины,
Иисуса Христа. Ибо отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к
доброй маслине, и приобщилися туку доброй маслины. Итак, заклинательный
елей означал участие во умащении Христовом, которое отражает всякий
след сопротивной силы. Как дуновение Святых, подобно сильнейшему
пламени, палит и гонит бесов: так и заклинательный сей елей, призыванием
Бога и молитвою, такую приемлет силу, что не только, попаляя следы
грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет.
4. После сего вы были ведомы ко Святой купели Божественного крещения,
каким образом Христос от Креста к предлежащему гробу. И вопрошаем
был всякий из вас, верует ли во имя Отца, и Сына, и Святого Духа?
И вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно
в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили
тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три
нощи пребыл во чреве земли (Мф. 12, 40), так и вы первым из воды
появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова
пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем
во свете обращается: подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего
не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время
вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб
и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, cиe к вам приличествует.
Тамо сказал: время раждатися, и время умирати (Еккл. 3, 2);
о вас же напротив: время умирати и время раждатися. И единое
время совершило и то и другое: и смерть и рождение ваше вкупе стеклися.
5. О странное и чудное дело! не истинно мы умерли, не истинно погребены
были, ниже истинно по распятии воскресли, но во образе подражание,
а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен,
истинно и воскрес: и все cиe дал нам по благодати, да подобием приобщившись
Его страданиям, самою истиною приобрящем спасение. О человеколюбе
непостижимое! Христос, на пречистых руках и ногах Своих принял гвоздие,
и претерпел страдание: а мне, хотя я не болел и не страдал, спасение
дарует по единому общению страстей Его.
6. Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления
грехов токмо, каково было Иоанново крещение: но оно есть и благодать
усыновления. Понеже вы заподлинно знаете, что оно есть как оставление
грехов, и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение.
Ибо для сего и Павел недавно вопия говорил: или не разумеете,
яко елицы во Христа Ииcyca крестихомся, в смерть Его крестихомся!
Спогребохомся убо Ему крещением в смерть (Рим. 6, 3, 4). Cие
говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается
отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей
в подобии.
7. Посему, дабы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел,
для нас и для нашего спасения претерпел самою истиною, а не привидением,
и что мы бываем общники Его страдания, Павел вопиял со всякою известностию:
аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и Воскресения
будем (Рим. 6, 5). Изрядно же cиe слово, снасаждени:
ибо как здесь [1] насадился
виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались
ему снасажденными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова
Апостола. Ибо не сказал: аще снасаждени быхом смерти, но
подобию смерти. Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому
что истинно душа разлучилась от тела: и истинное погребение, потому
что чистою плащаницею повито было Его Святое тело (Мф. 27, 59),
и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий:
а спасения не подобие, но истина.
8. Уразумевши cиe довольно, сохраняйте в памяти, молю вас: да и
я недостойный скажу о вас: люблю же вас яко всегда мене помните,
и предания яже предах вам, держите (1 Кор. 11, 2). Силен же
есть Бог, Который представил вас яко от мертвых живыми (Рим.
6, 13), дати вам, в обновлении жизни ходити: (там же 4) ибо
Тому слава и держава, ныне и во веки. Аминь.
|