Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 6.
Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать
молитвы в мире, в безмолвии, в кротости и премудрости, чтобы, молясь
с воплями, не стать соблазном для всех. В сей же беседе заключаются
два вопроса: вещественные ли творения суть престолы и венцы? и что
такое дванадесять престолов израилевых?
1. Приступающие ко Господу должны совершать молитвы в безмолвии
и мире и в великом благодушии, и внимать Господу не с воплями непристойными
и смешанными, но с томлением сердца и трезвенными помыслами. Иной,
страждущий в болезни, когда подвергают его прижиганиям и другим
хирургическим врачеваниям, весьма мужественно и терпеливо переносит
причиняемую ему боль, без смятения и смущения владея собою. А другие,
терпя ту же боль, во время прижиганий и хирургических врачеваний,
издают непристойные вопли. Боль же одинакова у обоих, — и кто кричит,
и кто не кричит, и кто приходит, и кто не приходит в смятение. Так,
иные имеют скорбь и болезненное ощущение, и благодушно переносят
сие без смущения, владея помыслами ума своего; а другие, имея ту
же скорбь, переносят ее нетерпеливо, с смятением и смущением совершают
молитвы, чем соблазняются слушающие; другие же, и не чувствуя ничего
болезненного, но напоказ, или по своенравию, издают бесчинные вопли,
как будто можно благоугодить тем Богу.
2. Рабу Божию надлежит пребывать не в таком неустройстве, но во
всякой кротости и мудрости, как сказал Пророк: на кого воззрю?
токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Исаии
66, 2). Находим также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог,
пред величием Владыки во множестве служили и трубы и силы, но пришествие
Господне отличалось и обнаруживалось тем, что исчислено выше, то
есть миром, безмолвием и покоем. Ибо сказано: се глас хлада тонка,
тамо Господь (3 Цар, 19, 12). А сим показывается, что покой
Господень состоит в мире и в благодушии. Но какое основание положит
и какое начало сделает человек, в том и пребывает до конца. Если
начнет совершать молитву громогласно и с смятением, то и до конца
удержит сей навык. Поелику же Господь человеколюбив; то в иных случаях
и сему человеку оказывает Он помощь. Почему, такие люди, поощряясь
действием благодати, до конца остаются при своем навыке. Но видим,
что это — дело невежд, потому что и других соблазняют, и сами в
смущении совершают молитву.
3. Истинное основание молитвы таково — быть внимательным к помыслам,
и совершать молитву в великом безмолвии и мире, чтобы и посторонние
не соблазнялись. Такой человек, если приимет благодать Божию и совершенство,
до конца будет совершать молитву в безмолвии, а еще более послужит
к назиданию многих. Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор.
14, 33). Молящиеся с воплями походят на управляющих гребцами; они
не могут молиться везде, ни в церквах, ни в селениях, разве будут
только молиться в пустынях, где полная им воля. Молящиеся же в безмолвии,
без сомнения, будут назидать других на всяком месте. Человеку надобно
все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым
помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов
не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отвсюду во едино, различая
естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как
бы большому лесу на горе, или тростнику в реке, или какой-нибудь
чаще терний и деревьев; посему, намеревающиеся проходить сим местом
должны протягивать вперед руки и с усилием и трудом раздвигать пред
собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивной
силою; почему, потребны великая рачительность и внимательность ума,
чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивной силою.
4. Иной полагается на свою силу, думает сам собою просечь стоящие
перед ним горы; а другой спокойно и с рассудительностью управляет
умом своим, и без утомления совершает дело свое успешнее первого.
Так и в молитвах некоторые прибегают к непристойным воплям, как
будто доверяя телесной крепости, не замечая расхищения помыслов,
но думая собственною своею силою исполнить дело в совершенстве;
а другие бывают внимательны к помыслам, и весь подвиг совершают
внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать,
отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней. Находим же
у Апостола, что большим называет он того, кто назидает другого.
Глаголяй бо языки, говорит он, себе зиждет: а пророчествуяй,
церковь зиждет. Болий же пророчествуяй, нежели глаголяй языки
(1 Кор. 14, 4. 5). Посему, пусть каждый предпочтет назидание других,
и сподобится он небесного царства.
5. Вопрос. Поелику некоторые говорят, что престолы и венцы
суть творения вещественные, а не существа духовные; то как понимать
сие?
Ответ. Престол Божества есть ум наш, и наоборот, престол
ума — Божество и Дух. А подобно и сатана, силы и князи тьмы, со
времени преступления заповеди, воссели в сердце, в уме, и в теле
Адамовом, как на собственном своем престоле. Почему, пришел наконец
Господь, и приял на Себя тело от Девы; потому что, если бы угодно
Ему было прийти непокровенным Божеством, кто мог бы вынести сие?
Напротив того, посредством сего орудия — тела — возглаголал Он к
человекам. И наконец, лукавых духов, восседающих в теле, низложил
Господь с престолов, то есть понятий и помыслов, которыми они правили,
и очистил совесть, и престолом Себе самому соделал ум, и помыслы,
и тело.
6. Вопрос. Что же значит сказанное Господом.
сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома
(Мф. 19, 28)?
Ответ. Находим, что исполнилось сие на земле, после того
как Господь вознесся на небо; потому что на двенадцать Апостолов
ниспослал Он Духа Утешителя и святую силу, и она, снисшедши, осенила
их, и воссела на престолах разумов их. Когда же предстоящие стали
говорить: яко сии вином исполнени суть (Деян. 2, 13);
тогда Петр начал уже судить их, говоря об Иисусе: „Мужа сильного
словом и знамениями распяли вы, повесив на древе. И вот, творит
он здесь чудеса, расторгает камни гробниц, и воскрешает мертвых.
Ибо написано: в последния дни излию от Духа Моего на всяку плоть,
и прорекут сынове ваши, и дщери ваша" (Деян. 2, 17). И таким
образом, многие оглашены Петром и приступили к покаянию; почему
настал новый мир, избранный Богом.
7. Видишь, как открылось начало суда. Там открылся новый мир; ибо
здесь дана им власть воссесть и судить в мире сем. Правда, что будут
они восседать и творить суд в пришествие Господне, при воскресении
мертвых: но сие же совершается и здесь; потому что Дух Святый восседает
на престолах разумов их. Да и венцы, какие приемлют христиане в
оном веке, не суть творения вещественные. Кто утверждает последнее,
тот говорит худо. Напротив того, в сем являет Себя преобразующийся
Дух. Что говорит Апостол Павел о небесном Иерусалиме, что он мати
всем нам (Гал. 4, 26), то и мы исповедуем. В рассуждении же
одеяния, какое носят на себе христиане, явно, что сам Дух облекает
их во имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.
[Содержание]
|