Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 16.
О том, что духовные люди подлежат
искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха.
1. Все разумные сущности, разумею Ангелов, души и демонов, Создатель
сотворил чистыми и весьма простыми. А что некоторые из них совратились
в зло, — это произошло с ними от самопроизвола; потому что по собственной
своей воле уклонились они от достодолжного помысла. Если же скажем,
что Создатель сотворил их злыми; то неправедным судиею назовем Бога,
Который сатану посылает в огонь. Но есть еретики, которые утверждают,
что вещество безначально, и что оно есть корень, коренная сила,
и равносильна Богу. Против сего основательно можешь возразить: какая
же сила препобеждает наконец? Необходимо сказать, что — сила Божия.
А в таком случае побежденный уже несовременен или неравносилен с
Победившим. Утверждающие, что зло самостоятельно, ничего не знают.
Ибо в Боге нет никакого самостоятельного зла по Его бесстрастию
и Божеству. В нас же действует зло со всею силою и ощутительностию,
внушая все нечистые пожелания; однако же, срастворено с нами не
так, как иные говорят сие о смешении вина с водою, но как на одном
поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе, или
как в одном доме находятся особо разбойник, и особо владетель дома.
2. Источник изливает чистую воду; но на дне его лежит тина. Если
возмутит кто тину, — весь источник делается мутным. Так и душа,
когда бывает возмущена, срастворяется с пороком. И сатана чем-то
одним делается с душею; оба духа во время блуда или убийства составляют
что-то одно. Посему-то прилепляяйся сквернодейце едино тело есть
с блудодейцею (1 Кор. 6, 16). Впрочем, в иное время самостоятельная
душа действует сама по себе, и раскаивается в своих поступках, плачет,
молится, и приводит себе на память Бога. А если бы душа всегда погрязала
в зле, то как могла бы делать это; потому что сатана, будучи жестокосерд,
никак не хочет, чтобы люди обращались к покаянию? И жена по сопряжению
с мужем едино с ним, но в иной час они разлучены между собою: потому
что, нередко один из них умирает, а другой остается жив. Подобное
сему бывает и при общении души с Духом Святым: душа делается с Ним
единым духом. Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем
(1 Кор. 6, 17). Сие же бывает, когда человек поглощен самою
благодатью.
3. Иные, вкусив уже сладости Божией подлежат еще действию на них
сопротивника, и по неопытности дивятся, что и после Божия посещения
помыслы оказывают свое действие и во время христианских таинств.
Но состарившиеся в этом состоянии не дивятся сему, как и опытные
земледельцы по долговременному навыку, когда бывает плодородие,
не остаются совершенно беспечными, но ожидают и голода и скудости,
и наоборот, когда постигает их голод, или скудость, не теряют совершенно
надежды, зная, что времена переменяются. Так и в духовном, когда
душа подпадает различным искушениям, не дивится она и не отчаивается;
ибо знает, что по Божию попущению дозволяется злобе испытывать и
наказывать ее, и наоборот, при великом своем богатстве и покое,
не делается беспечною, но ожидает перемены. Солнце есть тело и тварь,
но, освещая места зловонные, где есть тина и нечистоты, нимало не
терпит, или не оскверняется: кольми же паче Дух чистый и Святый,
пребывая в душе, состоящей еще под действием лукавого, ничего от
того не заимствует; ибо свет во тме светится, и тма его не объят
(Иоан. 1, 5).
4. Поэтому, когда человек в глубине благодати, и обогащен ею, и
тогда есть еще в нем зелие порока, но есть у него и заступник, который
помогает ему. Почему, когда в скорбях кто, или в треволнении страстей,
не должен терять надежду; потому что отчаянием еще более вводится
в душу грех и одебелевает в ней. А когда имеет кто непрестанную
надежду на Бога, — зло как бы истончавается и воденеет в нем. Если
иные бывают в расслаблении, имеют поврежденные члены, страждут огневицею
и недомогают; то сие произошло от греха, потому что он есть корень
всех зол; от него же бывают душевные пожелания и худые помышления.
Если источник течет; то и окружающие его места бывают сыры и влажны.
А как скоро настает зной; высыхают и источник и близ лежащие места.
Так и в рабах Божиих, в которых преизбыточествует благодать, иссушает
она и возбуждаемое лукавым, а равно и естественное, пожелание; потому
что ныне Божии человеки стали выше первого Адама.
5. Бог неописуем и необъемлем, являет Себя всюду, и на горах, и
в море и внизу бездны, не переходя с одного места на другое, подобно
как Ангелы сходят с неба на землю; Он и на небе, Он и здесь. Но
спросишь: как возможно Богу быть в геенне, или как возможно быть
Ему во тьме или в сатане, или в местах, где есть зловоние? Отвечаю
тебе, что Бог бесстрастен, и все объемлет; потому что неописуем.
И сатана, как тварь Его, связуется Им; благое же не оскверняется
и не омрачается. А если не утверждаешь, что Бог объемлет все, и
геенну и сатану: то даешь заключить, что Он описуем тем местом,
в котором находится лукавый, и заставляешь искать иного бога, который
выше Его; потому что Богу необходимо быть повсюду, выше всего. Но
по таинственности и утонченности Божества, тьма, объемлемая Им,
Его не объемлет. Зло не может быть причастным чистоты, какая в Боге.
Посему, для Бога нет самостоятельного зла; потому что ни от чего
не терпит Он вреда.
6. Но для нас есть зло; потому что оно живет и действует в сердце,
внушая лукавые и нечистые помыслы, препятствует нам приносить чистые
молитвы, делая ум пленником века сего. Оно облекается в души, касается
самых составов костей. Как в воздухе бывает сатана, и, там же соприсутствуя,
Бог нимало не стесняется тем: так и в душе есть грех, а равно соприсутствует,
нимало не стесняясь, и Божия благодать. Как раб, если он близ господина
своего, во все то время, пока близ его, бывает под страхом, и без
него ничего не делает: так и мы должны подвергать и обнаруживать
помыслы свои пред Владыкою и Сердцеведцем Христом, и на Него иметь
надежду и упование, потому что Он — слава моя, Он — отец мой. Он
— богатство мое. Посему, всегда должен ты иметь в совести попечение
и страх. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе
Божией благодати, то день и ночь, как к чему-то естественному, да
прилепляется душею к тому, что по временам руководствует им, пробуждает
его и направляет к добру. Пусть, по крайней мере, как нечто естественное
и неизменное, будут в нем попечение, страх, болезнование и всегда
утвержденное в нем сокрушение сердца.
7. Но как пчела тайно выделывает сот в улье: так и благодать тайно
производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость,
а жестокосердие — в мягкосердие. И как серебренник и резчик, производя
резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем
вырезывает; а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном
блеске: так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца
наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела; и тогда
соделается видною красота души. Желающие устроить сосуды и изобразить
на них животных сперва делают восковой слепок, и по его подобию
отливают сосуд, отчего произведение и принимает наконец свой вид.
Так и грех, будучи духовного свойства, имеет свой образ, и преображается
во многие виды. Подобно сему и внутренний человек есть некое живое
существо, имеющее свой образ и свое очертание; потому что внутренний
человек есть подобие внешнего. Это — важный и драгоценный сосуд;
потому что Бог благоволит к нему более, нежели ко всем тварям. И
как добрые помыслы души подобны драгоценным камням и жемчужинам:
так нечистые помыслы исполнены мертвых костей и всякой нечистоты
и зловония.
8. Посему, христиане принадлежат иному веку, суть сыны Адама небесного,
новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братия Христовы,
подобные Отцу своему духовному и светоносному Адаму; из того они
града, из того рода, той причастны силы; не сему принадлежат миру,
но миру иному. Ибо сам Господь говорит: вы не от мира сего, якоже
и Аз от мира несмь (Иоан. 17, 16). Как купец, возвращаясь издали,
во много крат увеличив свою куплю, посылает к домашним, чтобы приобрели
ему домы, сады и необходимые одежды; когда же приходит на родину
приносит с собою великое богатство, с великою радостию принимают
его домашние и родные: так бывает и в духовном. Если иные искупуют
себе небесное богатство, то узнают о сем сограждане, т. е. духи
Святых и Ангелов, и дивятся, говоря: „великое приобрели богатство
братия наши, которые на земле". Таковые при отношении своем, имея
с собою Господа, с великою радостию восходят к горним, и сущие с
Господом принимают их, уготовав для них там обители, сады, всесветлые
и многоценные одежды.
9. Поэтому, во всем потребна трезвенность, чтобы и те блага, какие,
по-видимому, имеем, не обратились нам во вред. Ибо и добрые по природе
люди, если не остерегутся, постепенно завлекаются самою добротою,
и имеющие мудрость окрадываются самою мудростию. Поэтому человеку
должно быть умеренным во всех частях: благость срастворять строгостию,
мудрость рассудительностию, слово делом, и все упование возлагать
на Господа, а не на себя. Ибо добродетель исправляется многим, как
и необходимая какая-нибудь снедь требует для своей приправы благовонного
вина, или чего-нибудь другого, и не только меду, но и перцу, и в
таком только случае делается годною к употреблению.
10. Утверждающие, что в человеке нет греха, подобны людям, которые
во время наводнения тонут во множестве вод, и не признаются в этом,
а говорят: „слышали мы шум вод". Так и сии, погрязающие во глубине
волн порока, утверждают, что нет греха у них в уме и помыслах. А
есть иные, что, и словом обладают и речь ведут, но не приправлены
небесною солию, и потому, рассуждают о царской трапезе, сами же
не вкушают ее, и ничего не приобретают. А иной и самого царя видит
и, когда отверсты его сокровища, входит, получает наследие, вкушает
и пиет оных многоценных брашен.
11. Если у матери был сын единородный, самый благообразный лицем,
мудрый, украшенный всеми благами, и в этом сыне заключались все
ее надежды, но она похоронила его; то остается уже ей одна непрестанная
скорбь, один безутешный плач. Так, и ум о душе, как умершей для
Бога, должен начать плач и проливать слезы, непрестанно предаваться
скорби, сердечно сокрушаться, быть в страхе и заботе, всегда алкать
и жаждать блага. К таковому приходят, наконец, благодать Божия и
надежда, и у него нет уже плача; напротив того, радуется он, как
нашедший сокровище, и снова трепещет, чтобы не утратить как оного;
потому что нападают разбойники. И как тот, кто многократно попадал
в руки разбойникам и, потерпев от них потери, с великим трудом избегал
от них, а после того приобрел огромное имущество и большое достояние,
не боится уже разорения по причине умножившегося богатства: так
и духовные люди, прошедшие сначала множество искушений и страшных
мест, потом исполнившись благодати и преизобилуя благами, не боятся
уже тех, которые хотят разграбить их, потому что богатство их не
мало. Впрочем, имеют они и страх, — не страх людей устрашенных лукавыми
духами, но страх и заботу, как распорядиться вверенными им духовными
дарованиями.
12. Такой человек почитает себя уничиженным паче всех грешников;
и такой помысл насажден в нем, как естественный; и чем глубже входит
он в познание Бога, тем больше почитает себя невеждою; чем более
учится, тем паче признает себя ничего не знающим. Сие же споспешествующая
благодать производит в душе, как нечто естественное. Как, если младенец
на руках у юноши, то держащий его на руках носит, куда хочет: так
и до глубины проникающая благодать держит на руках ум, и возносит
на небеса, в совершенный мир, в вечное упокоение. Но и в самой благодати
есть меры и чины. Иной — начальник воинского отряда, имеющий дерзновение
перед царем, а иной — предводитель всего войска. Как дом полный
дыма разливает его и на внешний воздух: так и порок, переполнив
душу, изливается наружу и приносит плоды. Как те, которым поручено
главное управление областию или царское сокровище, во всякое время
бывают озабочены, чтобы не оскорбить чем царя: так и те, которым
вверено духовное дело, всегда озабочены, и имея покой, как будто
не имеют его: потому что изгоняют еще из души царство тьмы, вторгшееся
в город, т. е. в душу, и варваров, овладевших ее пажитями.
13. Царь Христос посылает отмстителей в сей город, связывает мучителей
его, поселяет там, как в собственном отечестве, небесное воинство,
полк святых духов. Наконец и солнце воссияет в сердце, и лучи его
проникают во все члены, и воцарится уже там глубокий мир. Человеческое
же усилие, и подвиг, и искусство, и приверженность к Богу, тогда
делаются видимыми, когда, при отступлении благодати, человек будет
мужаться и вопиять к Богу. А ты, слыша, что есть реки змиев и уста
львов, и темные поднебесные силы, и пламень огненный клокочущий
в членах, какого нет на земле, знаешь ли, что, если при исшествии
твоем из тела, не приимешь залога Духа Святого, то задержат они
твою душу, не позволяя тебе восходить к небесам? Подобно сему, слыша
и о достоинстве души, о том, как драгоценна сия умная сущность,
понимаешь ли, что не об Ангелах, но о человеческом естестве сказал
Бог: сотворим по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26),
и что небо и земля мимо идут, а ты призван к сыноположению, к братству,
в невесты Царю? В видимом мире все женихово принадлежит и невесте:
так все Господне вверяется тебе. Ибо для ходатайства о тебе сам
Он пришел, чтобы воззвать тебя. А ты ничего себе не представляешь
и не разумеешь своего благородства. Поэтому, справедливо духоносный
муж оплакивает падение твое, говоря: человек в чести сый не разуме
приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48, 21).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки! Аминь.
[Содержание]
|