Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 18.
О сокровище христиан, то есть о Христе
и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства.
1. Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище:
то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает
себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда
достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается
всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые
прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище
Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем,
сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей
и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем
присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию
небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного
богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого
богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду
и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея сокровище сие в
скудельных сосудех (2 Кор. 4, 7), то есть, будучи еще во плоти,
сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа.
И еще: Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение
и избавление (1 Кор. 1, 30).
2. Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа,
тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям
и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения.
Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы
и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы
неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно
исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то
есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине
нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище,
тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание,
какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения
с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа,
не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод
правды.
3. Впрочем, каждому надлежит понуждать себя к тому, чтобы просить
Господа, да сподобит обрести и приять небесное сокровище Духа, и
прийти в состояние без труда и легко совершать неукоризненно и чисто
все заповеди Господни, которых прежде не мог исполнять и при всем
усилии. Ибо, пребывая нищим и нагим без общения с Духом, как мог
приобрести таковые духовные стяжания, не имея у себя сокровища и
богатства духовного? Душа же, чрез искание Духа, чрез веру и многое
терпение обретшая Господа — сие истинное сокровище, производит плоды
Духа, как сказано прежде, без труда, и всякую правду и все заповеди
Господни, заповеданные Духом, в себе самой и сама собою исполняет
чисто, совершенно и неукоризненно.
4. Или, воспользуемся еще другим подобием. Если кто богат, и готовит
дорогую вечерю; то тратит из своего богатства и из сокровища, какое
имеет, и при великом богатстве не боится, чтобы у него был недостаток
в чем-нибудь; и таким образом, званных им гостей веселит роскошно
и пышно, предлагая им различные и необыкновенные снеди. А нищий
и неимеющий богатства, если вздумает приготовить для кого вечерю,
все берет в заем, и самые сосуды, и платье и другие вещи, и едва
только поужинают позванные, как обыкновенно могут у нищего, отдает
потом каждому, что у него занимал, или сосуд серебряный, или одежду,
или другую вещь. И когда таким образом раздаст все, что принадлежит
каждому; сам остается и нищим и нагим, не имея у себя собственного
богатства, которым бы мог увеселяться.
5. Так и обогащенные Духом Святым, поистине имея в себе небесное
богатство и общение Духа, если возглаголят кому слово истины, и
если сообщат кому духовное слово, и пожелают возвеселить души; то
из собственного своего богатства и из собственного своего сокровища,
каким обладают в себе, изрекают слово, им возвеселяют души слушающих
духовное слово, и не боятся оскудения у себя самих; потому что обладают
в себе небесным сокровищем благостыни, из которого предлагают снеди
и увеселяют угощаемых духовно. А нищий и не приобретший себе богатства
Христова, не имея в душе духовного богатства, источающего всякую
благостыню слов и дел, и помышлений Божественных и неизглаголанных
тайн, если и хочет изречь слово истины и увеселить некоторых из
слушающих; то, в действительности и по самой истине не стяжав себе
слова Божия, а только припоминая, и заимствуя слова из каждой книги
Писания, или пересказывая и преподавая, что выслушал у мужей духовных,
увеселяет, по-видимому, других, и другие услаждаются его словами;
но, как скоро окончит свою речь, каждое его слово возвращается в
свое место, откуда взято, и сам он опять остается нагим и нищим;
потому что не его собственность — то духовное сокровище, из которого
он предлагает, пользует и увеселяет других, и сам он первый не возвеселен
и не обрадован Духом.
6. Посему-то прежде всего с сердечною болезнью и верою надлежит
просить у Бога, чтобы дал нам обрести в сердцах своих богатство
Его, истинное сокровище Христово, в силе и действенности Духа; и
таким образом, обретши сперва в себе самих пользу и спасение и вечную
жизнь Господа, потом уже, сколько у нас есть сил и возможности,
будем пользовать и других, из внутреннего сокровища Христова предлагая
всякую благостыню духовных словес, и поведывая небесные тайны. Ибо
так благоволила благость Отчей воли обитать во всяком верующем и
просящем Его. Любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет
Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Иоан. 14, 4);
и еще: Аз и Отец Мой приидем, и обитель у него сотворим (23).
Так восхотела беспредельная доброта Отчая, так благоволила недомыслимая
любовь Христова, так обетовала неизреченная благость Духа. Слава
неизреченному милосердию Святые Троицы!
7. Сподобившиеся стать чадами Божиими и родиться свыше от Духа
Святого, имея в себе просвещающего и упокоевающего их Христа, многообразными
и различными способами бывают путеводимы Духом, и благодать невидимо
действует в их сердце при духовном упокоении. Но от видимых наслаждений
в мире займем образы, чтобы сими подобиями отчасти показать, как
благодать действует в душе таковых. Иногда бывают они обвеселены,
как бы на царской вечери, и радуются радостию и весельем неизглаголанным.
В иный час бывают, как невеста, божественным покоем упокоеваемая
в сообществе с женихом своим. Иногда же, как бесплотные Ангелы,
находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окриленность.
Иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые и упоеваемые
Духом, в упоении Божественными духовными тайнами.
8. Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом,
и молясь за целого Адама, проливают слезы и плачут воспламеняемые
духовною любовию к человечеству. Иногда такою радостию и любовию
разжигает их Дух, что, если бы можно было, вместили бы всякого человека
в сердце своем, не отличая злого от доброго. Иногда в смиренномудрии
духа столько унижают себя пред всяким человеком, что почитают себя
самыми последними и меньшими из всех. Иногда Дух постоянно содержит
их в неизглаголанной радости. Иногда уподобляются сильному воителю,
который, облекшись в царское всеоружие, выходит на брань со врагами
и крепко подвизается, чтобы победить их. Ибо подобно сему и духовный
облекается в небесные оружия Духа, наступает на врагов и ведет с
ними брань, чтобы покорить их под ноги свои.
9. Иногда душа упокоевается в некоем великом безмолвии, в тишине
и мире, пребывая в одном духовном удовольствии, в неизреченном упокоении
и благоденствии. Иногда умудряется благодатью в разумении чего-либо,
в неизреченной мудрости, в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно
изглаголать языком и устами. Иногда человек делается, как один из
обыкновенных. Так разнообразно действует в людях благодать, и многими
способами путеводствует душу, упокоевая ее по воле Божией, и различно
упражняет ее, чтобы совершенною, неукоризненною и чистою представить
небесному Отцу.
10. Сии же перечисленные нами действия Духа достигают большей меры
в близких к совершенству. Ибо исчисленные разнообразные упокоения
благодати различно выражаются словом и в людях совершаются непрерывно,
так что одно действие следует за другим. Когда душа взойдет к совершенству
Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и в неизреченном
общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и
срастворяемая Духом сама сподобится стать духом; тогда делается
она вся светом, вся — оком, вся — духом, вся — радостию, вся — упокоением,
вся — радованием, вся — любовию, вся — милосердием, вся — благостью
и добротою. Как в морской бездне камень отвсюду окружен водою: так
и люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу,
непреложно имея в себе добродетели духовной силы, внутренне пребывая
неукоризненными, непорочными и чистыми. Ибо обновленные Духом как
могут производить наружно плод порока? Напротив того, всегда и во
всем сияют в них плоды Духа.
11. Посему, будем и мы умолять Бога, с любовию и с великим упованием
уверуем в Него, да подаст Он и нам небесную благодать духовного
дара, чтобы сам Дух правил и путеводствовал нас к исполнению всякой
Божией воли, и упокоевал нас многоразличными способами Своего упокоения,
и чтобы, при таком благодатном управлении и упражнении и при духовном
преспеянии, сподобились мы прийти в совершенство полноты Христовой,
как говорит Апостол: да исполнитеся во всяко исполнение Христово
(Ефес. 3, 19); и еще: дондеже достигнем вси в мужа совершенна,
в меру возраста исполнения Христова (4, 13). Господь всем верующим
в Него поистине и просящим у него обетовал даровать тайны неизреченного
духовного общения. Посему и мы, всецело предав самих себя Господу,
поспешим улучить упомянутые выше блага, посвятив Ему и душу и тело,
и пригвоздившись ко кресту Христову, соделаемся достойными вечного
царства, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
[Содержание]
|