Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 33.
Должно непрестанно и усердно молиться
Богу.
1. Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять
колена, должно нам молиться, но, трезвенно внимая умом, ожидать,
когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во
всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же
надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был
в Боге. Ибо как тело, когда что-нибудь работает, прилежа к делу,
всецело бывает занято, и все члены его один другому помогают: так
и душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь
и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа.
2. И в таком случае, Господь сам просветит ее, научая истинному
прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога, и поклонение
духом и истиною. Но как решившийся заняться торговлею имеет в виду
не одно предприятие для приобретения, прибыли, но старается всячески
увеличить и умножить прибытки, переходя от одного предприятия к
другому, и от этого поспешая еще к новому источнику прибыли, и,
оставляя предприятие, не приносящее пользы, обращается всегда к
выгоднейшему: так и мы разными способами и искусно снабдим душу
свою, чтобы приобрести истинную и великую прибыль, то есть Бога,
научающего нас истинно молиться. Ибо в таком случае, Господь упокоевается
в благом произволении души, соделывая ее престолом славы, восседая
и упокоеваясь в ней. Так слышали мы у Пророка Иезекииля о духовных
животных, впряженных во владычную колесницу. Там представлены они
нам всеочитыми; а такова и душа, носящая в себе Бога, или лучше
сказать, носимая Богом; потому что она делается вся оком.
3. Как дом, в котором присутствует сам владетель, бывает полон
всякого убранства, красоты и благолепия: так и душа, которая у себя
имеет Владыку своего, и в которой пребывает Он, исполняется всякой
красоты и благолепия; потому что Господь с духовными Его сокровищами
есть обитатель ее и браздодержец. Но горе дому, которого владетель
в отсутствии, и в котором нет господина, потому что, разрушаясь,
запустевает и делается он полным всякой нечистоты и неустройства;
там, по слову Пророка, поселятся сирини и беси (Ис.
13, 21), потому что в опустевшем доме находят себе место дикие кошки,
собаки и всякая нечистота. Горе душе, которая не восстает от тяжкого
своего падения, и внутри себя имеет убеждающих и понуждающих ее
пребывать во вражде с Женихом своим и намеревающихся растлить мысли
ее, отвратить от Христа.
4. Когда же Господь видит, что душа, по мере сил своих, собирает
себя во едино, день и нощь всегда ища Господа и к Нему вопия, как
заповедано непрестанно молиться о всем (1 Сол. 5, 17), тогда сотворит
отмщение ее, как обещал (Лук. 18, 7), очистив ее от порока,
какой есть в ней, Сам представит ее Себе, как непорочную и нескверную
невесту. Если же веруешь, что сие истинно, как и действительно истинно:
то будь внимателен к себе; смотри, обрела ли душа твоя путеводствующий
ее свет, истинную пищу и истинное питие, то есть Господа? Если же
не обрела; то ищи день и ночь, чтобы получить сие. Посему, когда
видишь солнце, ищи истинное Солнце; потому что ты слеп. Когда взираешь
на свет, загляни в душу свою: приобрел ли ты Свет истинный и благий?
Все видимое есть тень невидимого в душе; кроме видимого человека
есть иный внутренний человек; иные очи, которые ослепил сатана,
— иные уши, которые сделал он глухими; но пришел Иисус соделать
здравым сего внутреннего человека. Ему слава и держава со Отцем
и Святым Духом во веки! Аминь.
[Содержание]
|