Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 41.
Весьма глубоки тайники души, постепенно
возрастающей в благодати и в пороках.
1. Драгоценный сосуд души пребывает в великой глубине, как сказано
негде: бездну и сердце Той испытует (Сир. 42, 18). После того, как
человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех
взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая
и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших
ее тайников. Таким образом и душу и примешавшийся к ней грех уподобляем
великому дереву, у которого много ветвей, а корни в земных глубинах.
Так и вошедший в душу грех, овладев ее пажитями до глубочайших тайников,
обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает,
воспитывается и учит его худому.
2. Посему, когда действие Божественной благодати приосеняет душу,
по мере веры каждого, и душа приемлет помощь свыше; тогда благодать
приосеняет ее только еще отчасти. И не думай, чтобы в ком-нибудь
озарялась вся душа; внутри ее остается еще великая пажить пороку,
и человеку потребны великий труд и усилие, соглашенные с действующею
в нем благодатью. Посему-то Божественная благодать, которая в одно
мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает
посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение,
сохраняет ли оно всецелую любовь к Богу, ни в чем не сдружаясь с
лукавым, но всецело предавая себя благодати. Таким образом, душа,
в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусной,
ничем не преогорчающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности
находит для себя пособие. И сама благодать овладевает пажитию в
душе, и по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусной
и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений
пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною благодатью,
царствующею уже в этом сосуде.
3. Если же кто не соблюдет великого смиренномудрия; то предается
он сатане, и обнажается от данной ему Божественной благодати и тогда
обнаруживается его самомнение, потому что он наг и беден. Посему,
обогащающийся Божиею благодатью должен пребывать в великом смиренномудрии
и сердечном сокрушении, почитать себя нищим и ничего неимеющим,
думать: „что имею у себя, все то чужое, другой мне дал, и когда
захочет, возьмет у меня". Кто так смиряет себя пред Богом и людьми,
тот может сохранить данную ему благодать, как сказано: смиряяйся,
вознесется (Мф. 23, 12). Будучи Божиим избранником, да осуждает
он сам себя, и будучи верным, да почитает себя недостойным. Такие
души благоугождают Богу и животворятся Христом. Ему слава и держава
во веки! Аминь.
[Содержание]
|