Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 1.
Иносказательное изъяснение видения, описанного
Пророком Иезекиилем.
1. Пророк Иезекииль поведал Божественное и славное явление и видение, которое
видел, и описал оное, как явление, исполненное неизглаголанных таин. Видел же
он на поле херувимскую колесницу, четырех духовных животных. У каждого животного
было четыре лица: одно лице львиное, другое лице орлиное, еще лице тельчее и
лице человеческое. И у каждого лица были крыла, так что ни у одного невозможно
было различить, где — передняя, или задняя сторона. Плещи их исполнены были
очес, и перси также полны очей, и не было места, неисполненного очей.
При каждом лице было по три колеса, как бы колесо — в колесе, и в колесах был
дух. И Пророк видел как бы подобие человека, и подножие у него — как бы сапфирное.
Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку.
Куда ни угодно было Ему шествовать, — животные всюду обращены были лицом. И
Пророк видел под Херувимами как бы руку человечу, которая их поддерживала
и носила (Иезек. 1, 5-28).
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении;
но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное,
тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена,
в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять
Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую
Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться
света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся
светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной
духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся
она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет
никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется
лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная
красота славы Света-Христа. И как солнце везде себе подобно: — нет
у него ни одной последней или недостаточной части, но, состоя из
частей одинаковых, все оно всецело блистает светом, и все есть свет,
или, как огонь, то есть самый свет огня, весь сам себе подобен,
и не имеет в себе ни первого ни последнего, ни большего ни меньшего:
так и душа, совершенно осиянная неизреченною красотою славы света
от лица Христова и совершенно вступившая в общение с Духом Святым,
и сподобившаяся стать жилищем и престолом Божиим, делается вся оком,
вся светом, вся лицем, вся славою, вся духом, как уготовал, благоустроил
и украсил ее духовною лепотою Христос, Который и носит, и водит,
и поддерживает, и подъемлет ее. Ибо сказано, что рука человеча
была под Херувимами (Иезек. 1, 7). Сам Христос и носим бывает душею,
и водит ее.
3. Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ
владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами,
лев — над дикими зверями, вол — над кроткими животными, а человек
— над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные
силы, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная
колесница, в них почивает Бог. А по иному способу объяснения, разумеется
сие о небесной Церкви Святых. И как там Пророк говорит о животных,
что высота их была чрезмерна, что они исполнены очей, и что никому
невозможно было объять число очей, или высоту, потому что не дано
ведения о сем; как звезды на небе всякому человеку дано видеть и
дивиться им, узнать же число их никому невозможно: таким же образом
в небесную Церковь Святых войти и наслаждаться в ней дано всем желающим
подвизаться, но узнать и объять число Святых, — сие принадлежит
единому Богу. Сидящий на колеснице и на престоле всеочитых животных,
то есть, в каждой душе, соделавшейся престолом и седалищем Его,
ставшей оком и светом, шествует и носится, восседая на ней, и правя
браздами духа, и направляя ее, как Сам знает. Как духовные животные
шествовали, не куда сами хотели идти, но куда знал и хотел Сидящий
на них и Направляющий их, так и душами Сам правит, и водит их, указуя
путь Духом Своим. Таким образом, не по своей воле, когда хотят,
возносятся души в небеса; но Бог направляет душу, свергнув тело,
стремиться мыслию в небеса, и опять, когда угодно Ему, ходит она
во плоти и в помыслах, то по Его же воле переходит к пределам земли,
и Он показывает ей откровения таин. О подлинно превосходный, благий,
единый и истинный Браздодержец! Так, если душа предпрославлена ныне,
и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении.
4. А что души праведных соделываются светом небесным, — о сем сам
Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14).
Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир,
и говорит: ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом,
но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится
свет ваш пред человеки (15, 16). А сие значит: не скрывайте
дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим. И еще: Светильник
телу есть око: аще убо будет око твое светло, все тело твое
просветится: аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет.
Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми (Мф. 6, 22.
23)? Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, — все тело
освещено; а когда попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все
тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом
для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: „если вы,
будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено
будет все тело мира. А если вы — свет мира — омрачитесь; то тма,
то есть мир, кольми?" Итак, Апостолы, став светом, послужили
светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа,
которым просвещены были сами.
5. А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и
осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: вы есте соль
земли (Мф. 5, 13), именуя землею человеческие души; потому что
послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив
их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо
без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине
несносного смрада все отвращаются от него; и в загнившем мясе пресмыкаются
черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но
как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви истребляются и
гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе
своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом
и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли,
то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых
помыслов; почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных
помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее
злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются,
гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано:
возсмердеша и согниша раны моя (Псал. 37, 6). Но как скоро
душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого
и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней
страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием
силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою
и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному
Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую
жертву осолять солию (Лев. 2, 13).
6. Итак, надобно, чтобы сперва заклал ее иерей, и она умерла, а
потом, чтобы рассеченная на части была она осолена, и наконец, уже
возложена на огонь. Ибо, если иерей предварительно не предаст овчати
закланию и смерти, то не осоляется и не приносится оно во всеплодие
Владыке. Так и наша душа, приступая к истинному Архиерею — Христу,
должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования и
для худой жизни, какою жила, то есть, для греха; и как жизнь оставляет
жертву, должно оставить ее лукавство страстей. Как тело, когда из
него выйдет душа, умирает и не живет уже тою жизнию, какою жило,
не слышит, не ходит: так, когда небесный Архиерей Христос благодатью
силы Своей предаст закланию и умертвит в душе жизнь для мира, умирает
она для той лукавой жизни, какою жила, и уже не слышит, не говорить,
не живет в греховной тьме; потому что лукавство страстей, как душа
ее, по благодати выходит из нее. И Апостол взывает, говоря: мне
мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Ибо душа, пока живет в
мире и в греховной тьме, и не умерщвлена Христом, но имеет еще в
себе душу порока, то есть действие тьмы греховных страстей, и сим
питается, — не принадлежит телу Христову, не принадлежит телу света,
но есть тело тьмы, и доныне еще находится на стороне тьмы; как и
наоборот те, которые имеют в себе душу света, то есть силу Духа
Святого, находятся на стороне света.
7. Но скажет кто-нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда
она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей
правильно. Как повседневную одежду, которую ты носишь, приготовил
другой, а ты в нее одеваешься; равно и дом строил и сооружал иной,
а ты в нем живешь: таким же образом и Адам, преступив Божию заповедь
и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность
диаволу, и в душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовал Бог
по образу Своему, — облекся лукавый, как и Апостол говорит: совлек
начало и власти, победил их на кресте (Кол. 2, 15). Ибо для
того было и пришествие Господа, чтобы изгнать их и возвратить Себе
собственный Свой дом и храм — человека. Посему-то душа называется
телом лукавой тьмы, пока в ней пребывает греховная тьма; потому
что там живет и содержится она в продолжение лукавого века тьмы,
как и Апостол, упоминая о теле греховном и о теле смерти, говорит:
да упразднится тело греховное (Рим. 6, 6); и еще: кто
мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и
наоборот, душа уверовавшая в Бога, избавившаяся от греха, умершая
для жизни темной и приявшая в себя свет Духа Святого, как жизнь,
и в нем ожившая, там уже проводит жизнь свою; потому что там удерживается
светом Божества. Ибо душа не от Божия естества и не от естества
лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и
чудная, прекрасное подобие и образ Божий, и лукавство темных страстей
вошло в нее вследствие преступления.
8. Наконец, душа тому и принадлежит, с кем в общении и единении
она своими хотениями. Поэтому, или, имея в себе Божий свет и в нем
живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна она свету упокоения;
или, имея в себе греховную тьму, подлежит осуждению. Ибо душа, желающая
жить у Бога в вечном упокоении и свете, по сказанному прежде, должна
приступить к истинному Архиерею Христу, претерпеть заклание и умереть
для мира и для прежней жизни лукавой тьмы, преставиться же в иную
жизнь для божественного воспитания. Если умирает кто в городе, —
не слышит ни голоса, ни речей, ни шума живущих там, но как скоро
умер, — переносится в другое место, где нет ни гласов, ни воплей
того города: так и душа, как скоро предается на заклание и умирает
в том граде вредных страстей, в котором жила и проводила время,
не слышит уже в себе гласа бесед тьмы, не раздается уже в ней говор
и вопль суетного беседования и мятежа духов тьмы, но преселяется
она в град, исполненный благости и мира, в град Божественного света;
и там живет и слышит, там гражданствует, разглагольствует и беседует,
там совершает дела духовные и достойные Бога.
9. Посему и мы будем молиться, чтобы силою Его приять нам заклание
и умереть для лукавого века тьмы, чтобы истреблен был в нас дух
греха, чтобы душа восприяла в себя небесного Духа, облеклась в Него,
преселилась из греховной тьмы во свет Христов, и целые веки упокоевалась
в жизни. Как на ристалище колесницы несутся, и опередившая задерживает
другую, мешает и препятствует ей ехать вперед и предвосхитить победу:
так в человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если
греховному помышлению случится упредить, задерживает оно душу, мешает
и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом.
А где восседает и правит душею сам Господь, там всегда одерживает
Он победу, искусно и постоянно правя браздами и путеводствуя колесницу
души к небесному и божественному образу мыслей. Не ведет Он брани
со грехом, но, как полномочный и полновластный, всегда Сам решает
победу. Посему-то Херувимы несутся, не куда сами желают идти, но
куда путеводствует Восседающий на них и Правящий ими; куда Ему угодно,
туда и шествуют они, и сам Он носит их; ибо сказано: рука человеча
была под ними. Святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым,
Который правит, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, — носятся в
небесных помыслах; а когда угодно, — и в теле. Где угодно Ему, там
и служат Ему. Как птице ногами служат крылья; так небесный свет
Духа восприемлет крыла достойных души помыслов, путеводствуя и правя,
куда Ему известно.
10. Посему, как скоро слышишь это, обрати внимание на себя самого,
в самом ли деле и подлинно ли приобретено сие душею твоею? Ибо это
не слова, просто произносимые, но дело, поистине в душе совершаемое.
И если не приобрел ты таких духовных благ, но еще нищ; то должно
тебе скорбеть, плакать и болезновать непрестанно. Как мертвый еще
для царства, и как язвленный, взывай всегда ко Господу и проси с
верою, чтобы и тебе сподобиться сей истинной жизни. Бог, сотворив
тело сие, даровал ему, что не из своего естества, не из тела заимствует
себе жизнь, пищу, питие, одеяние, обувь; а напротив того, сотворив
тело само по себе нагим, устроил что все необходимое для жизни заимствует
оно совне, и невозможно телу жить без того, что вне его существует,
то есть без пищи, без пития, без одежд. Если же ограничивается оно
тем, что — в его естестве, не заимствуя ничего отвне; то разрушается
и гибнет. Таким же образом и душа, не имеющая в себе Божия света,
сотворенная же по Божию образу (ибо так домостроительствовал и благоволил
Бог, чтоб имела она вечную жизнь), не из собственного своего естества,
но от Божества Его, от собственного Духа Его, от собственного света
Его восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесные одеяния,
что и составляет истинную жизнь души.
11. Как в теле, по сказанному пред сим, жизнь не от него самого,
но от того, что вне его, то есть, от земли; и без существующего
вне его невозможно ему жить: так и душа, если еще ныне не возродится
в оную землю живых и не будет там духовно питаться и духовно возрастать,
преспевая пред Господом, и не облечет ее Божество в неизреченные
ризы небесной лепоты, то без оной пищи невозможно ей самой собою
жить в услаждении и упокоении. Ибо естество Божие имеет и хлеб жизни,
— Того, Кто сказал: Аз есмь хлеб животный (Иоан. 6, 35),
и воду живу (Иоан. 4, 10), и вино, веселящее сердце человека
(Псал. 103, 15), и елей радости (Псал. 44, 8), и многообразную
пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые Богом.
В этом и состоит небесная жизнь души. Горе телу, когда оно останавливается
на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе,
если останавливается на своей природе, и уповает на свои только
дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает,
не сподобившись вечной Божественной жизни. Как отчаиваются в больных,
когда тело их не может уже принимать пищи, и плачут о них все близкие,
друзья, родные и любимые ими: так Бог и святые Ангелы достойными
слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа и не
живут в нетлении. И это, повторяю еще, не просто произносимые слова,
но самое дело духовной жизни, дело истины, совершаемое в душе достойной
и верной.
12. Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный
Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом;
если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою;
если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек
твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно
вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот
действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе
истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего такого: то плачь,
скорби и сетуй; потому что доныне не приобрел еще ты вечного и духовного
богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся
о нищете своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься
в страшном греховном обнищании. И о если бы приобрел кто хотя скорбь
сию о нищете своей! О если бы не проводили мы времени в беззаботности,
как пресыщенные! Кто скорбит, и ищет, и неотступно просит Господа,
тот скорее получит избавление и небесное богатство, как сказал Господь,
заключая слово о неправедном судии и о вдовице: кольми паче Бог
сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь? Ей,
глаголю: сотворит отмщение их вскоре (Лук. 16, 7-8). Ему
слава и держава во веки! Аминь.
[Содержание]
|