Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 4.
Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал
от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение
свое на поприще мира сего.
1. Кто хочет христианскую жизнь с великой точностью вести в совершенстве,
тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке
души, чтобы, — приобретши способность в точности различать доброе
и худое, и во всяком случае распознавая, что в чистую природу привзошло
несвойственного ей, — жить нам правильно и непреткновенно, и чтобы,
пользуясь рассудком как глазом, быть нам в состоянии — не сдружаться
и не входить в согласие с внушениями порока, а чрез это, сподобившись
Божественного дара, соделаться достойными Господа. Возьмем же пример
с видимого; потому что есть сходство между телом и душею, между
телесным и душевным, видимым и сокровенным.
2. Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело
ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами
лесистыми, заросшими тернием и тенистыми, где и огонь заграждает
путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. Если
путник оборотлив, осторожен и неустрашим: то, имея путеводителем
глаз, с великою внимательностью проходит трудные сии места, и руками
и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между
деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами;
и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы
не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не
потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый
и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя
прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый
хитон сберегает несожженным и неразодранным. Если же подобными местами
проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый,
недеятельный; то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у
путника недостает твердости — всячески подбирать свою одежду, рвется
о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными
мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон
его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности
и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания
на указание глаза; то и сам упадет в ров, или потонет в водах.
3. Подобным образом и душа, — нося на себе, как бы прекрасный хитон,
одежду тела, и имея у себя рассудок, который дает направление всей
душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям
жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий
и прочих несообразностей века сего, — должна с трезвением, мужеством,
рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя.
А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не
раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений, и не
сгорел от огня вожделения; то облеченная в оный душа, отвращает
око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не
слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и
ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные
члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого
и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых.
4. Душа и сама отвращается от лукавых кружений, оберегая сердце,
чтобы помыслы его не кружились в мире сем. А таким образом подвизаясь,
употребляя все рачение и с великим вниманием при всяком случае удерживая
телесные члены от худого, прекрасный хитон тела соблюдает нераздранным,
неопаленным, неочерненным. Да и сама она любознательностью, смышленостью
и рассудительностью своей воли, всего же более силою Господнею будет
охраняема, поколику, по мере сил своих, сдерживает себя и отвращается
от всякого мирского пожелания, а за сие и от Господа получает помощь
к действительному своему охранению от исчисленных выше зол. Ибо
Господь, — как скоро видит, что мужественно отвращается кто-нибудь
от житейских удовольствий, от вещественных развлечений и забот,
от земных уз и от кружения суетных помыслов, — подает таковому благодатную
Свою помощь, и непреткновенною соблюдает эту душу, которая прекрасно
совершает течение свое в настоящем лукавом веке. И таким образом,
душа от Бога и от Ангелов удостаивается небесных похвал за то, что
прекрасно охранила и себя и хитон тела своего, сколько возможно
ей было, отвращаясь от всякого мирского вожделения, и спомоществуемая
Богом, прекрасно совершила течение свое на поприще мира сего.
5. Если же кто по недеятельности и беспечности невнимательно ходит
в жизни сей, и по собственной воле своей не отвращается от всякого
мирского вожделения, и не взыскует со всем желанием единого Господа;
то хитон тела его рвется от терний и дерев мира сего, опаляется
огнем вожделения, оскверняется грязью удовольствий; и потому, душа
в день суда оказывается неимеющей дерзновения, потому что не возмогла
одеяние свое соблюсти неоскверненным, но растлила оное среди обольщений
века сего. За сие-то извергается она из царства. Ибо что сотворит
Бог с тем, кто по собственной воле своей предает себя миру, обольщается
его удовольствиями, или блуждает, кружась в вещественном? Помощь
Свою подает Он тому, кто отвращается от вещественных удовольствий
и от прежних навыков, с усилием устремляет всегда мысль свою к Господу,
отрекается от себя самого, взыскует же единого Господа. Того и Бог
блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей
и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает (Фил.
2, 11), со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века
сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется
спастись благодатью.
6. Вот мудрые пять дев, трезвясь, поспешив к необычайному для своего
естества, взяв елей в сосуды сердца своего, то есть подаваемую свыше
благодать Духа, возмогли войти с Женихом в небесный чертог. Другие
же юродивые девы, оставшиеся при собственном своем естестве, не
трезвились, не постарались, пока были еще во плоти, взять в сосуды
свои елей радости (Псал. 44, 8), но по нерадению, недеятельности,
беспечности, неведению или и по самомнению о своей праведности,
предались как бы сну; и за сие не допущены в чертог царства, как
немогшие благоугодить небесному Жениху. Удерживаясь мирскими узами
и земною какою-нибудь любовию, не посвятили они небесному Жениху
всей любви своей и приверженности, и не принесли с собою елея. А
души, взыскавшие необычайного для естества, — святыни Духа, всею
своею любовию привязаны ко Господу, с Ним ходят, от всего отвращаясь,
к Нему устремляют молитвы и помышления; за что и сподобились они
приять елей небесной благодати; и после сего могут течение свое
продолжать непреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному
Жениху. Души же, оставшиеся в естестве своем, по земле пресмыкаются
помыслом, о земле помышляют, и ум их на земле имеет жительство свое.
Сами о себе думают они, что принадлежат Жениху, и украшены плотскими
оправданиями; но, не прияв елея радости, не возродились они Духом
свыше.
7. Пять умственных душевных чувств, если приимут в себя благодать
свыше и святыню Духа, действительно бывают мудрыми девами, свыше
приявшими в себя благодатную мудрость. А если остаются они при одном
своем естестве, то делаются юродивыми и оказываются чадами мира;
потому что не совлеклись духа мира, хотя сами о себе, по некоторым
вероятностям и по наружности, думают, что они — невесты Жениховы.
Как души, всецело прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом,
к Нему возносят молитвы, с Ним ходят, и вожделеют любви Господней;
так наоборот, души, предавшиеся любви к миру и восхотевшие иметь
жительство свое на земле, там ходят, там пребывают мыслию, там живет
их ум. А потому, несклонны они к доброму мудрствованию духа, как
к чему-то необычайному для нашей природы, разумею же под сим небесную
благодать, которой необходимо — войти в состав и в единение с естеством
нашим, чтобы могли мы вступить с Господом в небесный чертог царства
и улучить вечное спасение.
8. Вследствие преслушания первого человека приняли мы в себя странное
для естества нашего — вредные страсти, и привычкою, долговременным
усвоением обратили их для себя как бы в природу; и опять необычайным
же для нашего естества — небесным даром Духа надлежит изгнать из
нас сие странное и восстановить нас в первоначальную чистоту. И
если ныне со многим молением, прошением, с верою, молитвою, с отвращением
от мира не приимем в себя оной небесной любви Духа, и естество наше,
оскверненное пороком, не прилепится к любви, то есть ко Господу,
и не будет освящено оною любовию Духа, и мы до конца не пребудем
непреткновенными, во всей точности живя по заповедям Господним;
то не возможем улучить небесное царство.
9. Намереваюсь же, по мере сил своих, изречь некое тонкое и глубокомысленное
слово. Поэтому, выслушайте разумно. Беспредельный, неприступный
и несозданный Бог, по беспредельной и недомыслимой благости Своей,
оплототворил Себя, и так сказать, как бы умалился в неприступной
славе, чтобы можно Ему было войти в единение с видимыми Своими тварями,
разумею же души Святых и Ангелов, и возмогли они быть причастными
жизни Божества. А всякая тварь — и Ангел, и душа, и демон, по собственной
природе своей, есть тело [1]; потому
что, хотя и утонченны они, однако ж в существе своем, по отличительным
своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества,
суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело.
Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит,
и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит,
и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа
срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные
отправления.
10. Подобным образом, беспредельный и недомыслимый
Бог, по благости Своей, умалил Себя, облекся в члены тела сего и
укрыл Себя ,от неприступной славы. По снисхождению и человеколюбию
преображаясь, плототворит Он себя, входит в единение, восприемлет
святые, благоугодившие и верные души, и, по изречению Павлову, бывает
с ними в един Дух (1 Кор. 6, 17.), душа, так сказать, в душу, и
ипостась в ипостась, чтобы душа, достойная Бога и благоугодная Ему,
могла жить в обновлении и ощущать бессмертную жизнь, и соделалась
причастницей нетленной славы. Ибо и сию видимую тварь привел Он
из небытия в бытие в каком-то великом разнообразии и со множеством
разностей, и ее не было, пока не приведена в бытие. Он восхотел,
и без труда сотворил из ничего существа грубые и жесткие, например:
горы, деревья (видишь, какова твердость их естества!), потом средственные
— воды и из вод повелел родиться птицам, и еще тончайшие: огонь
и ветры, и даже те, которые по тонкости невидимы телесному глазу.
11. А как беспредельное и неисповедимое художество многоразличной
Божией премудрости из ничего создало тела грубые, и тонкие, и мягкие,
осуществленные Божией волею; так тем паче Сам, и как хочет, и чем
хочет, Сущий, по несказанной благости и по недомыслимой доброте
прелагает, умаляет, уподобляет Себя святым и достойным верным душам,
плототворя Себя, по мере их удобоприемлемости, чтобы Невидимый был
для них видим, и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости,
был осязаем, и чтобы души ощутили благость и сладость Его, и на
самом опыте усладились светом неизреченного наслаждения. Когда хочет,
— бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и привзошедшую в нас
душевную немощь. Ибо сказано: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.
12, 29). А когда хочет, — бывает неизреченным и несказанным упокоением,
чтобы душа упокоевалась покоем Божества. Когда же хочет, — бывает
радостью и миром, согревает и оберегает душу.
12. Если же, на радование и веселье духовным тварям, хочет уподобить
Себя и одной из тварей, например: граду света — Иерусалиму, или
горе — небесному Сиону; то все может, как Ему сие угодно, по сказанному:
вы же приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму
небесному (Евр. 12, 22). Все нетрудно и удобно Ему, во что хочет,
преображающемуся для душ Его достойных и верных. Да потщится только
человек стать приятным и благоугодным Ему, и на самом опыте ощутительно
узрит небесные блага, невыразимое наслаждение, беспредельное богатство
Божества, в подлинном смысле, ихже око не виде, и ухо не слыша,
и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), узрит Духа Господня,
соделавшегося упокоением, радованием, наслаждением и вечною жизнью
достойных душ. Ибо Господь плототворит Себя и в пищу и в питие,
как написано в Евангелии: кто снесть от хлеба сего, жив будет
во веки (Иоан. 6, 51), чтобы неизглаголанно упокоить душу и
исполнить ее духовного веселья. Ибо говорит: Аз есмь хлеб животный
(Иоан. 6, 35). А подобным образом плототворит Себя и в питие небесной
струи, как говорит: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, будет в
нем источник воды, текущия в живот вечный (Иоан. 4, 14). И вси,
сказано, тожде пиво пиша (1 Кор. 10, 4).
13. Таким образом, как Сам благоволил, и как полезно было, являлся
Он каждому из святых Отцов, иначе — Аврааму, иначе — Исааку, иначе
— Иакову, иначе — Ною, Даниилу, Давиду, Соломону, Исаии и каждому
из святых Пророков, иначе — Илие, иначе — Моисею. И думаю, что Моисей,
во все время сорокадневного поста на горе, приступая к оной духовной
трапезе, ею утешался и наслаждался. Посему, как Сам благоволил,
являлся Он каждому из святых, чтобы упокоить, спасти и привести
в познание Божие. Ибо все, что ни захочет, удобно для Него, и умаляя
Себя, как Ему угодно, плототворит и преобразует Себя, делаясь видимым
для любящих Его, по великой и невыразимой любви, в неприступной
славе света являясь достойным, соразмерно с силами каждого. А душа,
которая сподобилась с великим вожделением и чаянием, с верою и любовию
принять в себя оную силу свыше, небесную любовь Духа, и имеет уже
в себе небесный огнь бессмертной жизни, действительно отрешается
от всякой мирской любви, освобождается от всяких уз порока.
14. Как железо, или свинец, или золото, или серебро, вложенные
в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества мягкие,
и пока бывают в огне, по силе огненной теплоты, расплавляются и
изменяют естественную жесткость: таким же образом и душа, отрекшись
от мира и возлюбив единого Господа, с великим сердечным исканием,
в труде, в подвиге, непрестанно ожидая Его с упованием и верою,
и прияв в себя оный небесный огнь Божества и любви Духа, действительно
уже отрешается тогда от всякой мирской любви, освобождается от всякого
вреда страстей, все отметает от себя, переменяет естественное свое
качество и греховную свою жесткость, все почитает излишним, в едином
небесном Женихе, Которого приняла к себе, упокоеваясь горячею и
несказанною любовию к Нему.
15. Сказываю же тебе, что и самых любимых братьев, которых имеет
у себя перед очами, если останавливают в оной любви, душа, так сказать,
отвращается; потому что жизнь и покой ее — таинственное и неизреченное
общение с небесным Царем. Ибо и любовь к плотскому общению разлучает
с отцем, с матерью, с братьями; и все, касающееся до них, делается
в уме сторонним. И ежели человек любит их, то любит как сторонний;
все же расположение свое имеет к сожительнице своей. Ибо сказано:
сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к
жене своей, и будета два в плоть едину (Еф. 5, 31). А посему,
если плотская любовь так отрешает от всякой любви: то кольми паче
те, которые действительно сподобились вступить в общение с оным
небесным и вожделенным Святым Духом, отрешатся от всякой любви к
миру, и все будет казаться для них излишним; потому что препобеждены
они небесным желанием, и в тесной от него зависимости; там желания,
там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет
всегда пребывание свое ум, препобежденный божественною и небесною
любовию и духовным желанием.
16. После этого, возлюбленные братия, когда столько предлежит нам
благ, и столько обетований возвещено Господом; удалим от себя все
затруднения, отвратимся от всякой любви в мире, посвятим же себя
исканию и желанию оного единственного блага, чтобы прийти нам в
состояние — приобрести ту неизреченную любовь Духа, к которой поспешать
советовал нам блаженный Павел, говоря: держитеся любве (1
Кор. 3, 1), и чтобы можно было нам, после жестокости своей, сподобиться
изменения десницы Вышнего, и уязвившись любовию Божественного Духа,
прийти в кротость и в духовный покой; потому что Господь с великим
благоутробием милосердствует о нас, как скоро всецело обращаемся
к Нему, исхищая себя из всего сопротивного. Даже, если мы по великому
неведению, по младенчеству и по причине укоренения в нас пороков,
отвращаемся от жизни, и сами себе полагаем много препятствий, не
хотя действительно покаяться; то Он, долготерпеливый к нам, великое
оказывает благосердие, как скоро, обратившись, придем к Нему, и
просветим внутреннего нашего человека, чтобы не постыдились лица
наши в день суда.
17. Если же и кажется нам сие трудным, по суровости подвигов добродетели,
лучше же сказать, по внушению и совету сопротивника; то вот Господь
милосердствует и долготерпит еще, ожидая нашего обращения, и если
грешим, переносит сие в чаянии нашего покаяния, и если падаем, не
стыдится принимать нас снова, как сказал Пророк: еда падаяй не
востает? Или отвращаяйся не обратится (Иерем. 8, 4)? Мы только
отрезвимся, приобретя благую мысль; скорей и правым образом к Нему
обратимся, взыскав Его помощи; а Он готов спасти нас; потому что
ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему воли нашей
благой от произволения веры и усердия, всякое же преспеяние производит
в нас Сам. Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения,
нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными
и готовыми идти во след Его, не будем откладывать сего день за день,
увлекаемые к тому пороком; ибо не знаем, когда будет исшествие наше
из плоти. Велики же и неизреченны обетования христианам, и в такой
мере велики, что с верою и богатством одной души не идут даже в
сравнение вся слава и лепота неба и земли, и прочее их украшение
и разнообразие, и богатство, и красота, и наслаждение видимым.
18. Итак, при стольких побуждениях и обетованиях Господних, как
же не пожелать нам, всецело приступить ко Господу и Ему посвятить
себя самих, сверх всего прочего, по Евангелию, отрекшись и души
своей, возлюбить Его единого, не любя при том ничего иного? Вот
все сие даровано нам, и какая еще слава! Сколько Господних о нас
смотрений со времени Отцов и Пророков! Сколько возвещено обетований!
Сколько побуждений! Какое благосердие Владыки было к нам от начала!
Напоследок же, в пришествие Свое неизреченную к нам благость доказал
Он распятием, чтобы нас обратившихся ввести в жизнь. А мы не расстаемся
еще с своими изволениями, с любовию к миру, с худыми предубеждениями
и навыками, и чрез это оказываемся маловерными, или и неверными!
Однако же, вот и при всем этом, Господь пребывает к нам милостивым,
невидимо охраняя и упокоевая нас, до конца не предавая нас, по грехам
нашим, пороку и обольщениям мира, по великой благости и по долготерпению
не попуская нам погибнуть, имея еще в виду, что обратимся к Нему
когда-нибудь.
19. Но боюсь, чтобы на нас, которые живем, всем пренебрегая, и
водимся предрассудками, не исполнилось со временем Апостольское
изречение, а именно: или о богатстве благости Его и кротости,
и долготерпении нерадиши, неведый, яко благость Божия на покаяние
тя ведет (Римл. 2, 4)? Если же, при долготерпении, благости
и кротости Его, приумножим еще число грехов, и своим нерадением
и пренебрежением уготовим себе тягчайшее осуждение: то исполнится
на нас Апостольское слово: по жестокости же своей и нераскаянному
сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго
суда Божия (5). Ибо велика и неисповедима благость Божия, невыразимо
Божие долготерпение к человеческому роду, если только пожелаем мы
отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу, чтобы возможно
нам было улучить спасение.
20. А если угодно познать тебе Божие долготерпение и великую благость
Божию; то можем научиться сему из богодухновенных Писаний. Посмотри
на израильтян, от которых отцы, которым определены были обетования,
от нихже Христос по плоти, ихже служение и завет (Рим. 9,
4. 5). Как много они грешили? Сколько раз совращались? И Бог не
оставлял их в конец; но на короткое время к их же пользе предавал
их наказаниям, скорбью желая смягчить их жестокосердие, обращал,
побуждал их, посылал к ним Пророков, и сколько времени был долготерпелив
к ним, когда они согрешали и оскорбляли Его? Обращающихся принимал
с радостью; и когда снова совращались, — не оставлял, но чрез Пророков
призывал к обращению, и хотя многократно уклонялись от Него и обращались
к Нему, всякий раз сретал (встречал - Ред.) благоволительно,
принимал человеколюбиво, пока не впали, напоследок, в великий грех,
возложив руки на собственного своего Владыку, Которого, по преданию
Отцов и святых Пророков, ожидали себе Искупителем, Спасителем, Царем
и Пророком. Ибо, когда пришел, — не приняли Его, но даже еще, подвергнув
великому поруганию, напоследок, предали на кресте смертной казни.
И сим великим оскорблением и чрезмерным преступлением преумножившиеся
грехи их дошли до полноты; потому, в конец уже оставлены они, по
удалении от них Святого Духа, когда раздралась церковная завеса.
Потому и храм их, преданный язычникам, разрушен и приведен в запустение,
по определению Господа, что не имать остати зде камень на камени,
иже не разорится (Мф. 24, 2). И таким образом решительно преданы
они язычникам и по всей земле рассеяны пленившими их тогда царями,
и повелено им уже не возвращаться в страну свою.
21. Так и ныне милостивый и благий к каждому из нас Бог являет
Свое долготерпение. Хотя многократные видит от каждого оскорбления,
но безмолвствует, ожидая, не отрезвится ли человек со временем,
и не пременится ли, чтобы больше уже не оскорблять Его; и с великою
любовью и радостью приемлет обращающегося от греха. Ибо так говорит:
радость бывает о едином грешнице кающемся (Лук. 15, 10);
и еще: несть воля пред Отцем Моим, да погибнет един от малых
сих (Лук. 18, 14) наименьших. Но если кто, — при великом к нему
милосердии и долготерпении Божием, когда Бог не подвергает его наказанию
за каждое греховное преткновение, тайное или явное, но видя оное,
безмолвствует, как бы ожидая покаяния, — сам, дошедши до великого
пренебрежения, начинает прилагать грехи ко грехам, присовокуплять
беспечность к беспечности, на одном прегрешении созидать другое,
и исполняет меру грехов; то впадает уже, наконец, в такой грех,
из которого не может изникнуть, но сокрушается, и предавшись лукавому,
погибает в конец.
22. Так было с содомлянами. Много греша и не обращаясь, напоследок,
злым умышлением против Ангелов, возжелав совершить с ними мужеложство,
в такой впали грех, что не стало уже места и покаянию, но отвержены
они в конец; потому что исполнили, и даже превзошли меру грехов.
И потому, по Божию суду, попалены огнем. Так было и при Ное; многократно
раздражая Бога и не принося в том покаяния, простерлись до таких
грехов, что растлили, наконец, всю землю. Так и к египтянам, которые
много оскорбляли Бога и согрешали против народа Его, Бог был еще
милостив, не налагал на них таких казней, чтобы в конец истребить
их, а только в научение, чтобы побудить к обращению и покаянию,
наносил им легкие удары, являя Свое долготерпение и ожидая их покаяния.
Но они, во многом согрешив пред Божиим народом, то обращаясь, то
опять в том раскаиваясь, и утвердившись в древнем неверии злого
произволения, обременив народ Божий работами, напоследок, когда
Бог чрез Моисея при множестве чудес извел народ из Египта, учинили
великий грех, погнавшись в след за народом Божиим. Почему, Божественный
суд наконец истребил, и погубил, и потопил их в водах, признав недостойными
видимой жизни.
23. Подобным образом, израильтяне, как говорено и выше, многократно
подвергались преткновениям и согрешали, убивая Пророков Божиих и
совершая много других худых дел, пока Бог безмолвно долготерпел,
ожидая их покаяния; напоследок, преткнулись так, что сокрушились,
и уже не восставали; потому что возложили руки свои на Владычнее
величие. А поэтому, в конец оставленные Богом, они отвержены; отняты
у них пророчество, и священство, и богослужение; все же сие дано
уверовавшим язычникам, как говорит Господь: отымется от вас царствие,
и дастся языку творящему плоды его (Мф. 21, 43). До этого времени
терпел их Бог, не прекращал Своего долготерпения, не переставал
милосердствовать о них. Но поелику исполнили, и даже переполнили,
меру грехов, возложив руки свои на Владычнее величие; то в конец
оставлены Богом.
24. Распространились же мы о сем, возлюбленные, из Писания почерпнутыми
мыслями подтверждая, что, как можно скорее, должно нам обратиться
и поспешить ко Господу, Который милостив к нам, и ожидает, чтобы
совершенно удалились мы от всякого лукавства и худого предубеждения,
обращающихся же приемлет с великою радостью, — распространились,
говорю, о сем для того более, чтобы со дня на день не возрастало
пренебрежение наше, и не умножались в нас грехопадения наши, и чрез
сие не навлекли мы на себя Божия гнева. Посему, постараемся, обратившись
с искренним сердцем, приступить к Богу, и поелику отчаяние есть
внушение злобы и коварства, не отчаиваться во спасении при воспоминании
предшествовавших грехов, которые для того и приводят человека к
отчаянию, недеятельности, нерадению и беспечности, чтобы, обратившись
и пришед ко Господу, по великой Господней милости к человеческому
роду, не получил он спасения.
25. Если же кажется нам как бы неудобоисполнимым и невозможным
— обратиться от множества предвозобладавших нами грехов (а такая
мысль, как сказали уже мы, есть внушение злобы и служит препятствием
к нашему спасению); то приведем себе на память и не оставим без
внимания, как Господь, пришедши к нам по благости Своей, давал прозрение
слепым, врачевал расслабленных, целил всякую болезнь, воскрешал
мертвых, которых коснулось уже тление и разрушение, отверзал слух
глухим, из одного человека изгнал легион бесов и дошедшему до такого
беснования возвратил здравый ум. Кольми же паче душу, которая к
Нему обращается, у Него ищет милости, Его требует помощи, и обратит
Он, и приведет в целомудрие бесстрастия, в благоустройство всякой
добродетели, в обновление ума, дарует ей здравие, прозрение разумения,
мир помыслов, от слепоты, глухоты и мертвости неверия, неведения
и небоязненности возведет к целомудрию добродетели и чистоте сердца.
Ибо Кто создал тело, Тот сотворил и душу. И как, пребывая на земле,
по благости Своей, всем приходящим к Нему и ищущим у Него помощи
и исцеления, как благий и единый врач, в чем имел кто нужду, подавал
то щедро; так щедр Он и в духовном.
26. Если так благосерд Он был к телам, которые опять должны были
разрушиться и умереть, и всякому, чего кто просил, делал сие с готовностью
и благостью; то кольми паче душе бессмертной, неразрушимой и нетленной,
— которая впала в недуг неведения, порока, неверия, небоязненности
и прочих греховных страстей, однако же приходит ко Господу, у Него
ищет помощи, на Его взирает милосердие, от Него вожделеет приять
благодать Духа к избавлению и освобождению своему от всякого порока
и от всякой страсти, — со всею поспешностью и готовностью дарует
Он врачующее избавление, по сему слову: тем паче небесный Отец сотворит
отмщение вопиющих к Нему день и нощь. Господь присовокупляет
к сему: глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лук.
18,7-8). И еще в другом месте советует нам: просите, и дастся
вам: всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется
(Мф. 7,7-8). И далее присовокупляет: кольми паче Отец ваш
небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лук. 11, 13).
Аминь глаголю вам, аще и не даст ему, зане друг ему есть: но
за безочство его, востав даст ему, елико требует (8).
27. А всем этим убеждал Он нас к тому, чтобы неотступно, непрестанно,
неутомимо просили мы у Него благодатного заступления; потому что
пришел Он ради грешников, чтобы обратились к Нему, и уврачевать
Ему верующих в Него. Мы только отступимся от худых предубеждений,
сколько будет на то наших сил, возненавидим дурные свои занятия
и мирские обольщения, отвратимся от лукавых и суетных помыслов,
будем же всегда, по мере сил своих, к Нему прилепляться: а Он готов
оказать нам помощь Свою; потому что Он весьма милосерд, животворит,
врачует неисцелимые страсти, творит избавление тем, которые призывают
Его, к Нему обращаются, по собственной воле и непринужденно удаляются,
по мере сил, от всякой мирской любви, отвлекают ум от земли, и к
Нему устремлены своим желанием и исканием. Достойною же помощи Его
делается такая душа, которая все почитает излишним, не упокоевается
ни на чем в мире, одного ждет к своему упокоению, а именно, что
будет упокоена и обрадована Его благостью; и потому, за таковую
веру прияв небесный дар, — по благодати с несомненностью упокоив
свое вожделение, приличным и соответственным уже образом послужив
Духу Святому, с каждым днем преспевая в добре, не уклоняясь с пути
праведности, до конца пребывая непреклонною к пороку, не сдружаясь
с ним, и ничем не оскорбив благодать, — сподобляется она вечного
спасения со всеми Святыми, которым подражала живя в мире, как их
сообщница и сопутница. Аминь.
[Содержание]
[1] Сие разуметь должно в смысле не
отрешенном, но относительном. Иоанн Дамаскин (см. Точное изложение
православной веры кн. 2, гл. 3) говорит: „Ангел есть существо бестелесное....
Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с
нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается
грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно
и бестелесно".
|