Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 7.
О снисхождении Христовом к человеку.
Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов.
1. Представь, что кто-нибудь входит в царские чертоги, видит изображенные
там истории и украшения, в ином месте разложенные сокровища, а в
ином что-нибудь иное, и восседает с царем за трапезой, и предложены
ему самые сладкие яства и пития, и вполне наслаждается он и зрением
и убранством; а после этого влекут его оттуда, и он отведен в места
зловонные; или, представь, что какая-нибудь девица, превосходя всех
красотою, мудростью и богатством, избирает себе мужем человека нищего,
незнатного, некрасивого, одетого в рубища, и снимает с него нечистые
одежды, и облекает его в царскую ризу, и возлагает на него венец,
и делается его супругою; наконец нищий начинает приходить в изумление
и говорит: „мне ли бедному, нищему, смиренному и уничиженному дана
такая супруга?" Так и Бог поступил с бедным и уничиженным человеком.
Дал ему вкусить иного века, иной сладчайшей пищи. Показал ему славу
и царские неизреченные небесные красоты. И человек, сравнив уже
оные духовные блага с благами века сего, если видит потом царя,
властителей, мудрых, то все отвергает, имея в виду небесное сокровище;
потому что Бог есть любовь, а он приял в себя небесный Божественный
огнь Христов, и наслаждается, и радуется, и привязан к тому.
2. Вопрос. Сатана, или в воздухе, или в людях, бывает ли
вместе с Богом?
Ответ. Если солнце сие, будучи тварью, освещает места грязные,
и от того не терпит вреда; то тем паче Божество, пребывая и там,
где сатана, не очерняется и не оскверняется. Попустило же Оно быть
злу для упражнения людей. Но зло омрачается и ослепляется, и не
может видеть чистоты и тонкости Божества. Если же кто скажет, что
свое место — сатане, и свое — Богу, то сим приводит он к мысли,
что Бог описуется тем местом, в котором живет лукавый. Как же говорим
мы, что благое неописуемо и необъемлемо, что все в нем пребывает,
и что благое не оскверняется от злого? В том ли смысле, что, поелику
небо и солнце и горы пребывают в самом Боге и Им состоятся, то и
сами они стали Богом? — Создания поставлены в собственном своем
чине; а Создатель, пребывающий с тварями, есть Бог.
3. Вопрос. Поелику грех преображается в светлого Ангела
и уподобляется почти благодати; то как можно человеку уразумевать
козни диавольские, и как отличать и принимать то, что от благодати?
Ответ. Что — от благодати, в том есть радость, есть мир,
есть любовь, есть истина. Сама истина побуждает человека искать
истины. Всякий же вид греха исполнен смятения; в нем нет любви и
радости пред Богом. Так, цикорий походит на салат; но один горек,
а другой сладок. И в самой благодати есть подобное истине, и есть
самая существенность истины; как например, есть луч солнечный и
самый круг солнца, и инаково является луч, инаково же — свет, заключенный
в самом круге. Светильник горит в доме, и иное есть повсюду сияющий
от него луч, иное же — более блистательный и ясный свет в самом
светильнике. Так, бывает нечто от благодати, когда человек видит
вдали от себя как бы некие видения, и радуется сим видениям. Иное
же дело, когда входит в человека сила Божия, и объемлет члены и
сердце его, и пленяет ум в любовь Божию. Когда Петра взяли и ввергли
в темницу; тогда к нему заключенному пришел Ангел, расторг узы его
и извел его из темницы, и Петр, как бы находясь в изступлении, мняше
видение зрети (Деян. 12, 9).
4. Вопрос. Каким образом падают и те, в которых воздействовала
Божия благодать?
Ответ, Самые чистые по своей природе помыслы бывают поползновенны
и падают. Человек начинает превозноситься, осуждать другого и говорить:
„ты грешник," а себя самого признавать праведным. Разве не знаешь,
что говорит Павел? Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин,
да ми пакости деет, да не превозношуся (2 Кор. 12, 7), И в чистой
природе есть возможность превозношения.
5. Вопрос. Может ли кто при помощи света видеть душу свою,
так как иные отвергают откровение, и говорят, что в следствие ведения
и ощущения бывает видение?
Ответ. Есть ощущение, есть видение, и есть озарение. И кто
имеет озарение, тот выше имеющего ощущение. У него озарен ум; а
сие значит то, что получил он некоторое преимущество пред имеющим
ощущение; ибо сознал в себе некую несомненность видений. Но иное
есть откровение, когда душе бывают открыты дела великие и Божии
тайны.
6. Вопрос. Видит ли кто душу при помощи откровения и Божия
света?
Ответ. Как телесные очи видят солнце, так и озаренные Божиим
светом видят образ души; но немногие христиане достигают сего видения.
7. Вопрос. Душа имеет ли зрак?
Ответ. Имеет образ и зрак, уподобляющийся Ангелу. Ибо как
Ангелы имеют образ и зрак, и как внешний человек имеет образ, так
и внутренний имеет образ подобный Ангелу, и зрак подобный внешнему
человеку.
8. Вопрос. Иное ли что есть ум, а иное душа?
Ответ. Как телесных членов много, и все называются одним
человеком; так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы
осуждающие и оправдывающие; но все это связано в один помысл, все
это члены только души, а душа одна; и это внутренний человек. Но
как внешние очи издали видят терния, и стремнины, и пропасти; так
ум, по быстроте своего зрения, предусматривает козни и наветы сопротивной
силы, и будучи как бы душевным оком, предохраняет душу. Почему,
воздадим славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
[Содержание]
|