Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 9.
О том, что Божии обетования и пророчества
исполняются при различных испытаниях и искушениях, и что от искушений
лукавого избавляются приверженные к единому Богу.
1. Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим
долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда
и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени
и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным,
когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется
благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение.
Ясные образцы сего порядка представим из богодухновенных Писаний.
2. Утверждаемое мною подобно тому, что было с Иосифом. Чрез столько
времени и чрез сколько лет совершилось определение Божией о нем
воли, и исполнились видения! А прежде в скольких трудах, скорбях
и теснотах испытан был Иосиф! И когда все претерпел мужественно,
во всем оказался благоискусным и верным Богу рабом; тогда уже стал
царем Египта и препитал род свой, и исполнились и пророчество о
невидимом и та воля Божия, о которой задолго по великому смотрению
было предречено.
3. Подобное сему было и с Давидом. Бог чрез Пророка Самуила помазал
его в царя. И когда был он помазан, тогда гонимый Саулом должен
был спасаться от смерти бегством. И где Божие помазание? Где скорое
исполнение обетования? Ибо как скоро помазан, — стал терпеть жестокие
скорби, удаляясь в пустыни, не имея даже насущного хлеба и спасаясь
бегством у язычников от Саулова против него злоумышления. И в таких
скорбях пребывал тот, кого Бог помазал в царя! Потом, когда многие
годы был испытываем и искушаем, терпел скорби и переносил их великодушно,
решительно вверился Богу и себя самого удостоверил: „что сотворил
со мною Бог пророческим помазанием, и о чем сказал, что будет это
со мною, то несомненно должно исполниться": тогда уже за многое
долготерпение совершилась, напоследок, воля Божия; и после многих
испытаний воцарился Давид; и явственным стало тогда Божие слово,
и помазание, совершенное Пророком, оказалось твердым и истинным.
4. Подобное сему было и с Моисеем. Бог, предуведав и предопределив
его в вождя и избавителя народу, сделал, что стал он сыном дочери
Фараоновой, возращен в царском богатстве, в славе и в роскоши, научен
всякой египетской мудрости. А когда возмужал Моисей и велик стал
верою, — отрекся от всего этого, злострадания и поношения Христовы
изволив паче, по Апостольскому слову, нежели имети временную
греха сладость (Евр. 11, 25). И бежав из Египта, сей царский
сын, воспитанный в таких удовольствиях и в царской роскоши, сколько
провел времени в пастырских занятиях? И после сего, наконец, за
великое долготерпение найденный благоискусным и верным Богу, как
перенесший много искушений, соделался он избавителем, вождем и царем
Израиля, и от самого Бога назван богом Фараоновым (Исх. 7, 1). Ибо
чрез него Бог поражал казнями Египет; чрез него показал Фараону
дела великие и чудные, и наконец, потопил египтян в море. Видишь,
по истечении скольких лет открылись и после скольких испытаний и
скорбей пришли в исполнение Божия воля и Божие намерение?
5. Подобное сему было и с Авраамом. За сколько времени Бог изрек
обетование — даровать ему сына, и не тотчас даровал его, но сколько
лет до сего продолжались с Авраамом испытания и искушения! И он,
— великодушно претерпев все с ним встретившееся и утвердив себя
верою в той мысли, что Давший обетование неложен и исполнит слово
Свое, а таким образом оказавшись верным, — улучил обетование.
6. А также и Ной, — когда в пятисотый год жизни его Бог повелел
строить ковчег, возвещая, что наведет на вселенную потоп, который
и навел в шестисотый год, — сто лет провел в великом терпении, нимало
не колеблясь мыслию, сотворит, или не сотворит Бог сказанное Им,
но решительно утвердившись верою в том, что, если сказал о сем Бог,
то несомненно сие исполнится; а таким образом, когда произволение
его найдено благоискусным в вере, терпении и великодушии, во всей
чистоте сохранив заповедь, один он спасся с домом своим.
7. Примеры же сии привели мы из Писаний в доказательство, что действие
Божией благодати открывается в человеке, и приемлет он дарование
Духа Святого, какого сподоблена бывает душа верная, только после
долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия,
после искушений и испытаний, когда свободное произволение испытано
будет всякими скорбями. Когда ни в чем не оскорбит оно Духа, но
по благодати будет во всем согласно с заповедями, тогда бывает оно
сподоблено — достигнуть свободы от страстей, приять полноту духовного
всыновления, изрекаемого в таинстве, также духовного богатства и
такого разумения, которое — не от мира сего, и которого делаются
причастными одни истинные христиане. Почему, таковые люди во всем
отличны от всех людей благоразумных, сведущих и мудрых, имеющих
в себе духа мира.
8. Таковой, по написанному (1 Кор. 2, 14), востязует всякого человека.
О каждом знает он, из какого источника берет слово, где остановился,
и на какой находится степени; о нем же самом никто из людей, имеющих
в себе духа мира, не может знать и судить. Кто только имеет в себе
подобного небесного Божия Духа, тот и знает подобного ему, как говорит
Апостол: духовная духовными сразсуждающе. Душевен же человек
не приемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть: духовный же востязует
убо вся, а сам той ни от единаго востязуется (1 Кор. 2, 14.
15). Таковой человек почитает гнусным и ненавистным все славное
в мире — богатство, роскошь и всякое наслаждение, даже самое знание,
и все, что есть в веке сем.
9. Как человек, находящийся в жару и одержимый огневицею, если
подать ему самую сладкую снедь или сладкое питие, гнушается тем
и отвергает; потому что жжет его и сильно действует в нем болезнь:
так, подобно сему, распаляемые небесным, священным и честным духовным
желанием, уязвленные в душе ревностью любви Божией, — когда тот
Божественный и небесный огнь, который Господь пришел воврещи
на землю, и хощет, чтобы скорее он возгорелся (Лук. 12,
49), начнет сильно в них действовать, разжжет их небесною приверженностью
ко Христу, — по сказанному выше, все славное и высоко ценимое в
веке сем признают достойным презрения и ненавистным, потому что
огнь любви Христовой объемлет, разжигает и распаляет их преданностью
к Богу и небесными благами любви, и ничто небесное, земное и преисподнее,
не в состоянии отлучить их от любви сей, как засвидетельствовал
Апостол Павел: кто ны разлучит от любве Христовы, и так далее
(Римл. 8, 35)?
10. Но приобретение души своей и небесной духовной
любви невозможно человеку, если не соделается чуждым всего, что
— в веке сем, и не посвятит себя исканию любви Христовой, и если
ум его не поставит себя вне всякого вещественного и земного развлечения,
чтобы ему можно было всецело заняться достижением единой цели, стремясь
к оной по всем заповедям; чтобы все попечение, искание, развлечение
и упражнение души состояло в исследовании духовной сущности, — того,
как должна быть она украшена предписанными в заповедях добродетелями,
небесным благолепием Духа, общением в чистоте и святыне Христовой;
чтобы человек, от всего отрекшись, отсекши от себя всякое вещественное
и земное препятствие, отказавшись от плотской любви, или от пристрастия
к родителям и родственникам, непозволял уму своему заниматься или
развлекаться чем-либо иным, как то: начальством, славою, почестями,
плотскою дружбою в мире, или другими какими-нибудь земными заботами;
но чтобы весь ум всецело восприял на себя попечение и скорбь об
изыскании духовной сущности души, всецело и с терпением пребывал
в чаянии и ожидании наития Духа, как говорит Господь: в терпении
вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19); и еще: ищите царствия
Божия, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33).
11. Да будет же это, чтобы человек, — так подвизаясь и непрестанно
пребывая внимательным к себе, в молитве ли то, или в послушании,
или в каком бы то ни было деле, совершаемом по Богу, — возмог избежать
тьмы лукавых демонов. Ибо ум, который непрестанно вникает в самого
себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она
была в погибели страстей, если только всегда отдает себя в плен
побуждению и ревности стремиться ко Господу, и к Нему единому прилепляется,
по сказанному: пленяюще всяк разум в послушание Христово
(2 Кор. 10, 5), чтобы, в следствие такого подвига, желания и искания,
ум сподобился быть с Господом в единый дух дара и благодати Христовой,
упокоеваясь в сосуде души, уготовавшей себя на всякое дело благое
и не оскорбляющей Духа Господня собственными своими изволениями
и рассеянностью века сего, или попечениями о славе, о начальстве,
или самочинными мнениями, или плотскими удовольствиями и сдружением
и общением с лукавыми людьми.
12. Достолюбезно то, если душа, — всецело посвятив себя Господу,
к Нему единому прилепившись, без забвения пребывая в заповедях Его
и достойно почтив нашедшего и приосенившего ее Христова Духа, —
сподоблена быть в единый со Христом дух и в единое срастворение,
как говорит Апостол: прилепляяйся Господеви, един дух есть с
Господем (1 Кор. 6, 17). Если же предан кто попечениям, или
славе, или любоначалию, или заботится о человеческих почестях и
домогается их, и душа его возмущается и омрачается земными помыслами,
предается чему-либо в веке сем и овладевается тем; то подобная душа,
если бы и пожелала прейти тьму страстей, в какой держат ее лукавые
силы, или бежать от нее и отгнать ее от себя, не может сего сделать,
потому что любит и творит волю тьмы, несовершенно возненавидела
порочные начинания.
13. Посему, уготовимся от всего произволения и со всею охотою идти
ко Господу и стать Христовыми последователями, для исполнения воли
Христовой и для памятования и соблюдения всех Христовых заповедей;
совершенно устранившись от любви к миру, предадим души свои единому
Христу; то будем иметь в уме, чтобы Им одним заниматься, о Нем одном
иметь попечение, Его единого искать. Если же, по причине тела, не
употребим должного радения об исполнении заповедей и о послушании
Богу; то, по крайней мере, ум наш да не устраняется от любви ко
Господу, — от того, чтобы искать Его и стремиться к Нему. А подвизаясь
с таким умом, с правым образом мыслей шествуя путем правды и всегда
пребывая внимательными к себе, да улучим обетование Духа Его, и
по благодати да избавимся от гибели во тьме страстей, какими одержима
душа, а чрез сие соделаемся достойными вечного царствия, и сподобимся
блаженствовать со Христом целые веки, прославляя Отца и Сына и Святого
Духа во веки. Аминь.
[Содержание]
|