Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 14.
О том, что посвящающие Богу помыслы и ум делают сие в надежде,
что просветятся очи их сердца, что Бог сподобляет таковых в святости и величайшей
чистоте приступать к Таинствам и уделяет им благодать Свою; также о том, что должны
делать мы, желающие получить какое-либо из небесных благ; наконец, о том что Апостолы
и Пророки подобны солнечным лучам, входящим в окно. Еще, беседа учит, что такое
земля сатанинская и земля Ангельская - обе неосязаемые и невидимые.
1. Всякое видимое в мире дело делается в надежде получить пользу от трудов.
И если кто не вполне уверен, что насладится трудами; то неполезны ему и труды.
И земледелец сеет в надежде собрать плоды и, в чаянии их, переносит труды; сказано:
о надежде должен есть оряй орати (1 Кор. 9, 10). И кто берет жену, берет
в надежде иметь наследников. И купец ради прибыли пускается в море, отдает себя
на готовую смерть. Так и в царстве небесном человек, в надежде, что просветятся
сердечные очи, отдает сам себя на то, чтобы устраниться от дел житейских, проводить
время в молитвах и прошениях, ожидая Господа когда придет и явит ему Себя, и очистит
его от живущего в нем греха.
2. Но не надеется он на труды свои и на житие, пока не получит уповаемого,
пока не придет Господь, и не будет обитать в нем во всяком ощущении и действии
Духа. А когда вкусит он благодати Господней, насладится плодами духовными, снято
будет покрывало тьмы, и свет Христов воссияет и воздействует в неизглаголанной
радости; тогда удостоверится в великой любви, имея с собою Господа. Как там купец,
получивший прибыль, он радуется, но вместе сокрушается и боится бед от разбойников
и лукавых духов, чтобы, ослабев, не погубить как-либо труда, пока не сподобится
войти в небесное царствие, в горний Иерусалим.
3. Посему, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека, и
ныне еще облек нас в небесного Христа; и таким образом, в радовании, Им путеводимые,
пребудем в великой тишине. Ибо Господь, желая, чтобы вполне вкусили мы царствия,
говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5). Но и чрез Апостолов
просветил Он многих. Сами, будучи созданиями Божиими, они подобных себе рабов
воспитывали к тому, чтобы каждый стал братом и сыном Христовым, совершил нечто
преимущественное пред прочими людьми, то есть, освятил самое сердце, самый ум,
и помыслы устремил к Богу. И таким образом, Бог сокровенно подает сердцу жизнь
и помощь, и вверяет ему самого Себя. Ибо, когда человек сокровенное свое, то есть
ум и помыслы предает Богу, ничем иным не занимаясь и не развлекаясь, но сдерживая
себя всеми силами; тогда Господь сподобляет его приступать к Таинствам в святости
и в гораздо большей чистоте, и Себя самого дает ему в небесную пищу и в духовное
питие.
4. Как человек, который приобрел большое имение, имеет рабов и детей, иную
пищу дает рабам, а иную собственным своим детям, родившимся от семени его, — потому
что дети наследуют отцу, и, будучи подобны отцу своему, едят с ним вместе: так
и Христос, истинный Владыка, Сам все сотворил, и питает лукавых и неблагодарных;
чад же, которых породил от семени Своего, которым уделил благодати Своей и в которых
вообразился Господь, преимущественно пред прочими человеками питает собственным
Своим покоем, Своею пищею и снедию, Своим питием, и Себя самого отдает им, пребывающим
в общении с Отцем своим, как говорит Господь: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь,
во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан. 5, 56), и не узрит смерти; потому что
имеющие истинное наследие, как сыны, рождены от Отца небесного, и живут в дому
Отца своего, как говорит Господь: раб не пребывает в дому, сын же пребывает
во век (Иоан. 8, 35).
5. Посему, если и мы хотим быть рожденными от небесного Отца, то преимущественно
пред прочими людьми должны показать рачение, усилие, ревность, любовь, доброе
житие, пребывать в вере и в страхе, как желающие достигнуть толиких благ и стать
наследниками Божиими. Ибо Господь часть достояния моего и чаши моея (Псал.
15, 5). И в таковом случае Господь, видя благое произволение и терпение, сотворит
милость Свою, очистив нас словом небесным, и мертвенные и растленные помышления
оживотворяя и восставляя прекрасным житием и учением Апостолов. Одна тварь питает
и животворит другую тварь, как семена пшеницы или ячменя питаются и животворятся,
когда повелено сие, облаками, дождем и солнцем, которые также суть твари. Но как
есть свет, входящий окном, солнце же изливает лучи на целую вселенную: так Пророки
были светилами для собственного только дома — для Израиля; Апостолы же послужили
солнцами, освещающими всех, во всех частях мира.
6. Есть земля, на которой живут четвероногие, и есть земля в воздухе, на которой
ходят и живут птицы; и если они пожелают стоять, или ходить на сей земле, то есть
ловцы, которые овладевают ими. И есть земля для рыб — вода морская. И каждое животное,
в каком месте родилось, на земле, или в воздухе, там и имеет пребывание, пищу
и упокоение. Таким же образом, есть земля и страна сатанинская, где живут, ходят
и покоятся темные силы и лукавые духи, и есть светоносная земля Божества, где
ходят и упокоеваются полки Ангелов и святых духов. И как темная земля не может
быть видима, или осязаема очами тела сего, так светоносная земля Божества и неосязаема
и невидима плотскими очами; людям же духовным, сердечному оку видимы и сатанинская
земля тьмы и светоносная земля Божества.
7. Но, по сказанию мирских мудрецов, есть горы огненные, потому что в них огнь,
и там есть животные, подобные овцам; и, чтобы поймать их, делают железные кружки,
забрасывают и опускают в огонь уды. Поелику же животным сим огонь доставляет пищу,
питие, успокоение, возрастание, жизнь, и заменяет все; то, если извлечешь их в
другой воздух, они погибают. И, когда очернены одежды их, не в воде, но в огне
омываются и делаются чище и белее. Так и христиане пищею для себя имеют оный небесный
огнь; он для них упокоение; он очищает и омывает, и освящает сердце их, он приводит
их в возрастание; он для них и воздух и жизнь. Как скоро выходят оттуда, — гибнут
они от лукавых духов. И как умирают тамошние животные, выходя из огня, как гибнут
рыбы, извлеченные из воды, как задыхаются четвероногие, брошенные в море, и как
пернатые, ходя по земле, достаются в руки ловцам: так и душа, неостающаяся на
оной земле, задыхается и гибнет; и если оным божественным огнем не заменяет себе
пищи, и пития, и одежды, и сердечного очищения, и душевного освящения, то уловляется
и растлевается духами лукавыми. Разыщем же тщательно и мы, посеяны ли мы на оной
невидимой земле, и насаждены ли в небесном винограднике? Слава щедротам Божиим!
Аминь.
[Содержание]
|