Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 27.
Беседа сия оканчивает пространное
рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии
человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе,
присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости,
вопросы.
1. Познай, человек, свое благородство и достоинство; как драгоценен
ты, брат Христов, друг Царев, невеста небесного Жениха! Кто возмог
познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества,
и от сего тем паче смиряться, потому что, при помощи Божией силы,
человек видит свое падение. Но как сам Христос претерпел страдания
и крест, а потом прославился и воссел одесную Отца, так и тебе надобно
спострадать и сораспяться, и потом взойти, совоссесть, сочетаться
с телом Христовым, и всегда со Христом царствовать в оном веке:
понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8, 17).
2. Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды
греха, входят в умиренный и исполненный многих благ небесный град,
где упокоеваются духи праведных. А для сего должно сильно трудиться
и подвизаться; иначе, несправедливо будет, пришедшему для тебя Жениху
страдать и быть распятым, а невесте, для которой приходил Жених,
быть веселою и кружиться. Как в видимом мире, блудница бесчинно
предает себя всякому; так и душа предала себя всякому демону и растлевается
духами. Ибо одни совершают грех и худое по произволению, а некоторые
— не по произволению. Что же сие значит? То, что, которые делают
худое по произволению, те предают волю свою пороку, услаждаются
им, дружатся с ним, те — в мире с сатаною, и в помыслах своих не
ведут брани с диаволом; а которые делают то не по произволению,
те имеют в себе грех, по Апостолу, противовоюющ во удех их
(Рим. 7, 23), в тех при произволении есть темная сила и покрывало,
и они не соглашаются на помыслы, не услаждаются ими, не повинуются
им, а противоречат и противодействуют, и сами на себя гневаются.
Последние гораздо лучше и драгоценнее пред Богом, нежели первые,
которые, по собственному произволению, предают волю свою пороку
и услаждаются им.
3. Представь, что царь, нашедши какую-нибудь бедную отроковицу,
одетую в рубище, не постыдился, но снял с нее нечистые одежды, омыл
ее черноту, украсил ее светлыми ризами, соделал царскою сообщницею
и участницею в трапезе и пиршестве царском. Так и Господь обрел
душу уязвленную и сокрушенную, дал ей врачевство, совлек с нее очерненные
одежды и срамоту порока, облек ее в ризы царские, небесные, Божественные,
светоносные и славные, возложил на нее венец и приобщил ее к царской
трапезе, на радость и веселье. Представь сад; там есть дерева плодоносные,
и все благоухают; много там мест приятных, вполне прекрасных, исполненных
благовония и отрады; кто бы ни взошел туда, всякий увеселяется и
находит себе успокоение. Так и души во царствии; они всецело вкушают
радость, веселье и мир, они там цари, владыки и боги. Ибо написано:
Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6, 15).
4. Поэтому, Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая
тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское
достоинство, что ты — род избран, священие и язык свят (1
Петр. 2, 9). Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая
слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а
то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда
не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют
с небесным Царем; и как сам Он перворожден из мертвых (Кол.
1, 18), так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные
и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма
малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным
и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.
5. Вопрос. Ужели таковые не знают, что им придано, чего
не имели, и приобрели нечто необычайное для естества своего?
Ответ. Сказываю тебе, что не признают они себя благоискусными
и преуспевшими, не знают, что приобрели, чего не имели. Нисходящая
же на таковых благодать сама учит их, чтобы и преуспевая не почитали
души своей драгоценною, естественно же признавали себя ничего не
стоящими. И будучи драгоценными пред Богом, не таковы они сами для
себя; при своем преспеянии и ведении Бога, признают себя как бы
ничего не знающими, и богатые пред Богом сами для себя кажутся бедными.
Как Христос, зрак раба приим, победил диавола смиренномудрием:
так змий вначале низложил Адама высокоумием и надменностью. И ныне
этот змий, чрез надмение вселяясь в сердца, низлагает и губит род
христианский.
6. Представь себе человека свободного и благородного в мире, который,
имея великое богатство, получает еще доходы, собирает плоды; он
забывается и делается самонадеянным, и для всех став нестерпимым,
всякого попирает ногами и заушает. Так бывает с иными; не имея рассудительности,
приобретши же несколько упокоения и дара молитвы, начали они надмеваться,
забываться и осуждать других, и таким образом низринулись в преисподняя
земли. Тот же змий, который изгнал Адама высокоумием, сказав: будете
яко бози, и ныне влагает в сердца высокоумие, говоря: „ты совершен,
довольно с тебя, обогатился уже, не имеешь больше нужды, блажен".
Иные же в мире, и богатство имея, и получая с него доходы во множестве
собираемых плодов, держатся рассудительности, не хвалятся, не превозносятся,
но равнодушны; ибо знают, что за прибытком следует скудость. И опять,
когда потерпят ущерб и оскудение, не печалятся, но бывают равнодушны;
ибо знают, что следом за сим приходит обилие. И не раз испытав то
и другое, не приходят в изумление; прибытками и обилием не надмеваются,
и когда придется понести ущерб, не изумляются.
7. Посему, дело Христианства состоит в следующем: во вкушении истины,
в том, чтобы пищею и питием иметь истину, притом, вкушать и пить
по мере сил и деятельности. Представь себе источник, и пусть там
какой-нибудь жаждущий начинает пить, потом, когда он пьет, отвлекает
его кто-то и не дает напиться, сколько ему хочется; тогда, вкусив
воды, еще более возгорается он жаждою и усильнее ищет пития. Так
бывает и в духовном; иной уже вкушает и причащается небесной пищи,
и вдруг в это самое время его останавливают, и никто не дает ему
насытиться.
8. Вопрос. Почему же не дают насытиться небесною пищею?
Ответ. Господь знает немощь человеческую, что человек скоро
превозносится; потому останавливает его, и попускает ему быть в
непрестанном упражнении и волнении. Ибо если, когда и малое приемлешь,
для всех делаешься несносным и надмеваешься, то кольми паче сделаешься
нестерпимым, если дадут тебе в один раз насытиться. Но Бог, зная
твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал
ты смиренным, и ревностнее взыскал Бога. Один в мире нищий, нашедши
кошелек с золотом, по легкомыслию начал провозглашать: „нашел я,
нашел кошелек, я богат". Тогда, по разнесшейся молве, услышал о
сем потерявший кошелек, и взял его. Другой богач забылся, начал
всех попирать, всех обижать, над иными превозноситься; царь, услышав
о сем, описал его имение. Так и в духовном; иные, если вкусят несколько
упокоения, не умеют им воспользоваться, но теряют и то, что получили;
потому что грех искушает их и омрачает ум их.
9. Вопрос. Почему иные падают после того, как посетила их
благодать? Не гораздо ли слабее действующим оказывается в них сатана?
Ибо как можно быть ночи там, где день?
Ответ. Падают не потому, что благодать угасает или изнемогает;
попускает же Бог действовать злобе, чтобы испытать твой произвол
и твою свободу, куда они наклонены. И ты, приближаясь опять своею
волею ко Господу, снова призываешь на себя посещение благодати.
Ибо почему написано: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19), когда
он не угашаем и светоносен? Потому что ты, нерадея о Духе и не согласуясь
с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом, Писание
говорит: не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день
избавления (Ефес. 4, 30). Видишь, в твоей состоит воле и в твоем
самопроизволе, почитать Святого Духа, а не оскорблять Его. А я тебе
сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены
добрым, есть произвол; посему, испытанные тысячами зол, обращаются
они к добру.
10. Представь себе людей чиновных, богатых и благородных; и вот,
они по своей воле и по своему произволению оставляют богатство,
и благородство, и чины свои, удаляются, облекаются в нечистые и
бедные одежды, и вместо славы — в бесславие, живут в бедности и
в уничижении; это предоставлено собственной их воле. А я тебе сказываю,
что и Апостолам, совершенным в благодати, благодать не препятствовала
делать, что хотели, даже если бы пожелали сделать что-либо неугодное
благодати; потому что природа наша восприимчива и к доброму и к
худому; и сопротивная сила может побуждать, а не принуждать. Наконец,
имеешь ты произвол преклоняться, на что тебе угодно. Не видишь ли,
что Петр зазорен бе (Гал. 2, 11), и Павел противустав обличал
его? И такой человек мог быть зазорным! Да и Павел, муж духовный
по собственной своей воле, вступил в спор с Варнавою, и вследствие
распри они разлучились друг с другом (Деян. 15, 39). И он же опять
говорит: вы духовнии исправляйте таковаго: блюдый себе, да не
и ты искушен будеши (Гал. 6, 1). Вот и духовные терпят искушения;
потому что в них остается еще произвол, и нападают на них враги,
пока в этом они веке.
11. Вопрос. Апостолы могли ли согрешить,
если бы захотели; или благодать была сильнее и самой воли?
Ответ. Согрешить они не могли; потому что, пребывая во свете,
и при такой благодати не превозносились. Впрочем, не говорим, что
благодать была в них немощна, утверждаем же, что благодать попускает
и совершенным духовным мужам иметь свои изволения и возможность
делать, что хотят, и преклоняться, на что им угодно. И самая природа
человеческая, будучи немощна, имеет возможность уклоняться от сопребывающего
с нею добра. Как облеченные в полное вооружение, в броню и прочие
оружия, внутренне приведены уже в безопасность, и враги не нападают
на них; или и нападают, но в их уже воле — употребить в дело оружия,
воспротивиться врагам, вступить с ними в борьбу и одержать победу,
или, имея у себя оружие, не воевать с врагами, но веселиться вместе
с ними и быть в мире: так и христиане, будучи облечены в совершенную
силу и имея у себя небесное оружие, если захотят, соуслаждаются
вместе с сатаною и пребывают в мире с ним, а не воюют; потому что
природа удобоизменяема, и человек, по причине остающегося у него
произвола, если захочет, делается сыном Божиим или также и сыном
погибели.
12. Иное дело — рассуждать о хлебе и о трапезе, а иное дело — есть
и принимать в себя хлебную питательность и укрепляться всеми членами.
Иное дело — на словах поговорить о самом сладком питии, а иное —
пойти и почерпнуть из самого источника и насытиться вкушением сладкого
пития. Иное дело — рассуждать о войне, о мужественных борцах и воинах,
а иное — идти человеку в воинский строй и вступить в сражение со
врагами, наступать и отступать, принимать на себя и наносить удары
и одерживать победу. Так и в духовном; иное дело — одним ведением
и умом объяснять себе сказанное, а иное дело — существенно, на самом
деле, с несомненностию, во внутреннем человеке и уме иметь сокровище,
благодать, вкушение и действие Святого Духа. Произносящие одни только
слова мечтают и надмеваются своим умом. А наше слово, как сказано,
и наша проповедь не в препретельных человеческия премудрости
словесех, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). И в другом
еще месте говорит Апостол: конец же завещания есть, любы от чиста
сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя (1 Тим. 1, 5).
Такой не падает. Ибо многим взыскавшим Бога дверь была отверста,
они видели сокровище и вступили в оное. А как скоро в радости стали
говорить: „нашли мы сокровище", Бог затворил пред ними двери; начали
они вопиять, плакать и тужить: „нашли мы сокровище, и утратили".
По особливому смотрению благодать удаляется от нас, чтобы мы усильнее
искали ее. Сокровище показывается по мере искания.
13. Вопрос. Поелику иные говорят, что человек, по приятии
благодати, преходит от смерти в жизнь; то может ли кто, пребывая
во свете, иметь нечистые помыслы?
Ответ. Написано: наченше духом, ныне плотию скончаваете (Гал. 3,
3). Еще говорит Апостол: облецытеся во вся оружия Духа, яко возмощи
вам стати противу кознем диавольским (Ефес. 6, 11). По слову сему,
два места, на которых человек облекается в оружие и на которых ведет
брань с началами и со властями, т. е. во свете, или во тьме. Еще:
яко возмощи вам вся стрелы лукавого разжженныя угасити (Ефес. 6,
16). И еще: не оскорбляйте Духа Святого, Божия (Ефес. 4, 30). И
также: невозможно просвещенных единою, и вкусивших дара Божия и
причастников бывших Духа Святого и отпадших обновляти (Евр. 6, 4-6).
Вот просвещенные и вкусившие отпадают. Видишь, что человек имеет
волю согласоваться с Духом, и имеет волю оскорблять Его. Без сомнения
же, для того восприемлет оружия, чтоб идти на брань и бороться со
врагами; без сомнения, для того просвещен, чтобы воинствовать против
тьмы.
14. Вопрос. В каком смысле Апостол говорит: ежели имею всякое
ведение и всякое пророчество, и языки глаголю Ангельскими, ни
что же есмь (1 Кор. 13, 1. 2)?
Ответ. Не так должны мы понимать сие, будто бы Апостол есть
ничто; но в сравнении с тою любовию, которая совершенна, сии дарования
еще малы; и кто стоит на сей степени, тот падает; а кто имеет любовь,
тот не может падать. Сказываю же тебе, что видел я людей, имевших
все дарования и соделавшихся причастниками Духа, и не достигнув
совершенной любви они падали. Некто, человек благородный, отрекшись
от мира, продал имение свое, дал свободу рабам; и как благоразумный
и смысленный прославился уже честною жизнью, и между тем, предавшись
самомнению и надменности, впал, наконец в распутство и в тысячи
зол.
15. Другой, во время гонения, предал тело свое, и быв исповедником,
впоследствии, по наступлении мира, освобожден и был в уважении:
у него повреждены были вежди от того, что его томили в сильном дыму.
И он прославляемый, будучи позван на молитву, взяв хлеб, дал оный
отроку своему; и ум его пришел в такое состояние, как будто бы никогда
не слышал он Божия слова. Другой предал на мучение тело свое во
время гонения, был повешен и строган, потом ввергнут в темницу.
Ему по вере прислуживала одна инокиня, и сблизившись с нею, пока
был в темнице, впал он в блуд. Смотри же, почему пали — и этот богатый,
продавший имение свое, и этот, предавший тело свое на мучение?
16. А другой некто благоразумный подвижник, живя со мною в одном
доме и молясь вместе со мною, так богат был благодатью, что, молясь
подле меня, приходил в умиление; потому что кипела в нем благодать.
Ему дано было дарование исцелений; и не только изгонял бесов, но
и связанных по рукам и ногам, имевших жестокие болезни, исцелял
возложением рук. Потом, вознерадев, прославляемый миром, и услаждаясь
сам собою, возгордился он и впал в самую глубину греха. Смотри же
и имеющий дар исцеления пал. Видишь ли, как падают непришедшие в
меру любви? А кто достиг любви, связан и упоен ею, тот погружен
и отведен пленником в иной мир, как бы не чувствуя собственной своей
природы.
17. Вопрос. Что значат слова: ихже око не виде, и ухо не слыша,
и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9)?
Ответ. В оное время великие, праведные цари и Пророки знали,
что придет Избавитель; но не знали, не слыхали, и на сердце им не
всходило, что Он постраждет и будет распят, что пролиется кровь
на кресте, что будет крещение огнем и Святым Духом, что в Церкви
будут приносимы хлеб и вино вместообразные Его плоти и крови, что
причащающиеся видимого хлеба духовно будут вкушать плоть Господню,
что Апостолы и христиане приимут Утешителя, и облекутся силою свыше
и исполнятся Божества, что души сподобятся единения с Духом Святым.
Сего не знали Пророки и цари, сие и на сердце им не всходило. Ныне
же христиане иначе обогащаются и исполняются любовию к Божеству,
но, и такую радость и утешение имея, пребывают в страхе и трепете.
18. Вопрос. В каком страхе и трепете пребывают
христиане?
Ответ. Чтобы не поползнуться в чем-нибудь, но пребывать
в согласии с благодатью. Представь, что иной имеет у себя сокровища
и отправляется в такие места, где есть разбойники: радуется уже
он на свое богатство и сокровище, но и боится, чтобы не напали и
не ограбили его разбойники, и в таком бывает состоянии, как будто
собственное тело свое несет у себя в руках. Ибо вот по видимости
все мы отреклись от мира, стали странниками и нестяжательными, лишили
себя плотского общения; наконец, вот тело преклонено на молитву;
но мы должны вникнуть, братия, согласуется ли и ум с телом. Как
в мире у художников и ремесленников, по большей части, тело, а равно
и ум, день и ночь преданы искусству; так и ты, наконец, обрати на
себя внимание, точно ли, когда тело устранено от мира сего, тогда
и ум твой отчужден от сего века, и не кружится уже в мире? Ибо у
всякого мирянина, воина ли, купца ли, где его тело, там и ум его
привязан, там у него и сокровище; так как написано: идеже сокровище,
ту и сердце (Мф. 6, 21).
19. Наконец: к какому сокровищу устремлен твой ум? Весь ли всецело
предан Богу, или нет? Если нет, должны вы сказать мне, что сему
препятствует? Конечно, лукавые духи, сатана и демоны удерживают
ум и запинают душу. Изворотливый диавол, у которого есть запоры,
тройные двери и много ухищрений, занимает душевные пажити и помыслы,
и не дозволяет правильно молиться и приближаться к Богу; потому
что самая природа может быть в общении с демонами и лукавыми духами,
равно как в общении с Ангелами и с Духом Святым, бывает храмом сатаны
и храмом Святого Духа. Поэтому, обращайте внимание на ум ваш, братия,
с кем он в общении, с Ангелами, или с демонами? Чей он храм, Божие
ли жилище или диавольское? Каким сокровищем наполнено сердце, благодатным
или сатанинским? Посему, как дом полный зловония и нечистот, надобно
и сердце всецело очистить, украсить и наполнить всяким благовонием
и сокровищами, чтобы вместо сатаны пришел Дух Святый и почил в душах
христианских.
20. Впрочем, человек не тотчас, как услышит Божие слово, делается
уже достойным благой части. А если бы вместе с тем, как услышит,
делался достойным благой части: то не было бы уже подвигов, или
случаев к брани, или поприща для борьбы; но всякий без труда, как
скоро услышал бы, достигал упокоения и меры совершенства. На деле
бывает не так. Утверждая противное, отнимаешь у человека волю и
отрицаешь бытие сопротивной силы, противоборствующей уму. Мы же
говорим, что слушающий слово приходит в сокрушение, и потом, поелику
благодать, по Божию смотрению к пользе человека, удаляется от него,
начинает он упражняться и поучаться во брани, борется и подвизается
против сатаны, и после долгого состязания и борения одерживает победу
и делается христианином. А если бы, слышанием только, без труда
достигал кто благой части; то и лицедеи и все блудники вошли бы
в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига,
потому что узок и тесен путь (Мате. 7, 14). Сим-то негладким путем
и надобно шествовать, и терпеть, и скорбеть, и таким образом, войти
в жизнь.
21. Если бы без труда можно было преуспевать; то Христианство не
было бы уже камнем преткновения и камнем соблазна, не было бы ни
веры, ни неверия. Сверх того, ты делаешь человека несвободным, непреклонным
ни на добро, ни на зло; потому что закон дан тому, кто может преклоняться
на ту и на другую сторону, кто имеет самопроизвол вести брань с
сопротивною силою. А природе несвободной закон не полагается: ни
солнце, ни небо, ни земля не обязаны законом: потому что твари сии
имеют несвободную природу, а поэтому и чести не заслуживают, и наказанию
не подлежат. Ибо слава и честь уготованы тому, кто удобопреклонен
к добру; а также геенна и наказание уготованы той же изменчивой
природе, способной избежать зла и преклониться к добру на правую
сторону. А ты вот утверждаешь, что человек имеет несвободную природу;
следовательно, доброго человека не признаешь достойным похвалы.
Ибо кто добр и благотворен по природе, тот недостоин еще похвалы,
хотя и достоин любви; не по произволению доброе непохвально, хотя
и вожделенно. Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением,
с усилием и борьбою, избрал доброе по свободному произволению.
22. Представь себе стан персидский и стан римский;
и вот вышли из них два окриленные мужеством и равносильные юноши
и ведут борьбу. Так сопротивная сила и ум равномощны между собою
и равную имеют силу, как сатана преклонять и лестью вовлекать душу
в волю свою, так опять и душа прекословить и ни в чем не повиноваться
ему; потому что обе силы могут только побуждать, а не принуждать
к злу и добру. Таковому-то произволению дается Божия помощь, и оно
может борьбою приобрести оружие с неба, и им победить и искоренить
грех; потому что душа может противиться греху, но не может без Бога
победить, или искоренить зло. А утверждающие, что грех подобен сильному
исполину, душа же подобна отроку, говорят худо. Ибо, если бы таково
было несходство, и грех уподоблялся исполину, а душа отроку, то
несправедлив был бы Законоположник, Который дал человеку закон —
вести брань с сатаною.
23. Вот основание пути к Богу — с великим терпением, с упованием,
с смиренномудрием, в нищете духовной, с кротостью шествовать путем
жизни; сим человек может сам в себе приобрести оправдание, а под
оправданием разумеем самого Господа. Самые заповеди, предписывающие
это, суть как бы путемерия и знаки царского пути, который шествующих
ведет в небесный град. Ибо Господь говорит: блажени нищии духом:
блажени кротцыи: блажени милостивии: блажени миротворцы (Мф.
5, 3-9). Вот Христианство! А если кто не идет сим путем, то блуждает
он по распутиям, и положил худое основание. Слава щедротам Отца
и Сына и Святого Духа во веки! Аминь.
[Содержание]
|