Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 28.
В беседе сей описывается и оплакивается
бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь;
также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами
не больше его.
1. Как, прогневавшись некогда на Иудеев, Бог предал Иерусалим на
позор врагам, и ненавидящие их стали господствовать над ними, и
не было уже там ни праздника, ни приношения: так, прогневавшись
и на душу за преступление заповеди, предал ее врагам, демонам и
страстям; и они, обольстив ее, совершенно уничижили, и не стало
уже там ни праздника, ни фимиама, ни приношения, предлагаемого душею
Богу; потому что пути к достопримечательному в ней наполнились дикими
зверями, и возгнездились в ней пресмыкающиеся — лукавые духи. И
как дом, если не живет в нем владетель, облекается во тьму, в бесславие
и в поругание, наполняется нечистотою и гноем: так и душа, если
Владыка ее не ликовствует в ней с Ангелами, наполняется греховною
тьмою, постыдными страстями и всяким бесславием.
2. Горе пути, если никто не ходит оным, и не слышит на нем человеческого
голоса; потому что стал он убежищем зверей. Горе душе, когда не
шествует в ней Господь, и гласом Своим не гонит из нее лукавых духовных
зверей. Горе дому, когда не живет в нем владетель. Горе земле, когда
нет земледельца, который бы возделывал ее. Горе кораблю, когда нет
на нем кормчего; потому что гибнет он, носимый волнами и морскою
бурею. Горе душе, когда не имеет в себе истинного кормчего — Христа;
потому что, находясь среди горького моря тьмы, волнуемая бурею страстей,
и обуреваемая лукавыми духами доходит, наконец, до погибели. Горе
душе, когда не имеет в себе рачительно возделывающего ее Христа,
чтобы могла она принести благие духовные плоды; потому что, запустев
и став полною терний и волчцев, она плодоприносит, наконец, огненное
попаление. Горе душе, когда не обитает в ней Владыка ее Христос;
потому что, опустев и исполнившись зловонием страстей, делается
она убежищем порока.
3. Как земледелец, когда идет обрабатывать землю, должен взять
приличные для возделывания орудия и одежды: так и Христос, Царь
небесный и истинный делатель, когда пришел к запустевшему от пороков
человечеству, облекшись в тело и вместо орудия понесши крест, возделал
запустевшую душу, изъял из нее терния и волчцы лукавых духов, исторг
плевелы греха, и все былие грехов ее пожег огнем. И таким образом,
возделав ее древом креста, насадил в ней прекраснейший духовный
сад, который всякого рода сладкие и вожделенные плоды приносит Богу,
как Владыке.
4. И как в Египте, в продолжение трехдневной тьмы, сын не видал
отца, брат — брата, друг — искреннего друга, потому что покрывала
их тьма: так и после того, — как Адам преступил заповедь, ниспал
из прежней славы и подчинился духу мира, и покрывало тьмы снисшло
на душу его, — от него и до последнего Адама — Господа, не видал
человек истинного небесного Отца, благосердой и доброй матери —
благодати Духа, сладчайшего и вожделенного брата — Господа, друзей
и искренних своих — святых Ангелов, с которыми некогда радостно
ликовал и праздновал. И не только до последнего Адама, даже и ныне,
для кого не воссияло солнце правды — Христос, у кого не отверзлись
душевные очи, просвещенные истинным светом, все те покрыты тою же
тьмою греха, имеют в себе тоже действие сластолюбия, подлежат тому
же наказанию и нет у них очей, которыми бы могли видеть Отца.
5. Ибо всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих
очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха. И как эти очи
чувственно видят и распознают лице друга или любимого: так очи души
достойной и верной, просвещенные Божественным светом, духовно видят
и распознают истинного друга, сладчайшего и многовожделенного жениха
— Господа, как скоро душа озарена достопокланяемым Духом. И таким
образом, душа, мысленно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную
лепоту, уязвляется Божественною любовию, настраивается ко всем духовным
добродетелям, и в следствие сего приобретает беспредельную и неистощимую
любовь к вожделенному для нее Господу. Посему, что блаженнее того
вечного глагола, в котором Иоанн представляет нам пред очи Господа,
и говорит: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29)?
6. Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя;
потому что он — полнота всех Пророков. Все пророчествовали о Господе,
издали показывая Его пришествие; но Иоанн, пророчествуя о Спасителе,
представил Его пред очи всех, взывая и говоря: се Агнец Божий!
Как сладостен и прекрасен глас того, кто прямо указует на проповедуемаго
им! Никто из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя: мний
же во царствии небеснем болий его есть (Мф. 11, 11). Это свыше
рожденные от Бога Апостолы, приявшие начаток Духа Утешителя; ибо
они сподобились судить со Христом, быть сопрестольниками Христовыми,
соделались избавителями человеков. А найдешь также, что они разделяют
море лукавых сил, и приводят верные души; найдешь, что они делатели,
возделывающие душевный виноград; найдешь, что они други жениховы,
обручающие Христу души; ибо сказано: обручих вас единому Мужу
(2 Кор. 11, 2); найдешь, что они дают жизнь человекам; одним словом,
найдешь, что они многочастно и многообразно служат Духу. Сей-то
мний болий есть Иоанна Крестителя.
7. Как земледелец, держа у себя пару волов, возделывает землю:
так, подобно сему, и Господь Иисус, сей совершенный и истинный делатель,
совокупив Апостолов по двема, посла их (Лук. 10, 1), Сам
с ними возделывая землю слушающих и истинно верующих. Впрочем и
сие достойно замечания: царствие Божие и Апостольская проповедь
— не в одном слышимом слове, так чтобы для сего стоило только уметь
говорить и передать другим, напротив того, царствие — в силе и в
действенности Духа. Сие испытали на себе Израильтяне; всегда поучаясь
в Писании, и без сомнения, занимаясь мыслию о Господе, не приняли
они самой Истины, и самое наследство свое передали другим. Так и
те, которые другим сообщают словеса Духа, сами же не обладают словом
в его силе, другим передают наследие. Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу во веки! Аминь.
[Содержание]
|