Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 29.
Раздаяние благодати человеческому
роду Бог совершает двояким образом, с тем, чтобы плодов ее потребовать
на праведном суде.
1. Беспредельная и непостижимая премудрость Божия, непостижимым
и неисследимым образом многоразлично совершает раздаяние благодати
человеческому роду, для испытания свободной воли, чтобы обнаружились
любящие Бога всем сердцем и ради Его переносящие всякую опасность
и всякий труд. Ибо иных, как скоро приступают с верою и молитвою,
пока еще живут в мире, без их трудов, потов и изнурений, предваряют
дарования и дары Святого Духа. При сем Бог дает благодать не без
причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной и
непостижимой некоей премудрости, чтобы оказались благоискусными
произволение и свободная воля тех, которые скоро получают Божию
благодать, а именно, в том, что чувствуют они благодеяние, оказанную
им милость и сладость Божию по мере, сообщенной им без собственных
трудов их, благодати, которой сподобившись, обязаны они показать
рачительность, неутомимость, усилие и плод любви от своей воли и
от своего произволения, и воздать за дарования, то есть всецело
предать себя, посвятив любви Господней и исполняя Господню только
волю, совершенно же удаляясь от всякого плотского пожелания.
2. А иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию,
от века сего, и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте,
в рачительности и в других добродетелях, Бог не скоро дает благодать,
и упокоение, и духовное радование, но медлит и удерживает дар. И
сие не без причины, небезвременно и не как случилось, но по неизреченной
некоей премудрости, для испытания свободной воли, чтобы видеть,
точно ли верным и истинным почитают Бога, обетовавшего давать просящим
и отверзать дверь жизни ударяющим в нее, чтобы видеть, по истине
ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере,
и станут ли со всею рачительностию просить и искать, не отвратятся
ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености,
впав в неверие и безнадежность и не претерпев до конца, по причине
умедления времени и испытания их воли и произволения.
3. Ибо кто не скоро приемлет, тот, когда Бог отлагает и медлит,
еще более возгорается и сильнее вожделеет небесных благ, и ежедневно
прилагает большее желание, рачение, неутомимость, усилие, совокупность
всех добродетелей, алчбу и жажду, только бы получить благо, а не
ослабевает от порочных помыслов, пребывающих в душе, не впадает
в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления,
не предается расслаблению, водясь таким помыслом: „когда-то получу
благодать Божию?" и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение. Напротив
того, в какой мере сам Господь отлагает и медлит, испытывая веру
и любовь воли его, в такой и он, тем стремительнее и тщательнее,
неослабно и неутомимо, должен искать дара Божия, единожды уверовав
и убедившись, что неложен и истинен Бог, обетовавший подавать благодать
Свою тем, которые просят ее с верою и со всяким до конца терпением.
4. Души верные почитают Бога верным и истинным, и по истинному
слову, утвердились, яко истинен есть (Иоан. 3, 33). А сообразно
с сим, по сказанному выше понятию веры, испытывают сами себя, в
чем, сколько от них зависит, имеют они недостаток, в труде ли, или
в усилии, или в рачительности, или в вере, или в любви, или в прочих
добродетелях, и испытав себя со всею утонченною точностию, сколько
есть сил, принуждают и приневоливают себя угождать Господу, единожды
уверовав, что Бог, как истинный, не лишит их духовного дара, если
до конца со всею рачительностию пребудут пред Ним в служении и в
терпении, и что, пребывая еще во плоти, сподобятся они небесной
благодати, и улучат вечную жизнь.
5. Таким образом, всю любовь свою устремляют ко Господу, отрекшись
от всего, Его единого ожидая с сильным вожделением, с алчбою и жаждою,
всегда чая себе упокоения и утешения благодати, не утешаясь же и
не упокоеваясь ничем в мире сем, добровольно связывая себя, непрестанно
же сопротивляясь вещественным помыслам, ожидают только Божией помощи
и Божия заступления; ожидают, когда в таковых душах, восприявших
произволение, рачительность и терпение, сам Господь уже тайно будет
присутствовать, помогать им, охранять и поддерживать в них всякий
плод добродетели: ожидают, хотя бы пребывали они в труде и скорби,
хотя бы в познании истины и в душевном откровении не прияли еще
благодати Духа и упокоения небесным даром, не ощутили сего с несомненностию,
по неизреченной премудрости и по неисповедимым судам Бога, различно
испытующего верующие души и взирающего на любовь, происходящую от
воли и произволения. Ибо есть пределы, мера и вес свободному произволению
и свободной любви и посильному расположению ко всем святым Его заповедям.
И таким образом, души, исполняющие меру любви и долга своего, сподобляются
царствия и вечной жизни.
6. Праведен Бог и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но
по мере благодеяний и телесных и духовных, или ведения, или разумения,
или рассудительности (каковые Бог различно вложил в человеческую
природу) судя каждого, взыщет плодов добродетели, и в достойной
мере воздаст каждому по делам его. И сильнии сильне истязани
будут, а малый достоин есть милости (Прем. 6, 6). И Господь
говорит: Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни
сотворив по воли его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же
достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много,
много взыщется от него, и ему же предаша множайше, множайше просят
от него (Лук. 12, 47. 48). Ведение же и разумение понимай различно,
или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или
то, которое бывает естественным следствием разумения, или рассудительности,
и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды
добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных,
или дарованных Божией благодатью. Посему, в день суда безответен
пред Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он,
или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры и любви
и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения
и воли.
7. Душа верная и истиннолюбивая, взирая на уготованные праведным
вечные блага, и на неизреченное благодеяние имеющей снизойти Божией
благодати, и себя и свое рачение, и свой труд и подвиг признает
недостойными неизреченных обетований Духа. Таков нищий духом, которого
ублажает Господь. Таков алчущий и жаждущий правды. Таков сокрушенный
сердцем. Восприявшие такое произволение, и рачение, и труд, и любовь
к добродетели и до конца пребывшие таковыми, поистине возмогут улучить
жизнь и вечное царство. Посему, никто из братии да не превозносится
пред братом, и обольщаемый лукавым да не преуспевает в самомнении.
говоря: „вот имею уже духовное дарование". Ибо недостойно христиан
думать так. Неизвестно тебе, что сделает с братом утрешний день;
не знаешь, каков будет твой и его конец. Напротив того, пусть всякий,
будучи внимателен к себе, непрестанно разбирает совесть свою, и
испытывает дело сердца своего, с каким рачением и усилием ум стремится
к Богу; и имея в виду совершенную цель — свободу, бесстрастие и
духовное упокоение, непрерывно и неленостно да течет, не полагаясь
несомненно ни на какое дарование или оправдание. Слава и поклонение
Отцу и Сыну и Святому Духу во веки! Аминь.
[Содержание]
|