Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 32.
Слава христиан даже ныне пребывает
в душах их во время же воскресения обнаружится и прославит тела, по мере их благочестия.
1. В мире сем есть разные языки; потому что у всякого народа свой язык. А христиане
и ныне учатся одному языку, и все берут уроки у одной премудрости, у премудрости
Божией, а не у мудрости мира сего и века преходящего. И как христиане живут среди
тех же тварей; то, заимствуя себе повод в видимом, восходят к новым небесным созерцаниям,
славам и таинствам. Есть породы животных кротких, например, конь и вол; у каждого
из них свое строение тела и свой голос. Тоже примечаем и в зверях: у льва свое
строение тела и свой голос, а подобно и у оленя. И между пресмыкающимися большая
разность, и у птиц много различия в строении тела; иное строение тела и иной голос
у орла, также иное строение тела и иной голос у ястреба. Тоже находим и в море;
много тел, непохожих одно на другое. И на суше много семян, каждое же семя имеет
свой плод; также много дерев, и есть дерева большие и дерева малые. И самые овощи
имеют большую разность; потому что у каждого из них свой вкус. Есть травы, и между
ними большая разность; одни полезны для здоровья, другие издают только благоухание.
Каждое же дерево из внутренности своей производит наружную свою одежду, листья,
цветы и плоды; а также и семена внутри себя заключают наружную свою одежду; и
самые лилии из внутренности своей производят свою одежду и украшают зелень.
2. Так, если которые из христиан еще здесь сподобились приобрести небесное
одеяние, то оно самое и пребывает в душах их. И поелику Богом предопределено,
твари этой разрушиться, небу и земле прейти; то небесное одеяние, ныне еще облекшее
и прославившее душу, в каком виде приобретено оно в сердце, в таком облечет в
тот день воскресшие тела, после того, как они восстанут из гробов обнаженными.
Явно же, облекут их славою тот невидимый дар и то небесное одеяние, какие христианами
получены еще ныне. Как овцы или верблюды, нашедши траву, жадно и скоро поглощают
корм и запасают в себе пищу, во время же голода это самое отрыгают из чрева и
пережевывают, и к напитанию их служит, что было принято ими в себя прежде: так
и тех, которые ныне еще восхитили небесное царство, живя духом, вкусили небесной
пищи, во время воскресения сие же самое будет покрывать и согревать все их члены.
3. И как сказали мы о разности семян, а именно, что на одной земле посеваются
многие семена, и дают плоды различные, непохожие один на другой; а подобно и о
деревах, что одни из них больше, другие меньше, хотя корни всех дерев находятся
в одной земле: так и небесная Церковь, будучи единою, неисчислима, и каждый в
ней особенным образом украшен славою Духа. Как птицы из тела своего производят
свою одежду — перья, но между ними большая разность; одни летают почти по земле,
а другие носятся высоко в воздухе; или — как небо одно, а звезд на нем много те
светлее, те больше, те меньше, но все утверждены на одном небе: так и Святые на
едином небе Божества и на невидимой земле укоренены различно. А подобно помыслы,
приходящие на ум одному и тому же Адаму, бывают различны, но приходящий в сердце
Дух производит один помысл, и одно сердце; потому что и дольние и горние управляются
одним Духом.
4. Что означают животные с раздвоенными копытами? Поелику с двойными копытами
свободнее они ходят, то служат образом ходящих право в Законе. Как тень от тела
производится самым телом, однако же не может заменить собою плоть в служении;
тень не может перевязать рану, подать пищу, или говорить, но она есть произведение
самого тела, и наперед показывает его присутствие: так и ветхий закон есть тень
нового завета. Но тень предуказывала истину, а не заменяла собою Духа; потому
что облеченный плотью Моисей не мог бы войти в сердце, и совлечь нечистые одежды
тьмы, если бы силу лукавой тьмы не сокрушил Дух от Духа, и Огнь от Огня. И обрезание
в подзаконной сени указывает на приближающееся истинное обрезание сердца, и омовение
законное есть тень истины. Там омывалось тело; а здесь крещение огнем и Духом
очищает и омывает оскверненный ум.
5. Там обложенный немощью иерей входил во Святое, принося жертву за себя и
за народ: здесь истинный Архиерей — Христос однажды вошел в нерукотворенную скинию,
к горнему жертвеннику, и готов у просящих Его очищать и оскверненную совесть.
Ибо говорит: с вами буду до скончания века (Мф. 28, 20). Первосвященник
имел на груди два драгоценных камня, на которых были имена двенадцати Патриархов.
Бывшее там есть образ; так и Господь, облекшись двенадцатью Апостолами, послал
их благовестниками и проповедниками в целый мир. Смотри, как приближающаяся тень
показывает истину. Как тень не исправляет служения, и не врачует немощей: так
и ветхий закон не мог врачевать душевных язв и немощей; потому что не имел жизни.
6. Два сопрягаемые лица составляют нечто совершенное: так и два завета. Человек
сотворен по образу и подобию Божию, и имеет два глаза, две брови, две руки, две
ноги; и если случится быть одноглазому, или однорукому, или одноногому, то сие
служит ему как бы в укоризну. Или, как птица, если у нее одно крыло, об одном
крыле и летать не может: так и человеческая природа, если бы оставалась обнаженною,
какова она сама в себе, и не прияла в себя срастворения и общения природы небесной,
то не совершала бы ничего хорошего, но пребывала бы по своей природе обнаженною
и достойною укоризны за великую нечистоту. Ибо и самая душа наименована храмом
и жилищем Божиим, и невестою царскою. Бог говорит: вселюся в них, и похожду
(2 Кор. 6, 16). Бог столько благоволил к тебе, что сошел с святых небес, и принял
на Себя разумную твою природу, и земную плоть срастворил Божественным Своим Духом,
чтобы и ты перстный приял в себя небесную душу. И когда душа твоя будет в общении
с Духом, и небесная душа войдет в душу твою; тогда совершенный ты человек в Боге,
и наследник, и сын.
7. Но как Божия величия и Божией непостижимости не вмещают в себе ни горние,
ни дольние веки: так, наоборот, и уничижения Божия, того, как Бог соумаляет Себя
с уничиженными и малыми, не могут постигнуть ни горние миры, ни земные. Ибо как
величие, так и уничижение Божие — непостижимы. И когда по домостроительству Божию
бываешь в скорбях, в страданиях, в язвах, тогда, что почитаешь для себя противным,
то самое служит к пользе души твоей. Если хочешь быть и богатеть в мире; то сретают
тебя всякие несчастия, и начинаешь рассуждать сам с собою: „несчастлив я в мире,
пойду, отрекусь от мира, буду служить Богу“. Наконец, дошедши до этой мысли, слышишь
заповедь, которая говорит: продаждь имение твое (Мф. 19, 27), возненавидь
плотское общение, и служи Богу. Тогда начинаешь благодарить за свое несчастие
в мире, за то, что, по сему поводу, оказываешься послушным Христовой заповеди.
— Наконец, если изменил ты мысль свою отчасти — в отношении к видимому, и удалился
от мира и от плотского общения; то надлежит тебе также измениться и в уме, плотское
мудрование переменить в мудрствование небесное. Тогда начинаешь рассуждать о той
же слышанной тобою заповеди, и не имеешь еще покоя, а приемлешь только на себя
попечение и труд приобрести то, о чем слышал.
8. Когда думаешь, что, отрекшись от мира, сделал ты все, Господь обращает к
тебе слово: „Что хвалишься? Не Я ли создал тело твое и душу? Что сделано тобою?“
Душа исповедуясь Господу начинает просить Его и говорить: „Все Твое; дом, в котором
живу, Твой; и одежды мои — Тебе принадлежат. Ты меня питаешь, Ты снабдеваешь меня
всем потребным“. Тогда Господь начинает говорить на сие: „Делаю тебе милость;
это имение — твоя собственность; эта добрая воля — твоя же собственность. За любовь
твою ко Мне, поелику прибегла ты ко Мне, вот даю тебе и то, чем не обладала ты
до ныне, чего не имеют люди на земле. Вместе с душею твоею приими и Меня, Господа,
чтобы всегда тебе веселиться и радоваться со Мною“. 9. Как жена, обручаемая с
мужем, все имение свое, все приданое свое, с великою любовию приносит и передает
в руки мужу, и говорит: „ничего нет у меня своего; это имение мое стало твоим,
это приданое — твоя собственность, и душа моя, и тело мое тебе принадлежат“: так
и целомудренная душа есть дева Господня, вступающая в общение со Святым Господним
Духом. Поелику же Господь, пришедши на землю, пострадал и был распят; то и тебе
надобно пострадать с Ним. Ибо как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога
и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться с своею природою, с прежними нравами
и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь
противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим; и помыслы сии повлекут тебя,
и станут кружить тебя в видимом, от чего ты бежал. Тогда-то начнешь борение и
брань, восставляя помыслы против помыслов, ум против ума, душу против души, дух
против духа; и здесь-то уже вечная Душа.
10. Ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в
сердце. И Господь бывает близ души и тела твоего, и смотря на борьбу твою, влагает
в тебя сокровенные, небесные помыслы, и втайне начинает упокоевать тебя. Но пока
оставляет еще тебя под обучением, и в самых скорбях промышляет о тебе благодать.
И когда придешь в упокоение, даст тебе познать Себя, и покажет тебе, что для твоей
же пользы попускала быть тебе в борении. — Как сыну богатого человека, у которого
есть пестун, пока наставник наказывает его, и учение, и раны, и удары кажутся
тяжкими, и это бывает пока не сделается мужем; а тогда начинает уже благодарить
пестуна: так и благодать промыслительно обучает, пока не придешь в совершенного
мужа.
11. Земледелец всюду бросает семена и насаждающий виноградные лозы желает,
чтобы все они приносили плод; а потом приходит с серпом, и печалится, если не
находит плода. Так и Господь хочет, чтобы слово Его посеяно было в сердцах человеческих.
Но как земледелец печалится о скудной ниве: так и Господь скорбит о скудном и
не приносящем плода сердце. Как ветры дуют всюду, по всей твари, и как солнце
освещает целую вселенную: так и Божество повсюду, везде обретаешь Его. Если ищешь
на небесах: то и там обретается в помыслах Ангельских. Если ищешь на земле; и
здесь обретается в сердцах человеческих. Но из многих не многие оказываются благоугождающими
Ему христианами. Слава и велелепие Отцу и Сыну и Святому Духу во веки! Аминь.
[Содержание]
|