Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 34.
О славе христиан, какой в воскресение
сподобятся тела их, просветившись вместе с душами.
1. Как телесные очи видят все ясно, так и душам Святых явственны
и видимы те лепоты Божества, какими бывают срастворены и о каких
помышляют христиане. Но от очей телесных сокрыта оная слава, ясно
же открывается душе верующей, которая умерщвлена была грехом, и
которую Господь воскрешает, как воскрешает мертвые тела, уготовляя
ей новое небо, новую землю, и солнце правды, подавая ей все от Божества
Своего. Есть истинный мир, и земля живых, и виноград плодоносный,
и хлеб жизни, и вода живая, как написано: верую видети благая
Господня на земли живых (Пс. 26, 13); и еще: возсияет боящимся
Господа солнце правды, и исцеление в крылех Его (Мал. 4, 2).
И Господь сказал: Аз есмь лоза истинная (Иоан. 15, 1); и
еще: Аз есмь хлеб животный (Иоан, 6, 35); и еще: иже пиет
от воды, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот
вечный (Иоан. 4, 14).
2. Все пришествие Господне было для человека, лежащего мертвым
во гробе тьмы, греха, нечистого духа и лукавых сил, чтобы Господу
ныне в веке сем воскресить и оживотворить сего человека, очистить
его от всякой черноты, просветить светом Своим, и облечь в Свои
небесные ризы Божества. В воскресение же тел, которых души предварительно
воскресли и прославились, прославятся и тела сии, и просветятся
душею, ныне еще просвещенною и прославленною; потому что Господь
есть для них и дом, и скиния, и град. Облекутся же в жилище нерукотворенное,
небесное, в славу Божественного света, как соделавшиеся чадами света.
Не будут взирать друг на друга лукавым оком, потому что отъято лукавство;
несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь
(Гал. 3, 28); потому что все прелагаются в Божественное естество,
соделавшись благими, богами и чадами Божиими. Там непостыдно брат
сестре изречет тогда мир; потому что все едино о Христе, и все упокоеваются
в одном свете. Будут внимательны один к другому, и пока внимают
друг другу тотчас же озарятся истиною, истинным созерцанием неизреченного
света.
3. Так увидят друг друга во многих видах, и во многих и различных
Божественных славах, и каждый изумится и возрадуется радостью неизглаголанною,
взирая на славу другого. Видишь, как славы Божии невыразимы и непостижимы;
потому что они — неизреченный свет, вечные таинства, неизчислимые
блага. Ибо как в видимом мире никому невозможно объять числом все
многоразличные растения, семена и цветы на земле, и никто не в состоянии
измерить, или познать, все земное богатство; или, как невозможно
ни одному человеку объять умом все живые существа в море или их
число, или породы, или различия, или количество самой воды, или
пространство моря; или, как невозможно познать в воздухе число птиц,
или пород их, или разнообразия; или, как нет возможности постигнуть
величину неба, или положения звезд, или течение их: так невозможно
выразить или описать неизмеримое, беспредельное и непостижимое богатство
христиан. Ибо, если сии твари так необъятны и непостижимы для людей,
то кольми паче непостижим Сотворивший и Уготовавший их? Посему,
человек, обязан наипаче радоваться и веселиться, что такое богатство
и наследие уготовано христианам, какого никто не в состоянии ни
выразить, ни описать. Со всяким же тщанием и смиренномудрием должно
приступить к христианскому подвигу, и приять оное богатство; потому
что наследие и часть христиан есть сам Бог. Ибо сказано: Господь
часть достояния моего и чаши моея (Пс. 15, 5). Во веки слава
Тому, Кто дает Себя самого, и святое естество Свое приводит в единение
с душами христианскими! Аминь.
[Содержание]
|