Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 45.
О том, что не искусство какое, не
богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать
человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека
с Богом.
1. Кто избрал жизнь уединенную, тот должен чуждым и посторонним
для себя почитать все, что ни совершается в сем мире. Ибо кто действительно
последует за крестом Христовым, тому должно, отрекшись от всего,
даже от души своей, иметь ум пригвожденный к любви Христовой, то
есть предпочесть Господа родителям, братьям, жене, чадам, родству,
друзьям, имуществу. Ибо сие выразил Господь, сказав: всякий, кто
не оставит отца, или матерь, или братьев, или жену, или чад, или
сел, и не последует Мне, несть Мене достоин (Мф. 10, 37).
Ни в чем ином, как слышали мы, не обретают себе люди спасения и
упокоения. Сколько появлялось царей из Адамова рода, которые овладевали
всею землею, и много думали о царском своем владычестве? И ни один,
при таком довольстве, не мог познать того повреждения, какое преступлением
первого человека произведено в душе, и омрачило ее; почему, не познает
она происшедшей в ней перемены, а именно, что ум первоначально чистый,
пребывая в чине своем, созерцал Владыку своего, а теперь, за падение
свое, облечен стыдом, и по ослеплении очей сердечных, не видит той
славы, какую до преслушания видел отец наш Адам.
2. Были и разные мудрецы в мире: одни из них показали свое превосходство
в любомудрии, другие удивляли упражнениями в софистике, иные показали
силу в витийстве, иные были грамматиками и стихотворцами, и писали
по принятым правилам истории. Но были и разные художники, упражнявшиеся
в мирских искусствах: одни из них, ваяя из дерева рыб и птиц и изображения
людей, старались в этом показать свое превосходство; другие предприняли
устроять из меди подобия истуканов и чего-либо иного; другие воздвигали
огромные и красивые здания; иные, роя землю, извлекают из нее тленное
серебро и золото, или драгоценные камни; другие же, имея телесную
красоту и превозносясь красивостью лица, еще более уловлены сатаною,
и впали в грех. И все сии упомянутые художники, обладаемые поселившимся
внутри их змием, и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками
и рабами лукавой силы, и никакой не получили пользы от своего знания
и искусства.
3. Мир, исполненный всякого разнообразия, уподобляется человеку
богатому, который владеет великолепными и огромными домами, изобилует
серебром и золотом, различными стяжаниями и всякою прислугою, но
внезапно объят болезнями и немощами; все родство стоит перед ним,
и при всем богатстве не может избавить его от болезни. Почему, никакая
житейская рачительность, ни братья, ни богатство, ни другое что
из исчисленного выше, душу, погруженную в грех и неспособную видеть
ясно, не изъемлет от греха; и одно только пришествие Христово может
очистить душу и тело. Итак, отложив всякое житейское попечение,
предадим себя Господу, к Нему взывая день и ночь. Видимый этот мир
и вкушаемый в нем покой, в какой мере, по-видимому, благоприятны
телу, в такой мере раздражают страсти души и увеличивают ее злострадание.
4. Один мудрый муж возжелал употребить все тщание в усильном искании,
старался испытать всех, обращающихся в мире сем, в надежде, что
получит от кого-нибудь пользу. Приходил он к царям, к властителям,
к князьям, и не нашел там спасительного врачевства, которое мог
бы приложить к душе; долго обращался с ними, и ничем не воспользовался.
Пошел потом к мирским мудрецам и витиям: и их оставил таким же образом,
не получив никакого приобретения. Ходил к живописцам, к добывающим
из земли золото и серебро, ко всяким художникам; и не мог сыскать
никакого врачевства для язв своих. Наконец, удалившись от них, взыскал
себе Бога, врачующего страсти и болезни душевные; как скоро рассмотрел
себя, и размыслил о том, и оказалось, что ум его кружится около
тех же вещей, от которых удалился он видимо, возненавидев их.
5. Как иная богатая в мире женщина, у которой много денег и великолепный
дом, остается без защиты; многие приходят, делают ей вред, опустошают
ее жилище; и не терпя обиды, ходит она, ищет себе мужа сильного,
на все способного и образованного, и когда, после многих усилий,
найдет такого человека, бывает рада ему, и имеет его вместо крепкой
стены: так и душа, по преступлении, весьма много утесняется сопротивною
силою, доведена до великого запустения, за преступление заповеди
вдовствует, и в одиночестве оставленная небесным Мужем, стала игралищем
всех сопротивных сил. Они вывели ее из ума, подавив в ней небесное
разумение; почему, не видит она, что с нею сделали враги, но думает,
что такою была сначала. Потом, по слуху узнала о своем одиночестве,
и восстенав о запустении своем пред Божиим человеколюбием, обрела
она жизнь и спасение. В чем же это? В том, что возвратилась к своему
родству. Ибо нет иной такой близости и взаимности, какая есть у
души с Богом, и у Бога с душою. Бог сотворил разные роды птиц: —
одних, чтобы гнездились на суше, и здесь находили себе пищу и покой;
а других, чтобы гнездились на воде, и там проводили жизнь. Он создал
также два мира; один — горе для служебных духов, и там повелел иметь
им жительство; другой — долу, под сим воздухом, для людей. Создал
же небо и землю, солнце и луну, воды, дерева плодоносные, всякие
роды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь.
Всякая тварь во власти его; однако же не утвердил в них престола,
не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с
ним вступив в общение и в нем почивая. Видишь ли в этом сродство
Бога с человеком, и человека с Богом? Посему, душа смысленная и
благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения,
как только в едином Господе. И Господь ни к кому не благоволил,
как только к единому человеку.
6. Возведешь ли очи к солнцу; найдешь, что круг солнечный на небе,
свет же и лучи его нисходят на землю, и вся сила света и блистательность
его стремится к земле. Так и Господь сидит одесную Отца, превыше
всякого начала и власти, но око Его устремлено на сердца людей,
пребывающих на земле, чтобы ожидающих от Него помощи вознести туда,
где Сам пребывает. Ибо говорит: идеже есмь Аз, ту и слуга Мои
будет (Иоан. 12, 26). И еще Павел сказал: воскреси и спосади
одесную Себя на небесных (Ефес. 2, 6). Но бессловесные животные
много смысленнее нас; потому что каждое из них соединяется с собственной
своей породой: дикие с дикими, и овцы также с своим родом. А ты
не возвращаешься к небесному своему сродству, то есть, ко Господу,
но помыслами своими соглашаешься и склоняешься на помыслы злобы,
делаясь помощником греху, за одно с ним воюя против себя, и таким
образом, предавая себя в снедь врагу, подобно тому, как пожирается
птица, пойманная орлом, или овца волком или как умирает дитя, протянувшее
руку свою к змее и уязвленное ею. Сии подобия как бы в лицах представляют
духовное дело.
7. Как богатая девица, сговоренная замуж, какие бы ни получила
подарки до брака, наряды ли, одежду ли, или драгоценную утварь,
не успокаивается тем, пока не наступит время брака, и не совершится
брачный союз: так и душа, уготовившая себя в невесту небесному Жениху,
приемлет залог Духа, дарования или исцелений, или ведения, или откровения;
но не успокаивается сим, пока не достигнет совершенного общения,
то есть, любви, которая будучи неизменною и непреткновенною, возжелавших
ее делает бесстрастными и неколебимыми. Или, как младенец, одетый
в жемчуг и в дорогие одежды, когда он голоден, ни во что вменяет
все то, что на нем, но презирает это, всю же внимательность обращает
на питательные сосцы, чтобы вкусить молока: так рассуждай и о духовных
Божиих дарованиях. Богу слава во веки! Аминь.
[Содержание]
|