109. Епископу Анкирскому Евсевию.
Оп.: Творенiя блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Феодорита (№ 1-268). — Сергiев Посад.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. — С. 121-123. (Творенiя святых отцев в русском переводе, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, том 68.)
Много строится козней против нас, а чрез нас и против апостольской веры, но нас утешают страдания святых — пророков, Апостолов, мучеников и тех, которые блистали в церквах словом благодати, а кроме того и обетования Бога и Спасителя нашего. Ведь Он не обещал нам в настоящей жизни ничего приятнаго или радостнаго, но скорби, труды, опасности и нападения врагов. В мире, — говорит Он (Иоан. 16, 33), — скорбни дудете; и: аще Мене изгнаша, и вас изженутъ (Иоан. 15, 20); и: аще господина дома веелзевула нарекоша, колми паче домашния его (Матф. 10, 25); и: приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Иоан. 16, 2); и: узкая врата, и тесный путь вводяй в животъ (Матф. 7, 14); и: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Матф. 10, 23) — и все иныя, подобныя этим, изречения. Согласно с этим говорит и божественный Апостол (2 Тим. 3, 12-13): вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прелщающе и прелщаеми. Это подает нам величайшее утешение в такой буре.
Так как, вероятно, клеветы против нас достигли и твоей святыни, то я прошу твое преподобие не слушать лжи клеветников: ибо я не признаю (за собою такой вины), чтобы до самаго последняго времени я учил веровать в двух сынов. Я научен веровать в одного Единороднаго Господа нашего Иисуса Христа, вочеловечившагося Бога-Слово. Конечно, я признаю различие плоти и божества, но нам кажутся нечестивыми разделяющие на двух сынов одного Господа нашего Иисуса Христа, а равно и те, которые идут противоположным путем и называют одним естеством божество Владыки Христа и человечество. Эти скалы противоположны одна другой, путь же евангельских догматов средний (между ними), украшенный стопами святых пророков и Апостолов и тех, которые после них сияли благодатными дарами в учении. Я желал бы сопоставить их мнения и показать в них свидетелей в пользу нашего разумения; но для этого мне потребовалось бы много слов, что превысило бы размеры письма. Посему, написав кратко, чему мы учили о воплощении Единороднаго, я послал это твоему совершенству по Боге [1]. А написал я это не для того, чтобы предлагать учение другим, но ради защиты против сделанной клеветы и с целию показать мое понимание незнающим. Поэтому, если твоя святость, по прочтении, найдет, что эти письма согласны с апостольскими догматами, то да укрепит наше понимание в своих ответных письмах к нам. Если же что-нибудь из изложеннаго там не согласуется с божественным учением, пусть твоя святость удостоит научить об этомъ; потому что, хотя мы и провели много времени в учении, но все еще нуждаемся в учителе: от части бо разумеваемъ, как говорит божественный Апостол (1 Кор. 13, 9). Мы слышали и то, что говорит он же в другом месте: аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети (1 Кор. 8, 2). Посему просим твое преподобие научить истинному, позаботиться о церковном мире и сражаться за божественные догматы: ибо ради сего-то именно и боголюбезнейшие епископы, пренебрегая трудностию пути и зимним временем года, устремились в царствующий город, чтобы попытаться разрешить какъ-нибудь эту бурю [2]. Итак, владыко, не поставь себе в тягость снабдить их на дорогу твоими молитвами и поддержать ими нас.
Примечания:
[1] Гарнье (not. III ad h. ep.: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 287) разумеет здесь второй диалог Ераниста. См. еще письма 130 и 151, XI.
[2] Епископы держались ближайшаго, сухого пути — чрез Галатию и Вифинию на Халкидон, — где им должны были встречаться возвышенности Тавра и Антитавра.
|