АНТРОПОЛОГИЯ
ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ V
BEKA
К оглавлению
8-е анафематство
Кто дерзает говорить, что воспринятому (Богом) человек} должно покло
няться вместе с Богом Словом, должно его прославлять вместе с Ним и вместе называть
Богом, как одного в другом (ибо так думать заставляет и постоянно прибавляемая
частица ouv - вместе с), а не чтит Еммануила еди ным поклонением
и не воссылает Ему единого славословия, так как Слово стало плотью, - да будет
анафема.
Возражение Феодорита
Я говорил часто, что мы одно усвоили прославление Христу Госпо ду
и исповедуем Его Богом и вместе человеком. Ибо этому научает смысл единства, но
говорить об особенности естеств мы не перестанем. Ибо ни Бог Слово не потерпел
превращения в плоть, ни человек, пере став быть тем, чем был, не преобразовался
в естество Божественное. Таким образом, мы поклоняемся Господу Христу, признавая
в Нем раз ности того и другого естества.
Защищение Кирилла
Но мы, превосходный муж, привыкшие верить в лучшее и истинней шее,
прилагая тонкую проницательность к тщательному уяснению и познанию сего таинства,
согласно тому, что представляется в Священ ном Писании и объяснениях на него у
святых отцов, говорим, что не человек воспринят Богом Словом и присоединен к нему
через некото рое внешнее отношение, но определяем, что Он (Бог Слово) стал чело
веком и что по этой причине удалились от благочестия догматов те, которые отваживаются
называть человека воспринятым и утверждать, что он сопоклоняем Сыну Божию, как
особый особому. Если Он есть Бог и человек вместе и поклонение Ему, как одному,
единое, а не сопок лоняется (только) и не соименуется Богу, то не должно верить,
что Еммануил есть простой и подобный нам человек, лишь по благодати причастный
божественной славе, но должно исповедовать, что Он есть Бог во плоти ради нас,
т. е. стал человеком не через изменение естества по отчуждению от него или преложению,
но единственно через домо строительство единения.
9-е анафематство
Кто говорит, что единый Господь Иисус Христос прославлен Духом в
том смысле, что пользовался чрез Него как бы чуждою силою и от Него получил силу
побеждать нечистых духов и совершать в людях божественные знаме ния, а не почитает
собственным Его Духом, чрез Которого Он совершал чудеса, - да будет анафема.
Возражение Феодорита
Очевидно, он предпринял предать анафеме не только тех, которые ныне
благочестиво мыслят, но даже тех, которые были в древние времена провозвестниками
истины, даже самих евангелистов, лик свя тых апостолов и архангела Гавриила. Ибо
он первый провозвестил, что Христос, который является во плоти, рождается от Святого
Духа, и так еще прежде зачатия, как и после зачатия, учил Иосиф. На вопрос Марии:
Како будет сие, идеже мужа не знаю? - он говорил: Дух Святый найдет
на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято наречется Сын Божий
(Лк. 1, 35 - 36). Иосифу сказал: Не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося
в ней от Духа есть Свята (Мф. 1, 20). Евангелист: Обрученней бо быв ши
матери Его Марии Иосифови, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф. 1, 18).
И Сам Господь, пришедши в иудейскую синагогу и взяв книгу пророка Исаии, когда
прочитал то место у него, где говорится: Дух Господень на Мне, его же ради
помаза Мя - и про чее, присовокупил: Днесь сбыстся писание сие во ушию
вашею (Лк. 4, 21). Да и блаженный Петр в беседе с иудеями свидетельствует
это: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым (Деян. 10,
38). Исаия еще задолго изрек такое пророчество: Изыдет жезл из корене Иессеова,
и цвет от корене его взыдет: и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума,
Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; и исполнит Его Дух страха Божия
(Ис. 11, 1-3), и опять: Иаков! Отрок мой, восприму и; Израиль избранный мой,
прият его душа моя, дах Дух мой нанъ, суд языков возвестит (Ис. 42, 1). Это
свидетельство и евангелист привел в своем писании. И сам Господь в Евангелии говорит
иудеям: Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие
(Лк. 11, 20), и Иоанн: Пославый мя крестшпи водою, той мне рече: над Негоже
узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть кре стяй Духом Святым (Ин.
1, 33). Таким образом, этот тонкий иссле дователь священных догматов не пророков
только и апостолов, не одного архангела Гавриила предает анафеме, но простирает
богохуль ство на Самого Спасителя всех. Мы показали, что и Сам Господь после изречения:
Дух Господень на мне, Его же ради намаза мя, - сказал: Днесь сбыстся
писание сие во ушию вашею, теперь опять говорит, что о Духе Святом изгоняет
демонов, когда некоторые гово рили, что Он изгоняет их силою Веельзевула. Мы не
говорим, что Бог Слово, сосущественный и совечный Отцу, образован (во чреве Ма
рии) и соединен Духом Святым, но что в последние дни Он воспри нял человеческое
естество. Что до того, свойствен ли Дух Сыну, то если он (Кирилл) говорит, что
(Дух) одного с Ним (Сыном) естества и от Отца происходит, то мы исповедуем это
вместе с ним и приемлем как благочестивое слово. Если же говорит, что Он от Сына
и через Сына имеет бытие, то это отвергаем как богохульное и нечестивое. Ибо веруем
словам Господа: Дух, Иже от Отца исходит (Ин. И, 26) - и подобным же словам
святого Павла: Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога (1
Кор. 2, 12).
Защищение Кирилла
Я уже сказал, что сила глав (XII) ниспровергает и пустословие,
и богохульство, и в высшей степени презрительные слова Нестория. Ибо по поводу
слов о Святом Духе: «Это Тот, Кто доставил Христу такую славу, Кто сделал Его
страшным для демонов, Кто даровал Ему восшествие на небеса», по поводу такого
суемудрия о Христе как о каком-либо подобном нам, обыкновенном человеке необходимо
про возглашена анафема - не против тех, которые называют Иисуса про славленным
от Духа Святого, т. е. вочеловечившимся Словом Божи им, но против тех, которые
бесстыдно говорят, что Он через Духа пользовался как бы постороннею силою. Помним,
что Он ясно сказал о Святом Духе: Он Мя прославит (Ин. 16, 14). Знаем при
этом, что действием Духа Святого Он попирал лукавые и нечистые силы, но не так
говорим о Нем, как о ком-либо из святых, пользующихся силою Святого Духа, совершенно
постороннею для него. Ибо Дух был и есть Его, как, без сомнения, и Отца. И это
весьма достаточно изъяснит нам божественный Павел в следующих словах: Сущии
же во плоти Богу угодити не могут; вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух
Божий живет в вас; аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим.
8, 8 - 9). Дух Святой исходит, по слову Спасителя, от Бога Отца, но не чужд и
Сыну, ибо Сын имеет все отчее. Он Сам научил этому, говоря о Святом Духе: Вся,
елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам
(Ин. 16, 15). Итак, Дух Святой прославил Иисуса, совершая дивное, однако же прославил,
как Дух Его, а не как чуждая сила, и Дух тем более совершеннейший, что
исповедуется, как Бог. Итак, мы не вознесли хулы ни на святых ангелов, ни на пророков,
как поставил себе в обязанность сказать тот, кто только обвинять и умеет. Как
цель у него и его сообщников та, чтобы делить единого Христа на двух и называть
Его прославляемым и возбуждаемым к действию, а сего (Духа) прославляющим и возбуждающим
к действию, то они безумно поносят всякое благочестивое слово, равно как и тех,
которые отвле кают их от превратного образа мыслей. Поэтому, заведя речь о бла
женном Гаврииле, клеветник этот говорит: он первый провозгласил, что тот, который
во плоти, Христос, рожден от Духа Святого. Таким обра зом, один Христос, Который
во плоти, потом другой опять особенный Христос - Слово, сущее от Отца! Где же
единство? И какая польза из того, если мыслить и проповедовать, что два Христа,
оба отдельные и особенные одно от другого? Хотя по этой причине и надевают они
личину благочестия, говоря, что Христос один, однако же на самом деле представляющие
двух пусть выслушают от нас: Доколе вы храмлете на обе плесне ваши (3 Цар.
18, 21). Лучше идти прямо, имея правую и твердую веру, не колеблемую несмысленными
мудрованиями.
10-е анафематство
Божественное Писание говорит, что Христос был Первосвященником и
хо датаем нашего исповедания, что Он принес Себя за нас в приятное благоуха ние
Богу и Отцу. Итак, если кто говорит, что Первосвященником и ходатаем нашим был
не сам Бог Слово, когда стал плотью и подобным нам человеком, а как бы другой
и некто отличный от Него человек, происшедший от жены, или кто говорит, что Он
принес Себя в приношение и за Самого Себя, а не за нас только одних, так как,
не зная греха, Он не имел нужды в приношении (за Себя), - да будет анафема.
Возражение Феодорита
Неизменяемое естество не превратилось в естество плоти, но вос приняло
человеческое естество и поставило его превыше общих перво священников, как учит
блаженный Павел: Всяк первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется
на службы, яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех, спострадати могий
невеже ствующим и заблуждающим: понеже и той немощью обложен есть. И сего ради
должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи (Евр. 5, 1-3).
И немного ниже в изъяснение сего говорит: Якоже и Аарон, тако и Христос
(Евр. 4, 5). Потом, показывая сла бость воспринятого естества, говорит: Иже
во днех плоти Своем, моле ния же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с
воплем крепким и со слезами принес, и услышан бысть от благоговеинства, аще и
Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию; и совершився бысть всем
послушающим его виновен спасения вечного: наречен от Бога первосвященник, по чину
Мелхиседекову (ст. 7-10). Итак, кто это, который совершен подвигами добродетели,
а не по есте ству? Кто это обнаружил повиновение, не зная его, пока не испытал?
Кто это жил в благоговении, с воплем крепким и со слезами приносил моление, не
имея силы спасти Себя, но молился могущему Его спасти и просил освобождения от
смерти? - Не Бог Слово, Который бессмер тен, бесстрастен, бестелесен, память о
Котором, по слову пророка, есть радость и свобода от слез. Ибо Он Сам отер слезу
с всякого лица. Еще слова пророка: Помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76,
4). Он увенчивает живущих по вере, знает все прежде, нежели что получило бытие,
имеет все, что есть у Отца, и есть неизменяемый образ Отца, в Себе Самом изображает
Отца. Но это - то, что Он воспринял от семе ни Давида, что смертно, подлежит страданию
и трепещет смерти, хотя это самое впоследствии разрушило власть смерти по причине
единства с восприявшим его Богом; это - то, что ходило во всякой правде и говорило
к Иоанну: Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф.
3, 15). Оно получило имя священника по чину Мелхиседекову, облечено в немощь нашей
природы и не есть всемогу щее Слово Божие. Почему немного прежде и говорит блаженный
Па вел: Не имамы бо архиереа не могуща спострадати немощем нашим, но искушена
по всяческим по подобию, разве греха (Евр. 4, 15). Есте ство, взятое от нас
и ради нас, которое, не зная греха, перенесло искуше ние ваших страданий, не то,
которое восприняло его ради нашего спасе ния. Но в начале главы сей апостол учит
опять следующему. Разумей те посланника и святителя исповедания нашего Иисуса
Христа, вер на суща сотворшему Его, якоже и Мои - сей во всем дому Его (Евр.
3, 1-2). Никто из православных не скажет, что творение есть несотво ренное, несозданное
и совечное Отцу Божие Слово, но что это тот, кто произошел от семени Давида и,
не причастный никакому греху, сделался святителем нашим и жертвой, принесши за
нас Самого Себя и нося уже в Себе Слово Божие, сущее от Бога, соединенное и неразрывно
связан ное с Ним.
Защищение Кирилла
Пророк Иеремия, преисполненный скорби, говорил Израилю, оскорб ляющему
и вызывающему на гнев Бога: Кто даст главе моей воду и очесем моим источник
слез: и плачуся день и нощь, о побиенных дщере людей моих (Иер. 9, 1). Я думаю,
что эти слова относятся не к Израилю только, но и к тем, которые имеют необузданные
и невоздерживающиеся против Христа уста; они - продерзателе, себе угодницы,
славы не тре пещут хуляще (2 Пет. 2, 10), как написано. Поистине достойны
плача и стенания те, которые, по великому безумию, оставив правый и неукориз ненный
путь благочестия во Христе, избирают лукавые стези и искажа ют красоту истины
развращенными вымыслами чувств. Итак, пусть выс лушают полюбившие мыслить то,
что всеми презираемо: Прельщаетеся, не ведуще Писаний (Мф. 22, 29), ни
преславного и великого таинства воплощения. Ибо Богодухновенные Писания учат,
что Еммануил есть вочеловечивпшйся Бог, что приобщился плоти и крови, подобно
как и мы, утверждают, что Он есть Слово Бога Отца и стал плотью, т. е. человеком,
не через превращение или изменение, но по силе неизречен ного соединения. И потому
мы говорим: един Господь Иисус Христос, едина вера и едино крещение. Те, которые
уклонились от истинных догматов и грубым и надменным умом своим возмущаются против
Свя щенных Писаний, одно то лишь признают, что самим представляется хорошо, те
говорят, что человек воспринят Богом Словом так же, может быть, как сказано через
одного из святых пророков: Не бех пророк аз, ниже сын пророчь, но пастырь бех,
и ягодичия обирая: и поя мя Гос подь от овец (Ам. 7, 14- 15), и, как сказал
Давид, приемляй кроткия Господь (Пс. 146, 6), говорят, что воспринят через
внутреннее располо жение или духовное сродство, которое состоит в изволении, благодати,
освящении, подобно тому как и мы сами соединены с Господом - един дух с Господем
(1 Кор. 6, 17). Но не так вочеловечился Бог и не так приобщился плоти и крови,
подобной нам, но сделал человека более сродственным Себе, и притом не иным образом,
а только как говорят пророки, апостолы и все другие святые. Или думаешь, что святой
Павел обманывает освященных через веру, весьма ясно говоря о Единород ном: Яко
вас ради обнища богат сый? (2 Кор. 8, 9) Нет! Провозвест ник истины говорит
совершенную истину. Но кто богат и каким обра зом он обнищал? Еще спросим, если
человек воспринят Богом, как они и сами положили себе мыслить и говорить, то каким
образом воспринятый делается беден, тот, который украшен сверхъестественными богатства
ми? Ибо прославлен! А если это не истинно, то они уничтожат восприя тие как нечто
низводящее человечество в худшее и низшее состояние. Но мыслить таким образом
нелепо. Отсюда не беден тот, кто воспринят. Итак, остается сказать, что тот, кто
богат, как Бог, стал бедностью, подоб но нам. Итак, каким же образом обнищал?
Станем рассуждать, потому что это необходимо. Исповедуемый неизменным по естеству
не превра тился в естество плоти, оставив свое. Ибо пребывает тем, чем был, т.
е. Богом. Итак, где видим допущение нищеты? Ужели в том, что Он вос принял некоего
подобного нам, как положили себе говорить шуты Не сториева нечестия? И что за
обнищание и истощание в том одном, что восхотел почтить человека, подобного нам?
Бог всяческих отнюдь не унижается через добро. Итак, каким образом обюпцал? Тем,
что, будучи Богом и Сыном Бога Отца, сделался человеком, родившись по плоти от
семени Давида, принял образ рабства, т. е. человечества, Тот, Который был в образе
Бога и Отца, в Котором и через Которого все, Который всего творец. Но, сделавшись
человеком, Он не стыдится человечества. Ибо, Кто не возгнушался сделаться человеком,
подобно нам, Тот как станет стыдиться того, через что мог действительно сделаться
подоб ным нам ради нас? Если устранить от Него человеческие отношения и наименования,
то мы никаким образом не будем различаться от тех, которые, если только это может
быть, почти совлекают с Него плоть и, не веруя Божественным Писаниям, ниспровергают
таинство вочеловече ния, спасение мира, надежду, воскресение. Но, быть может,
кто-нибудь скажет, что недостойно и унизительно для Бога Слова проливать слезы,
страшиться смерти, избегать чаши, быть первосвященником? Правда, и я сам скажу,
что это само по себе несовместно с Божественным и превыс шим естеством и славой,
но в этом мы созерцаем то обнищание, которое Он добровольно понес за нас. Если
тебе кажется настолько важным уничижение истощания, то ты тем более должен удивляться
Божествен ной любви к тебе. Что ты называешь уничижительным, то добровольно совершил
Он ради тебя; Он проливал слезы по-человечески, чтобы пре дотвратить твою слезу.
Промыслительно предавая на страдание плоть, временно собственную Ему, страшился,
чтобы сделать нас мужественней шими. Избегал чаши, чтобы крест обличил нечестие
иудеев. Называется слабым по человечеству, чтобы через Него ты перестал быть слабым.
Вознес молитвы и моления, чтобы преклонить слух Отца к твоим молит вам. Спал,
чтобы научить тебя бодрствовать в искушениях и быть при лежнее к молитве. Упрекая
некоторых спавших святых апостолов, Он говорил: Тако ли не возмогосте единого
часа побдети со Мною? Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26, 40
- 41). Пока зав дела Свои и образ святого жительства Своего на земле, Он усвоил
себе и немощи человечества. Для чего? Для того, чтобы веровали, что Он стал истинным
человеком, хотя пребывал тем, чем был, т. е. Богом. Но я не знаю, каким образом
те, которые делают вид, что веруют в единого Христа, Сына и Господа, Бога и человека,
не хотят называть Слово, рожденное от Отца, святителем и посланником нашего исповеда
ния, когда Оно стало человеком, но утверждают, что это как бы некото рый другой,
подобный человек, призванный для сего от семени Давида, быть может из опасения,
чтобы, отвергнув превратное учение Нестория, не подвергнуться подозрению в правом
образе мыслей. Ибо он (Несто рий) так сказал: «Сделался верен Богу первосвященник;
сделался - следовательно, не от века был первосвященником тот, кто мало-помалу
возвышался в достоинство первосвященника». Потом, думая подтвер дить истину своих
слов, указывает на основание, говоря: «О нем в Евангелии сказано: Отроча растяше
и крепляшеся духом, исполнялся премудрости: и благодать Божия бе на Нем (Лк.
2, 40), также: Отню дуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив
будет и верен первосвященник (Евр. 2, 17)». Усердный подражатель его мерзо
сти, этот превосходный Феодорит не стыдится говорить: «Воспринял человеческую
природу и возвысил ее над обыкновенными первосвя щенниками, как говорит и божественный
Павел: Всяк бо первосвящен ник от человек приемлем, за человеки поставляется
на службы, яже к Богу, да приносити дары же и жертвы о гресех, спострадати могий
невежествуюгцим и заблуждающим: понеже и той немощью обложен есть, и сего ради
должен есть якоже о людех, такожде и о себе приносити за грехи» (Евр. 5, 1-3).
Но скажи мне, страшит что ли тебя образ святительства в Спасителе нашем Иисусе
Христе? Говоришь, что неприлично Богу Слову человечески священнодействовать в
деле спа сения? Итак, отнимай образ, отрицай вочеловечение Слова, по причине коего
Оно наименовано первосвященником. Неужели находишь, что Оно священнодействует
Отцу как другому и высшему Богу? Неужели ты нашел, что Он приносит жертвы по обычаю
тех, которые избираются от человек и могут спострадать невежествующим и заблуждающим,
потому что и сами обложены немощью? Не заметил ты, что Он от всех требует в жертву
Себе и всесвятому Духу веры или исповедания веры? Скажи, неужели думаешь, что
в характере человеческого жертвоприношения требовать веры от тех, которые принесли
себя в жертву благоухания в духе? Созерцай иначе существо Бога, хотя и говорится,
что Он челове чески священнодействует в деле спасения. Ибо он восседает с Богом
и Отцом и на горнем седалище является совершенным. Тебя смущает человеческое?
И приличествующее Богу не освобождает тебя от этого смущения? Не соглашаешься
из самых дел видеть, что Еммануил есть Бог и человек, но, бесстыдно и упорно блуждая
во всяком нечестии, говоришь, что Он трудами усовершается в добродетели и понемногу
возвышается до достоинства первосвященства. Если возвысился, то ка ким образом
дошел до истощают и обнищания? Если усовершился в добродетели, то сделался совершенным
из несовершенного, и притом во времени; а все, что несовершенно, все то - худо:
а что худо, то -грех. Каким же образом написано о Нем, что не совершил греха
(1 Пет. 2, 22)? Не задал ли ты себе цель говорить о том, что подчинено? Итак,
кто, говорит (Феодорит), отправлял священство? Кто достиг совершенства в добродетели
трудами, а не по естеству совершен? Кто в испытаниях научился повиновению, а прежде
не знал его? Кто жил в благоговении, с плачем крепким и со слезами возносил молитвы
и, Сам не имея силы спасти Себя, просил о том могущего спасти Его от смерти? О
дерзост ный и беззаконнейший голос! Что сделают слезы для омытия греха тех, которые
дали себе обязанность так мыслить? Если ты принимаешь един ство, то каким образом
не знаешь, что сказано было тебе о Боге, сделав шемся человеком? Унизился Он в
тебе, и ты злонамеренно восклица ешь: Милосерд Ты Господи: не имать быти Тебе
сие (Мф. 16, 22). И таким образом услышишь слова: Иди за Мною сатана, соблазн
Ми ecu (ст. 23). Но в конце слов своих говорит (Феодорит): «Итак, это сущий
от семени Давида первосвященник, носящий в себе присоединенное и неразделимо связанное
Слово, происходящее от Отца». Каким образом говоришь, что Слово Божие присоединено
к происшедшему от семени Давида, если первосвященство приписываешь одному происшедшему
от семени Давида? Если истинно единство, то во всяком случае не два, а один Христос
и один из обоих. Итак, явно, что они притворяются испо ведующими единство, обманывая
простые умы, и признают связь внешнюю - по обитанию, связь, которая присуща и
нам, сделавшимся через Духа причастными Его Божественному естеству. Итак, отвратим
внима ние от их безумства, обратимся к правой и неповрежденной вере - к евангельским
и апостольским уставам.
11-е анафематство
Кто не исповедует плоть Господа животворящею и собственно принадлежа
щею самому Слову Бога Отца, но принадлежащею как бы другому кому, отличному от
Него и соединенному с Ним по достоинству, т. е. приобретше му только божественное
(в Себе) обитание, а не исповедует, как мы сказали, плоти, Его животворящею, так
как она стала собственною Слову, могущему все животворить, - да будет анафема.
Возражение Феодорита
Я думаю, что он представляется заботящимся об истине с той целью,
чтобы, покрыв тем лживость своего мнения, не показаться проповедую щим то же,
что проповедуют и еретики. Но ничего нет могущественнее истины, которая рассеивает
лучами своими мрак обольщения. Просве щенные этой истиною, мы разоблачим лживость
его веры. Во-первых, он никогда не упоминает о том, что плоть (Слова) разумная,
и не исповедует, что воспринятый есть человек совершенный, но, следуя уче нию
Аполлинария, всегда называет ее просто плотью; во-вторых, он распространяет в
своих речах мысль о смешении, только иными слова ми, и ясно говорит, что плоть
Господня неодушевленна. Кто, говорит он, учит, что плоть Господа несобственна
Слову Бога Отца, но как бы другому, помимо Его, анафема да будет. Из этого открывается,
что он не исповедует, что Слово восприняло душу, но только плоть, вместо же души
служило для этой плоти само Слово. Мы называем плоть Госпо да и животворною, и
одушевленною, и разумною по силе соединения с нею Божественного животворящего
естества. А он поневоле признает разделение двух естеств, когда говорит о плоти
и Слове Божием и плоть называет собственною Слову. Итак, Бог Слово не превратился
в естество плоти, но имеет собственною плоть, т. е. воспринятое естество, и через
единение соделывает его животворным.
Защищение Кирилла
Те, которые отпали по неведению от правых и истинных учений и почти
говорят: Положихом лжу надежду нашу, и лжею покрыемся (Ис. 28, 15), - проповедуют
безрассудно, забывая внушения Божествен ного Писания, которое говорит: Суд
приведет судите (Зах. 7, 9), и опять: Свидетель лжив без муки не будет
(Прит. 19, 5). Святое тело Спасителя нашего Христа мы называем животворным, ибо
оно собствен но не одному только, подобному нам, обыкновенному человеку, но и
поистине собственно Слову, все животворящему, собственно так, как если бы случилось
кому-нибудь из нас называть свое тело собственным. Но этот добрый муж, не забыв
ни одного рода злоречия против нас, хотя и согласен с тем, что я сказал, однако
же налагает на меня позор Аполлина риевой ереси и не стыдится говорить, будто
я под другими словами скрываю заблуждение о смешении или слиянии и утверждаю,
что неоду шевленна плоть, соединившаяся со Словом. Но, превосходный муж, ска жет
кто-либо и справедливо: неужели то же преступление возводишь на блаженного евангелиста
Иоанна, ибо говорит: Слово плоть быстъ (Ин. 1, 14). Так же нагло устремляешься
за него и говоришь, что не упоминает о душе разумной и плоть Господа называет
неодушевленною. Что, если услышишь слова Самого Христа, Спасителя всех нас: Аминь,
аминь гла голю вам, аще не сиесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его,
живота не имате в себе (Ин. 6, 53), и еще: Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь,
во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 56), и опять: И хлеб, его же Аз дам,
плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин. 51). Обвиняй, если угодно, и
эти слова Его! Ибо называет единственно пло тью и не делает в них совершенно никакого
упоминания о душе разум ной. А если бы ты был мудр и проницательного ума, то не
знал бы, что существо, состоящее из души и тела, т. е. человек, иногда означается
одним именем плоти. Ибо говорит: И узрит всяка плоть спасение Божие (Лк.
3, 6). Итак, когда сказано, что Слово стало плотью, знал (Феодорит), что вполне
упоминается здесь и о душе разумной. Но, как я уже сказал, он прикрылся ложью
и старается злословить, чтобы показать, что говорить нечего, потому что не знал,
что сказать против нас. Между тем отцы не так мыслили. Отцы утверждают, что Слово
Бога Отца стало человеком, соединившись с плотью, имеющею разумную душу. Соедине
ние же произошло без слияния и совершенно свободно от изменения. Ибо неизменно
Слово, рожденное от Отца. И так веруем.
12-е анафематство
Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью,
при нявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он
есть жизнь и животворящ как Бог, - да будет анафема.
Возражение Феодорита
Страдания свойственны страстному. Бесстрастное выше возможнос ти
страдать. Поэтому потерпел страдание образ раба, т. е. в соединении с образом
Бога, по соизволению его на страдание ради приобретения спасения через него по
усвоению страданий Себе Самому в силу соеди нения. Таким образом, пострадал не
Христос, но человек, воспринятый от нас Словом. Отсюда Исаия, пророчествуя, восклицает:
Человек в язве сый, и ведый терпети болезнь (Ис. 53, 3). И сам Господь
Христос говорит иудеям: Ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам
глаголах (Ин. 8, 40). Убивается не сама жизнь, но тот, кто имеет природу смертную.
И в другом месте, уча иудеев, Господь сказал следу ющее: Разорите церковь сию,
и треми деньми воздвигну ю (Ин. 2, 19). Разоренный есть тот, кто от семени
Давида; восстановило же сего разоренного единородное Слово Божие, от Отца бесстрастно
рожден ное прежде веков.
Защищение Кирилла
Естество Бога Слова, по общему исповеданию, бесстрастно. Я думаю,
что это очевидно для всякого и ничье безумие не восстанет против Слова настолько,
чтобы сказать, что Его таинственное, превысшёе при роды и возможности страдания
естество обложено нашими немощами. Но как страдание долженствовало принести спасение
миру, а Слово, рождающееся от Отца, не могло страдать в собственном естестве,
то совершает дело спасения с великим искусством, делает собственностью тело, могущее
страдать, почему и называется пострадавшим плотью, под верженною страданию, пребывая
Сам, Божественною природою, вне стра дания. Таким образом, поскольку пострадал
добровольно плотью, то и называется Спасителем всех. Так говорит Павел: Яко
да благодатию Божиею за всех вкусит смерти (Евр. 2, 9). Свидетельствует это
и св. Петр, премудро говоря: Христу убо пострадавшу за ны плотию (1 Пет.
4, 1), а не Божественным естеством. Иначе каким образом Господь славы называется
распятым? Каким образом Тот, через Которого, по словам св. Павла (Евр. 2, 10),
все сотворено, дан Богом Отцом во главу телу Церкви, даже стал перворожденным
из мертвых? Через усвоение себе страданий, которые были собственны Его плоти!
Господь же славы не может быть обыкновенным человеком и таким, каковы мы. Но ты,
быть может, скажешь, что довольно соединения (естеств) для того, что бы единого
Христа и Господа назвать пострадавшим. Итак, всем долж но исповедовать, что Слово
Божие есть Спаситель, пребывший бесстра стным в Божественном естестве, но пострадавшей,
как говорит Петр, плотью. Ибо по причине истинного соединения (естеств) для Него
стало собственностью тело, которое вкусило смерть. Иначе каким обра зом происшедший
от иудеев по плоти есть Христос и Сый над всеми Бог благословен вовеки, аминь
(Рим. 9, 5)? В чью смерть мы крести лись? В чье веруя Воскресение, получаем оправдание?
Слово Божие по собственному естеству не может умирать, даже есть самая жизнь.
Итак, неужели мы крестились в смерть обыкновенного человека и через веру в него
получаем оправдание? Или лучше, что и истинно, провозглашаем смерть Бога, воплотившегося
и пострадавшего за нас плотью, и, испове дуя воскресение, слагаем с себя тяжесть
греха? Куплены бо есте це ною (1 Кор. 6, 20), не истленным сребром или
златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1 Пет. 1,
18 - 19). И, кроме сего, можно бы многое другое говорить; нетрудно бы привести
свидетельства святых отцов. Но, я думаю, и этого довольно для научен ных. Ибо
написано: Дам премудрому вину, и премудрейший будет; сказуй праведному, и приложит
приимати (Притч. 9, 9 -10).
|