Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

АНТРОПОЛОГИЯ

ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ V BEKA

К оглавлению

Блаженный Феодорит Кирский

СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ДОГМАТОВ
Предисловие

Мед и без сравнения с чем-либо другим всякому человеку кажется сладким, а по сличении с какою-либо горечью оказывается более сладким. Все признают вожделенным здравие, но еще вожделеннее оно после болезни. И тишина приятнее после бури. Так и об истине здраво мыслящие люди знают, что она - достойное приобретения стяжание; однако же более светозарною и божественною делает ее сравнимая с нею ложь. Поэтому, так как показали мы гнусность лжи, раскрыли еретические басни и явны стали их злочестие, мерзость и невероятность, сравнив теперь с ними евангельское учение, покажем разницу между светом и тьмою, между полным здравием и самою тяжкой болезнью. Но невозможно найти подобия, приличного настоящему сравнению, по тому что и тьма, хотя не имеет света, однако же удовлетворяет необхо димой потребности людей, и ночь утрудившимся в продолжение дня доставляет упокоение. Да и болезнь для многих была полезною, пото му что, во время оной познав Спасителя и Создателя, у Него стали просить избавления от страданий и, получив просимое, позаботились о добродетели. Следствием же оных негодных басен и несказанных ху лений для верящих им бывает всевозможный вред. Поэтому невозмож но найти подобия, соответственного разности этих противоположных догматов, - лучше же сказать, можно найти одно только самое очевид ное. Ибо, каково расстояние между Богом и диаволом, такова же раз ность между учением Божиим и диавольским. И это яснее покажет сличаемая с оными баснями красота Божиих слов, издающая лучи мыс ленного света. Но прежде всего прочего надлежит сказать, чему науче ны мы о началах всяческих.

1. О начале и Отце

И Ветхозаветное и Новозаветное Писания учат, что начало всего едино, Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа, нерож денный, негибнущий, вечный, бесконечный, неописуемый, беспредель ный, несложный, бесплотный, невидимый, простой, благой, правдивый, мысленный свет, сила, никакою мерою не познаваемая, измеряемая же единым божественным изволением, потому что все то может, что из воляет. И этому ясно научил нас пророк, ибо говорит: Вся елика восхоте Господь, сотвори {Не. 113, 11).

Учитель же сказанного выше о единстве Божием - Божественное Писание. Ибо слышим - в начале законоположения говорит Бог: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя из земли Египетским. Да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 2, 3); и еще: Слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор. 6, 4). Соглас но с этим учит Бог и устами пророка Исаии, ибо говорит: Аз Бог первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога (Ис. 44, 6); прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет, и несть разве Мене (43, 10, 11), и еще: Аз Бог, и несть еще (45, 6), и: Аз есмь Бог, и несть инаго разве Мене: праведен спаситель, несть кроме Мене (21). А этим ясно обличает бредни Валентина, Марка, Василида и Маркиона. Ибо гово рит, что ни прежде Него, ни после Него нет иного Бога, но Он есть и первый и последний. Согласно же с этим божественное учение Священного Евангелия. Спаситель и Господь наш, исполняя за нас вся кую правду (ибо Сам изрек Иоанну: Остави ныне: тако бо подоба ет исполнити всяку правду (Мф. 3, 15)), как человек, и потребность молитвы принял и просил Отца научить ей апостолов, в виде же мо литвы изложил ученикам учение богословия. Ибо говорит: Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога (Ин. 17, 3), и еще: Исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных, и открыл ecu та младенцем (Лк. 10, 21). И божественный апостол так говорит: Царю же веков, нетлен ному, невидимому, единому Богу, честь и слава во веки веков, аминь (1 Тим. 1, 17); и еще: Един Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (2, 5); и также: Един Бог Отец, из Него же вся (1 Кор. 8, 6). Но можно найти весьма много и других мест, доказывающих согласие Ветхого и Нового Заветов и проповедую щих единого Бога.

Притом и Ветхого и Нового Заветов Писание учит, что Бог неви дим. Ибо в Ветхом Завете говорит Бог Моисею: Никто же узрит лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20); и в Священном Евангелии сказал Господь: Не яко Отца видел есть кто: токмо Сый от Бога, Сей виде Отца (ИН. 6, 46). Это взывает и богомудрый евангелист: Бога никто же виде нигде же (1, 18); показывает же, и откуда узнал это: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда. Да и апос тол взывает: Нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу слава и честь во веки веков, аминь; и еще: Его же никто же виде есть от человек, ниже видemu может (1 Тим. 6, 16).

И бесконечность, и неописуемость Божию узнали также и из Вет хого и из Нового Заветов. И в Ветхом Завете говорит Бог: Еда небо и землю не Аз наполняю? глаголет Господь (Иер. 23, 24), и еще: Небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созижде те Ми? глаголет Господь, и кое место покоища Моего? (Ис. 66, 1) Да и божественнейший Давид взывает: Яко в руце Его вся концы земли (Пс. 34, 4); и, как рукою назвал действенность Божией силы, так показал, что Сам Бог ничем не описуем, но все зависит от Его Про мысла. А в другом песнопении Давид говорит Богу: Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138, 7- 10). Это же показывает нео писуемость и сущности, и силы Божией. И пророк Исаия взывает: Содержай круг земли и живущия на ней аки пруги (Исх. 40, 22). И еще, обличая бессилие идолов, пророк предложил нам следующее уче ние о Боге всяческих. Кто, говорит он, измери горстию своею воду, и небо пядию, и всю землю горстию? кто постави горы в мериле, и холмы в весе? кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже настави Его? или кто показа Ему суд? или путь разу мения кто показа Ему? (22, 14) Потом, сколько возможно для чело веческого ума и для перстного языка, представляет бесконечность могущества, ибо говорит: Аще ecu языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и яко плюновение вменятся: кому упо добите Господа, и коему подобию уподобите Его? (15, 18) Если же небо, земля и воды заключают в себе всякое тварное естество и ме рою всему этому мера руки Божией, то предприемлющие измерять Бога устами своими пусть сообразят в уме бесконечность этого Есте ства, разумея подрукою не часть тела, но самодеятельность, все устро яющую и всем управляющую. Итак, этому о Боге всяческих учит Писание Ветхозаветное. А иной отыщет и другие подобные приведен ным места, открывающие нам неописуемость и сущности, и премудрос ти, и силы Божией. В Священном же Евангелии подобному представ лению о Боге научил Господь самарянку. Поскольку предполагала она, что Божество описуемо местом, и потому сказала: Отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех кланяти ся подобает (Ин. 4, 20), то Господь преподал ей противоположные этому учения и научил неописуемости естества Божия. Ибо сказал ей: Аминь глаголю тебе, жено, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу (21). А таким обра зом научив, что богослужение не ограничивается какими-либо места ми, присовокупил: Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (24). Так показал вместе и бесплот ность и беспредельность естества Божия.

А что Бог всяческих и вечен, этому учит блаженный Давид, то говоря: От века и до века Ты ecu (Пс. 89, 3), то взывая: Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век (Пс. 54, 20). Научает же и пророк Исаия, взывая: Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его (Ис. 40, 28). А божественный апостол исповедует Его и Творцом веков (Евр. 1, 2). И Господь говорит, что не только само естество Божие суще ствует прежде твари, но и царство святым уготовано до сложения мира (Мф. 25, 34).

Этому о Начале всяческих научились мы и из Ветхозаветного и Новозаветного Писаний. Не признаем ни сочетаний, смешений и ис чезновений эонов мужского и женского пола, как баснословят Вален тин и Василид, ни различных и сопротивных начал, как учат Кердон, Маркион и Манес, но знаем единое Начало, одно и то же и благое и праведное, как докажем впоследствии.

2. О Сыне

Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной - Слово, иной - Христос и еще иной - Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тва рью, как богохульствуют Арий и Евномий, потому что Божественное Писание называет Его единородным; если же Он сотворен, то не едино роден, но и тварь и все части твари - собратия Ему. Если Он единоро ден, то не имеет ничего общего с существами тварными.

А что Сын единороден, научил этому Сам Единородный, сказав: Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16); и через несколько слов: Веруяй в Онь, несть осужден: а не веруяй, уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия (18). Евангелист же сказал так: И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (1, 14), потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотью обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит евангелист: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (18).

А Креститель взывает: Веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (3, 36). И все апостолы именуют Его подлинным и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно прогремев с неба, показал подлинность рождения, ибо изрек: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволил (Мф. 3, 17; 17, 5). И что говорю о Крестителе, о Евангелисте, о прочих апостолах и о Боге всяческих? Даже отец лжи - диавол не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: Аще Сын ecu Божий (4, 6); побежденный же, узнав, Кто Он, не сомневаясь взывает: Что нам и Тебе, Сыне Божий! Пришел ecu прежде времени мучити нас (8, 29); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: Сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают вам путь спасения (Деян. 16, 17); рабами же назвал апостолов Христовых, узнав это от них самих, ибо слышал, что так говорит и пишет божествен ный Павел. Ибо говорит он: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол (Рим. 1, 1); Павел и Тимофей раби Иисус Христовы (Флп. 1,1). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся называть Сына тварью усиливаются опровергнуть само наименование Отца.

А что и божественные мужи именуют Сына Вышним, об этом можно слышать у Захарии, который говорит сыну своему: И ты отроча, про рок Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицем Господним, уготоваши пути Его (Лк. 1, 76). Великий же Иоанн предшествовал не Богу и Отцу, но единородному Сыну - и в этом свидетель сам Иоанн, ибо, спро шенный, Христос ли Он, сказал: Несмь аз Христос, но послан есмь пред Ним (Ин. 3, 28). И богомудрый Давид говорит Сыну: Да познают, яко имя Тебе Господь. Ты един Вышний по всей земли (Пс. 82, 9). Ибо если Сын есть Господь, а по слову божественного апостола, един Господь Иисус Христос, Имже вся (1 Кор. 8, 9), и един Господь, едина вера (Еф. 4, 5), то Сын, как скоро Он - Господь, есть также и Вышний.

Но об этом много было сказано нами вопреки Арию и Евномию, когда к ним обращалась речь наша. Поэтому перейдем к настоящему учению и покажем, что един и тот же, как научены мы, есть и Господь и Единородный, и Бог Слово, и Спаситель, и Иисус.

Изводим же на среду Петра, который первый подтвердил эти наиме нования, потому что первый из апостолов, вопрошенный Спасителем: Вы же кого Мя глаголете быти? (Мф. 16, 15), отвечал: Ты ecu Хрис тос, Сын Бога живаго (16). А божественный евангелист Иоанн одного и того же называет и предвечным Словом, и единородным Сыном, и Зиждителем всех, и Христом Иисусом. Ибо говорит: В начале бе Сло во (Ин. 1, 1), а этим выражается вечность, потому что сущее в начале, очевидно, было всегда. И не сказал «в начале пришло в бытие», или «в начале сотворено», но в начале бе. Научает же, что именно бе, ибо присовокупил: И Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Потом возвращает ся к сказанному впереди и говорит: Сей бе искони к Богу (2). И как общностью имени показал единосущие, так словами «Бог к Богу» дал видеть разность лиц. Этого Бога к Богу евангелист неоднократно на звал и единородным Сыном, и Иисусом Христом. Да и премудрый Павел говорит так: Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом: да подзаконным искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4, 4 - 5); и еще: Егда благоволи Бог, избравши мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне (1, 15, 16). Можно же найти и тысячи подобных изречений, в которых апостолы одного и того же именуют и Христом, и вечным Сыном, и совечным Отцу. Научая этому, тот же самый учитель Павел показывает, что Сын Божий есть первый Творец веков, ибо говорит: В последок дний сих глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2).

Поэтому же не хотящие божественное представлять себе боголепно думают, что Сущему от Бога невозможно быть совечным Богу; потому что, держась неразумного мнения, будто бы естество божественное под лежит закону естества человеческого, предположили:, что Отец старше Сына: то божественный апостол посредством некоего подобия ясно по казывает, что единородный Сын и от Бога, и совечен с Богом, потому что нарек Его сиянием славы (3), а сияние имеет бытие от огня и сопребыва ет с огнем. Вместе с огнем происходит сияние, и вместе с солнцем - луч, ибо как скоро солнце, так скоро и лучи, но причина лучей - солнце, и причина сияния - огонь, потому что не солнце от лучей, но лучи рожда ются от солнца и сияние бывает от огня. Так единородный Сын, хотя рождается от Отца, но соприсущ Родившему, как слово уму, как сияние огню, как луч солнцу. Но слово, сияние, луч не самостоятельны сами в себе, имеют же самостоятельность в том, от чего произошли. А Бог Слово, сияние славы, есть не какая-либо несамостоятельная сила Отца, но живая, сама по себе самостоятельная ипостась, потому что именуется не просто Словом, но Богом Словом и есть не только сияние славы, по и образ ипостаси. Поскольку Божественного невозможно было в ясности изобразить одним подобием, то узнаем это в некоторой мере из многих подобий. И апостол, сказав; Сияние славы, научает совечности, а сказав: Образ ипостаси, как показывает точное сходство, так научает и разности ипостасей, наименовав же Словом, изображает бесстрастность рождения. Чтобы нам, слыша о Сыне, не впасть в человеческие догадки и не поду мать, что Зиждитель всяческих рожден подобно нам, евангелист нарек Его Словом, научая этим, что это рождение свободно от всякой страсти, потому что наш ум, рождая слово, не имеет нужды в общении с женою, не терпит какого-либо сечения или течения, но, будучи совершенным, произ водит совершенное слово. Поэтому научаемся через это и бесстрастию рождения, и вечности Единородного.

А что Сын равномощен Родившему и во всем Ему подобен и ра вен - это нетрудно узнать из учения Самого Господа. Ибо говорит: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17); и: Яко же Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет живит (21); и: Вся, елика иматъ Отец, Моя суть (15, 16); и: Аз во Отце, и Отец во Мне (14, 10); и: Видевый Мене, виде Отца (9). Этими изречениями Господь ясно показал неразличаемое подобие, потому что Филиппу, про сившему показать Отца, указал на Себя, научая тем, что Сам Он есть живой образ Родившего, ясно показывающий в Себе черты Родившего. Поэтому сказал Филиппу: Толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене Филиппе? (9) То есть, взирая на Меня, желаешь еще видеть Отца. Значит, не познал ты Меня. А если бы познал Меня, то не пожелал бы видеть Отца, потому что во Мне созерцается Отец. Поэтому-то присо вокупил: Видевый Мене, виде Отца.

Видением же назвал здесь созерцание веры. Толико время с вами есмь, говорит Господь, и не познал ecu Мене, Филиппе. Не сказал: «Не видел», но говорит: Не познал. Ибо Филипп видел видимое, но не созерцал невидимого Божества, почему и обвинен как не познавший в точности Сына и поэтому возжелавший видеть Отца.

Но если будем против всякой ереси приводить доказательства, то наполним обличением не десять и не двадцать только книг. Против этих ересей прежде уже написали мы двенадцать слов, а сверх этого теперь показали цель и нравственного, и прочего богословия и учения.

3. О Святом Духе и о Божественных именах

Поэтому узнали мы, что Дух Святой от Бога и Отца имеет бытие, но в образе происхождения не подобен ни твари, потому что всесвя той Дух не создан, ни единородному Сыну, потому что никто из бого носных происхождение Божия Духа не нарек рождением. Священные слова научают нас, что Дух Святой - от Бога и Божественен. Это говорит о Нем Владыка Христос: Уне есть вам да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16, 7); и еще: Егда же приидет Утешитель, Дух истины, Иже от Отца исходит (15, 26), наставит вы на всяку истину (16, 13). Сказав: от Отца исходит, показал, что Отец - источник Духа; не говорит же: «изыдет», но: исходит, показывая тождество естества, нераздельность и безразлич ность сущности и единение ипостасей. Ибо исходящее неотлучно от того, от кого исходит.

Божественный же апостол сказал о Духе следующее: Дух вся испы тует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10). И, чтобы испытание не счел кто следствием познания, присовокупил: Никто же весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никто же весть, точию Дух Божий (11). Так засвидетельствовав о ведении Духа, показывает, откуда имеет Он бытие. Ибо сказал: Мы не духа мира прияхом, но Духа иже от Бога (12). Этим не перестает сопоставлять Его с Отцом и Сыном, никогда же не сопоставлял с тварью, ибо не признавал Его частью твари, не именует и первою тва рью, как богохульствовали Арий, Евномий и Македонии. Напротив того, указуя дары божественной благодати, апостол сказал так: Разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойж де есть Бог, действуя вся во всех (1 Кор. 12, 5 - 6). Потом, показав, что дарования раздаются туне, присовокупил: Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (11), т. е. Всесвятый Дух не рабское совершает служение, но имеет владыче ственное достоинство, не прислуживает, но содействует и действует владычественно.

Так и в конце второго Послания к Коринфянам апостол слагает такое благословение: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами, аминь (2 Кор. 13, 13). И в первом послании поставил Духа на первом, а здесь на последнем месте, научая этим, что порядок имен не делает различия в достоинствах. И в настоящем месте Сына предпоставил Отцу, не извращая тем порядка, какой постановил Господь, но показы вая равночестность Троицы.

И на апостолов снисшел Дух боголепно. Ибо сперва поколебал дом, давая разуметь Божне присутствие, потому что о Боге всяческих гово рит пророк: Призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103, 32). А потом в виде огненных языков воссел на апостолах, как некогда древле, по словам Моисея, явился Бог в купине. И как горящая купина не истреблялась, так и языки апостолов не испытывали на себе пожига ющей силы. И божественнейший Петр, узнав это не словом, но делом, при изобличении воровства Анании, назвал Духа Богом. Ибо сказав: Почто сатана обольстил сердце твое, солгати всесвятому Духу? (Деян. 5, 4) - присовокупил: Не человеком бо солгал ecu, но Богу (5).

Согласно же с этим сказано о Духе и богомудрым Павлом, потому что уверовавших, в которых вселилась благодать Духа, нарек храмами Божиими. Не весте ли, говорит он, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16) И еще: Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога? (6, 19) А это прямо показывает, что Всесвятой Дух - Божия естества. Ибо, если уверовавшие называются Божиим храмом, потому что приня ли благодать Духа, то Дух Святой - от Бога, потому что те, в ком вселилась благодать, наименованы храмом Божиим.

Но яснее достоинство Духа показывает нам Господь. Ибо, научая таинству крещения, так изрек ученикам: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). А если бы Сын или Всесвятой Дух имели тварное естество, то не сопричис лялись бы Они к сотворившему Богу, потому что слова Божий обвиняют послуживших твари паче Творца. Для того и Единородный вочелове чился, чтобы избавить людей от этой прелести и научить различию меж ду Богом и тварью. Уничтожив же поклонение твари, не повелел бы Он снова поклоняться естеству тварному. Ибо всего неуместнее отвлечь людей от богов несуществующих и снова приводить их к служению тварям. Поэтому явно, что и Сын, и Всесвятой Дух имеют не тварное естество. Поэтому-то и научаемся веровать в Отца и Сына и Святого Духа. Поскольку первого человека сотворил не один Отец, но и Сын и Святой Дух, ибо сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), то и при воздаянии, при совершении нового творе ния справедливо с Отцом иметь участие и Сыну и Всесвятому Духу, и призывание Троицы обновляет каждого из крещаемых.

Но о Святом Духе против еретиков, лишенных благодати Духа, напи сал я три слова и считаю излишним распространяться здесь, потому что остающиеся еще главы требуют, чтобы на них обращено было слово. Поэтому и перейду к ним, предпоставив истолкование Божественных имен. Поскольку люди несмысленные, не зная значения еврейских имен, думали, что Адонаи, Элои, Саваоф суть разные боги, то, думаю, кстати будет показать незнающим, что значит каждое из этих имен на нашем языке. Итак, имя Элоф толкуется Бог, а Элои - Бог мой. И имя Иль, произносимое без дыхания, значит также Бог, а с придыханием - Бог крепкий. И Адонаи значит Господь, а Господь Саваоф толкуется Гос подь сил или Господь воинств, потому что у эллинов ряды воинов называются силою. А Шаддаи значит достаточный и могущественный, и Аио - сущий. Имя это у евреев было непроизносимо, самаряне же выговаривают его Иахве, не зная силы этого речения. Не уразумев этих наименований, маломысленные приняли их за названия разных богов. Мы же перейдем к остальной части сочинения.

4. О творении

Прежде всего надлежит доказать, что есть Создатель твари, не обра зовавшийся, как баснословил Валентин, по Ахамофовой страсти и по изникновении тридцати пяти эонов родившийся вследствие взаимного общения и страсти, а также и не какие-либо ангелы, по учению Васили да, Керинфа и других, состоящие, как говорят они, под начальством Иадаваофа, создали тварь. Не говорим и с мерзким Маркионом, будто бы, кроме благого Творца, есть некий иной.

Напротив того, и сами научены, и других учим, что все создал Бог всяческих с Единородным Словом и Всесвятым Духом, потому что Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс 32, 6). Ив другом месте, упомянув о видимой и невидимой твари и повелев песнословить Творца, Давид присовокупил: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (9); и еще: Простирали небо яко кожу. Покрывали водами превыспренняя Своя (Пс. 103, 2 - 3); и че рез несколько слов: Основали землю на тверди ея (5); и еще: Со творшему небеса разумом, утвердившему землю на водах (Пс. 135, 5 - 6). И прежде Давида великий Моисей еще удостоверительнее на учает нас, что сей Бог сотворил небо и землю со всеми стихиями, что Он создал естество света и украсил небо светилами, а землю лесами, лугами и жатвами. Он же произвел и роды животных, и птицам местом жительства определил воздух, плавающим отделил влажную сущность, а скотам и зверям - сушу, и что после всего создал и естество челове ческое. Согласно же с этим учат нас и все пророки. Исаия взывает: Сотворивши небо, и водрузивши е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людям, и дух ходящим на ней (Ис. 42, 5); и еще: Поставивый небо яко камару, и простер е, яко скинию (40, 22). И Сам Бог говорит устами его: Распрострох небо един (44, 24). А блаженный Иеремия сказал так: Сей Бог показавый землю (Иc. 45, 18), наполни ю скотом двуножным, и четвероножным. Посылаяй свет, и идет, при зва его, и послуша Его с трепетом (Вар. 3, 33 - 34).

Но нет мне нужды в пророческих изречениях, потому что прежде закона и пророков обучила этому людей сама природа. И тот древний Мельхиседек так сказал, благословляя Авраама: Благословен Авраам Богом вышним, Иже созда небо и землю (Быт. 14, 19). И сам патриарх то же изрек содомлянам: Воздвигну руку мою к Богу вышнему, Иже сотвори небо и землю (22). И еще Авраам, посылая служителя для сговора невесты, сказал ему: Положи руку твою под стегно мое. И заклену тя Господем Богом небесе и Богом земли (24, 23). И муже ственный Иов, еще до законоположения отличившийся добродетелью, признавал Создателем истинного Бога. Ибо говорит: Прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли (Иов 9, 8). Да и Сам Подвигопо ложник победоносного сего подвижника научает многому о твари.

Но чтобы не приемлющим Ветхозаветного Писания не подать слу чая прекословить сказанному, перейдем к Писанию Новозаветному и покажем, что оно говорит согласно с Ветхозаветным. Таким образом, окажется, что те и другие токи имеют один источник. Поэтому выслу шаем, как богомудрый Иоанн повествует, что все приведено в бытие Словом. Ибо Иоанн говорит: Без Него ничто же быстъ, еже быстъ (Ин. 1, 3). Выслушаем и божественного Павла, который взывает: Яко Тем создана быша всяческая, видимая и невидимая (Кол. 1, 16); и еще: Им же и веки сотвори Отец (Евр. 1, 2). И, говоря народу в Ареопаге, сказал он так: Бог сотворивый мир и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь Сый, не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человечес ких угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся: сотворил же есть от единым крове весь язык человечь, жити по всему лицу земли (Деян. 17, 24 - 26). И в Листрах намеревавшимся принести жертву Павел сказал следующее: И мы подобострастны есмы вам человецы, благовествующе вам от сих суетных обращатися к Богу живу, Иже сотвори небо и землю и море и вся яже в них (14, 15). И в последующих за этим словах заключается та же мысль.

Но излишнее дело - распространяться об этом и из Божественного Писания приводить многие свидетельства, потому что и у эллинов особен но отличившиеся любомудрием утверждали, что Бог есть Создатель. И Сократ, сын Софронискин, и Платон, сын Аристонов, и их преемники, и весьма многие другие держались этого мнения, утверждали же, что Бог средства к созиданию заимствовал в готовом уже веществе материи. По этому и в этом отношении покажем превосходство церковных догматов.

5. О веществе

Итак, эллинские философы, как сказал я, утверждают, что все созда но из готового вещества. Но, называя его совечным Богу, виновником его именуют Бога; не провозглашают же вещества злым, по злочести вому учению Маркиона и Манеса, потому что почитают весьма вели кою хулою утверждать, будто бы творец зла есть Бог. И эти философы заслуживают, может быть, некоторого извинения, как не слышавшие пророческих глаголов, не имевшие руководителями божественных апо столов, ведение же сущего предоставившие одному рассудку.

Но какое наказание, достойное своего нечестия, понесут еретики, ко торые имели в руках Божественное Евангелие и бежали от света его, возлюбили же тьму, подобно нетопырям? Им, заградившим слух свой и не хотевшим выслушать словес Божия Духа, должно было по крайней мере поддерживать мнение тех философов и хотя допускать вещество, однако же не называть его злым.

Но и мнение философов служит признаком немощи человеческого рассудка. Поскольку у людей всякое искусство имеет нужду в готовом веществе: и гончарному нужна глина, строительному нужны камни и кирпичи, плотничному и корабельному - деревья, ткацкому - шерсть, кожевенному - кожи, живописному и лепному - краски; одним сло вом сказать, всякое искусство требует пригодных ему веществ, - то малосмысленные сии предположили, что и Бог не может созидать без вещества, и не поняли, какова разница между человеком и Богом и что невозможно образу иметь все, что имеет первообраз, и что человек, как образ, созидает из существующего, а Бог из существующего и несуще ствующего. И этому ясно научило нас Божественное Писание. Ибо апостол говорит: Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти (Евр. 11, 3); и еще: Нарицающий не сущая яко сущая (Рим. 4, 17).

Описавший же миротворение ясно показал, что Создатель сотворил из не сущего и что из сущего, именно же учит он, что небо, землю и прочие стихии сотворил Бог из не сущего. Ибо говорит: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А также и свет создал из ничего. Сказано: Рече Бог: да будет свет, и быстъ свет (3). А твердь произвел из приведенного уже в бытие. Ибо рече Бог: да будет твердь посреде воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды (6). И семенам и растениям повелел произрасти из земли, рече: да прорастит земля бы лие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, ему же семя его в нем по роду и по подобию на земли (11). Так произвел и роды бессловесных животных, и именно из вод - животных, летающих по воздуху и живущих в водах и так называемых водоземных; рече: да изведут воды гады душ живущих, и птицы лета ющия по тверди небесней (20); а из земли произвел четвероногих и пресмыкающихся, ибо сказано: Да изведет земля душу живу, четверо ногая, гады и скоты (24). Человека же сотворил из сущего и из не сущего, потому что тело образовал, персть взем от земли (2, 7), душу же создал из не сущего. Ибо душа не подобосущна сотворившему ее Богу, как учит злочестивый Маркион, но сотворена из ничего.

Бог без всякого затруднения созидает что Ему угодно; и силы Твор ца не надлежит измерять тем, что приведено уже в бытие; для Него не трудно произвести и во много крат больше этого. И это дал разуметь богомудрый Давид, ибо говорит: Вся елика восхоте Господь, сотвори (Пс. 113, 11); не сказал, что был в силах, но: Елика восхоте, потому что сила Его равномерна изволению, поэтому и созидает не только из суще го, но и из не сущего. Поэтому-то учение о веществе изгнано из догма тов Истины. И осуждающие тварь, предпринимающие клевету на все стройное создание и поэтому вводящие учение о веществе пусть слы шат слова Божии взывающие: Виде Бог вся, елика совори: и се добра зело (Быт. 1, 32). Ибо ничто из получившего бытие от Бога по есте ству не зло. Но учение об этом раскроем впоследствии, а между тем скажем кратко о баснословном учении об зонах.

6. Об зонах

Валентин, Секундин, Марк и их преемники утверждают, что многие зоны старше Создателя, не из божественных слов узнав это, но сложив эти басни. Но не разумели эти малосмысленные, что эон не есть какая-либо самостоятельная сущность, означает же некое притяжение времени, то бесконечного, когда говорится о Боге, то соразмерного твари, иногда же и жизни человеческой. О них говорит божественный Давид: Век наш в просвещение лица Твоего (Пс. 89, 8). О твари же сказует Гос подь: Се Аз с вами есмь до скончания века (Мф. 28, 20). И о Боге всяческих говорит опять блаженный Давид: от века и до века Ты ecu (Пс. 89, 2), т. е. не имеешь ни начала ни конца. И поскольку эон (век) означает некое протяжение, то, чтобы не подумал кто по неразумию, буд то бы прежде эонов не было Бога всяческих, тот же пророк в другом псалме сказал: Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век (Пс. 54, 20).

Поэтому Бог всяческих, Создатель всего не после тридцати эонов произошел от страсти Ахамофовой, вслед за осмерицею, десятерицею, дванадесятерицею, Ахамофою, пределом, Сыном и Духом. Напротив того, Он прежде всех эонов, не этих мерзких баснословно производимых от взаимного совокупления, но означающих всякое, какое бы то ни было, протяжение.

Поэтому-то блаженный Павел Отца и Сына нарек Творцом веков, ибо говорит: Глагола нам в Сыне, Его же положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Словом жесотвори апостол означа ет не сущность эонов, но то, что никто не старше Бога всяческих. И в другом месте говорит он: Царю веков, нетленному, невидимому, едино му Богу, честь и слава во веки веков, аминь (1 Тим. 1, 17) - и этим не внушает той мысли, что есть какие-то самостоятельные зоны, но провоз глашает вечное Божие Царство. И тот же еще апостол говорит: Пре мудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век (1 Кор. 2, 6 - 7). Если же таинство домостроительства, по Божию определению, раньше веков, то крайнее нечестие говорить о Боге всяческих, что Он позднее веков. И пророк Исаия взывает: Бог вечный, устроивый концы земли (Ис. 40, 28), и еще: От века не слышахом, ниже очи наша видеша Бога, разве Тебе (64, 4). Поэтому прежде эонов Бог, Создатель всяческих.

7. Об ангелах

Ангелов же не боготворим, подобно эллинским стихотворцам и фи лософам, естества бесплотного не делим на женский и мужской пол, осуждаем непотребные смешения невидимых сил, не признаем их, как баснословят еретики, творцами твари, не утверждаем, что совечны они с Богом всяческих.

Людям нужен женский пол для размножения рода. Ибо, предвидя это, Бог всяческих так устроил человеческое естество, почему и произ нес это благословение роду, сказав: Распштеся и множитеся, и напол няйте землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Поскольку смерть расхищает род человеческий и, подобно какому-то жнецу, пожинает не только старых, но и юных, то естество наше по необходимости возыме ло нужду в делателях и сеятелях, которые на место пожатых произво дили бы другие колосья и своим деланием не уступали победы рукам жнущего. Для естества же бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размноже нии и, как не облеченные телом, - в совокуплении. И учителем это му - Божественное Писание. Ибо не двух только ангелов, как двух человеков, создал Бог вначале, но произвел многие десятки тысяч, сколько Ему было угодно, потому что не подлежащее тлению естество не требу ет размножения. Люди же, имея смертное тело и подлежа смерти, необ ходимо имеют нужду в женском поле.

И ни один сластолюбец да не возводит обвинения на ангелов, по невежеству в предлоге к хуле взяв повествуемое премудрейшим Моисеем: Видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша из них себе жены (Быт. 8, 2). Ибо крайнее неразумие - непотребство лю дей приписывать ангелам. Два рода людей было тогда: род Каинов и род Сифов, и род Каинов был проклятый, а род Сифов имел попечение о благочестии, потому что Енос, сын Сифов, упова призывати имя Госпо да Бога (Быт. 4, 26). С этого времени происходившие от него, именуясь сынами Божиими, стали избегать смешения с родом Каиновым. По про шествии же многих лет потомки благочестивых, увидев привлекатель ных дочерей этого рода, препобеждены были красотою, нарушили отечес кие законы и стали вступать с ними в супружество. Потом смешение это ввело порочную жизнь. Поэтому, слыша, что в Божественном Писании говорится: Вхождаху сынове Божии к дщерям человеческим (Быт. 6, 4), не будем обвинять бесплотных ангелов, потому что на беззаконие отваживались люди, именовавшиеся сынами Божиими. А что это действи тельно так, свидетель в том Сам Бог всяческих, изрекший так: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (3). И историог раф говорит также: И виде Господь землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли (12). И Ною изрек Бог всяческих: Се Аз погублю всяку плоть (13, 17) - и, повелев построить ковчег, присово купил: Яко тя обретох праведна в роде сем (Быт. 7, 1). Если бы согре шили ангелы, то законоположник правды не наказал бы за это людей, и притом не десять, двадцать, сто человек, но несчетные их тысячи.

Поэтому ангельское естество не имеет нужды в женском поле ни для размножения, ни для смешения. Божественное Писание учит, что ангелов - многие десятки тысяч. Сказано: Тысяща тысящъ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10). Служение же ангельс кое есть песнопение. Ибо о Серафимах блаженный Исаия говорит, что взываху и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля и славы Его (Ис. 6, 4); о Херувимах же сказал божественный Иезекииль, что слышал глаголющих: благословенна слава Господня от места ея (Иез. 3, 12). Но не только песнословят ангелы, а и служат божественным домостроительствам. И этому научил нас премудрейший Павел: Не ecu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? (Евр. 1, 14) Да и Сам Господь изрек в Священном Евангелии: Блюдите, да. не презрите единого от малых сих, наименьших из верующих в Меня: аминь глаголю вам: ангели их ежедневно видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18, 10). А бого мудрый пророк Даниил, лучше же сказать, не он, но беседующий с ним ангел, некоторых из них называет князьями народов. Ибо говорит: Князь персский стояше противу мне (Дан. 10, 13); упоминает же о князе эллинском и присовокупляет, что ему, ходатайствующему пред Богом об освобождении иудеев, не помог никто другой, кроме Михаила, князя их. И великий Моисей в песни своей сказал: Егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих (Втор. 32, 8). А из того, что сказано Даниилом и что изречено Господом, должно заключить, что некоторые из ангелов покровитель ствуют народам, а некоторым вверено попечение о каждом человеке порознь, чтобы не вредили и не делали им зла губительные демоны.

Веруем же, что ангелы сотворены Богом всяческих, ибо этому научены мы. Песнопевец Давид, призывая ангелов и небесные силы, песнословя Бога всяческих, присовокупил: Той рече, и быша: Той повеле, и создаша ся (Пс. 148, 5); и еще: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4). А три отрока, в печи благословляя Бога, к обще нию в песнопении призывали всю тварь, и прежде всего ангелов. Песнь отроков начинается так: Благословите вся дела Господня Господа, пой те и превозносите Его во веки (Дан. 3, 57). Потом непосредственно за этим присоединяют отроки: Благословите ангели Господни Господа (58), научая этим, что и ангелы составляют часть дел Божиих. Божественный апостол яснее преподал нам это, ибо, упомянув о Господе нашем Иисусе Христе, присовокупил: Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, и, оставив видимое как известное, перечисляет чины невидимые, аще престолы, аще господствия, аще нача ла, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1, 16).

Так научены мы мудрствовать и об ангелах.

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова