АНТРОПОЛОГИЯ
ВОСТОЧНЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ V
BEKA
К оглавлению
Кердон и Маркион, восставая против Создателя, узаконили девство,
чтобы посредством брака не приращалось
Его создание. А Манес н звал брак содейственником вещества и потому повелевал
жить в девстве. Сатурнин же и Татиан явно называли брак диавольским. Но Влыдыка
Бог не постановил законов о девстве, ибо знал, что оно выше естества, похвалами
же девству побуждал желающих к подвигу. Когда апостолы сказали: Аще тако есть
вина человеку с женою, лучше есть не женитися, тогда Господь изрек им ответ:
Не вcu вмещают словесе сего, но имже дано есть: суть бо скопцы, иже из чрева
материя родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы,иже
исказиша сами себецарствияради Божия (Мф. 19, 10 - 12). Говорил же это об
отсечении не телесных членов, но непристой ных помыслов. Потом присовокупил: Могий
вместити да вместит.
Поэтому и божественный апостол, рассуждая о девстве, говорит: По
веления Господня не имам, совет же даю, яко помилован от Господа верен быти
(1 Кор. 7, 25), т. е. советую, а не узакониваю, и советую, не сам собою на это
отваживаясь, но в содействие проповеди приняв Божие определение. Мню убо сие
добро быти человеку, тако быти (26). Сказал же мню, не сомнение выражая
касательно того, что советовал, но смягчая слово, чтобы не стало оно законом,
ибо закон бывает и нарушаем и нарушение закона навлекает наказание. Поэтому-то
апостол сказал мню, чтобы слову своему дать вид совета, а не закона. Потом
показывает, что назвал он добром. Привязался ли ecu жене? не ищи разрешения:
отрешился ли ecu жены? не ищи жены (27). Так апостол, предвидя губительный
яд еретического учения, уготовляет предохранительное вра чевство. Поэтому сперва
подтвердил закон о браке, а потом предложил советы о девстве. Чтобы не подумал
иной, будто бы, осуждая брак, узако нивает хранение чистоты, по необходимости
подтвердил он закон о бра ке, сказав: Не ищи разрешения. Но выразившись
также точно и о хране нии чистоты и сказав: Не ищи жены, не остановился
на этом определе нии, но присовокупил: Аще ли же и оженишися, не согрешил ecu:
и аще посягается дева, не согрешила есть (28). Советую избегать брака, но
не как беззакония, а побуждаю к жизни совершеннейшей. Указывает же и выгоду девства,
ибо о вступающих в супружество сказал: Скорбь плоти имети будут таковии.
Оженившийся вовлекается во многие заботы, имея попечение не только о жене, но
и о детях, о служителях и служан ках. И это выражая, сказал апостол: Скорбь
плоти имети будут тако вии. Но обнаруживает и собственное свое сердоболие,
ибо сказал: Аз же вы щажду, и через несколько слов: Хощу же вы безпечалъных
быти (32). Потом делает сравнение и сличение между оженившимся и возлю бившим
жизнь безбрачную. Неоженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви:
а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене, разделися жена и дева. Не посягшая
печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом, а посягшая
печет ся о мирских, како угодити мужу (32 - 34). Этим апостол ясно показал
пользу девства. Ибо повелевает не потому убегать супружества, что оно противозаконно,
а потому пребывать в девстве, что оно свободно от забот. Мысль о женившихся, делясь
на многое, затрудняется в том, чтобы преуспевать в жизни строгой и совершенной.
Избравшие же жизнь оди нокую всю мысль обращают на попечение о божественном. Но
апостол продолжает и показывать пользу этого учения, и отклоняет мысль о законной
необходимости его. Сие же на пользу вам самем глаголю: да не сило вам наложу
(35). Не нуждою влеку против воли, но показываю происходящую от этого пользу.
Поэтому-то присовокупил: Но к благо образию и благопристпупанию Господеви безмолвну
(35). Кто свободен от ига супружеского, тот удобно несет это иго, потому что ничто
другое не отвлекает его от благого усердия. И апостол продолжает обличать законоположение
злоименных еретиков. Ибо говорит: Аще ли же кто бозобразити о деве своей непщует,
аще есть превозрастна, и тако должна есть быти: еже хощет, да творит, не согрешает,
аще посягнет. А иже стоит твердо сердцем, не имый нужды, власть же имать о своей
воли, и се разсудил есть в сердце своем, блюсти деву свою, добре творит (36
- 37). Сказанное не имый нужды значит: кто не состоит под властью другого,
потому что слугам делать, что хотят, препятствуют гос пода. Так апостол, дав полную
свободу желающему выдать дочь свою замуж или соблюсти в чистоте, присовокупил:
Тако и вдаяй браку, добре творит, а не вдаяй лучше творит (38). Таковым
уставом о девстве научены мы богословами: они не осуждают брака, но советуют желаю
щим предпочесть жизнь беззаботную.
25. О браке
Почитаю уместным же и коснуться законов о браке, и обличить Дерзость
осуждающих его. И самой разности полов достаточно к указанию причины создания.
Для этой цели Творец всяческих создал жену, почему и нарек ее помощницею. Ибо
сказал: Сотворим Адаму помощ ницу по нему (Быт. 2, 18). Не только же создал,
но и сочетал ее с мужем по закону, и ныне остающемуся в силе, привел ее к мужу,
Сам стал невестоводителем и другом жениха, Сам, как бы в некий дар браку, признес
следующее благословение, сказав: Раститеся и множитеся, и наполните землю,
и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Это было первое благословение, принятое родом
человеческим от Бога всяческих. И через многие годы впоследствии, наводя конечную
гибель потопом, не одним мужам, но и женам в равном числе с мужами повелел войти
в ковчег и по прекращении наказания возобновил первоначальное благо словение.
Ибо и им сказал: Раститеся и множитеся, и наполните землю (9, 1). И патриарху
Аврааму, изведя его из земли отечественной, повелел воззреть на звезды небесные
и обетовал соделать людей им равночисленными, ибо сказал: «Сделаю семя твое, как
звезды небесные по множеству и как песок на краю моря». А если бы брак был предосу
дителен, Владыка Бог не узаконил бы его вначале, чадородие не назвал бы благословением.
Ибо для того Ветхозаветным не воспрещалось иметь и многих жен, чтобы размножался
род человеческий. По этой причине и боголюбивые мужи по два, по три и более раз
сочетались с женами, желая стать отцами большого числа детей.
А что не в угождение сладострастию имели общение со многими женами,
свидетельствует патриарх Авраам, после многих просьб Сар риных вступивший в общение
с Агарью, потом, по рождении его сына, не приближавшийся к ней более; свидетельствует
и премудрый Иаков, который, как против воли взял за себя Лию, так по одной ревности
супруг согласился на общение с рабынями. Да и супруги его, не сластолюбию служа,
но желая стать матерями многих чад, были в раздоре между собою. Так питомцам веры
и Ветхозаветное Писание указывает цель брака.
Не приемлющий же Ветхозаветных законов из Новозаветного Пи сания
да научится подобному, потому что и здесь, конечно, брак в числе дел похвальных.
Первый из апостолов призван из числа обязавшихся браком. И свидетели в том - евангелисты,
которые прямо говорят, что Владыка исцелил тещу Петрову, огнем жегому (Мф.
8, 14). И Сам Господь не только не воспрещал брак, но был гостем на браке и как
бы в дар браку принес невозделанное вино. Закон же брака так усилил, что желающему
расторгнуть брак без уличения в блуде воспрещает это новым законом. Ибо говорит:
Всяк отпущаяй жену свою, разве слове се любодейнаго, творит ю прелюбодействовати
(Мф. 5, 32). Потом, когда фарисеи сказали, что Ветхий Завет повелел давать книгу
распус тную, протолковал им цель закона, ибо сказал: По жестокосердию вашему
написал вам Моисей заповедь сию, при начале же творения мужеский пол и женский
сотворил я есть Бог; сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится
к жене своей, и будета оба в плоть едину. Так, прочитав первый закон, Им Самим
данный, присовокупил: Якоже ктому места два. Еже убо Бог сочета, человек да
не разлучает (Мф. 19, 5 - 8). Все же это доказывает законность брака. И великий
Петр Ананию и Сапфиру, соединенных между собою, не разлучил, а за утаение цены
с великою горячностью изобличил, пото му что одно было законно, а другое крайне
беззаконно. Божественный же апостол Павел написал целое послание Филимону и Апфие,
сопря женным между собою законом брака. И коринфянам, желавшим узнать, должны
ли уверовавшие в Господа предпочитать браку хранение чисто ты, выразил следующую
мысль: А о них же писасте ми, добро человеку жен не прикасатися: но блудодеяния
ради кийждо свою жену имать, и каяжда жена своего мужа да имать (1 Кор. 7,
1-2). Так узаконив это, повелевает иметь друг к другу твердое благорасположение.
Жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу (3).
Поскольку же бывало, как вероятно, что или муж, или жена взаимно
му общению предпочитали воздержание, и когда не было на это общего согласия, тому,
кто не в силах был терпеть, случалось впадать в блуд, запрещает воздержание без
общего согласия и говорит: Жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж
своим телом не владеет, но жена (4), т. е. живите под властью друг у друга:
не можешь делать, что тебе угодно, без согласия на то несущего одно с тобою иго.
И, усиливая закон, присовокупил: Не лишайте себе друг друга: точию по согласию
до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собираетеся (5).
Лишением же назвал прекращение общения, бывшее не по воле, потому что при
воздержанности с одной стороны другая сторона считает себя лишаемою. Объясняет
же апостол, почему повелел он снова сходиться после молитвы и поста. Ибо присовокупил:
Да не искушает вас сатана. И, показывая, что сатана в них же берет для
себя повод к брани, по необходимости прибавил апостол: Невоздержанием вашим,
т. е. , когда вы подвизаетесь, он никак не будет в силах вредить вам. Потом, увещевая
достигать большего совершенства, говорит: Сие же глаголю по совету, а не по
повелению. Хощу 6о да вcu будут, якоже и аз: но кийждо свое дарование имать от
Бога, ов убо сице, ов же сице (6 - 7).
Если же преблаженный Павел наименовал целомудренный брак Бо жиим
дарованием, то явно, что установления злоименных еретиков про тивозаконны. Да
и последующие слова у апостола подтверждают ту же мысль. А оженившимся,
говорит он, завещаваю, не аз, но Господь, жене от мужа не разлучитися, да пребывает
безбрачна, или да сми рится с мужем: и мужу жены не отпущати (10 - 11). Настолько
далек он от того, чтобы запрещать брак, что и расторгаемый скрепляет Владычними
законами. Ибо говорит: «Не я пишу закон сей, но Влады ка Бог, Который изложил
его в Божественном Евангелии, а разлучив шейся повелел оставаться безбрачною,
понуждая этим возвратиться к мужу». И имеющим мужей неверных, и тем, которые сопряжены
браком с женами неверными, апостол повелевает не расторгать брака. Ибо говорит:
Аще который брат жену иматъ неверну, и та благоволит жити с ним, да не оставляет
ее. И жена аще иматъ мужа неверна, и той благоволит жити с нею, да не оставляет
его (12 - 13). Если же не расторг брака, не имеющего согласия по вере, то
явствует, что при знал брак законным, а не противозаконным.
26. О втором браке
И что говорить о браке? Апостол узаконил даже и второе супруже ство.
Ибо сказал: Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже
и аз: аще ли не удержатся, да посягают: лучше бо есть женитися, нежели разжизатися
(1 Кор. 7, 8 - 9). Разжизанием же назвал не тяжесть борения с похотью,
но преодоление ее. И через несколько слов подтверждает закон, говорит же так:
Жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея,
свободна есть, за него же хощет, посягнути, точию о Господе (39), т. е. целомудренно
и законно, с мужем благочестивым и верным. А о воздер жании дает совет: блаженнейша
же есть, аще тако пребудет, по моему совету (40). И несомненность закона доказывает
через наведение; мню ся бо, сказал, и аз Духа Божия имети. Не человеческими
умствования ми водясь, узакониваю это, но как сделавшийся орудием Духа Божия.
Надлежит же заметить, что воздерживающуюся назвал не блаженною, а блаженнейшею,
научая этим, что и возлюбившая второй брак не вовсе лишена блаженства, если только
приняла на себя иго по установленному закону. И пиша к римлянам и изъясняя различие
закона и благодати, апостол представил в пример второй брак. Ибо говорит: Или
неразуме ете, братие: ведущим бо закон глаголю: яко закон обладает над чело веком,
во елико время живет? ибо мужатая жена мужу привязана есть законом: аще ли же
умрет муж ея, разрешится от закона мужес каго. Темже убо живу сущу мужу прелюбодейца
бывает, аще будет мужеви иному: аще ли умрет муж ея, свободна есть от закона,
не быти ей прелюбодейце, бывшей мужу иному (Рим. 7, 1 -3). Поэтому и здесь,
имея в виду доказать иное, доказал вместе, что второй брак не отметается. Также,
пиша к блаженному Тимофею, излагая законы о чинах церковных и входя в подробности
о звании вдовиц, присовокупил: Юных же вдовиц отрицайся (1 Тим. 5, 11)
- и, объясняя причины, прибавляет: Хощу убо юным вдовицам посягати, чада рождати,
дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради (14).
Но, когда Павел говорит хощу, Новат осмеливается сказать:
«Не хочу». И мы следуем законам Павловым, а высокомерию Новатову предоставляем
плакать о себе.
27. О блуде
Блуд же и всякое непотребство воспрещаем как действия противо законные.
Ибо слышим, что божественный Павел взывает: Блуд же и всяка нечистота ниже
да именуется в вас, якоже подобает святым (Еф. 5, 3), и еще: Да не кто
блудодей или сквернитель, якоже Исав (Евр. 12, 16), и: Честна женитва во
всех, и ложе нескверно: блудни ком же и прелюбодеем судит Бог (13, 4). И в
Послании к коринфянам говорит: Аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец,
или идолослужитель, или досадителъ, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти
(1 Кор. 5, 11). За это-то непотребство апостол впадшего в блуд предал сатане и
ясно взывает: Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят
есть, иже есте вы (3, 17). А этим повелевает всячески избегать и непотребства,
ибо говорит: Шли не весте, якоже прилепляяйся блудодейце, едино тело есть?
будета бо, рече, оба в плоть едину: прилепляяйся же Господеви, един дух есть.
Бегайте блудодеяния, всяк бо грех, его же аще comворит человек, кроме тела есть,
а блудяй в свое тело согрешает (6, 16 - 18). То же учение преподал апостол
и Галатам: Явлена бо суть дела плотская, яже суть прелюбодеяния, блуд, нечистота,
студодеяние, идолослуже ние, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярость, разжжения,
распри, зависти, ереси, убийства, пиянство, безчинны кличи и подобныя сим: яже
предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящий Царствия Божия не наследят
(Тал. 5, 19 - 21).
А Василид, Карпократ, Епифан, Продик и прочие учители невоздер жания
и беззакония не знали сего, вводили же противное этому узако нение, явно восставая
против законов Духа. Но апостол, согласно со сказанным, писал и к ефесянам, ибо
говорил: Сие убо глаголю и послу шествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже
и прочие языцы ходят в суете ума их, помрачении смыслом, суще отчуждени от жизни
Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их: иже в нечаяние вложшеся
предаша себе студодеянию в делание вся кия нечистоты в лихомании: вы же не тако
познасте Христа, аще убо слышасте Его, и о Нем научитеся, якоже есть истина о
Иисусе: отложити вам, по первому житию, ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных,
и так далее (Еф. 4, 17 - 22); и через несколько слов: Сие бо да весте, яко
всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния
вцарствии Христа и Бога (5, 5). И к филиппийцам писал следующее: Прочее
братие елика суть истинна, елика честна, елика добра, елика праведна, елика пречиста,
елика прелюбезна, елика доброхвалъна, аще кая доброде тель, и аще кая похвала,
сия помышляйте: имже и научистеся и приясте и слышасте и видесте во мне (Флп.
4, 8 - 9). Также к коло сянам пишет: Умертвите уды ваша, яже на земли, блуд,
нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение, ихже ради
грядет гнев Божий на сыны противления (Кол. 3, 5 - 6). И Ветхозаветное Писание
в законоположении согласно с Новозаветным. Сам Бог говорит: Будите святи, якоже
свят есмь Аз (Лев. 11, 45), и: Не внимай злой жене: мед бо каплет от устен
жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последи же горчае желчи обря
щеши (Притч. 5, 3 - 4). Можно же найти и тысячи других мест, осужда ющих непотребство.
Эти же скверные и злоименные еретики именова ли непотребство даже и таинственным
общением.
28. О покаянии
Божественное же Писание не только запрещает беззакония, но и вра
чует уязвленных оными. Ибо гнушается жестокостью Новата и осужда ет пастырей,
которые не прилагали сего попечения об овцах. Сам Бог говорит: Оле патыри,
изнемогшаго неподъясте, и болящаго неуврачева сте, и исхудавшего не накормили,
и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте (Иез. 34, 3 - 4).
Осуждающий же не промыш ляющих об этом, очевидно, хочет, чтобы недужные овцы были
удостаива емы врачевания. А потому этому же пророку изрек: Стража тя поста
вих дому Израилеву, и услышиши слово от уст Моих, и предостере жешь его от
Мене. Егда реку грешнику, смертию умреши: и не возвес тиши грешнику,
еже сохранитися нечестивому, иобратитися от пути своего лукавого,
и живу быти ему: беззаконных той в беззаконии ум рет, крове же его от руки
?твоея взыщу (33, 7 - 8), и через несколько слов: Живу Аз, глаголет Адонаи
Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему от пути своего лукавого,
и живу быти ему (11); потом в виде совета продолжает: Обращением обратитеся
от пути вашего злаго. О вскую умираете доме Израилев! После же этого пове
левает пророку передать следующее слово: И ты сыне человечь, рцы к сыном людей
твоих: правда праведника не избавит его, в онь же день прелстится: и беззаконие
беззаконника не убиет его, в онь же день обратится от беззакония своего
(12), и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и восхищенное возвратит.
Аще беззаконных в заповедех жизни ходити будет, еже не сотворит неправды, жизнию
жив будет, и не умрет. Вси греси его, яже согреши, не помянутая: понеже суд и
правду сотвори, жив будет в них (14-16). И Навуходоносору бла женный Даниил
преподал врачевство покаяния. Ибо говорит: И ныне, царю, совет мой да будет
тебе угоден, грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих
(Дан. 4,2,4). Пророчество божественного Иеремии исполнено этого же учения. Ибо
в одном месте говорит: Обратитеся сынове отступившии, и обращуся к вам, глаго
лет Господь Бог (Иер. 3, 14), в другом увещавает: Омый от лукавства сердце
твое, Израиль, да спасешися, да не обретутся в тебе помышления
трудов твоих (4, 14), и еще: Еда падаяй не востает? или отвращаяйся не обратится?
(8, 4) Но много можно найти и других подобных этим советов. И всепремудрый Исаия
взывает: Егда возвратився воздохне ши, тогда спасешися, и уразумевши, где ecu
был? Егда уповал ecu на суетная (Ис. 30, 15). И если вначале, исчислив множество
беззаконий народа, показав неисцельность болезни, говорил: Несть пластыря при
ложити, ниже елея, ниже осязания (1, 6), то через несколько слов пред ложил
им врачевство покаяния, о котором сказал: Измыйтеся, чисти будите, отъимите
лукавства от душ ваших пред очима Моима, пре станите от лукавств ваших, научитеся
добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго из руки обидящего (16, 17).
Потом обещает сде лать их подобными белой волне и снегу, хотя бы имели червленный
и багряный цвет. А это возможно единому Богу, потому что красильщики, хотя превращают
белый цвет в другие цвета, но какого-либо другого цвета превратить в белый не
могут, для Творца же все удобно.
Через меру продлим слово, если будем собирать все увещания про роков,
потому что исполнены ими как пророческое сладкопение упомя нутых нами, так и предвещания
других пророков. Но преемники Нова това кичения говорят, что не надлежит подавать
врачевства согрешаю щим после крещения. Должно же было знать им, что и Ветхозаветные
в прообразование божественных Таин имели кропления и божествен ные священнодействия.
В обличение их неразумия при великом избыт ке доказательств изведем на среду Аарона.
Ибо он, быв помазан, пер вый рукоположен в архиереи и, приняв благодать Божия
Духа, уступил злочестивым просьбам беззаконного народа, сделал подобие тельца
и с прочими левитами принес жертвы, однако же был прощен и до кончины продолжал
архиерействовать. И великий Давид пророк, достигший того, что обитала в нем благодать
Божия Духа, совершил два тяжких безза кония, но язвы эти уврачевал покаянием,
и не был лишен благодати Духа, и после греха предвозвестил многое о будущем. Что
сказать о впадшем в блуд в Коринфе? Он не только сподоблялся Божественных Таин,
но даже имел дарование учительства.
Поэтому-то божественный апостол осудил тех, которые, состоя под
ним, высоко о нем думали, как о мудром и ученом, и сказал: И вы разгордесте,
и не паче плакасте, да измется из среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5, 2).
Впрочем, и его, бывшего учителем и отваживше гося на величайшее беззаконие, апостол,
предав сатане, исхитил из рук его и возвратил телу Церкви. Пишет же во втором
послании так: Ему же агце что даруете, и аз: ибо аще что даровах, ему же даровах,
вас ради (2 Кор. 2, 10). И, чтобы не подумал кто о нем, будто бы сделал это
из человекоугодия, присовокупил: О лице Христове, т. е. потому, что Владыка
всяческих видит, и я знаю, что сделанное угодно и Ему, почему приводит и причину:
Да не обидими будем от сатаны: не неразу мева ем бо у мышления его (11).
Темже паче вы да даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет
таковый (7).
Столько-то благосердия имели учители Церкви! Они были духов ные
врачи, охраняющие здравие здравых и отражающие недуги болез нующих. Это-то имея
в виду, апостол в послании присовокупил и сле дующее: Да не паки пришедша мя
смирит Бог мой у вас, и восплачу ся многих прежде согрешших и непокаявшихся о
нечистоте и блуже нии и студоложствии, яже содеяша (12, 21).
Так галатов, которые уклонились от веры, по благодатном призвании
и приобщении божественных Таин, приняли обрезание и возлюбили хране ние подзаконных
обрядов, возводит апостол ко спасению, предлагает им врачевста покаяния и с материнскою
нежностью возглашает: Чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится
Христос в вас (Гал. 4, 19).
Это же учение преподал нам и Владыка Христос в притчах Своих, потому
что и погибшая овца, и потерянная драхма научают нас прила гать попечение о согрешивших.
Да и блудный сын явно обозначает нарушение закона, сделанное по крещении, потому
что возвратился он, получив надлежащую часть отеческого имущества, и растратил
ее, живя блудно; однако же удостоился прежней ризы, с перстнем воспринял образ
Божий, вкусил тельца упитанного и внезапно устроил отцу вели кий праздник. Врачеванию
грешников научают нас и все учение, и все дела Господни, и призванные мытари,
и приступившая блудница, и уве ровавший разбойник, и эти глаголы человеколюбия:
Не приидох при звати праведники, но грешники на покаяние: не требуют бо здравия
врача, но болящии (Мф. 9, 12 - 13).
Если скажут, что было это до крещения, то пусть знают, что первое
основание Церкви колебалось и утверждено благодатью Божией. Ибо три раза отрекся
великий Петр, но, уврачевавшись собственными свои ми слезами, пребыл первым. Этого
врачевания повелел ему Владыка не лишать и братии. Ибо говорит: И ты обращся
утверди братию твою (Лк. 22, 31). И, преподавая ученикам образец молитвы,
повелел говорить: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим
(Мф. 6, 12). Молитве же этой учил не тех, которые еще не освящены, но тайноводствуемых,
потому что никто из неосвященных, как не приявший еще дарования сыноположения,
не смеет сказать: Отче наш, Иже ecu на небесех, но сподобившийся дара крещения
называет Бога Отцом, как вступивший в число сынов благодати. Поэтому им поведено
говорить: Остави нам долги наша. Поэтому исцелимы язвы, и по крещении бывающие,
- исцелимы же так, что исцеление дается не за одну веру, как прежде, но за многие
слезы, сетования, стенания, за пост и молитву, за труды, по количеству соразмерные
учиненному гре ху. Ибо научены мы тем, которые болезнуют грехом, как не воспрещать,
так и не сообщать безрассудно божественного, ибо сказано: Не дадите святая
псом: ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф. 7,6). Эти же законы имеет
Церковь о покаянии.
|