АРМЯНСКИЕ
ЖИТИЯ И И МУЧЕНИЧЕСТВА V-XVII
В.В.
К оглавлению
Номер страницы после текста на ней.
ЖИТИЕ И ПАМЯТЬ БЛАЖЕННОГО ТРИЖДЫ ВЕЛИКОГО
НЕПОБЕДИМОГО СВ. ГРИГОРА ТАТЕВАЦИ, УЧЕНИКА
ВЕЛИКОГО ВАРДАПЕТА АРМЯНСКОГО, СВЕТОЗАРНОГО
ВАРДАПЕТА СВ. ОВАНЕСА ВОРОТНЕЦИ
Преисполненный
неизреченной милостью Духа, святой и блаженный вардапет Григор был сыном благочестивых
родителей. Отец его, по имени Саргис, происходил из Каджберуника, из города Арчеша,
а мать была из селения Парби. Из-за гнета неверных они перебрались в Сюник и поселились
в области Вайоц-дзор. [Мать его], заимев детей, [со временем] перестала рожать.
Но дети отошли к Богу, и они остались бездетными. Тогда, возложив свои упования
и надежду на Бога и взяв себе в заступники Григора Лусаворича нашего, они с молитвами
и смиренными мольбами обратились к Всевышнему и просили подарить им чадо. Слышащий
же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш Иисус Христос, который исполняет
желание имеющих страх Божий, внял молитвам своих рабов и по ходатайству Григора
Лусаворича дал им сына. И вот однажды блаженная мать святого увидела во сне державшего
в руках погасшую лампаду св. Лусаворича, который сказал ей: «Бог услышал молитвы
твои и по заступничеству моему дал тебе доброго сына. Возьми эту лампаду и держи
при себе. Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию потухшую лампаду истинной
веры». Проснувшись, она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью поведала своему
мужу о видении. Они были [удивлены] и не могли понять, кем же должен стать ребенок
и каким образом он зажжет светильник. И мать зачала. Когда же наступило время
разрешения [от бремени], родилось исполненное благодати дитя, которого при крещении
назвали Григором. Как только ему исполнилось семь лет, [они] стали его обучать
Св. писанию. [Уче-ба] длилась семь лет. С каждым годом в нем все более проявлялся
Божий дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем записано в его полной
истории. К четырнадцати годам отрок Григор, на которого снизошел Божий дух, отличался
столь высоким и плодоносящим умом, что к нему за пояснениями [книг] Св. писания
Обращались даже вардапеты, и он давал им ответы прекрасными толкованиями. И случилось
как-то быть им в городе Тифлисе. Там он встретился с великим армянским вардапетом,
учеником великого Есаи. Увидев отрока, с горячей любовью изучавшего Божественное
писание, св. Ованес [Воротнеци] взял его к себе в ученики. [И с тех пор] на протяжении
двадцати восьми лет он как наставник воспитывал и обучал его.
Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал Господь, .и там возвел
его в чин безбрачного священника, [после чего Григор] //192//
еще более исполнился благодати Святого духа. И прибыв в область Екелеац, что
в Ерзнка, [Воротнеци] вручил ему вардапетский посох. Оттуда божественный вардапет
Ованес со своими учениками возвратился в свою область. Вокруг него собралось множество
вардапетов для просвещения народа армянского. Ибо знаниями
своими он превзошел ученнейших людей всех народов. Блаженный великий вардапет
Ованес в 807 г. нашего летосчисления [1358 г.] поручил вардапету Григору толкование
Божественных сочинений, соответствующее вардапетской степени, дабы дать ему право,
власть и посох архимандрита. В тот же год он захворал и понял, что должен переселиться
в неизреченный свет. Тогда он призвал к себе своих учеников и благословил их духовным
и Божественным благословением. Григора же поставил над всеми учителем и
поручил ему свою паству, а его соученика Оваиеса Арчишеци велел посвятить
в высший вардапетский сан и отправить в его край. После этого святой и блаженный
вардапет Ованес Воротнеци отошел ко Христу. Да будет благословенна его память.
После его смерти с согласия всех на вардапетскую кафедру возвели великого Григора,
приводившего в изумление ангелов непостижимым подвижничеством, совершенной мудростью
и неиссякаемым наставничеством. У учителя были две школы в Еринджаке, и два года
преподавал он, занимая [там] вардапетскую кафедру. Но затем со своими
учениками отправился в св. обитель, в прославленный и благодатный престол апостола
Евстафия во владении Орбелянов, к армянскому князю Смбату, сыну Иванэ и внуку
Буртела. Здесь он также набрал множество учеников и просвещал народ наш истинной
верой. Правильным наставлением и поучением он раскрывал труднопостижимые мысли
книг Св. писания. Ибо светлой мыслью и крыльями всесвятого Духа взлетал и возносился
он к духовному саду и Божественным сочинениям, по данной ему милости Божьей выявляя
глубины сокрытого. И точно пчела, летающая над многоразличными цветами
в далеких краях и приносящая сладкий нектар и целебное зелье, святой вардапет
Григор Татеваци Божественной мыслью проникал в Ветхий и Новый [заветы] и собирал
Божественное. Отделяя также полезное из внешних наук, он сплел светлые венцы и
возложил на головы отроков церкви как крепкий щит против иноверцев.
Постоянно получая его от Христа, он неустанно обучал и просвещал армянскую церковь.
Точно сияющее полуденное солнце сверкал он тысячами лучей. К нему приходили греческие
и латинские риторы, слушали его речи, преисполненные беспредельных знаний, которые
как неиссякаемый источник лились из его уст. Мудролюбы поражались и дивились
этому. Ибо мудрость его была совершенна, а знания — необозримы.
Во время проповеди Григор приводил //193//
всех
в восхищение своей сообразной речью и ораторским искусством. Он обладал мыслью
Иоанна Евангелиста; взлетая, возносился к небу и святой душой своей обозревал
заповеданное перво-пророками — и Слово Господнее св. Евангелия, и блаженных
апостолов, и первых св. богословов. Он написал множество сочинений для церкви,
сиречь: «Великое вопрошение», Толкование сочинений Аристотеля — «Категорий»,
«Периармевиаса» (Об истолковании), «О добродетели», «Введения», [а также] Толкование
«Книг ученых бесед», Выборочное толкование псалмов, Выборочное
толкование «Притчей», «Песни песней», «[Книги] Премудростей», «[Книги] Еклесоиаста».
«Летний том», «Зимний том», Толкование «Книги Иова», Выборочное толкование Евангелия
от Иоанна, Толкование сочинений Аристакеса и [Искусства] письма Георга, Толкование
книги «К тем», «Малого вопрошения Георга», Выборочное [толкование] Евангелия от
Матфея, Выборочное [толкование Книги] Исайи, «Книгу Златочрев» и сочинение «О
правилах посвящения в сан архимандрита».
Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули,
но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют
вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту,
поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком.
Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился
и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост
и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали
своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель
Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян
и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами.
У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева, Ованес из Ехегна-ванка,
Галуст из Сюникского селения Вахнду, Акоп Бостаци, Григор Араратеан, Григор и
Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци, Егия Мецопеци, Ованес из монастыря
Ваганщ, Унэн из Шемахи, Оваиес из Кармир Капана. И трое из его учеников были из
других краев — Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар, Мкртич из Пайтакарана и
Степанос из Гахавежа. [При нем находилось] также множество священников, числом
более пятидесяти человек.
Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью,
выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление,
чем эллинские //194//
философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и
«К тем» Григория Богослова.
Настоятелем св. престола апостола Еветафия был кроткий, избранный уже во чреве
св. епископ владыка Аракел, вардапет и великий философ, племянник великого армянского
вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели.
И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего
вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп,
Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума. И
он целый год утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений
неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов,
отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре
у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета
Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного]
отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение
от многотрудного [пути].
В сей год было завершено строительство церкви св. Богородицы, начатое в 851
[1402] и законченное через семь лет, в 858 году [1409], во славу Христа, Бога
нашего. И когда туда прибыл великий учитель Григор, слава его разнеслась по всей
стране. Многие вардапеты и монахи собрались вокруг него, как апостолы вокруг Христа.
Он начал наставлять и просвещать Божественным учениям, как спаситель наш Иисус,
который, восседая на Масличной горе, [просвещал] апостолов учением о блаженной
{жизни]. А св. вардапет Ованес, преисполненный неизреченной радости, ликовал и
пекся обо всем необходимом. И, [обращаясь с молитвой] к Христу, говорил: «Господь
мой Иисус, я почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с вардапетами и духовными
отцами моими, писцами и истинными учениками-подвижниками. И в день освящения храма
твоей матери послал их [мне]. Чем отплатить тебе за это? Ничего нет у меня, бедняка.
Мы можем лишь благословить и восхвалить всесвятую Троицу и Мать Единородного за
то, что ты удостоил меня увидеть завершенным строительство церкви».
А блаженному вардапету Григору в Мецопском монастыре ночью было во сне видение,
будто перед св. Григором положили трех мертвецов, обернутых в саван и окованных
по рукам и ногам нерасторжимыми цепями. И он, обратившись к ним, сказал: «Кто
вы такие? И почему вы в оковах?» И они ответили: «Мы осужденные и отлученные католикосы-раскольники.
Молим тебя во имя любви Христовой, вели снять с нас проклятие великого католикоса,
наследника [престола] Григора Лусаворича». Проснувшись, он //196//
стал горькими слезами оплакивать их отлучение, затем послал приветственное
письмо католикосу Акопу, и тот созвал большой собор вардапетов и снял с них проклятие.
И великий вардапет Григор благословил соученика своего
Ованеса со всеми питомцами. А через несколько дней, взяв своих учеников, он отправился
преподавать из области в область по стране Армянской. К нему
присоединился вардапет Ованес со своими учениками. Многих
из раскольников он обратил к истинной вере, следуя в истолковании Ветхого и Нового
Божественного писания первым святым отцам-богословам. С помощью внешнего философского
искусства он заткнул рот еретикам. И они, вновь став на путь истинный,
пали в ноги учителю Григору и молили его об отпущении грехов
и прощении. Он написал письмо католикосу, и тот снял с них проклятие. [Григор]
проповедовал также среди иноплеменных и приводил
им мшожество свидетельств из арабских сочинений, в которых ясно говорилось,
что Христос — истинный Бог, и многие уверовали в Христа и были крещены.
На протяжении всей своей жизни он проповедовал неверным Евангелие Христово, [доказывая],
что [вера их] лжива и обманчива, и всегда неустрашимо и смело осуждал
их. Но никто из неверных не осмеливался дотронуться до него хотя бы пальцем —
ни князья и ни подданные. Ибо они воочию видели чудесные знамения, творимые через
него Богом. Возложением руки он лечил хворых, чтением Евангелия в тот же час именем
Христа исцелял страдающих от разных дурных болезней и изгонял бесов. Он безбоязненно
излечивал не только христиан, но и неверных. И все неверные любили его и называли
святым. И испытывали трепет перед его внушительным
видом. Ибо, будучи живым, он умерщвлял плоть свою постами и молитвами и был украшен
всеми чистыми добродетелями. Нательной и верхней одеждой ему, как и его ученикам,
служила власяница, подпоясанная веревкой. Они не стяжали ни серебра, ни золота.
И никто не имел двух одежд. Если же кто-нибудь получал подношение,
в тот же час раздавал нищим. Они наполнили себя священными сочинениями и воспламенены
были любовью к священному Божественному писанию.
Оттуда он отправился со своими любознательными учениками в благодатный свой
престол св. апостола Евстафия и в течение восьми дней отдыхал. А затем призвал
к себе своих учеников и в торжественной обстановке вручил им [вардапетский] жезл,
[предоставляющий им] право проповедовать по всей земле Евангелие Христово не только
христианам, но и всем иноверцам. Он учил их никого не бояться и не утаивать мыслей
Св. писания, а открыто проповедовать истину. «На протяжении всей своей жизни,—
[говорил он],— изнуряйте себя постами и молитвами. Свой день прово //196//
дите в кротости и смирении. Вы обязаны пожертвовать своею жизнью за правду.
И уста ваши да не изрекут никогда лжи». И много другого наставлял он делать или
не делать. «Смело проповедуйте,— говорил он,— истинное учение первых святых отцов
в борьбе с противниками». И много другого назидательного завещал он своим ученикам.
Когда же заболел, приказал литургию служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем
протяжении [пения] восьми канонов оставаясь на ногах. За всю свою жизнь он не
знал ни дня отдыха. И вот св. вардапет истины Григор совершил животворящую службу
Господу нашему Иисусу Христу. По окончании [службы] приступил к молитве и, вторично
призвав своих учеников, благословил и повторил те же наставления, сказав: «Вот
призывает меня призывающий [всех] Христос, и настал час моей смерти. Я отправляюсь
к заступнику моему, Григору Луса-воричу нашему и ко всем нашим вардапетам. Братья
мои, кои были рядом со мной при моем подвижничестве, да причислит вас в будущей
жизни Христос вместе со мной к сонму правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы,
Единородного Сына Иисуса Христа». Сказав это, он приподнялся на подушке и произнес:
«Славлю тебя, Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший отдохновение от
многих трудов». Вымолвив это, блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу свою
чистую душу, в праздник Первомученика Степаноса, в 859 [1410] году нашего летосчисления,
во славу Христа, и отправился в Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь
Григора Лусаворича, богослов — к богослову. И, подняв его святое тело, с псалмопением
и благословениями положили в могилу в украшенном милостью [Божьей] и всехва-ленном
престоле св. апостола Евстафия. [Его могила] по сей день совершает много чудес.
Память его да будет благословенна. И да смилуется его молитвами Господь наш Христос
над нами и над всеми христианами, особенно же над получателем сего сочинения.
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ГРИГОРА ТАТЕВАЦИ
В сей день, 27-го декабря, преставился и почил трижды блаженный знаменитый рабунапет
Григор, ученик Ованеса Воротнеци.
Чудесный муж Божий был армянином, родом же происходил из двух мест: по отцовской
линии — из Каджберуника, а по материнской— из Айраратской области, селения Парби.
Родился он в Грузии, в крепости Тмок и был взращен родным братом своим в доме
царя Давида. //197//
Он был благообразным, любознательным и щедро одаренным отроком. И когда великий
философ армянский Ованес Воротнеци вознамерился отправиться на поклонение святым
местам в Иерусалим, он, видя преуспевание отрока Григора во всех науках, взял
его с собой и сделал его духовным сыном [своим]: воспитывал в добре и обучал всей
премудрости Св. писания и внешних философов. Он отправился с ним на могилу св.
Лусаворича на горе Сепух и дал его рукоположить в дьяконы. В честь св. Лусаворича
его назвали Григором, и он именем и делами своими восполнил место того, просвещая
светом мудрости народ наш армянский. Затем в Иерусалиме [Ованес Воротнеци] возвел
его в священнический сан. И, вторично приведя к могиле св. Лусаворича, сделал
вардапетом — приправляющей солью и светом Божьей обители. Вслед за этим он привез
его с собой в Сюникскую землю и завещал после смерти своей стать во главе великого
университета Есаи и занять место великого всеармянского рабунапета.
Он был чтим и уважаем властелином Тимуром и его сыном Мираншахом. И армянский
народ удостоился уважения чужестранцев благодаря сладкоречивым многомудрым речам
великого Григора. Он написал ученнейшие послания ко всем народам, доказав правоверность
армян; писал и назидательные речи, [блещущие] тонкостью и остроумием, и сделал
народ армянский просвещеннее всех других народов.
Он упорядочил [также] чины и устав нашей церкви. Всечасно был занят чтением
и толкованием Св. писания и, преклонив колени, неустанно творил молитвы. Нищелюбивый
и страннолюбивый, щедрый на даяния неимущим, он прикрывал тело свое власяницей,
имел кроткую душу и плодотворную мысль. Статный, с ясным лицом, гордой осанкой,
со светлыми волосами, он всегда постился, был слезообилен, чтил [церковные] праздники,
любил святых и [их] речи.
Умер он блаженной смертью в Татевском монастыре 27-го декабря и был похоронен
в великий праздник апостолов Петра и Павла, и удостоился их звания и чести в 858
году [1409] во славу Христа, Бога нашего, благословенного вовеки, аминь. Память
его да будет благословенна. Аминь.
|