АРМЯНСКИЕ
ЖИТИЯ И И МУЧЕНИЧЕСТВА V-XVII
В.В.
К оглавлению
Номер страницы после текста на ней.
ИСТОРИЯ ПРЕВОСХОДНОГО И СВЕТОЗАРНОГО ВАРДАПЕТА
НАШЕГО ГРИГОРА ХЛАТЕЦИ ЦЕРЕНЦА
Счастливый
и блаженный, богоугодный и благодатный проповедник Слова жизни и живой мученик
сей, святой вардапет Григориос воспитывался и обучался священническому делу у
святого отшельника Вардана, который пятнадцать лет жил в скиту у великого учителя
Тиратура, а затем пришел и обосновался в знаменитом монастыре св. Степаноса, называемом
Ципнаванк, что во владениях города Арцке. Загоревшись желанием приобщиться к его
добродетельной жизни, блаженный Григор отправился к [Вардану], пробыл здесь шесть
лет, прислуживая ему, и от него же получил Божье благословение. Тогда на него
снизошел св. Дух, дух кротости и смирения, и он стал подобно истинному вардапету
просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью. Братья, любившие
учение, понуждали его отправиться к великому вардапету Ованесу Воротнеци, названному
Кахиком, т. е. любовно связанным с Иисусом. В течение восьми лет он обучался у
него и был взлелеян им вместе с сотоварищем по учебе, его тезкой Григором, вторым
просветителем Армении и [вторым] святым апостолом Фаддеем.
После смерти великого Ованеса Воротнеци и разрушения Верхней страны жестоким
тираном Тимуром он вернулся в свой родной край, Каджберунийскую область, в прославленную
Божью обитель, монастырь Аствацацин, прозванный Сухараванк, и поступил к великому
вардапету Саргису. И здесь учился с великим старанием. Его товарищем по учебе
был отшельник монастыря Хогиацванк великий вардапет Вардан, впоследствии ставший
преемником вардапетской кафедры блаженного Саргиса.
Пробыв у него десять лет и им же рукоположенный в вардапеты, он стал просвещать
всех мудростью и знанием, письмом и чтением, хвалебными гимнами [гандзами] и духовными
песнями, и [когда он проповедовал в церкви], она казалась неземной и уподоблялась
небесной обители. Получив от своего учителя право обучать и набирать учеников,
он отправился в Бзнунийский край и поселился в городе Арцке в св. монастыре Степаноса
Первомученика, в обители Ципна, на прежнем своем месте.
Вокруг него собралось множество священнослужителей и любознательных монахов.
Он утешал их неизреченной и неисповедимой отрадой, знанием Св. писания, мудростью
Ветхого и Нового заветов, увещевал всех [придерживаться] истинной веры и добродетели.
Безрассудных учил умуразуму, невежественных призывал разуметь Господа, освобождал
пленных, одевал нагих, больных //203// душой и телом успокаивал, скорбящих утешал,
неимущих кормил/ в непрестанном бодрствовании денно-нощно трудился, собственнс
ручным переписыванием книг6 зарабатывал деньги и раздавал нищим. Для всех был
он желанным — для Бога, ангелов и людей, верующих и неверующих. Чужеземцы, видевшие
все это, завидовали нам, армянам, имевшим такого пастыря.
Он был назван вторым Вкайасером [Мартирофилом] этого последнего времени, ибо
собрал множество сочинений наших и чужих [авторов], древние и подвергшиеся порче
[рукописи]; утерянные и никому не известные истории всех святых он из тьмы вывел
на свет и составил книгу «Пролог».
Собрав уже имевшиеся гимны древних вардапетов, преданные забвению и лежавшие
без пользы, он искусно отредактировал и составил Кондакарь в стихах и с мелодией,
на радость и в усладу отрокам церкви. Столь сладкозвучной мелодией освятил он
врата св. церкви, что казалось, светлые небесные ангелы танцуют на земле; и не
было дотоле подобной духовной радости для армянских церквей во дни наших князей
и царей. Все речи, написанные сложным и непонятным [языком], он исключил [из миней],
изложив историю святых понятным и ясным языком. Все Св. писание, переведенное
святыми переводчиками, он вновь отшлифовал и истолковал мысли писаний святых,
чтобы сделать их понятными всем. Так занят был он письмом, что ни ночью и ни днем
рука его не переставала писать. Великое множество книг переписал он и подарил
церкви. Выручку же с проданных книг раздавал нищим и нуждавшимся. Он одевал нагих,
заботился о сиротах и вдовах, освобождал пленных и кормил бедных. Он имел обыкновение
давать подаяние без счета; повстречавшись с нищим, он все имевшиеся у него деньги
не считая отдавал ему. Он просветил Верхнюю и Нижнюю страны письмом и раздачей
[рукописей], став [для всех] примером милосердия.
Достигнув счастливой старости, когда ему было уже за семьдесят, он пожелал
с вардапетами и учениками отправиться в город Иерусалим, дабы даянием и мудростью
утешить бывших там духовных и телесных нищих. И, пробыв два года в Иерусалиме,
возвратился оттуда в свой родной край радостным и утешившимся, доставив всем отраду.
Живя столь свято и добродетельно, он [в то же время] хотел умереть за веру
и удостоиться мученического венца. И тот, кто исполняет желания богобоязненных
[слуг своих] и слышит их молитвы, исполнил его желание. Пока мы предавались радости,
жили в мире и услаждались его сладкозвучными наставлениями, нас настиг вихрь,
несущий несчастье: вероломный и нечестивый народ маров, вооруженный мечами и копьями,
напал на город Арцке и //204// многих истребил. Часть их тайно пробралась к Божьей
обители — Ципнаванку, желая предать мечу живших в ней св. братьев. Но, проведав
об этом, они бежали.
Однако увести из монастыря счастливого и блаженного мужа Божьего, великого
вардапета Григориев им не удалось, ибо он говорил: «Здесь я останусь, здесь и
умру. Если я умру от их рук, верю в Господа моего Иисуса Христа, что удостоюсь
нетленного и неувядаемого наследия мучеников Божьих».
Он был поглощен этими мыслями, когда на него, как бешеные псы и кровожадные
звери, напала толпа нечестивцев, жаждущих его крови. Они поймали его, как овцу
бессловесную, и вопросили: «Это ты называешь Исус Богом?» Тогда они [решили] заколоть
его, как агнца, и пролить его кровь, как кровь невинной овцы. Он же с молитвами
обратился к Богу, говоря: «Господи Иисусе, прими душу мою вместе с душами невинных
мучеников, погибших за Тебя, и причисли смерть мою [к смерти] блаженных святых
воинов [Твоих]», Так испустил он дух в благословениях и истинном исповедании [Богу],
во славу Отца, Сына и св. Духа.
После же пришел обладавший волшебным [даром] речи отшельник Акоп, вардапет
Крымеци9 со своими учениками и родными Григора Хлатеци и множеством жителей [области].
С великой [скорбью] они стали оплакивать его, затем с псалмопением и благословениями
положили в могилу на маленьком холме, находящемся напротив монастыря с западной
стороны.
Горе нам, духовным сыновьям и ученикам отца нашего. Давайте вместе оплачем
несчастие отца нашего, но не потому, что он покинул горестное море мира сего,
а потому, что мы лишились ласкового и приветливого взора его, отдалились от христоподобного
его смирения. Мы жаждем сладостной чаши его прекрасных наставлений, мы алкаем
духовных знаний его, мы лишились хри-сторавной и божественной благости его. Мрак
распростерся над Арменией, ибо безутешная скорбь объяла нас. Звуки духовных песнопений
не раздаются из врат священных храмов, церкви обеднели, и отроки [ее] рассеялись.
Но возблагодарим Бога, Отца небесного, ибо сегодня праздник для обитателей неба
и земли, ибо отец наш духовный достиг Отца милосердного; усыновленный Богом узрел
на троне славы Единородного Сына; обитель Духа святого достигла Духа дарующего;
равноангельский при жизни причислился к сонму ангелов; богослов соединился с чином
апостолов. Святой священник [приступил] к священнодействию с двадцатью четырьмя
иереями, любитель церковных празднеств и страстотерпцев причислился к сонму мучеников;
проповедник правды, столп науки — к сонму вардапетов; святой мученик с воинством
мучеников исповедал Господа [нашего] Бога Христа; //205// отдавший сво кровь [соединился]
с обагренным кровью Божеством; живой мученик - с мучениками; трудолюбец - с отшельниками;
непорочный вознесся к непорочным; вознесшийся над пороками грехов воцарился н
небесах. Господь Иисус с сонмом ангелов устремился к нему навстречу, приветствуя
со словами: "Благородный, добрый и верный слуга, входи на радость мою и отныне
не печалься; я посажу тебя за стол Отца моего, облачу в нетленную одежду славы
и одену в наряд, к которому никакая грязь не пристанет; введу тебя в мои нерушимые
покои, возрадую тея своими городами взамен десяти талантов, не упрятанных тобою
в плащницу лени; благословлю тебя на жизнь бессмертную и да будешь весел ты пред
очами моими на веки вечные, отважный слуга мой, избранный страдалец и великомученик
Григориос, покорный раб мой, будь при мне ходатаем и посредником мира между всеми
народами, живущими на земле, ов всех их горестях; и да будут безотказны все твои
просьбы перед всем ангельским чинов; это тебе обещанная мною награда во славу
Отца и Духа моего на веки вечные. Аминь.
Великий вардапет Григориес во славу Христа-Бога нашего воспринял мученическую
смерть в 874 г. [1425] нашего летосчисления, в воскресенье 9-го мая, в великую
пятидесятницу, в Духов день.
Да будет благословенна память его и да исполнятся молитвы его. По его ходатайству
да благословит Господь и нас - обоих Карапетов, испросивших сие у ритора Товмы,
который и изложил все это. Да будет благословенна и его память. Сие житие написано
в городе Багеше, в монастырь Гомац Сурб Аствацацин и Сурб Георг Зоравар. Кому
случится прочитать сие, помяните [нас] в ваших чистых молитвах.
|