Аравсийский
(Оранжский) Собор II. Начат 3 Июля 529 г.
... Дошло до нас, что имеются некоторые, которые о благодати и о свободной
воле по простоте неосторожно и не по правилу кафолической веры желают мыслить.
Посему нам то показалось справедливым и разумным, следуя наставлению и авторитету
Апостольского Престола, что те немногие главы, всем обязательные для соблюдения,
присланные нам Апостольским Престолом, кои древними Отцами из свитков Священного
Писания по этому главным образом случаю были составлены, для научения тех, которые
иначе, чем следует, мыслят, должны мы своими руками подписать...
Кан. 1. Если кто скажет, что вероломством Aдама не весь человек, то
есть телом и душою, "к худшему изменился", но при сохранении поврежденной свободы
души верует, что только тело стало подвержено истлению, тот, прельщенный заблуждением
Пелагия, противится Писанию, говорящему: "Душа согрешившая сама умрет" [Иез 18,
20]; и: "Не ведаете ли, что кому выказываете себя рабами для послушания, являетесь
рабами того, которого слушаетесь?" [Рим 6, 16]; и: "Кто кем побежден, тому и отдается
в рабство" [ср. 2 Петр 2, 19].
Кан. 2. Если кто утверждает, что одному только Адаму его вероломство,
а не всему его потомству повредило, или свидетельствует, что определенно лишь
смерть тела, являющаяся карой греха, а не сам грех, являющийся смертью души, через
одного человека перешел во весь человеческий род, тот будет несправедлив к Богу,
противореча Апостолу, говорящему: "Через единого человека грех вошел в мир, и
через грех смерть, и так во всех человеков перешла смерть, в котором все согрешили"
[ср. Рим 5, 12].
Кан. 3. Если кто скажет, что по призыванию со стороны человека может
быть дарована благодать Божия, а не сама благодать делает так, чтобы мы ее призывали,
тот противоречит Исайи пророку или Апостолу, то же самое говорящему: "Я был обретен
не искавшими меня; открылся не вопрошавшим обо мне" [Рим 10, 20; ср. Ис 65, 1].
Кан. 4. Если кто утверждает, что наша воля ожидает Бога, чтобы нам очиститься
от греха, а не исповедует также, что, именно, по излиянию в нас и действию Святого
Духа происходит наше желание очиститься, тот противится самому Святому Духу, говорящему
через Соломона: "Приготовляется воля Господом" [Притч. 8, 35 согл. Септ.], и Апостолу,
спасительно проповедующему: "Бог есть тот, кто производит в нас и желание и исполнение
по благой воле" [ср. Фил 2, 13].
Кан. 5. Если кто скажет, что как приращение, так и начало веры, и само
движение души к вере, из-за которого веруем в Того, Кто оправдывает нечестивого,
и к возрождению посредством святого крещения приходим, не по дару благодати, то
есть по вдохновению Святого Духа, направляющему нашу волю от неверия к вере, от
нечестия к благочестию, но по природе в нас присутствует, тот изобличается противником
Апостольских догматов, ибо говорит блаженный Павел: "Уповаем, что начавший в вас
доброе дело, будет совершать его до самого дня Иисуса Христа" [ср. Фил 1, 6];
и то место: "Вам дано ради Христа не только, чтобы вы верили в Него, но также,
чтобы и пострадали за Него" [ср. Фил 1, 29]; и: "Благодатью вы спасены через веру,
и сие не от вас: ибо есть Божий дар" [Еф 2, 8]. Ибо те, кто говорят, что вера,
коей веруем в Бога, является природной, всех тех, которые чужды Церкви Христовой,
некоторым образом считают верными.
Кан. 6. Если кто скажет, что без благодати Божией нам верующим, волящим,
желающим, стремящимся, трудящимся, молящимся, бодрствующим, усердствующим, просящим,
ищущим, стучащим милосердие божественно даруется, а не исповедует, что то, что
мы веруем, волим, или все это, как нужно, можем делать, в нас происходит по излиянию
и вдохновению Святого Духа, и либо к смирению, либо к послушанию человеческому
присоединяет помощь благодати, а не соглашается, что является даром самой благодати
то, что мы бываем послушными и смиренными, тот противится Апостолу, говорящему:
"Что имеешь такого, чего бы не получил?" [1 Кор 4, 7]; и: "Благодатью Божьею есмь
то, что есмь" [1 Кор 15, 10].
Кан. 7. Если кто утверждает, что силою природы что-либо доброе, относящееся
к спасению жизни вечной, можно мыслить, как полезно, или избирать, или приветствовать,
то есть с евангельской проповедью соглашаться, без озарения и вдохновения Святого
Духа, который дает всем приятность в том, чтобы соглашаться или верить истине,
тот обманывается еретическим духом, не разумея гласа Божиего, в Евангелии глаголющего:
"Без меня ничего не можете творить" [Ин 15, 5]; и то слово Апостола: "Не то, что
мы способны мыслить что-либо от себя словно сами по себе, но наша достаточность
происходит от Бога" [2 Кор 3, 5].
Кан. 8. Если кто заявит, что иные по милосердию, иные же по свободной
воле, которая, очевидно, является испорченной во всех, рождающихся от вероломства
первого человека, могут прийти к благодати крещения, тот изобличается чуждым правой
веры. Ибо он утверждает, что не во всех людях свободная воля грехом первого человека
ослаблена, или определенно так считает ее поврежденной, что, однако, некоторые
могут без откровения Божиего обрести таинство вечного спасения сами по себе. Что
сколь является противным истине, сам Господь доказывает, Который свидетельствует,
что не только некоторые, а никто совсем не может к Нему прийти, если "не тот,
которого привлечет Отец" [ср. Ин 6, 44], как и Петру говорит: "Блажен еси, Симон
бар-Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе, но Отец мой, сущий на небесах" [Мф
16, 17]; и Апостол говорит: "Никто не может сказать, что Иисус Господь, как только
в Духе Святом" [ср. 1 Кор 12, 3].
Кан. 9. О божественной помощи. Является Божиим даром, когда и право
мыслим, и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем добро,
столько раз Бог в нас и с нами творит, чтобы мы творили.
Кан. 10. О божественной помощи. О божественной помощи даже для возрожденных
следует всегда просить, чтобы к доброму концу прийти, или в добром деле смогли
устоять.
Кан. 11. "Об обязательствах обетов. Никто не может в чем-либо Богу принести
обета, если не получит от Него то, в чем приносит обет", как мы читаем: "И что
от руки Твоея мы приняли, то приносим Тебе" [1 Пар 29, 14].
Кан. 12. "Каких нас любит Бог. Таких нас любит Бог, какими будем вследствие
Его дара, а не какими являемся по нашей заслуге".
Кан. 13. О восстановлении свободной воли. Свобода воли, в первом человеке
ослабленная, не может восстановиться, кроме как через благодать; "ибо упущенное
не может быть возвращено, кроме как Тем, Кто мог его дать раньше. Посему Истина
сама глаголет: "Если вас Сын освободит, тогда истинно будете свободны"" [Ин 8,
36].
Кан. 14. "Никакой несчастный не освобождается от какой-либо беды, если
не предваряет его милосердие Божие", как говорит Псалмопевец: "Скоро заступит
нас милосердие Твое, Господи" [Пс 78, 8]; и то место: "Бог мой, милосердие Его
предварит меня" [Пс 58, 11].
Кан. 15. "От того, что сотворил Бог, Адам изменился, но к худшему через
свою неправедность. От того, что соделала неправедность, изменяется верный, но
к лучшему через благодать Божию. Итак, та была перемена от первого вероломства,
эта, согласно Псалмопевцу, "перемена от десницы Вышнего" [ср. Пс 76, 11]".
Кан. 16. Никто да не хвалится тем, что, кажется, он имеет, словно не
получил того, или потому считает себя получившим, что слово извне или явилось
для прочтения, или прозвучало для слышания. Ибо как Апостол говорит: "Если через
закон праведность, значит Христос напрасно умер" [Гал 2, 21]; "восшед на высоту
пленил плен, дал дары человекам" [ср. Еф 4, 8; ср. Пс 67, 19]. И от Него имеет
всякий, кто имеет; кто же отрицает, что от Него имеет, либо воистину не имеет,
либо то, "что имеет, отнимется у него" [Мф 25, 29].
Кан. 17. "О христианской храбрости. Храбрость Язычников происходит от
вожделения, храбрость же Христиан — от Божьей благодати, которая "разлита в сердцах
наших", не через свободу воли, происходящую от нас, но "через Святой Дух, данный
нам" [Рим 5, 5]".
Кан. 18. "Благодать не предваряется никакими заслугами. Положена награда
добрым делам, если они происходят; но благодать, которая не положена, предшествует,
чтобы они произошли".
Кан. 19. "Никто не спасается, кроме как по милости Божьей. Человеческая
природа, даже если бы в той целостности, в коей была создана, пребыла, никоим
образом не сохранила бы себя без помощи своего Создателя; посему, поскольку без
благодати Божьей не может сохранить спасение, которое получила, каким образом
без Божьей благодати сможет восстановить то, что потеряла?"
Кан. 20. "Ничего благого не совершает человек без Бога. Много благого
творит в человеке Бог такого, чего человек не творит; никакого, однако, не творит
человек блага, которого Бог не дает человеку творить".
Кан. 21. "О природе и благодати. Как тем, которые, желая в законе оправдаться,
отпали от благодати, истинно говорит Апостол: "Если от закона праведность, значит
Христос напрасно умер" [Гал 2, 21], так и тем, которые благодать, каковую передает
и принимает вера Христова, считают природной, истинно говорится: Если по природе
праведность "значит Христос напрасно умер". Ибо уже был закон, и не оправдал:
уже и природа была, и не оправдала. Поэтому Христос не напрасно умер, чтобы и
закон через Него исполнился, ибо сказал: "Не пришел Я разрушить закон, но исполнить"
[Мф 5, 17], и чтобы природа, Адамом погубленная, через Него же восстановилась,
ибо сказал, что пришел Он "взыскать и спасти погибшее" [Лк 19, 10]".
Кан. 22. "О том, что является собственным для человека. Никто не имеет
чего-либо своего кроме обмана и греха. Если что, однако, имеет человек истинного
и праведного, это происходит от того источника, которого должны мы жаждать в сей
пустыни, чтобы от него словно некими каплями орошаемые не ослабли в пути".
Кан. 23. "О воле Божьей и человеческой. Люди творят свою волю, когда
делают то, что не угодно Богу; когда же то творят, что хотят, дабы служить воле
Божьей, хотя, делая, делают то, что делают, сие, однако, принадлежит воле Того,
от Которого и приготовляется и повелевается то, что они хотят".
Кан. 24. "О ветвях лозы. Так существуют в лозе ветви, что ничего не
приносят лозе, но от нее получают то, чем живут: так и лоза существует в ветвях,
что дает им необходимое для жизни питание, но не получает от них. И через сие
иметь пребывающего в себе Христа, и пребывать во Христе, и то и другое выгодно
ученикам, а не Христу. Ибо, когда отрезана ветвь, может от живого корня прорасти
другая; тот же, кто отрезан, без корня не может жить [ср. Ин 15, 5]".
Кан. 25. "О любви, которой любим Бога. Ясно, что Божиим даром является
любить Бога. Он Сам дал нам Себя возлюбить, Который любит, не будучи любимым.
Мы были возлюблены Им, не будучи угодными Ему, чтобы возникло в нас то, в чем
бы мы Ему угодили. Ибо изливает любовь в сердца наши Дух [Рим 5, 5] Отца и Сына,
Которого любим мы со Отцом и Сыном".
Заключение, составленное Цезарием еп. Арелатским.
И так согласно вышеизложенным речениям Священного Писания или определениям
древних Отцов по милости Божией должны мы проповедовать и веровать в то, что через
грех первого человека так поникла и изнемогла свобода воли, что никто впоследствии
или Бога любить, как нужно, или в Бога верить, или творить добро ради Бога не
может, если его не предварит благодать божественного милосердия. Посему и Авелю
праведному, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и Иакову, и всему множеству древних Святых
та преславная вера, которую во славу их проповедует Апостол Павел [Евр 11], не
по благу природы, которое было дано прежде Адаму, но по благодати Божией, веруем,
что была ниспослана. Каковая благодать даже после пришествия Господа, знаем и
одновременно веруем, что не имеется в свободной воле, но по Христовым щедротам
даруется всем, желающим креститься, согласно тому, что уже много раз было сказано
выше и что проповедует Апостол Павел: "Вам дано ради Христа не только чтобы верили
в Него, но также чтобы страдали за Него" [Фил 1, 29]; и то место: "Бог, начавший
в вас доброе дело, будет совершать его до самого дня Господа нашего" [Фил 1, 6];
и то: "Благодатью спасены через веру, и сие не от вас: ибо есть Божий дар" [Еф
2, 8]; и то, что о себе самом говорит Апостол: "Получил я милость, чтобы быть
мне верным" [1 Кор 7, 25; 1 Тим 1, 13]; не сказал: "потому что я был верным",
но чтобы быть мне верным. И то: "Что имеешь, чего бы не получил?" [1 Кор 4, 7].
И то: "Всякое даяние благое, и всякий дар совершенный свыше есть, нисходящий от
Отца светов" [Иак 1, 17]. И то: "Никто не имеет чего-либо, если не дано ему свыше"
[Ин 3, 27]. Бесчисленны свидетельства Святого Писания, которые можно привести
для доказательства благодати, но ради краткости они опущены, ибо, воистину, кому
немногого не достаточно, тому и многое не принесет пользы.
В сие также веруем согласно кафолической вере, что крещеные, после того как
через крещение получили благодать, с помощью и содействием Христа могут и должны
исполнить то, что относится к спасению души, ежели захотят с верностью трудиться.
В то же, что некоторые ко злу божественной властью предопределены, не только не
веруем, но даже если имеются такие, кто желают верить в таковое зло, со всяким
отвержением им анафему изрекаем. Также спасительно провозглашаем и веруем в то,
что во всяком деле благом не мы начинаем, а затем по Божьему милосердию нам оказывается
помощь, но что Сам Он без каких-либо предшествующих наших добрых заслуг и веру
и любовь к Себе прежде в нас вдыхает, чтобы и стремились верно к таинству крещения,
и после крещения с Его помощью то, что Ему угодно, могли исполнить. Посему очевиднейшим
образом следует верить в то, чтобы у того разбойника, которого Господь призвал
в райское отечество [Лк 23, 43], и у Корнилия центуриона, к которому был послан
ангел Господень [Деян 10, 3], и у Закхея, который удостоился принять самого Господа
[Лк 19, 6], та столь дивная вера не была природной, но дарованной по щедротам
божественной благодати.
Посл. папы Бонифация II "Per filium nostrum" к Цезарию еп. Арелатскому,
25 янв. 531.
Утверждение Второго Оранжского Собора
...Мы не замедлили дать кафолический ответ Твоему прошению, которое Ты составил
с похвальной заботой о вере. Ибо Ты извещаешь, что некоторые епископы Галлии,
уже постигшие, что остальные блага происходят от божественной благодати, хотят
только, чтобы вера, которой мы веруем во Христа, принадлежала природе, а не благодати;
и, чего не подобает говорить, чтобы она пребывала в свободной воле человека, а
не ниспосылалась даже сейчас отдельным людям по щедротам божественного милосердия;
прося, чтобы ради устранения сомнений Ваше исповедание, которым Вы, наоборот,
определяете, что правая вера во Христа и начало всякой благой воли, согласно кафолической
истине вдыхается через предваряющую Божию благодать в души отдельных людей, утвердили
Мы властью Апостольского Престола.
И потому, так как этот вопрос многие Отцы, и прежде всего блаженной памяти
епископ Августин, а также бывшие до Нас предстоятели Апостольского Престола, оказывается,
так всесторонне разъяснили с помощью разума, что ни у кого больше не должно быть
сомнения, что вера также к нам приходит по благодати, — на этот вопрос посчитали
Мы излишним пространно отвечать; в наибольшей степени потому, что согласно тем
речениям, которые Ты заимствовал у Апостола, в которых он утверждает: "Милость
получил я, чтобы быть мне верным" [1 Кор 7, 25], и в другом месте: Вам дано ради
Христа не только, чтобы в Него верили, но также чтобы за Него страдали [Фил 1,
29], очевидно явствует, что вера, которой веруем во Христа, как и все блага, приходят
к отдельным людям по дару вышней благодати, а не по силе человеческой природы.
И радуемся Мы, что то же самое Твое Братство, поимев сношение с некоторыми Галльскими
епископами, согласно вере кафолической мыслит: и тому радуемся, что, как Ты извещаешь,
они в едином согласии определили, что вера, которой во Христа веруем, ниспосылается
по предварению божественной благодати; прибавив также, что не существует такого
блага по Богу, которое кто-либо без Божьей благодати или хотеть, или начать, или
творить, или совершить мог, когда сам наш Спаситель говорит: "Без меня ничего
не можете творить" [Ин 15, 5]. Ибо является твердым и кафолическим то, что во
всяком благе, коего главой является вера, нас, еще нехотящих, предваряет божественное
милосердие, чтобы мы хотели, присутствует в нас, когда хотим, последует также,
чтобы в вере устояли, как Давид пророк говорит: "Милость Моя с ним пребывает"
[Пс 58, 11]; и в другом месте: "Милость Его следует за мной" [Пс 88, 25]. Подобно
и блаженный Павел говорит: "Или кто прежде дал Ему, и воздастся тому? Ибо от Него,
и через Него, и в Нем всяческая" [Рим 11, 35].
Посему чрезвычайно удивляемся тем, кто мыслят противное, что они до того еще
тяготятся остатками старого заблуждения, что веруют, что ко Христу приходят не
по Божьему благодеянию, а по природе; и само природное благо, которое грехом Адама
познается испорченным, считают властителем нашей веры более, нежели Христа; и
не понимают, что противоречат Господнему слову, глаголющему: "Никто не приходит
ко мне, если не дано ему будет Отцом Моим" [Ин 6, 44]; а также блаженному Павлу
противятся, вопиющему к Евреям: "Да будем бежать к предлежащему нам сражению,
взирая на властителя и совершителя веры Иисуса Христа" [Евр 12, 1]. И поскольку
это так, не можем найти, что они для веры во Христа без благодати Божьей приписывают
человеческой воле; ибо Христос есть властитель и совершитель веры.
Вследствие чего... вышеизложенное исповедание Ваше, согласное кафолическим
Отцам, утверждаем.
THE COUNCIL OF ORANGE
The Council of Orange was an outgrowth of the controversy between
Augustine and Pelagius. This controversy had to do with degree
to which a
human being is responsible for his or her own salvation, and the
role of
the grace of God in bringing about salvation. The Pelagians
held that
human beings are born in a state of innocence, i.e., that there
is no such
thing as a sinful nature or original sin.
As a result of this view, they held that a state of sinless perfection
was
achievable in this life. The Council of Orange dealt with
the
Semi-Pelagian doctrine that the human race, though fallen and possessed
of
a sinful nature, is still "good" enough to able to lay hold of the
grace
of God through an act of unredeemed human will. As you read
the Canons of
the Council of Orange, you will be able to see where John Calvin
derived
his views of the total depravity of the human race.
THE CANONS OF THE COUNCIL OF ORANGE (529 AD)
CANON 1. If anyone denies that it is the whole man, that
is,
both body and soul, that was "changed for the worse" through
the offense of Adam's sin, but believes that the freedom of
the soul remains unimpaired and that only the body is subject
to corruption, he is deceived by the error of Pelagius and
contradicts the scripture which says, "The soul that sins shall
die" (Ezek. 18:20); and, "Do you not know that if you yield
yourselves to anyone as obedient slaves, you are the slaves
of the one whom you obey?" (Rom. 6:126); and, "For whatever
overcomes a man, to that he is enslaved" (2 Pet. 2:19).
CANON 2. If anyone asserts that Adam's sin affected him
alone and not his descendants also, or at least if he
declares that it is only the death of the body which is the
punishment for sin, and not also that sin, which is the death
of the soul, passed through one man to the whole human race,
he does injustice to God and contradicts the Apostle, who
says, "Therefore as sin came into the world through one man
and death through sin, and so death spread to all men because
all men sinned" (Rom. 5:12).
CANON 3. If anyone says that the grace of God can be
conferred as a result of human prayer, but that it is not
grace itself which makes us pray to God, he contradicts the
prophet Isaiah, or the Apostle who says the same thing, "I
have been found by those who did not seek me; I have shown
myself to those who did not ask for me" (Rom 10:20, quoting
Isa. 65:1).
CANON 4. If anyone maintains that God awaits our will to
be
cleansed from sin, but does not confess that even our will to
be cleansed comes to us through the infusion and working of
the Holy Spirit, he resists the Holy Spirit himself who says
through Solomon, "The will is prepared by the Lord" (Prov.
8:35, LXX), and the salutary word of the Apostle, "For God is
at work in you, both to will and to work for his good
pleasure" (Phil. 2:13).
CANON 5. If anyone says that not only the increase of faith
but also its beginning and the very desire for faith, by
which we believe in Him who justifies the ungodly and comes
to the regeneration of holy baptism -- if anyone says that
this belongs to us by nature and not by a gift of grace, that
is, by the inspiration of the Holy Spirit amending our will
and turning it from unbelief to faith and from godlessness to
godliness, it is proof that he is opposed to the teaching of
the Apostles, for blessed Paul says, "And I am sure that he
who began a good work in you will bring it to completion at
the day of Jesus Christ" (Phil. 1:6). And again, "For by
grace you have been saved through faith; and this is not your
own doing, it is the gift of God" (Eph. 2:8). For those who
state that the faith by which we believe in God is natural
make all who are separated from the Church of Christ by
definition in some measure believers.
CANON 6. If anyone says that God has mercy upon us
when,
apart from his grace, we believe, will, desire, strive,
labor, pray, watch, study, seek, ask, or knock, but does not
confess that it is by the infusion and inspiration of the
Holy Spirit within us that we have the faith, the will, or
the strength to do all these things as we ought; or if anyone
makes the assistance of grace depend on the humility or
obedience of man and does not agree that it is a gift of
grace itself that we are obedient and humble, he contradicts
the Apostle who says, "What have you that you did not
receive?" (1 Cor. 4:7), and, "But by the grace of God I am
what I am" (1 Cor. 15:10).
CANON 7. If anyone affirms that we can form any right
opinion or make any right choice which relates to the
salvation of eternal life, as is expedient for us, or that we
can be saved, that is, assent to the preaching of the gospel
through our natural powers without the illumination and
inspiration of the Holy Spirit, who makes all men gladly
assent to and believe in the truth, he is led astray by a
heretical spirit, and does not understand the voice of God
who says in the Gospel, "For apart from me you can do
nothing" (John 15:5), and the word of the Apostle, "Not that
we are competent of ourselves to claim anything as coming
from us; our competence is from God" (2 Cor. 3:5).
CANON 8. If anyone maintains that some are able to come to
the grace of baptism by mercy but others through free will,
which has manifestly been corrupted in all those who have
been born after the transgression of the first man, it is proof
that he has no place in the true faith. For he denies that
the free will of all men has been weakened through the sin of
the first man, or at least holds that it has been affected in
such a way that they have still the ability to seek the mystery
of
eternal salvation by themselves without the revelation of
God. The Lord himself shows how contradictory this is by
declaring that no one is able to come to him "unless the
Father who sent me draws him" (John 6:44), as he also says to
Peter, "Blessed are you, Simon Bar-Jona! For flesh and blood
has not revealed this to you, but my Father who is in heaven"
(Matt. 16:17), and as the Apostle says, "No one can say
'Jesus is Lord' except by the Holy Spirit" (1 Cor. 12:3).
CANON 9. Concerning the succor of God. It is a mark
of
divine favor when we are of a right purpose and keep our feet
from hypocrisy and unrighteousness; for as often as we do
good, God is at work in us and with us, in order that we may
do so.
CANON 10. Concerning the succor of God. The succor
of God
is to be ever sought by the regenerate and converted also, so
that they may be able to come to a successful end or
persevere in good works.
CANON 11. Concerning the duty to pray. None would make
any
true prayer to the Lord had he not received from him the
object of his prayer, as it is written, "Of thy own have we
given thee" (1 Chron. 29:14).
CANON 12. Of what sort we are whom God loves. God loves
us
for what we shall be by his gift, and not by our own
deserving.
CANON 13. Concerning the restoration of free will.
The
freedom of will that was destroyed in the first man can be
restored only by the grace of baptism, for what is lost can
be returned only by the one who was able to give it. Hence
the Truth itself declares: "So if the Son makes you free, you
will be free indeed" (John 8:36).
CANON 14. No mean wretch is freed from his sorrowful state,
however great it may be, save the one who is anticipated by
the mercy of God, as the Psalmist says, "Let thy compassion
come speedily to meet us" (Ps. 79:8), and again, "My God in
his steadfast love will meet me" (Ps. 59:10).
CANON 15. Adam was changed, but for the worse, through his
own iniquity from what God made him. Through the grace of
God the believer is changed, but for the better, from what
his iniquity has done for him. The one, therefore, was the
change brought about by the first sinner; the other,
according to the Psalmist, is the change of the right hand of
the Most High (Ps. 77:10).
CANON 16. No man shall be honored by his seeming attainment,
as though it were not a gift, or suppose that he has received
it because a missive from without stated it in writing or in
speech. For the Apostle speaks thus, "For if justification
were through the law, then Christ died to no purpose" (Gal.
2:21); and "When he ascended on high he led a host of
captives, and he gave gifts to men" (Eph. 4:8, quoting Ps.
68:18). It is from this source that any man has what he
does; but whoever denies that he has it from this source
either does not truly have it, or else "even what he has will
be taken away" (Matt. 25:29).
CANON 17. Concerning Christian courage. The courage
of the
Gentiles is produced by simple greed, but the courage of
Christians by the love of God which "has been poured into our
hearts" not by freedom of will from our own side but "through
the Holy Spirit which has been given to us" (Rom. 5:5).
CANON 18. That grace is not preceded by merit. Recompense
is due to good works if they are performed; but grace, to
which we have no claim, precedes them, to enable them to be
done.
CANON 19. That a man can be saved only when God shows mercy.
Human nature, even though it remained in that sound state in
which it was created, could be no means save itself, without
the assistance of the Creator; hence since man cannot safe-
guard his salvation without the grace of God, which is a
gift, how will he be able to restore what he has lost without
the grace of God?
CANON 20. That a man can do no good without God. God
does
much that is good in a man that the man does not do; but a
man does nothing good for which God is not responsible, so as
to let him do it.
CANON 21. Concerning nature and grace. As the Apostle
most
truly says to those who would be justified by the law and
have fallen from grace, "If justification were through the
law, then Christ died to no purpose" (Gal. 2:21), so it is
most truly declared to those who imagine that grace, which
faith in Christ advocates and lays hold of, is nature: "If
justification were through nature, then Christ died to no
purpose." Now there was indeed the law, but it did not
justify, and there was indeed nature, but it did not justify.
Not in vain did Christ therefore die, so that the law might
be fulfilled by him who said, "I have come not to abolish
them <the law and prophets> but to fulfil them" (Matt. 5:17),
and that the nature which had been destroyed by Adam might be
restored by him who said that he had come "to seek and to
save the lost" (Luke 19:10).
CANON 22. Concerning those things that belong to man.
No
man has anything of his own but untruth and sin. But if a
man has any truth or righteousness, it from that fountain for
which we must thirst in this desert, so that we may be
refreshed from it as by drops of water and not faint on the
way.
CANON 23. Concerning the will of God and of man. Men
do
their own will and not the will of God when they do what
displeases him; but when they follow their own will and
comply with the will of God, however willingly they do so,
yet it is his will by which what they will is both prepared
and instructed.
CANON 24. Concerning the branches of the vine. The
branches
on the vine do not give life to the vine, but receive life
from it; thus the vine is related to its branches in such a
way that it supplies them with what they need to live, and
does not take this from them. Thus it is to the advantage
of
the disciples, not Christ, both to have Christ abiding in
them and to abide in Christ. For if the vine is cut down
another can shoot up from the live root; but one who is cut
off from the vine cannot live without the root (John 15:5ff).
CANON 25. Concerning the love with which we love God.
It is
wholly a gift of God to love God. He who loves, even though
he is not loved, allowed himself to be loved. We are loved,
even when we displease him, so that we might have means to
please him. For the Spirit, whom we love with the Father and
the Son, has poured into our hearts the love of the Father
and the Son (Rom. 5:5).
CONCLUSION. And thus according to the passages of holy
scripture quoted above or the interpretations of the ancient
Fathers we must, under the blessing of God, preach and
believe as follows. The sin of the first man has so impaired
and weakened free will that no one thereafter can either love
God as he ought or believe in God or do good for God's sake,
unless the grace of divine mercy has preceded him. We
therefore believe that the glorious faith which was given to
Abel the righteous, and Noah, and Abraham, and Isaac, and
Jacob, and to all the saints of old, and which the Apostle
Paul <sic> commends in extolling them (Heb. 11), was not
given through natural goodness as it was before to Adam, but
was bestowed by the grace of God. And we know and also
believe that even after the coming of our Lord this grace is
not to be found in the free will of all who desire to be
baptized, but is bestowed by the kindness of Christ, as has
already been frequently stated and as the Apostle Paul
declares, "For it has been granted to you that for the sake
of Christ you should not only believe in him but also suffer
for his sake" (Phil. 1:29). And again, "He who began a good
work in you will bring it to completion at the day of Jesus
Christ" (Phil. 1:6). And again, "For by grace you have been
saved through faith; and it is not your own doing, it is the
gift of God" (Eph. 2:8). And as the Apostle says of himself,
"I have obtained mercy to be faithful" (1 Cor. 7:25, cf. 1
Tim. 1:13). He did not say, "because I was faithful," but
"to be faithful." And again, "What have you that you did not
receive?" (1 Cor. 4:7). And again, "Every good endowment and
every perfect gift is from above, coming down from the Father
of lights" (Jas. 1:17). And again, "No one can receive
anything except what is given him from heaven" (John 3:27).
There are innumerable passages of holy scripture which can be
quoted to prove the case for grace, but they have been
omitted for the sake of brevity, because further examples
will not really be of use where few are deemed sufficient.
According to the catholic faith we also believe that after
grace has been received through baptism, all baptized persons
have the ability and responsibility, if they desire to labor
faithfully, to perform with the aid and cooperation of Christ
what is of essential importance in regard to the salvation of
their soul. We not only do not believe that any are
foreordained to evil by the power of God, but even state with
utter abhorrence that if there are those who want to believe
so evil a thing, they are anathema. We also believe and
confess to our benefit that in every good work it is not we
who take the initiative and are then assisted through the
mercy of God, but God himself first inspires in us both faith
in him and love for him without any previous good works of
our own that deserve reward, so that we may both faithfully
seek the sacrament of baptism, and after baptism be able by
his help to do what is pleasing to him. We must therefore
most evidently believe that the praiseworthy faith of the
thief whom the Lord called to his home in paradise, and of
Cornelius the centurion, to whom the angel of the Lord was
sent, and of Zacchaeus, who was worthy to receive the Lord
himself, was not a natural endowment but a gift of God's
kindness.
|