Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

ПАПА РИМСКИЙ ВИГИЛИЙ

 


По кн.: Задворный В. История римских пап. Т. 2. М., 1997. Номер страницы перед текстом на ней.

Текст напечатан параллельно с латинским, почему русский текст только на нечетных страницах.


- 103 -

Послание Евтихию Возлюбленному брату Евтихию и подчиненным тебе епископам Вигилий

«Исполнились радости наши уста, а язык наш - веселия (Пс. 124, 2) оттого, что прекращены смуты несогласия, и Бог преобразил миром Церковь Свою, так что исполнилось сказанное: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Пс. 132, 1). Ибо совершенно естественно радоваться нам о Господе, потому что полнота вашей любви к нам представлена в послании, содержание которого следующее: "Зная, сколько благ доставляет мир Божий, охраняющий сердца и помышления верных и соединяющий их воедино, чтобы они в исповедании правой веры мыслили одинаково..." и проч. Под этим мы и подписались. Радостно приняв этот свет православного исповедания и храня всегда и во всем одну и ту же веру, мы возвещаем, что с помощью Бога нашего будем хранить и соблюдать ее нерушимо. Итак, несмотря на то, что все, содержащееся в вашем исповедании, останется в своей силе, ваша братская любовь обратилась к нам с просьбой, чтобы под нашим председательством, спокойно и со священнической кротостью, перед святым Евангелием, были бы обсуждены три главы, из-за которых возник вопрос, и чтобы дано было этому вопросу решение угодное Богу и согласное с тем, что определено достопамятными четырьмя святыми Соборами, чтобы, преодолев существующие разногласия, оставалось непоколебимым то, что определено четырьмя святыми Соборами при сохранении к этим Соборам полного уважения. Это исповедание, держащееся и следующее традиции отцов, как в вас, братья, так и во всех, исповедовавших или исповедующих тоже самое, мы признаем достойным всяческой похвалы и из него мы узнаем, что вы поистине братья наши. Поэтому просим Божие милосердие, чтобы всем нам, твердо хранящим это исповедание и отеческие предания, явиться достойными нашего служения и в день суда Божия не оказаться виновными ни в каком нарушении отеческих постановлений. Итак, зная из законное собрание, с соблюдением вышесказанного вашу просьбу, мы согласны, чтобы, созвав справедливости,


- 105 -

 

перед святым Евангелием, обсудить вместе с единодушными братьями дело о трех главах, из-за которых возник вопрос, и дать решение, угодное Богу и согласное с тем, что определено четырьмя святыми Соборами, ибо мы умеем хранить полное уважение к упомянутым соборам, как свидетельствует об этом и общее исповедание.

Бог да сохранит тебя, возлюбленный брат, здравым. Дано в восьмой день январских ид, в 27 году правления государя Юстиниана, бессменного Августа, и в 12 после консульства славнейшего мужа Василия.


- 107 -

ПОСЛАНИЕ ПАПЫ ВИГИЛИЯ К АВРЕЛИАНУ АРЕЛАТСКОМУ,

НАПИСАННОЕ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Возлюбленнейшему брату Аврелиану,

епископу, Вигилий

Ваше послание, брат, доставленное нам Анастасием, мы получили накануне июльских ид и возблагодарили Божественное милосердие за то, что, как мы прочитали, ваша озабоченность о вере, и о молве о моем лице, согласна со священными заповедями, поэтому к твоей любви достойно и прилично приложить следующие слова Божий: "Я избрал тебя священником для алтаря Моего из всех наследников, чтобы ты носил имя великое во все дни жизни твоей" (I Цар. 2, 28). И все же нам необходимо успокоить озабоченность вашей любви кратким собеседованием, насколько нам позволяет время. Будьте совершенно уверены в том, что мы не допустили ничего, что противоречило бы постановлениям наших предшественников (чего да не будет), или святой вере четырех Соборов, то есть Никейского, Константинопольского, Эфесского первого и Халкидонского, которая является одной и той же, или что относилось бы к оскорблению лиц, подписавшихся под определением этой святой веры, или что открылось нечто несогласное с определениями святых предшественников наших Целестина, Сикста, Льва и других предшествовавших и следовавших за ними, но оказываем одно почтение ко всем вышеназванным соборам и одно доверие к вере без всяких сомнений. Мы отвергаем тех, которые не следуют в правоте веры всем вышеупомянутым четырем Соборам, но веру одного из них, или же всех, осуждают или стремятся осудить, оклеветать, или извратить. Мы признали заслуживающим анафемы и проклятия, и постановили осудить то, что сказано устно или написано во оскорбление этой святой веры. Подобное наказание мы налагаем и на тех, кто по проклятой надменности, назвали нечестивой веру блаженного Кирилла, которого одобрил и похвалил святой памяти Лев, наш предшественник, в послания к вашим предшественникам и другим, и на которого, как известно, ссылался достопочтенный святой Халкидонский Собор, и веру других Отцов, которых приняли и которым следовали предстоятели Апостольского Престола. Итак, брат, ты, как известно, являясь, через нас викарием Апостольского Престола, оповести


- 109 -
всех епископов, чтобы они не смущались никакими ложными сочинениями, или лживыми словами или известиями, но лучше, как и должно, следовали бы словам первого из апостолов, котооый говорит: "...противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. (1 Петр. 5, 8), и тому, что говорит другой апостол, учитель язычников: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16, 17). Мы же, веруя в Господа так, как мы сказали выше, искренне держались и держимся, почитали и почитаем, а также защищаем веру, переданную апостолами и изъясненную вышеупомянутыми четырьмя святыми Соборами, проповеданную и нерушимо сохраненную нашими предшественниками и вышеупомянутыми Отцами, а поступающих вопреки ей осуждаем апостольской властью. Через сына нашего Анастасия мы указываем по необходимости, сколько можно кратко, на то, что было сделано, а когда сын наш, всемилостивый государь император при помощи Бога (Который держит его сердце), повелит нам возвратиться, как обещал, то, если Бог благословит, мы назначим человека, который бы сообщил вам более подробные сведения. До сих пор мы не сделали этого, потому что препятствовала суровость зимы и тяжелое положение Италии, о чем вам не безызвестно, пока с помощью Господа, не придет с помощью светлейший принцепс, как того желает. Мы надеемся, брат, что ты позаботишься об этом деле, как написано: "Брат, помогая брату, возвеличивается" (Прит. 18, 19), и как Деяния Апостолов свидетельствуют о верующих в Господа что "У ... веровавших было одно сердце и одна душа" (Деян. 4, 32), и не приминет попросить славного сына нашего короля Хильдеберта, который, как нам известно, по своей приверженности к христианству, оказывает полное почтение к Апостольскому Престолу, предстоятелем которого Бог благоволил быть нам о том, чтобы при таких тяжелых обстоятельствах, он исполнит по христианскому благочестию долг попечения о Церк

- 111 -
ви, в чем мы и уверены, а так как говорят, готы со своим королем вошли в город Рим, то соизволили написать ему, чтобы он не вмешивался в суды нашей Церкви, как в законодательство, не лежащее в его ведении, и не делал и не допускал чего-либо, что могло бы возмутить Католическую Церковь. Ибо католическому королю, каков он и есть, достойно и необходимо изо всех сил защищать веру и Церковь, в которой Бог благоволил ему креститься, ибо написано "... Я прославлю прославляющих Меня" (I Цар. 2, 30). Постарайся же, любезный брат, твердо пребывая в чистоте святой веры, охранять с надлежащею заботой, с помощью Божией, мир Церкви, который и вверен тебе от Бога через дар священства и поручен нами, как викарием апостольской власти, и угодными Богу делами показать себя викарием нашего Престола. Бог да хранит тебя, любезнейший брат.

Дано в 3 день майских календ, в 24 год правления государя нашего Юстиниана, бессменного Августа, в восьмой год после консульства славнейшего мужа Василия, через человека, отправленного Анастасием.


- 113 -

ПОСЛАНИЕ ПАПЫ ВИГИЛИЯ ВАЛЕНТИНИАНУ ЕПИСКОПУ ТОМИЙСКОМУ

Возлюбленному брату Валентиниану, епископу Томийскому в области Скифии, Вигилий

Читая написанное тобою, брат, мы с радостью убедились, что жива в тебе пастырская забота, и поэтому справедливо могут быть приложены к тебе слова пророка: "... Я спасу овец Моих... и поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего..." (Иез. 34, 22 - 23). Поэтому твоя любовь должна следовать и другим словам Господа нашего: "Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь возвещать их от Меня." (Иез. 3, 17), и собрав тех, которые, как ты сообщаешь, соблазняются разными слухами, непрестанно увещевать, чтобы они не были обольщены теми, кто, скрывая нечестивейших дух под видом католического, стараются уловить своим коварством сердца простых христиан и, точно следуя в злобе обычаю отца своего дьявола, желают возмутить вверенную тебе Церковь разными лживыми сочинениями, и к которым хорошо прилагается апостольское изречение: "Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" и далее "... ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим. 16, 17 - 18). А ваше же послушание известно повсюду. Так пусть верные души их, часто предостерегаемые вашими увещеваниями, брат, не были бы увлечены никакими корваными речами от правого пути, который есть Христос, как Он говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6), но если, чего быть не должно, будучи возмущены противниками, они, быть может, боятся чего-нибудь сделанного против веры (чего Бог отвращается), то пусть с кротостью, соответствующей христианам, следуют словам пророка: "... спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе", (Втор. 32, 7), а также и другого пророка: "... уста священника должны хранить знание, и закона ищут от уст его" (Малах. 2, 7). Ведь сын наш, славный и знаменитый муж Базиниан, а вместе с ним и те, кому поручено вести в Константинополе дела твоей Церкви, брат, как известно, одинаково заявили, что враги Божий выдумали, будто в нашем решении (чего да


- 115 -
не будет) осуждены личности епископов Ивы и Феодорита, но те, кто все же сомневается, пусть прочитают, что мы определили в послании к брату нашему Мине, епископу города Константинополя, о деле, которое здесь поднято, и тогда убедятся, что, при помощи Божией, нами не допущено, и даже не было в намерении ничего, что оказалось бы против веры и учения достопочтенных четырех Соборов, на которых были даны определения об одной и той же вере, то есть Никейского, Константинопольского, Эфесского первого и Халкидонского, или же наносило оскорбление одному из тех, кто подписался под вышеуказанным определением халкидонской веры, или (чего да не будет) открылось что-либо несогласное с постановлениями бывших до нас предшественников наших, но что мы во всем противостояли противникам предстоятелей Апостольского Престола и блаженной памяти Папы Льва и вышеупомянутых Соборов. Уверены не безызвестно вам, брат, что враги христианской веры, с низким и жалким ухищрением, всегда пытались доказать, что четыре евангелиста противоречат один другому (чего да не будет), а Святые Отцы опровергали их с небесной мудростью книгами о согласии Евангелий. Вот и ныне также противники святого Халкидонского Собора (в числе которых, мы знаем, находятся виновники этого соблазна, Рустик и Севастиан, которых по их заслугам, мы давно отлучили от священного общения, и над которыми, если они не раскаятся, да будет известно вам, брат, мы намерены произнести канонический приговор) под предлогом лживой защиты, стремятся представить, что этот Собор говорил противоречащее трем вышеупомянутым Соборам (чего да не будет). К ним, питающим такие замыслы, прямо относятся слова пророка: "... лживая трость книжников и его (закон) превращает в ложь" (Иер. 8, 8). Они опровергали слово Господа нашего, и нет в них никакой мудрости. "Приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости" (Иер. 9, 5). Если они не покаются, постигнет их приговор псалмопевца, который говорит: "... сокрушил врага и защитника" (Пс. 8, 3). Уверены, что для католических сынов Церкви будет уже достаточно того, что мы написали тогда к брату и соепископу нашему Мине, то есть о

- 117 -
богохульствах Феодора Мопсуэстского и его личности, о послании, которое, как говорят, написано Ивой к Мару Персу, и о сочинениях Феодорита, которые написаны против правой веры и двенадцати глав святого Кирилла, потому что в указанном выше моем постановлении можно понять, что в самом определении веры, которое произнесли святые святители Халкидонского Собора, согласуется с предшествующими ему тремя другими святыми соборами, и они ничего не изменили, но хвалили все,что сделано прежними, утвердили своим святым определением навсегда Впрочем, если кто-нибудь станет сомневаться (чего не думаем), просим его, пусть поспешит придти к нам с твоего, брат, позволения, чтобы из прямого объяснения ему убедиться, что нами соблюдено ненарушимо все, что сделано и написано об одной и той же вере во времена наших предшественников и вышеупомянутых четырех Соборов. Таким образом, прекратится для благочестивейших душ соблазн, как и должно быть, и мир, угодный Богу, будет ненарушимо сохраняться в Его Церкви. Мы считаем нужным попросить вас, брат, и о том, чтобы больше не принимали писем от упомянутых прежде Рустика и Севастиана, или от тех, кто окажется участниками их гнусной дерзости, а также и о том, чтобы ты увещевал всех, принадлежащих к твоей юрисдикции, чтобы они или не читали ничего, доставленного от вышеупомянутых лиц, или же не доверяли легковерности их лжи

 

Бог да сохранит невредимым тебя, возлюбленный брат. Дано в 15 день апрельских календ, в 23 год правления государя Юстиниана бессменного Августа, в 9 год после консульства славнейшего мужа Василия, через пресвитера и апокрисиария Иоанна, который отправил его через человека своего Максценция.


- 119 -

ДЕКРЕТАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ПАПЫ ВИГИЛИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Возлюбленному брату Евтихию Вигилий

Никто не находится в неведении о тех соблазнах, которые враг рода человеческого возбудил во всем мире, до такой степени, что каждого, имеющего намерение ниспровергнуть Церковь Божию, и старающегося таким образом выполнить его желание, он подтолкнул уклониться в различные мнения, высказываемые как устно, так и письменно, причем не только от своего имени, но и от нашего и от имени других, так что нас самих вместе с братьями и соепископами нашими, пребывающими в царственном городе и с равным почтением защищающими четыре Собора и искренне пребывающими в одной и той же вере этих четырех Соборов, старался разделить ухищрениями словесных хитросплетений, так что мы, которые были и пребываем единомышленными с ними в одной вере, презрев братскую любовь, уклонились в несогласие. Но так как Христос Бог наш есть истинный свет, который тьма объять не может, Он, удалив всякое смятение из наших душ, призвал к миру вселенную и Церковь, и то, что должно быть определено нами, при откровении Господа и исследовании истины, спасительно исполнено. Поэтому пусть знает ваше вселенское братство, что мы полностью принимаем четыре Собора, то есть Никейский, Константинопольский, первый Эфесский и Халкидонский, и вместе с братьями нашими их благочестиво почитаем и единодушно сохраняем. А тех, кто не следует этим святым Соборам во всем, что определено ими о святой вере, считаем чуждыми собранию святой Католической Церкви. Поэтому, желая, чтобы вы, брат, знали о том, что нами сделано, сообщаем вам этим посланием. Так как ни для кого не тайна, какое было волнение из-за трех глав, то есть Феодора, бывшего епископа Мопсуэстского, и его сочинений, а также из-за сочинений Феодорита и послания, которое, как говорят, было написано Ивой к Мару Персу, и как различно об этих трех главах говорилось и писалось. Поэтому, если во всяком деле принцип мудрости требует, чтобы исследуемое было пересмотрено и не должно послужить ко стыду, когда опущенное вначале, а потом желанием истины найденное, объявляется публично, то сколь более в церковных рассуждениях следует соблюдать


- 121 -

этот принцип! Особенно, когда известно, что Отцы наши, и прежде всего, учитель римского красноречия, блаженнейший Августин, просиявший в божественных писаниях, пересматривали собственные сочинения, исправляя сказанное ими, и добавляя опущенное и найденное впоследствие. Подобным образом и мы, побуждаемые такими примерами, в рассуждении о трех упомянутых главах никогда не переставали исследовать, что более истинно о них может быть найдено в сочинениях наших Отцов. Из этого стало действительно очевидно, что в так называемых проповедях Феодора Мопсуэстского, которые повсюду порицаются, содержится противоречащее правой вере и учению святых Отцов, поэтому и сами Святые Отцы, писавшие против него, оставили свои сочинения для научения святой Церкви. Ибо между прочими его богохульствами мы находим, что он явно сказал, что иной есть Бог Слово, а иной Христос, терзаемый страстями души и пожеланиями плоти, который мало помалу, восходя от худшего, через совершение добрых дел дошел до лучшего, сделавшись безупречным. И как простой человек Он был крещен во имя От-ца, и Сына, и Святого Духа, через крещение получил благодать Святого Духа и удостоился усыновления. И почитается Христос по подобию почитания изображения императора, то есть словно образ Бога Слова. А стал Он неизменяемым в мыслях и совершенно безгрешным после Воскресения. Кроме того, Феодор Мопсуэстский говорил, что соединение Бога Слова со Христом совершилось такое, о каком сказал апостол по отношению к мужу и жене: "два будут одна плоть" (I Кор. 6, 16), и что после Воскресения, когда Господь дунул на учеников и сказал: "примите Духа Святого" (Ин. 20, 22), не дал им Духа Святого. Подобным образом он дерзнул также сказать, что исповедание Фомы, когда тот осязал руки и ребра Господа после Воскресения, сказав: "Господь "ой и Бог мой" (Ин. 20, 28), относится не ко Христу (ибо Феодор говорит, что Христос не есть Бог), но что Фома, изумленный чу-№м воскресения, прославил Бога, сказав эти слова. А что еще (уже, в толковании, которое тот же Феодор написал на "Деяния Апостолов", он уподобил Христа Платону, Манихею, Эпикуру и Маркиону, говоря, что как каждый из них от созданного ими учения назвал своих учеников платониками, манихеями, эпикурейцами и маркионитами, таким же образом и Христос, создав учение, назвал от него христиан.


- 123 -

Итак, в связи с вышеизложенным пусть знает вся Католическая Церковь, что мы справедливо и безукоризненно пришли к тому, что заключается в этом нашем постановлении. Поэтому осуждаем и анафематствуем вместе со всеми другими еретиками, которые осуждены и анафематствованы (как известно) вышеназванными четырьмя святыми Соборами и Католическою Церковью, и Феодора, бывшего епископа Мопсуэтского, и нечестивые его сочинения, равно как и то, что написано Феодоритом против правой веры и против двенадцати глав святого Кирилла, и против первого Эфесского Собора, и то, что написано им в защиту Феодора и Нестория. Кроме того анафематствуем и осуждаем послание к еретику Мару Персу, которое, как говорят, написано Ивою, в котором отвергается, что Христос Слово, воплотившись от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделался человеком, а утверждается, что от нее родился простой человек, которого называют храмом, так что из этого дается понять, что иной Бог Слово, а иной Христос. На святого же Кирилла, учителя и проповедника правой веры послание это клевещет, как на еретика, писавшего подобно Аполлинарию, и упрекает первый Эфесский Собор, будто он без суда и следствия осудил Нестория, оно же называет двенадцать глав св. Кирилла нечестивыми и противоречащими правой вере, а защищает Феодора и Нестория и нечестивые их учения и сочинения. Итак, вышеназванные нечестивые три главы мы анафематствуем и осуждаем, то есть нечестивого Феодора Мопсуэстского вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, и послание, которое, как говорят, написано Ивою и в котором содержатся названные выше нечестивые хулы. И всякого, кто убежден, что эти три главы в какое-либо время должны быть приняты или защищаемы, или же кто будет стремиться когда-нибудь отменить настоящее осуждение, подвергаем такой же анафеме. А в отношении всех тех, кто, сохраняя правую веру, проповеданную вышеназванными Соборами, осудили или осуждают упомянутые три главы, что они братья и соиереи. Что же сделано было или мною, или другими, в защиту вышеназванных трех глав, то мы упраздняем определением настоящего документа. Пусть да не будет в Католической Церкви того, что кто-нибудь сказал, что все вышеперечисленные богохульства, или мыслящие подобное им и следующие им, были приняты вышеназванными четырьмя Соборами, или одним из них. Ибо совершенно известно, что упомянутыми Святыми Отцами, и,


- 125 -

особенно, святым Халкидонским Собором никто о ком было какое-либо подозрение, не был принят, если не отверг вышеприведенные богохульства, или подобные им, или ересь в которой был заподозрен, или если не отрекся и не осудил богохульства в которых он подозревался.

Подпись

Бог да сохранит тебя здравым, почтейнейший брат Дано за шесть дней до декабрьских ид, в двадцать седьмой год правления государя нашего Юстиниана, вечного августа, в двенадцатый год после консульства славнейшего мужа Василия.


Из кн.: Задворный В. История римских пап. Т. 2. М., 1997. Номер страницы перед текстом на ней.

96 ВИГИЛИЙ (VIGILIUS) 29. III. 537 Г. - 7. VI. 555 г. «Римский епископ Сильверий отправляется в ссылку, а вместо него посвящается Вигилий» (Victor Tunonensis. Chronicon / PL -Т. 68. - Col. 956). Вигилий происходил из знатной римской семьи, его отец Иоанн был консулом (Liber Pontificalis. Vita Vigilii, 1), а брат — сенатором. Получивший хорошее образование, воспитанный в аристократическом духе своей семьи, Вигилий, став клириком Римской Церкви, лелеял мечты о стремительной и блестящей карьере. Будучи диаконом Бонифация II, Вигилий добился того, чтобы Папа назначил его своим преемником. Но затем, как говорилось выше, Бонифаций II отменил свое решение, выступив принципиально против такого способа замещения епископских кафедр. Честолюбивый диакон, переживший тяжелый удар судьбы, решился тогда взойти на кафедру апостола Петра с помощью императорской власти. Направленный апокрисиарием Апостольского Престола в Константинополь, он для исполнения своей мечты вошел в близкое окружение императрицы Феодоры, от которой в империи зависело очень многое, пообещав, что став Папой, он будет благосклонно относиться к ее друзьям монофизитам. Расположение императрицы не замедлило сказаться, когда византийские войска взяли Рим: Папа Сильверий был арестован и сослан, а Вигилий по распоряжению Велизария занял его место. Но став епископом Рима, Вигилий не мог ожидать для себя лучшей участи лишь потому, что сначала зарекомендовал себя преданным рабом прихотей Константинопольского двора. Ведь в то время он был только диаконом, искателем епископской кафедры, теперь же, заняв место низложенного Сильверия, он сам в любой момент мог сделаться объектом интриг (21, с. 91). Напряженность во взаимоотношениях с Константинополем возникла в 544 г., когда император Юстиниан издал свой знаменитый указ, получивший в дальнейшем название «Трех глав». Его появление было вызвано, в сущности, теми же причинами, что в свое время и издание Генотикона — разделением и ожесточенной борьбой среди византийского духовенства из-за отношения к дог-


97 матическим определениям Халкидонского Собора. В разгар полемики вокруг халкидонских догматов вдруг возник вопрос о право-славности трех лиц, а именно Феодора епископа Мопсуэстского, феодорита епископа Кирского и Ивы епископа Эдесского. Все они умерли в V в., но память о их некоторых, сомнительных высказываниях, которые можно было истолковать в несторианском духе, не изгладилась и в веке следующем, а так как Халкидонский Собор не осудил их, хотя мог это сделать, то монофизиты стали разглашать будто Церковь держится несторианской ереси (24, с. 15 - 16). В указе Юстиниана каждому из этих трех лиц была посвящена отдельная глава или параграф, соответственно таких глав или параграфов было три. Отсюда и произошло название указа — «О трех главах», но вскоре этот смысл забылся и главами стали называть собственно лица Феодора Мопсуэстского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Указ, осудивший Феодора, Феодорита и Иву, и рассчитывавший этим снять препятствия, якобы мешавшие монофизитам присоединиться к Церкви, и таким образом положить конец расколу в Византийской Церкви, не только не привлек монофизитов к православию, но даже и не внес умиротворение в жаркие дискуссии, наоборот, всколыхнув новую волну споров, ведь отсутствие четких соборных решений по этому вопросу позволяли каждому, либо соглашаться с указом Юстиниана, либо его отвергать. Восточные патриархи проявляли нерешительность, Константинопольский патриарх Мина, находясь под самым непосредственным давлением императора, подписался под указом, но тут же выдвинул условие, что он признает свою подпись недействительной, если Римский Папа подписывать не согласится (24, с. 40). В связи с таким поворотом событий Юстиниан, будучи убежденным в покорности Вигилия, ибо он все же был ставленником Византии, в 547 г. потребовал от него немедленно прибыть в Константинополь. Приехав в столицу империи, Папа, осознавая всю сложность и неоднозначность проблемы, решил придерживаться того мнения, что если Вселенский Собор не осудил этих лиц, то и сейчас этого делать не следует. Юстиниан, видя, что Вигилий не собирается подчиняться императорской воле, приказал арестовать Папу, но тот нашел убежище в одном из храмов. Тогда император послал вооруженный отряд в церковь, но и здесь Папа решил не сдаваться. Воины ста-


98 ли тащить Вигилия, но он, будучи человеком могучего телосложения, схватился за столбы, поддерживавшие, по-видимому, сень над алтарем, вследствие чего они рухнули вместе с ним. Смятение народа в церкви вынудило воинов удалиться, так и не выполнив своего поручения (Liber Pontificalis. Vita Vigilii, 6; ср.: Феофан. Хронография: 37, с. 173). Вскоре об этом нападении на Папу стало известно во всем городе, и Юстиниан решил, что благоразумнее в этом случае будет воздержаться от применения силы. Император дал письменное обещание Вигилию не причинить ему никакого зла, просил оставить церковь и вернуться во дворец Плакиды, предоставленный Папе в качестве резиденции. Вигилий, положившись на слово императора, вернулся во дворец, но сразу же вокруг дворца была выставлена стража. Находясь на положении пленника, епископ города Рима решил совершить побег и ночью 23 декабря 551 г. бежал в Халкидон, где нашел приют в храме св. Евфимии, в том самом, где некогда проходили заседания IV Вселенского Собора (29, с. 442). За это время в Италии произошли существенные изменения. Вместо Теодата, человека трусливого и бездарного полководца, королем остготов стал Тотила, мужественный воин и тонкий политик, которому удалось оттеснить византийские войска на юг и занять Рим. Это обстоятельство заставляло Юстиниана мириться с Виталием, ибо возможности поставить другого Папу в Риме, занятом войсками Тотилы, у него не было. Вилигия просьбами и уговорами вновь склонили вернуться в Константинополь. В августе 552 г. умер патриарх Мина и преемником его стал Евтихий. Новый епископ Константинополя сначала не входил в сношения с Папой, но в январе подал ему свое исповедание веры, которое будучи полностью правоверным, совершенно его удовлетворило. Юстиниан, видя согласие епископов Рима и Константинополя, решил, что самое время теперь передать вопрос о «Трех главах» на суд Вселенского Собора, что положило бы конец всем спорам. Вилигий, с радостью поддержавший это предложение, высказал пожелание созвать Собор в Италии или на Сицилии, чтобы и западные епископы могли принять в нем участие, но император настоял на своем — Собор был созван в Константинополе. 3 мая 553 г. делегация во главе с тремя патриархами прибыла к Вигилию с приглашением принять участие в соборных заседани-
99 ях, но Папа отказался, ссылаясь на состояние здоровья. Но не болезнь, конечно, была основной причиной отказа — главное заключалось в том, что он осознавал, что мнение западных епископов не будет представлено на Соборе, а к его голосу, как к голосу пленника императора никто прислушиваться не будет. 6 мая делегация пришла повторно, Вигилий вновь отказался, сказав, что подаст письменное решение дела через 20 дней. Делегация из высших императорских сановников, посетившая Папу 7 мая, также ушла ни с чем. 25 мая Папа направил Юстиниану документ, в котором изложил свои воззрения по данному вопросу — Constitutum de tribus capitulis, датированный 14 мая. В нем Папа осудил еретические места из сочинений Феодора, но как уже почившего, предоставлял его самого суду Бога. От осуждения Фео-дорита, сочинения и поступки которого он подверг тщательному анализу, а также Ивы Папа уклонился, и даже высказал возражения против этого, основываясь на том, что они анафематствовали несторианство на Халкидонском Соборе и приняли «Томос» св. Льва. Но император не принял папского посла и заседания Собора, на котором даже не было зачитано «Constitutum» Вигилия, начались без участия кого-либо из епископов Запада (6, т. 1, с. 341 - 343). V ВСЕЛЕНСКИЙ или ВТОРОЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР — состоялся в 553 г. и был как бы продолжением двух предыдущих Вселенских Соборов. На нем не шла речь о какой-либо новой ереси, но было нужно вновь вернуться к вопросам, связанным с несторианством, и главным образом, с монофизитством. На Соборе присутствовали три патриарха: Константинопольский, Александрийский и Антиохийский. В первом заседании принимало участие 150 епископов, в заключительном — 164. Перед рассмотрением эдикта о «Трех главах» Отцам необходимо было определить, можно ли произносить церковное отлучение над умершими, и этот вопрос был решен положительно. После этого были анафематствова-ны личность и сочинения Феодора Мопсуэстского, некоторые сочинения Феодорита Кирского и письмо Ивы Эдесского к Марию. В заключении был анафематствован и Ориген. На Соборе было решено низложить Вигилия и имя его было исключено из диптихов. Папа вместе с некоторыми своими единомышленниками был отправлен в ссылку. Но 8 декабря 553 г. Вигилий в послании к Константинопольскому патриарху Евтихию признал, что ему не следовало бы отказываться от обсуждения вопроса о «Трех главах», и это признание он повторил 23 февраля в особом «Constitutum». Ему было разрешено вернуться в Рим, но Вечного Города он так больше и не увидел, доехав до Сицилии, он умер там 7 апреля 555 г. (29, с. 442 - 443).
100

Когда в 547 г. Вигилий уезжал из Рима в Константинополь, народ его напутствовал бранью, считая его одним из виновников ссылки Папы св. Сильверия (Liber Pontificalis. Vita Vigilii. 4), посмертное же его возвращение было воспринято римским народом, как возвращение мученика, видевшем теперь и в Вигилии жертву новой власти, которая стала повелевать Италией.

Сочинения

Главной темой сочинений Вигилия, безусловно, был вопрос, волновавший всех его современников, вопрос о «Трех главах». В разгоревшейся полемике Вигилий стремился занять как можно более сдержанную и осторожную позицию, отчетливо осознавая, что желание пересмотреть «дела давно минувших дней» при столь решительной и бескомпромиссной позиции противоборствующих сторон может привести к новому расколу между Церквами Востока и Запада, единство между которыми после схизмы Акакия было восстановлено всего лишь 30 лет назад. Опасения Папы не оказались беспочвенными: многие западные епископы восприняли осуждение «Трех глав», как кощунство над памятью людей, умерших в общении с Церковью, и только благодаря постоянным разъяснениям Апостольского Престола смысла принятых V Вселенских Собором решений, он был повсеместно принят на Западе, причем последняя полемика по этому вопросу утихла лишь во время понтификата св. Григория Великого. Действительно, дилемма, вставшая перед Вигилием, была непростая: с одной стороны — на лицо совершенно явные еретические высказывания, а с другой стороны — люди их высказавшие, не осуждены Церковью, причем Феодорит и Ива подписались под исповеданием веры IV Вселенского Собора, и более того, Феодорит, восстановленный на кафедре этим Собором, автор знаменитой «Церковной истории», и поныне является канонизированным святым как Католической, так и Православной Церкви. Для Вигилия, как епископа Рима, пересмотреть прошлое, как бы переписать историю заново, было немыслимо, ибо, будучи преемником апостола Петра, он являлся носителем традиции Апостольского Престола, заключавшейся в том, чтобы сохранять в неизменном виде все то, что было завещано прежде жившими Святыми Отцами. Стремление не нарушить верность этой традиции, было предметом его постоянных размышлений и переживаний: «... просим Божие милосердие, чтобы всем нам, твердо хранящим это исповедание и отеческие предания, явиться достойными нашего


101 служения и в день суда Божия не оказаться виновными ни в каком нарушении отеческих постановлений.» (Послание к Евтихию). Такая неукоснительная приверженность святоотеческому преданию, благоговение перед решениями Вселенских Соборов, делали положение Вигилия особенно сложным. Отсюда его неоднократные колебания, сомнения и постоянно преследовавший его вопрос: допустимо ли отлучать от Церкви того, кто уже давно предстал перед судом Бога? Поэтому Вигилий желал созыва Вселенского Собора, но хотел, чтобы он был действительно вселенским, собрав епископов со всего христианского мира, когда же западный епископат не был представлен в Константинополе, Папа вступил в конфликт с Собором. В конце концов Вигилий все же принял и утвердил решения Константинопольского Собора, который после этого его утверждения стал V Вселенским (6, т. 1, с. 344), ибо эти решения не нарушали постановлений Соборов предшествовавших: некоторые сочинения Феодорита и письмо Ивы были осуждены, как неосторожные в изложении и формулировках, как следствие неудачной полемики со св. Кириллом (38, с. 82), но память о них как о людях, подписавших Халкидонское исповедание веры, осталась чиста. Ниже приводится декретальное послание Вигилия об утверждении V Вселенского Собора. Другие, помещенные в книге послания Папы, также касаются споров вокруг «Трех глав». Так в послании к Аврелиану Арелатскому Вигилий опровергает ложные слухи и убеждает епископов Галлии, что им не только не было допущено чего-либо против веры, но он, как преемник апостола Петра, выступает защитником и гарантом сохранения в неизменном виде учения Вселенских Соборов. Помимо догматических и теологических вопросов Вигилию не были чужды и более широкие литературные интересы, о чем свидетельствует известный поэт субдиакон Аратор в своем стихотворном послании к Папе (Aratoris Epistola ad Vigilium. — PL. — Т. 68. Col. 71 - 82). Издания: Patrologia Latina. Ed. J. P. Migne. — T. 69. — Col. 15 - 328.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова