HISTORIA FRANCORUM
К оглавлению
Комментарии
1 Реккаред же был сыном Леовигильда от
другой жены. — См. кн. IV, гл. 38; кн. V. гл. 38, См. прим. 179 к кн.
V.
4 ...города Септимании.
— См. прим. 94 к кн. VIII и прим. 135 к кн. IX.
4 В этом году покинула
этот мир блаженнейшая Радегунда. — О ней см. кн. III. гл. 4. 7; кн.
VI, гл. 29; кн. IX, гл. 39 — 42 и прим. 34 к кн. III.
4 А какие там произошли
чудеса... и каково было погребение, я постарался... описать в книге о Чудесах.
— См.: Григорий Турский. О славе исповедников (Гл. 104 // MGH.SRM. Т.
1. Р. 814 — 815).
5 ...полагая за грех убить
того, кого [силой] вывели uз церкви. — Считалось грехом убивать
людей, нашедших убежище в церкви и силой выведенных оттуда. Григорий не раз подчеркивает
это. См. кн. IX, гл. 38. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V.
6 ...Веран, епископ Кавайона... —
О Веране см. кн. VIII, гл. 31; кн. IX, гл. 41.
7 ...«который выдавал себя за кого-то великого»...
— См.: Деян., 8, 9, где в таких же словах говорится о Симоне Волхве.
8 ...приводящего с собой слепых и увечных...
— Ср.: Мф., 15, 30.
9 ...черной магии... — В подлиннике:
nigroinantici ingenii — «дар вызывания мертвых (душ)». Григорий связывает
греческое слово necromanieiou — "прорицалище мертвых" с латинским
niger — «черный»; отсюда, по народной этимологии, — «черная
магия».
10 Он носил тунику без рукавов... — Одежда,
которую обычно носили египетские монахи.
11 ...произнес первый, второй и третий
стих — По-видимому, речь идет о тропарях — церковных
праздничных песнях.
12 ...совершали общие молебствия... —
В подлиннике: rogationes publicae. См. прим. 194 к кн. II.
13 ...когда наступил день и светоч солнца
был высоко. — Ср.: Вергилий. Энеида (VII, 148): «Завтрашний первой
едва освещал лампадою земли // День восстающий». У Григория этот стих перефразирован.
14 ...Амелии, епископ города Сьета...
— О нем см. кн. VIII, гл. 28.
15 «...восстанут лжехристы и лжепророки
— чтобы прельстить, если возможно, и избранных». — Мф., 24, 24.
16 Эннодий. — О нем см. кн. VIII,
гл. 26.
17 Город Беарн. — Позднее был
разрушен.
18 Герцог Австровальд — О
нем см. кн. VIII. гл. 45; кн. IX, гл. 31.
19 ...войско короля Гунтрамна опустошило
Септиманию... — См. кн. VIII, гл. 45, где говорится о походе герцога
Дезидерия на Каркассон, один из городов Септимании.
20 Милиарий (miliarium) —
мильный столб, которым отмечалась каждая римская миля.
21 ...Гунтрамн Бозон был ненавистен королеве
[Брунгильде]... — Герцог Гунтрамн Бозон, отличавшийся вероломством, еще ранее
был причастен к интригам против Меровея, сына Хильперика, женившегося на Брунгильде,
вдове короля Сигиберта (см. кн. V гл. 2. 14, 18). Кроме того, не без его участия
в Галлию из Константинополя прибыл самозванец Гундовальд, действовавший от имени
юного короля Хильдеберта Австразийского. См. кн. VII, гл. 36.
22 ...через епископа Агерика...
— См. кн. VII, гл. 44.
23 ...Раухинг объединился
с вельможами короля Хлотаря, сына Хильперика.. — Раухинг —
вельможа короля Хильдеберта II, участник заговора против короля и его матери,
королевы Брунгильды. О нем см. кн. V, гл. 3: кн. VIII, гл. 28, 29.
24 ...Урсион и Бертефред
— вельможи короля Хильдеберта II, участвовавшие в заговоре австразийской
знати против короля. Об Урсионе см. кн. IX, гл, 9 и прим. 37. О Бертефреде см.
кн. VI, гл. 4.
25 ...на обывательских
лошадях... — В подлиннике; evectio publica — «подорожная».
Королевские служащие и слуги имели право свободного переезда на казенный счет.
См. прим. 188 к кн. VI.
26 ...тело же его выбросили
в окно... — См. кн. VIII, гл. 36 и прим. 128 к кн. VIII.
27 Нрава же он был легкомысленного,
сверх меры жадный и алчный до чужого добра... — Почти в таких же словах
характеризуется и Гунтрамн Бозон (см. кн. IX, гл. 10). О портретных характеристиках
см. в нашей статье в данном издании.
28 ...сообщил о происшедшем
его супруге. — Раньше супруга Раухинга была замужем за Годином. См.
кн. V, гл. 3.
29 А был как рая праздник
страстей сих блаженных мучеников. — 25 октября.
30 ...«разорил замыслы
их»... — Неем.. 4, 15.
31 ...«Кто роет яму ближнему
своему, тот упадет в нее сам». — Притч., 26,27.
32 Пришел также и
Гунтрамн Бозон, которого взял под свое покровительство епископ Вердена Агерик.
— См. кн. IX, гл. 8.
33 О святой епископ,
ведь я знаю, что ты так же, как и король, являешься отцом его сыну,
— Т. е. крестным отцом короля Хнльдеберта, которого король Гунтрамн
считал своим сыном. См. кн. IX, гл. 8, 11.
34 Желая знать о своем
будущем, он часто обращался к предсказателям судьбы... — См. кн. V,
гл. 14.
35 Король Гунтрамн заключил
мир со своим племянником и королевами. — Т. е. с королем Хильдебертом II,
с его матерью — королевой Брунгильдой, с Файлевбой — женой Хильдеберта
и с Хлодозиндой — сестрой Хильдеберта. После того как королю Гунтрамну
и Хильдеберту стало известно о заговоре австразийской знати против Брунгильды
и Хильдеберта, Хильдеберт заключил с Гунтрамном Анделотский договор (587). В этом
договоре закреплялась вечная дружба и устанавливалось взаимное наследование в
случае бездетности; были обещаны взаимная выдача непокорных лейдов (дружинников)
и отказ принимать чужих лейдов; были утверждены старые пожалования королей своим
сторонникам и церкви и возвращались незаконно отнятые; был произведен раздел бывшего
королевства Хариберта и определены границы обоих королевств. В результате этого
союза король Хильдеберт одержал верх над австразийской знатью, а после смерти
короля Гунтрамна объединил в своих руках Австразию и Бургундию. Полный текст Анделотского
договора приводится ниже (гл. 20).
36 Тогда же король Хильдеберт
получил возвращенных ему Динамия и герцога Лупа... — О герцоге Лупе
см. Кн. IV, гл. 46; кн. VI, гл. 4. О Динамии см. кн. VI, гл. 11.
37 А это была вилла в
Вёврском округе... — Вилла принадлежала Урсиону. См. кн. IX, гл. 9.
Вёврский округ (паг) простирался между Маасом и Мозелем.
38 А король Гунтрамн
повелел Баддону... как мы говорили выше... — явиться к нему... —
См. кн. VIII, гл. 44. Из этой главы видно, что Баддон был только арестован,
а не отправлен в изгнание.
39 Если Фредегонда
с помощью достойных мужей признает его невиновным... — По германскому
праву, через очистительную клятву в присутствии соприсяжников.
40 ...благодаря вмешательству
послов... — Послов Фредегонды.
41 ...Леодовальда, епископа
Байе... — См. кн. VIII, гл. 31.
42 Жена Вилиульфа
в третий раз вышла замуж, теперь за сына герцога Бепполена. —
См. кн. VIII, гл.42.
43 ..."тление не наследует нетления".
— 1 Кор., 15. 50.
44 ..."лишились жизни вышеупомянутые
лица... — Т. е. Урсион н Бертефред. См. кн. IX, гл. 12.
45 ...который, как мы
упоминали выше, был отстранен от должности герцога. — См. кн. VI, гл.
4. Здесь говорится лишь о том, что Урсион н Бертефред, первые люди при короле
Хильдеберте, угрожая расправиться с герцогом Лупом, вынудили его удалиться к королю
Гунтрадну. Видимо, в преследовании герцога Лупа повинен и епископ Эгидий, поддерживавший
Урсиона и Бертефреда.
46 ...созвал епископов
своей веры... — Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим.139
к кн.II.
47 И когда епископы обеих
сторон собрались... — Это событие произошло в начале 587 г.
48 ...еретики привели
те доводы, которые, как мы уже не однажды писали... — См. кн. V. гл.
43; кн. VI, гл. 40. Григорий подробно излагает свои прения с арканами по поводу
символа веры в христианстве. См. прим. 139 к кн. II.
49 Епископы нишей веры
— привели те доводы, которыми, как мы показали в предыдущих книгах...
— См. кн. V, гл. 43; кн. VI, гл. 40, в которых Григорий защищает догматы
вселенской (католической) церкви о единосущности троицы. См. прим. 139 к кн. II.
50 ... о чем мы подробно
рассказали в книге о Чудесах... — См.: Григорий Турский.
О славе исповедников (Гл. 13; Р. 755).
51 Король же тайно призвал
к себе епископов господних... — Здесь имеются в виду, с точки зрения
Григория Турского, епископы католического вероисповедания (вселенского), признанного
Никейским собором (325).
52 Затем король послал
в Нарбоннскую провинцию — Т. е. в Септиманию.
53 ...арианской ереси...
— Т. е. арианского вероисповедания. См. прим. 2 к кн. I и прим. 139 к кн.
II.
54 ...как рассказывает
историограф Евсевий — О нем см. прим. 7 к кн. I. О кончине Ария
упоминается в «Истории церкви» Руфина (III, 13 // PL. T. 21), переводчика и продолжателя
«Церковной истории» Евсевия на латинском языке.
55 ...кто обрек на пленение...
Ингунду... — См. кн. VIII, гл. 18, 21, 28 и прим. 154 к кн. VI.
56 Солид —
См. прим. 153 к кн. IV.
57 ...чтобы вы дочь...
— Имеется в виду дочь королевы Брунгильды — Хлодозинда.
58 ...и Бертрамна, епископа
Ле-Мана... — См. кн. VIII, гл. 39; кн. IX, гл. 41.
59 ...они переговорили
с Варохом... — О нем см. кн. V, гл. 16, 26.
60 ...эти города принадлежат
сыновьям короля Хлотаря... — Хлотаря I. Имеются в виду города Нант
и Ренн.
61 ...в свой
город... — Т. е. в Орлеан.
62 Распря между жителями
Тура, которая, как мы говорили выше, уже было окончилась... — См. кн.
VII, гл. 47.
63 ...родственников Храмнезинда...
— Имеются в виду отец Храмнезинда Авнон, брат и его дядя Эберульф. См. кн.
VII, гл. 47.
64 ..."в скорби души"
... — 1 Цар., 1, 10.
65 ...«и сказал в сердце
своем»... — Быт., 27, 41.
66 Храмнезинд, сняв с
тела убитого одежду, повесил ее на столб изгороди... — Тем самым возбуждалось
судебное преследование убитого, причем в нарушении мира обвинялся убитый, а убийца
получал право принести клятву в своей невиновности.
67 ...устремился к королю...
— К Хильдеберту II.
67 ...оно было ему возвращено
доместиком Флавианом. — О нем см. кн. X, гл. 5, 15. Доместик —
см. прим. 4 к кн. IV.
69 ...отправляясь к Агину...
— О нем см. кн. X, гл. 8 и в сочинении Григория Турского «О чудесах св. Мартина»
(IV. 41 // MGH.SRM. Т. 1. Р. 660). В подлиннике: ad Aginum properans —
«отправляясь к Агину». Слово Aginum можно понимать как город Ажен (Aginnus, Aginus),
поэтому в более ранних переводах (напр., Гизо) эта фраза переведена как «отправляясь
в Ажен». Место довольно неясное.
70 ...В этом году... —
В 588 г.
71 ...когда мы спешили
на встречу с ним... — См. кн. IX, гл. 13, где Григорий также об этом
упоминает.
72 Мне не возвращают мою
часть города Санлиса... — По договору Санлис должен был целиком отойти
к Хильдеберту, Гунтрамн же взамен получал земли в Рессоне. то здесь и имелось
в виду, но этот пункт договора еще не был выполнен.
73 ...собрались в Андело... — См.
прим. 35 к кн. IX.
74 ...он имеет полное право на
всю ту часть, которая отошла Сигиберту uз королевства Хариберта... — После
смерти Хариберта (567 или 568) его королевство было поделено между его братьями:
Гунтрамном, Хильпериком и Сигибертом. Сигиберт получал города Тур и Пуатье (см.
кн. IV, гл. 45, кн. V, гл. 48). Город Париж также был поделен после смерти короля
Хлотаря на четыре части, а затем после смерти Хариберта — на три части.
Видимо, уже в то время Париж для королей имел большое значение, ибо за обладание
им постоянно шла борьба (см. кн. IV, гл. 22, 51). Спор между Гунтрамном и Хильдебертом
шел из-за территории бывшего королевства Хариберта. Раздел этой территории и зафиксирован
в настоящем соглашении.
75 ...что государь Гунтрамн уже дал в
приданое своей дочери Хлодехильде... — Хлодехильда была в то время единственным
ребенком у короля Гунтрамна.
76 ...из государственного фиска... — Т.
е. из государственной казны.
77 ...и его супругу, королеву
Файлевбу... — О ней см. кн. IX, гл. 38.
78 Беарн. — См. прим.
17 к кн. IX.
79 Моргенгабе
— германское слово в латинизированной форме. В подлиннике: morganegyba (морганегиба)
— «брачный (утренний) дар жениха невесте».
80 ...в королевство франков...
— В подлиннике: in Francia. См. прим. 37 к кн. IV.
81 ...город Кагор... переходит
отныне в собственность государыни Брунгильды... — См. кн. IX, гл. 11.
82 Лейды. — См.
прим 219 к кн. II.
83 Верные [люди]. — В
подлиннике: fideles — это люди, находящиеся на службе у короля, связанные с ним
клятвой верности. К ним относились королевские дружинники, служилая знать.
84 ... тому пусть никогда
не будет отказано в проезде. — См. кн. VI, гл. 11. Но в кн. IX (гл.
32) король Гунтрамн не разрешил проезд через его владения людям короля Хильдеберта.
85 «...чтобы лишить
меня жизни». — См. кн. VII, гл. 18.
86 «...просить у него
себе в жены племянницу вашу Хлодозинду, дочь вашего брата...» — См.
кн. IX, гл. 16.
87 "He очень-то хорошо,
чтобы моя племянница ехала туда, где была убита ее сестра...» —
Это нельзя понимать дословно, так как Ингунда, жена короля Герменефреда, по
Григорию Турскому, умерла в Африке, а не в Испании. См. кн. VIII, гл. 28.
88 «...вершить себе ту
часть, которую завоевал еще его отец..." — Т. е. король Сигиберт.
Об этом ничего достоверно не известно. Хильдеберт же ранее предпринимал походы
в Италию. См. кн. VI, гл. 42; кн. VIII, гл. 18.
89 "... возвращена
под власть императора». — Имеется в виду византийский император Маврикий.
См. кн. IX, гл. 25.
90 «...почему епископ
Претекстат был сражен кинжалом в церкви?..» — См. кн. VIII, гл.
31.
91 ...До июньских
календ. — Т. е. до 1 июня.
92 ...был праздник воскресения
господня. — В 588 г. пасха приходилась на 18 апреля.
93 «...Я дам Хлотарю,
если я признаю его своим племянником..." — См. кн. VIII,
гл. 9. Видимо, король Гунтрамн все еще сомневался в том, что Хлотарь II сын короля
Хильперика.
94 Паховая чума. —
См. прим. 10 к кн. IV.
95 ...одержимые... покоряясь
его чудодейственной силе, каялись в своих преступлениях. — О благочестии
и набожности короля Гунтрамна упоминает и Павел Диакон в «Истории лангобардов»
(III, 34 // Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Hannoverae, 1878,
P. 139). Он приводит красочную легенду, видимо, бытовавшую тогда в народе, о чудодейственной
силе набожного короля. Однажды изо рта спящего в лесу Гунтрамна выползла ящерица
и указала место зарытого с давних времен клада. содержащего несметные богатства.
Король приказал из найденного золота вылить необыкновенной величины кубок, украсив
его драгоценными каменьями, который намеревался отправить ко гробу господню. Вероятно,
этот случай надо рассматривать не просто как представление о связи короля с некими
сверхъестественными силами (подобные понятия свойственны и древнегерманскону обществу),
но и как представление о священном характере власти суверена над подданными, восходящее
к римскому понятию власти императора, стоящего над народом. Это понятие было к
концу VI в. усвоено франкскими королями, что, несомненно, усиливало их власть.
(См.: Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной
Европе. М., 1963. С. 115. Прим. 173).
96 В те дни епископ Теодор...
— О нем см. кн. VIII. гл. 20.
97 ...чтобы обвинить в
чем-то патриция Ницетия. — О нем см. кн. VIII, гл. 18, 30. 43. Патриций
— см. прим. 79 и 150 к кн. IV.
98 ...словно пламя
на ниве... — Ср.: Вергилий. Энеида (II, 304); «Так же, если на жатву
пламя падет».
99 Агерик... заболел...
из-за того, что Гунтрамн Бозон... был убит. — Епископ Агерик взял под
свое покровительство Гунтрамна Бозона, но спасти его не смог. См. кн. IX, гл.
8, 10.
100 Аббат. — См. прим. 24 к
кн. IV.
101 Референдарий. — См. прим.
20 к кн. V,
102 Упрямый козел. — В подлиннике:
buccus validus — бук. «сильный козел»; игра слов, связанная с именем
Bucciovaldus, по смыслу не очень ясная.
103 ...при поддержке епископа Сиагрия...
— О нем см. кн. V, гл. 5; кн. IX, гл. 41: кн. X, гл. 28.
104 Септимания. — См. прим.
94 к кн. VIII.
105 Но после
смерти Леовы, когда Леовигильд... — Леова умер в 571 или 572 г. Он
был королем в вестготской Септимании (в Галлии), а его брат Леовигильд —
королем вестготов в Ближней Испании.
106 ...Леовигильд упорствовал
в этой лжевере еретических извращений... — Имеется в виду арианское вероисповедание.
107 ...Ингунда, дочь короля Сигиберта,
о которой мы упоминали выше, была выдана замуж в Испанию. — См. кн.
V, гл. 38.
108 ...епископ оставил город Агд, пришел
в Галлию... — Здесь Галлия противополагается готской Септимании, где
находился город Агд.
109 В этом году.. — В 588 г.
110 ...они увели в плен людей... ничего
не соблюдая из того, что они обещали ранее... — cм. кн. IX,
гл. 18,
111 ...Хильдеберт, приняв
подарки... — Как дары невесте.
112 ...обещал свою сестру
лангобардам... — Т. е. Хлодозинду.
113 ...когда они просили
ее в жены своему королю... — Сначала Хильдеберт обещал свою сестру Хлодозинду
Автари, королю лангобардов (см.: Павел Диакон. III, 28; Р. 133). но позднее,
когда король вестготов Реккаред принял католическое вероисповедание, Хлодозинда
была помолвлена с Реккаредом. Хильдеберт не только оставил без внимания просьбу
Автари, но решил выступить против него, дабы выполнить свое обещание византийскому
императору Маврикию — изгнать лангобардов из Италии.
114 ...этот народ принял
католическое вероисповедание. — О принятии Реккаредом,
королем вестготов, католического вероисповедания см. кн. IX, гл. 15. Лангобарды
же оставались арианами до начала VII в.
115 К тому же он направил
к императору посольство... — К императору Маврикию. См. кн. X, гл. 2.
116 ...что теперь
— чего он прежде не сделал — он выступит против лангобардов...
— См кн. VI, гл. 42; кн. VIII, гл. 18.
117 ...покинула сей свет
королева Ингоберга... — О ней см. кн. IV, гл. 26.
118 ...оставив единственную
дочь, которая была замужем зa сыном короля в Кенте. — За Этельбертом.
См. кн. IV, гл. 26.
119 ...поразила герцога
в голову, как Юдифь Олоферна. — По библейскому преданию, Иудифь, славившаяся
своей красотой, освободила свой родной город Ветилую в Ханаане от осады ассирийской
армии под командованием Олоферна. Проникнув в ассирийский лагерь под видом перебежчицы,
она ночью вошла в шатер Олоферна и отсекла ему голову его же собственным мечом.
(См.: Иудифь, 13. 10).
120 ...расположенный
от этого места в 35 милях... — Приблизительно 52 км.
121 ...называемыми в
просторечии bacchinon... — Слово позднелатинского происхождения, заимствованное
из германского языка. Ср. нем. Becken — «таз, чан».
122 ...был схвачен герцогом
Эбрахаром... — О нем см. кн. X. гл. 9.
123 "...вызвали
для женитьбы..." — С Брунгильдой. См. кн. VII, гл. 33, 34; кн.
IX гл. 32.
124 "...этого Балломера,
именуемого вами Гундовальдом.." — О нем см. кн. VII, гл. 14,
36. 38.
125 ...эти подарки предназначаются Реккареду,
жениху Хлодозинды... — См. кн. IX, гл.25.
126 ...король Хильдеберт... решил отпраздновать
пасху. — 10 апреля 589 г.
127 ...по совету епископа Маровея...
— О нем см. кн. VII, гл. 24.
128 ...Майордом. — См. прим.
48 к кн. VI.
129 ...чтобы они заново провели податную
перепись... — См. прим. 150 и 154 к кн. V.
130 «...как бы вы не причинили вред
королю, если вздумаете поступить вопреки его клятве». — Очевидно, вопреки
клятве короля Хариберта.
131 ...сын Авдина... — О нем
см. кн. VII. гл. 47.
132 Герцог же Австровальд... —
О нем см. кн. VIII, гл. 45; кн. IX, гл. 7.
133 Король же отправил Бозона и Антестия...
— О Бозоне см. кн. VII, гл. 38. и прим. 118 к кн. VII. Об Антестии см.
кн. VIII, гл. 27, 43.
134 ...расположившись лагерем на берегу
небольшой реки... — Река Од в Септимании.
135...чтобы те города
не были под моей властью — Имеются в виду восемь городов Септимании,
которыми готы владели в Галлии в конце VI в.: Агд, Беаье, Каркассон, Лодев, Магалон,
Нарбонн, Ним и Эльн.
136 ...король Хильдеберт
надумал отправить своего старшего сына... в Суассон... — См.
кн. IX, гл. 36.
137 Враждебно отзывался Гинтрамн и о
Брунгильде... к тому же прибавляя, что она пригласила сына покойного Гундовальда,
желая выйти замуж за него. — См. кн. IX. гл. 28, где намекалось на то,
что Брунгильда хотела якобы выйти замуж за Гундовальда. Хронисты VII и VIII вв.
в отличие от Григория Турского оставили нам отрицательный образ Брунгильды, обвиняя
ее во многих неблаговидных поступках. Так, в характеристике Иоанна из Боббио она
— жестокая и бесцеремонная, у Фредегара — кровожадная и вероломная,
и наконец у анонимного автора «Книги истории франков» Брунгильда предстает трагической
фурией, причастной к уничтожению Меровингского рода. А между тем в глазах современников
она, видимо, была авторитетной правительницей. Об этом свидетельствуют письма,
адресованные ей папой Григорием Великим, и переписка ее с византийскими императорами.
Кроме того, народ сохранил о ней память в названии дорог, башен и других мест.
(См.. Tessier С. Le bapteme de Clovis. P.. 1964. Р. 205).
138 ...в ноябрьские календы. — Т.
е. 1 ноября.
139 В эти дни к королю
отправилась Инготруда... — Инготруда была родственницей короля Гунтрамна
со стороны своей матери. См. кн. VIII, гл. 2. Об Инготруде см. кн. V, гл. 21;
кн. X, гл, 12.
140 ...чтобы обвинить свою дочь...
— Т. е. Бертегунду, которая, как видно из дальнейшего рассказа, не согласилась
с решением королевского суда о разделе наследства между ее матерью и ею и чинила
препятствия в исполнении этого решения.
141 Тогда я... прочитал постановление
Никейского собора, в котором говорилось следующее... — Это постановление было
принято не Никейским собором, а собором в Гангре в 340 г. Каноны 1 и 14 даются
Григорием в свободном изложении. Эти тексты были распространены в Галлии под названием
постановлений Никейского собора. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 285. Прим. 5).
142 ...король Гунтрамн приехал в Орлеан,
как мы упоминали в предыдущей книге... — См. кн. VIII. гл. 1.
143 Но она... утверждала,
что приняла обет покаяния... — По церковным законам, принявшим покаяние не
разрешалось возвращаться к мирской жизни.
144 ...умер епископ города
Бордо Бертрамн... — В 585 г. См. кн. VIII, гл. 22.
145 ...они часто ходили
на прием к королю: одна желая получить имущество отца, другая —
состояние мужа.... — Здесь речь идет о наследстве Бертрамна, которое он получил
от отца. Так как после его смерти не осталось прямых наследников, то по салическому
праву наследовала мать, т. е. Инготруда, претендовавшая на наследство Бертрамна
как на имущество, ранее принадлежавшее ее мужу.
147 ...епископ Маровей...
— Из Пуатье. См. кн. VII. гл. 24: кн. IX. гл. 30.
147 ...раздел произведен
не был и ссора не утихла. — См. кн. X, гл. 39.
148 А Ригунта... часто
позорила мать... — Т. е. Фредегонду. О Ригунте см. кн. VI гл. 45: кн.
VII, гл. 9, 39
149 ...она вновь отдаст
свою мать в служанки.. — Фредегонда ранее была служанкой. См.
кн. IV, гл.28.
150 Беретруда —
вдова герцога Лавнебода, которого прославил в стихах Фортунат (II, 8 // MGH.
Auct. antiquis. Т. 4. Р. 36 — 37) за то, что тот построил церковь св. Сатурнина
в Тулузе.
151 Но Ваддон, о котором мы упоминали
в предыдущей книге... — О нем см. кн. VI, гл. 45; кн. VII, гл. 43. В
кн. VIII Григорий не упоминает о Ваддоне.
152 ...Ваддон говорил: "Он пришел
из другого королевства..." — Т. е. из владений другого франкского
короля.
153 Но Ваддон тотчас испустил дух под
плач жены и сыновей. — О сыновьях Ваддона см. кн. X, гл. 21,
154 ...в области города, называемого
Страсбург. — Григорий Турский первым из писателей того времени галльскому
городу Аргенторату (Argentoraturn) дает германское название Стратебург (Strateburgus)
(теперь Страсбург, деп. Нижний Рейн), т. е. город, расположенный на мощеной
дороге. (См.: Valesius A. Notitia Galliarum ordine litterarum digesta.
P., 1675. P. 42).
155Король — решил послать
туда своего старшего сына Теодоберта. — См. кн. IX. гл. 32.
156 Доместик — См.
прим. 4 к кн. IV.
157 ...вышеупомянутый король... —
Т. е. Теодоберт, сын короля Хильдеберта.
158 ...в вилле Сорси... — Точное
место неизвестно. Видимо, как пишет Р. Бухнер (Т. 2. С. 293. Прим. 5), вилла не
сохранилась, а название осталось только в ручье Сорси, впадающем возле Виллер-ан-Прайер
(деп. Эн. район Суассон, кантон Брэн) в реку Эн. Но можно предположить также,
что это — Сорен-Ботемо (деп. Арденны, район Ретель, кантон Новьон-Порсьен).
159 ...королева Файлевба — О
ней см. кн. IX, гл. 20.
160 ...Суннегизил, граф королевской конюшни...
— О нем см. кн. X, гл. 19 и прим. 193 к кн. V.
161 "...Ведь мы христиане, и поэтому
грешно наказывать виновных, выведенных из церкви». — См. кн. IX. гл.
3 и прим. 5 к кн. IX.
162 А в монастыре в Пуатье... — Имеется
в виду монастырь, основанный Радегундой.
163 ...со своей двоюродной сестрой
Базиной — О ней см. кн. V, гл. 39: кн. VI, гл. 34.
164 ...чтобы посев Христа... смог дать
обильный стократный урожай... — Ср.: Мф., 13, 8. 23.
165 ...вселенского вероучения...
— Т, е. католического вероучения. См. прим. 2 к кн. I.
166 ...Мартина, чужеземца... —
Мартин был уроженцем Паннонии. О нем см. прим. 106 к кн.I.
167 ...ты пришла почти из той же страны,
откуда... пришел и блаженный Мартин..,. — Радегунда была дочерью тюрингского
короля Бертахара, а Мартин пришел из Паннонии (теперь Нижняя Венгрия) (см. кн.
I. гл. 36; кн. III, гл. 4). Видимо, галльским епископам Тюрингия и Паннония представлялись
соседними странами.
168 ...чтобы жить для утверждения
вашего устава. — В 534 г. епископ Арля Цезарий написал устав для женского
монастыря в Арле, настоятельницей которого была его сестра Цезария.
169 ...когда блаженная Радегунда основала
этот монастырь,... — См. кн. III. гл. 7.
170 Но он пренебрег ее
просьбой... — По-видимому, поведение епископа вызвано беспокойством
о том, что монастырская церковь, имея реликвии древа креста господня, могла нанести
ущерб влиянию епископской церкви. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 303. Прим. 3).
171 ...она вынуждена была пойти вместе
со своей аббатисой... — Видимо, с Агнессой (см. кн. IX, гл. 42).
Агнесса была воспитанницей н духовной дочерью Радегунды.
172 ...они взяли устав святого Цезария
и блаженной Цезарии... — Как пишет Р. Бухнер (Т. 2. С. 304. Прим. 2),
здесь Григорий допустил ошибку. Радегунда попросила прислать ей устав женского
монастыря, который и переслала Радегунде аббатиса Цезария, а не ходила сама за
ним в город Арль.
173 ...день ото дня возрастала неприязнь,
продолжавшаяся до смерти блаженной Радегунды. — В 587 г. См.
кн. IX, гл. 2.
174 ...поручив их своей родственнице...
— Т. е. Базине.
175 ...оставив Константину, дочь Бурголена
— О Константине см. кн. VIII, гл. 32.
176 ...перелезла через стену
и нашла убежище в упомянутой базилике Святого Илария... — Имеется
в виду городская стена, к которой примыкал монастырь. Базилика св. Илария находилась
за городскими стенами.
177 ...«согрешила я пред Господом»...
— Исх., 10, 16.
178 ...«Господь милостив» и «прощает
грехи»... — Сир., 2, 11.
179 ...Гундегизил, епископ Бордо... —
О нем. см. кн. VIII. гл. 22.
180 ...Никазием ангулемским... —
О нем см. кн. VIII, гл. 2.
181 ...с самим Маровеем...
— О нем см. кн. IX, гл. 30, 33, 39, 40.
182 ...Сиагрия, епископа отёнского...
— О нем см. кн. V, гл. 5: кн. IX, гл. 23.
183 ...она сбросит
аббатису со стены... — Т. е. с городской стены, к которой примыкал монастырь.
184 ...графу Маккону... —
О нем см. кн. X, гл. 15, 16, 21.
185 ...в ноябрьские календы...
— Т. е. 1 ноября.
186 ...«во время и не во время»...
— 2 Тим., 4, 2.
187 ...«благочестие на все полезно»
— 1 Тим., 4, 8.
188 ...«дух раскаяния».... —
Рим., 11, 8.
189 ...чтобы тот, кто принес на своих
плечах заблудшую овцу в овчарню, мог радоваться ее возвращению... —
Ср.: Лк. 15, 5.
190 «..Осмеливающийся вас приветствовать...
Бертрамн....» — Подписи епископов Авнахара и Агрекулы отсутствуют.
191 ...для паствы... я ввела устав...
— См. прим. 172 к кн. IX.
192 ...следуя апостольскому примеру...
— См.: Деян., 4, 32.
193 ...боясь разделить участь Анания
и Сапфиры. — См.: Деян., 5, 1 — 11. Здесь рассказывается, как некий
Ананий н его жена Сапфира, уверовавшие в Христа, продали свое имение и принесли
апостолам Петру и Иоанну не всe деньги, а только часть, за что были как солгавшие
богу наказаны смертью.
194 ...пощадит... тиран... а истинный
царь... — Имеются в виду диавол и бог.
195 ...блаженнейший Герман... —
Епископ Парижа. См. кн. V, гл. 8.
196 ...коего царству не будет
конца... — Ср.: Лк., 1. 33.
197 ...с помощью их отца и деда-государя...
— Имеется в виду король Хлотарь.
198 ...«кто со креста поручил преславную
деву, родительницу свою, блаженному апостолу Иоанну»... — Ср.: Ин.,
19, 27. Цитируется Григорием не дословно.
199 В этом году, сразу же после пасхи...
— Пасха была 10 апреля 589 г.
|