Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ МОСХА

Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. . Пер. С.Поляковой.

 

(Текст переведен по изданию Ниссена: Byzantinische Zeitschrift, 1938, N 38, H. 2.)

(хронология не определена, terminus post quem, 638 г.)

4.

Кто-то из отцов рассказал: была в Солуни женская обитель. Одной инокиней этой обители возобладал демон и понудил ее уйти из монастыря. Покинув монастырь, она по подстрекательству демона, понудившего ее уйти оттуда, впала в блуд и, впав в блуд, долгое время пребывала во грехе. Потом с помощью всеблагого Бога одумалась и, придя в монастырь свой, чтобы покаяться, упала перед воротами его и скончалась. И смерть ее открылась одному из святых епископов, и он узрел святых ангелов, пришедших [364] взять душу ее, и идущих вослед им демонов, и увидел прение их между собой — святые ангелы говорили: “Она раскаялась”, а демоны говорили: “Столько времени служила она нам, и нам она принадлежит”. Долгое время было прение это, и демоны, враги добра, говорили: “Она не успела взойти в монастырь свой, как же вы говорите, что она раскаялась?”. Ангелы сказали в ответ: “Чуть только Бог увидел намерение ее, Он принял ее раскаяние. Она была властна над раскаянием своим из-за цели своей, которую имела, Господь же и Владыка всяческих властен был над жизнью ее”. И вот, посрамленные этим, демоны отступили. Святой епископ, получивший откровение, поведал некоторым о нем; из их уст и мы передали этот рассказ вам. Услышав его, братья, будем остерегаться впасть в какой-нибудь грех и да противимся мы греху, а паче всего воинствуем против соблазна покинуть свой монастырь, дабы по неведению не попасть в сети и ловушки нашего врага.

6.

Один христолюбец рассказывал так: “Побывали мы в Фиваиде 1 в монастыре святого старца, и, когда пришли туда, громадные пастушеские собаки зарычали на нас с монастырской стены. Я, устрашившись, хотел было соскочить с коня, но бывшие со мной, которые не впервые слышали этот лай, сказали: „Не надо, господин, ибо псы имеют от аввы повеление не сходить со стены". Мы вошли в монастырь и удостоены были [365] молитвы отцов, и они повели нас в час службы к колодцу. Там, не сходя с места своего, стоял верблюд, который доставал воду. 2 Мы спросили, почему верблюд не делает своего дела, и нам ответили: „Авва наш повелел, чтобы во время службы, едва ударят в било, 3 он смирно стоял, пока служба не кончится. Ибо однажды, когда служба началась, человек при колодце из-за скрипа ворота не услышал била и не пришел в церковь. И вот авва, подойдя к колодцу, говорит тому человеку: “Почему ты не был в церкви, когда следовало?”. Тот сказал: “Прости мне, отец, скрип ворота не дал мне услышать била”. Тогда авва сказал верблюду, который доставал воду: “Благословен Господь, когда будут созывать в церковь, стой на месте, пока не кончится служба”. И верблюд послушался его веления. Если другого какого верблюда приставить к колесу, он тоже будет соблюдать такое веление его". И выслушав это, мы восславили Бога”.

9.

В одном монастыре готовились приобщиться святых тайн, и диаконы собирались облечься в свои мафории, 4 но не нашли одного и после долгих поисков сказали об этом авве. А он говорит им: “Поищите еще”. Мафорий так и не нашелся, и авва, рассерженный странным этим происшествием, говорит: “Здесь живут разбойники. И, жив Бог, никто не будет причащаться, и мы не вкусим ничего, пока не найдется вор”. Когда авва с диаконами обыскивал келии, а братья были в [366] церкви, укравший мафорий монах сказал брату своему, человеку весьма богобоязненному: “Увы, что мне теперь будет?”. Тот говорит ему: “За что?”. Укравший отвечает: “Я украл мафорий, и он спрятан в моей келии на дне кувшина для вина 5”. Богобоязненный монах говорит ему: “Не печалься, ступай и поставь кувшин в мою келию”. Ушедши, вор перенес кувшин в келию того брата. Когда авва и диаконы в поисках пропажи взошли туда, где стоял кувшин этого брата, один из диаконов, опустив в него руку, вытащил мафорий и начал кричать: “Вот, богобоязненный этот брат оказался вором”. И, придя в церковь, они наложили на него руки свои, и нанесли ему множество ударов, и, вытащив его из храма, прогнали вон. А он взывал к ним, говоря: “Дайте мне раскаяться, и я больше так не сделаю”. А диаконы вытолкали его за ворота со словами: “Не можем мы терпеть у себя вора” — и вернулись, чтобы преподать братьям святое причастие. И когда диакон хотел поднять с престола покровец, 6 он не совлекался. И все стали смотреть, нет ли там какой помехи, и ничего не нашли. А авве пришла на ум премудрая мысль, и он сказал: “Не случилось ли это от того, что мы прогнали брата? Ступайте, приведите его, и тогда узнаем”. По приходе того брата стали снимать покровец, и тотчас он свободно совлекся.

Это называется положить душу свою за ближнего. Если нам и не достичь подобного совершенства, да не оговорим хотя бы ближнего своего и не осудим, чтобы не лишиться блаженства, сужденного праведникам. [367]

12.

В великой Антиохии сирийской множество богоугодных домов. Одним из них ведал некий христолюбивый муж. У него было обыкновение всегда подавать бедным то, в чем каждый нуждался. И вот однажды он покупал разные необходимые вещи и среди них исподние одежды из египетского льна и оделял ими приходивших к нему нищих по слову Господа, рекшего: “Был наг, и вы одели меня”. 7 И, когда он раздавал, как было сказано, одежды, пришел к нему какой-то брат и взял милостыню не только единожды, но дважды и трижды. Христолюбивый тот муж заметил, что нищий подходит во второй и в третий раз, но не остановил его. Когда же нищий подошел в четвертый раз, христолюбец, как человек, пекущийся об остальных бедняках, в досаде говорит ему: “Вот ты взял у меня гиматии в третий и в четвертый раз, и ни слова от меня не услышал, но вперед не делай так, ибо и другие равно бедствуют и нуждаются в благодеяниях”. И тогда нищий, устыдившись, отошел, а мужу, ведавшему богоугодным домом, той же ночью привиделось во сне, будто он стоит в месте, называемом Херувим. 8 Место исполнено великой святости, ибо там, как передают посетившие его люди, есть страшная икона, на которой изображен Спаситель наш Иисус Христос. Стоя в глубоком раздумье, христолюбец этот как бы во сне видит, как Спаситель с иконы сошел к нему и всячески корит его за осуждение нищего, взявшего те [368] четыре гиматия. А так как муж тот продолжал молчать, Христос распахивает свой хитон и показывает одежды, что были под ним, считая их и говоря: “Вот один гиматий, вот второй, вот третий, вот четвертый. Не горюй — смотри, все, что ты дал нищему, пошло мне”. Узнав свои гиматии, христолюбец припадает к стопам Спасителя, говоря: “Снизойди к малодушию моему, Владыка, ибо я подумал так, потому что я человек”. Придя в себя, христолюбец возблагодарил Бога, явившего ему такое свидетельство, и с тех пор в простоте и с радостью подавал просящему. И все, слышавшие рассказ его, восславили Бога.


Комментарии

*Все ново- и ветхозаветные цитаты даются в синодальном переводе.

1. Фиваида — область Верхнего Египта.

2. ...верблюд, который доставал воду.— Чтобы поднимать воду из колодца, в Египте пользовались водяным колесом: колесо вертикально ставилось над колодцем, по нему проходили канаты, к которым были прикреплены сосуды для воды, а верблюды приводили колесо в движение.

3. Било — на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола.

4. Мафорий — короткий плащ.

5. Кувшин для вина — речь идет о так называемом пифосе, вместительном сосуде, в котором хранили различные съестные припасы — масло, вино, зерно и т. п.

6. ...хотел поднять с престола покровец...— во время литургии покровцами были накрыты потир и дискос, третий большой покровец, или воздух, был накинут сверху на оба сосуда.

7. Был наг, и вы одели меня.— Матф. 25, 36.

8. ...месте, называемом Херувим.— Со времен римского императора Веспасиана перед городскими воротами Антиохии стояла статуя херувима, вывезенная из Иерусалима после разрушения храма.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова