ДЕСЯТЬ ГЛАВ
О ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКЕ
Творения преподобного Максима Исповедника.
Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 261-262. Перевод А. Сидорова
1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть,
чтобы одолеть, упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все переносит.
И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание преуспевающих в добродетели,
а добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких
бедах и страданиях.
2. Подвиг добродетели есть постоянное борение в трудах, и мужественно выдержавшим
их он приносит победный венец - бесстрастие души, благодаря которому она, соединившись
с Богом любовью, в своем внутреннем расположении удаляется от тела и мира. Ибо
телесные мучения укрепляют душу стойких.
3. Изначала похищенные прелестью наслаждения, мы предпочли смерть подлинно
сущей жизни. И поэтому мы с благодарением несем телесный труд, умерщвляющий это
наслаждение, чтобы, самой кончиной его упразднив вместе с ним и смерть, получить
обратно вернувшуюся к нам жизнь, [некогда] проданную наслаждению, а [теперь] выкупленную
малыми трудами плоти.
4. Если плоть благоденствует, то обычно приумножается сила греха. А поэтому
ясно, что когда плоть страдает, добродетели, естественно, присуще возрастать.
И мы должны мужественно переносить страдание плоти, поскольку оно очищает скверну
души и обеспечивает будущую славу. Ибо нынешние временные страдания ничего
не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело, предлагая всем одно и то же лекарство, - и Бог не
врачует болезни души одним только способом исцеления, годным для всех, но делает
[людей] здоровыми, пользуясь лекарством, подобающим для каждого в отдельности.
И мы, исцеляемые, возблагодарим [Его], даже если случается нам претерпевать мучения,
ибо блаженна конечная цель [врачевания].
6. Ничто так не изобличает внутреннее расположение души, как возрастание плотских
страданий. Ибо если она поддается им, то являет себя любящей плоть больше Бога,
а если пребывает непоколебимой в потрясениях их, то показывает себя чтущей добродетель
паче плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение Бога, Который ради нее
претерпел наши страдания и Который [победно] возвещает [ей], как некогда возвещал
[Своим] ученикам: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33).
7. Если все святые были причастниками воспитующего наказания, то и мы, воспитываемые
вместе с ними, возблагодарим [Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками
их славы. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого
принимает (Евр. 12:6-Притч. 3:11-12).
8. Адам, приняв наслаждение, предложенное [ему] ребром [его], извел человечество
из рая, а Христос мучением [от ран, нанесенных] копией, рассек это наслаждение
и ввел разбойника внутрь рая. Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее
наслаждение. Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах,
а наслаждение выводит и удаляет от них.
9. Если Бог, ставший человеком, страдает плотью, то разве не будет радоваться
страждущий, имея Бога Сопричастником в страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство
[Небесное] тому, кому сострадает. Истину говорит [Апостол]: Если только с Ним
страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17).
10. Если непременно должно мучиться, вследствие примешанного праотцом к [человеческому]
естеству наслаждения, то перенесем мужественно временные страдания, притупляющие
в нас жало наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно влечет.
|