Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 
Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: история ислама в VII в..

Абд аль-Малик ибн Хишам

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА

К оглавлению

 

Подготовка Пророка к погребению и погребение

Когда присягнули Абу Бакру, люди начали готовить Пророка к погребению во вторник. Рассказали мне Абдаллах ибн Абу Бакр, Хусайн ибн Абдаллах и другие наши сподвижники, что Али ибн Абу Талиб, аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб, аль-Фадл ибн аль-Аббас, Кусам ибн аль-Аббас, Усама ибн Зайд, Шукран, вольноотпущенник Пророка, обмыли тело Пророка. Аус ибн Хаули из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж сказал Али ибн Абу Талибу: «Ради Аллаха, о Али, позволь мне войти к Посланнику Аллаха!» Аус был одним из сподвижников Пророка и участником битвы при Бадре. Али ответил: «Заходи!» Аус зашел, сел и присутствовал во время обмывания Посланника Аллаха. Али ибн Абу Талиб прижал тело Пророка к себе на грудь. Аль-Аббас, аль-Фадл и Кусам поворачивали тело Пророка вместе с Али. Усама ибн Зайд и вольноотпущенник Пророка Шукран поливали воду, а Али обмывал тело, прижав его к себе на грудь. Пророк был одет в свою рубашку, через которую Али натирал, не касаясь рукой тела Посланника Аллаха. Али приговаривал: «О дорогой ты мой! Как ты приятен и живым, и мертвым!!» И не было ничего такого у Посланника Аллаха, что обычно бывает у мертвых.

Рассказал мне Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов отца своего Аббада, со слов Аиши, которая говорила: «Когда собрались обмыть тело Посланника Аллаха, разошлись во мнениях, сказали: «Ей-богу, мы не знаем, как быть: снять ли одежду с Посланника Аллаха, как мы снимаем обычно одежду с наших усопших, или же обмыть его в одетом виде?» Когда они разошлись во мнениях, Аллах послал на них сон, и не было среди них никого, подбородок которого не коснулся бы груди своей. Потом к ним обратился из угла дома некто говорящий (а они не знали, кто он), который велел им обмыть Пророка в одежде. Они подошли к телу Пророка и обмыли его, одетым в рубашку свою, поливая его водой поверху рубашки, натирая его поверху рубашки, не касаясь тела его руками.

После завершения обмывания, тело Посланника Аллаха завернули в три савана — в два савана из сухайрийской материи (Сухар — название места на юге Аравийского полуострова) и в йеменский плащ. Об этом мне рассказал Джафар ибн Мухаммад, со слов отца своего, со слов своего деда Али ибн аль-Хусайна, а уже аз-Зухри — со слов Али ибн аль-Хусайна.

Передал мне Хусайн ибн Абдаллах, со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «Когда хотели выкопать могилу для Посланника Аллаха — для мекканцев могилу копал обычно Абу Убайда ибн аль-Джаррах — он делал могильник; а для мединцев могилу копал Абу Тальха Зайд ибн Сахль — он делал нишу в могиле — аль-Аббас вызвал двух человек. Одному из них он велел: «Иди к Абу Убайде ибн аль-Джарраху!», а другому: «Иди к Абу Тальхе!» О Боже! Выбери для Посланника Аллаха!» Человек, посланный к Абу Тальхе, нашел Абу Тальху и привел его. Он и сделал нишу в могиле Посланника Аллаха.

Когда подготовительные работы к погребению Пророка были закончены, его положили на свою кровать в его комнате. Мусульмане разошлись во мнениях по поводу его погребения. Один из них предложил похоронить Пророка в его же мечети, а другой — вместе со сподвижниками Пророка. Абу Бакр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Все пророки были похоронены там, где они умерли». Он поднял постель Посланника Аллаха, на которой он умер, и выкопали могилу на этом месте. Потом стали заходить люди к Посланнику Аллаха группами, читая молитву над его телом. Сначала заходили мужчины и, когда они закончили, впустили женщин. Когда прошли женщины, впустили детей. И никто не возглавил людей во время их молитвы над телом Посланника Аллаха.

Потом Посланник Аллаха был похоронен в середине ночи в ночь на среду».

Передал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов своей жены Фатимы, дочери Умары; со слов Амры, дочери Абд ар-Рахмана; со слов Аиши, которая говорила: «Мы узнали о погребении Посланника Аллаха только тогда, когда услышали звук лопат в середине ночи — в ночь на среду».

Тело Посланника Аллаха опустили в могилу Али ибн Абу Талиб, аль-Фадл ибн Аббас, Кусам ибн Аббас и Шукран, вольноотпущенник Посланника Аллаха. Аус ибн Хаули попросил Али ибн Абу Талиба разрешить ему принять участие в погребении Посланника Аллаха. Али ему сказал: «Спускайся!» Аус спустился в могилу вместе с другими. Уже когда Посланника Аллаха положили в могилу и засыпали землей, вольноотпущенник Пророка Шукран взял бархатную материю, которую Пророк расстилал на ложе, и зарыл ее в могилу. При этом он приговаривал: «Клянусь Аллахом, никто и никогда не будет пользоваться ею после тебя!» И она была зарыта в могилу вместе с Пророком.

Аль-Мугира ибн Шуаба утверждал, что он является самым последним человеком, увидевшим Пророка при погребении. Он рассказывал: «Я взял свой перстень, бросил его в могилу и закричал, что я выронил свой перстень. Между тем я бросил его намеренно, чтобы прикоснуться к Посланнику Аллаха и быть самым последним человеком, увидевшим Посланника Аллаха».

Рассказал мне мой отец Исхак ибн Иасар со слов Миксама Абу аль-Касима, вольноотпущенника Абдаллаха ибн аль-Хариса, со слов его союзника Абдаллаха ибн аль-Хариса, который говорил: «Я вместе с Али ибн Абу Талибом во время правления Омара совершил малый хадж или же это было уже при Османе. Али остановился у своей сестры Умм Хани бинт Абу Талиб. Закончив малое паломничество, он вернулся. Ему подали воду, и он умылся. Как только он умылся, к нему пришла группа людей из Ирака, и они ему сказали: «О Абу Хасан! Мы пришли к тебе, чтобы спросить об одном деле — мы хотели бы, чтобы ты рассказал нам об этом». Али ответил: «Я думаю, Аль-Мугира ибн Шуаба вам рассказывал, что он является самым последним человеком, увидевшим тело Посланника Аллаха». Они ответили: «Да, поэтому мы и пришли к тебе, чтобы спросить у тебя». Али ответил: «Самым последним человеком, увидевшим тело Посланника Аллаха, был Кусам ибн Аббас».

Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Салих ибн Кайсан со слов аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха, который говорил, что ему Аиша рассказала следующее: «На Посланнике Аллаха был черный плащ, когда усилилась его болезнь: он то закрывал им свое лицо, то открывал его. При этом приговаривал; «Проклят народ, который превращает могилы своих пророков в места поклонения», предупреждая свою общину от этого».

Рассказал мне Салих ибн Кайсан, со слов аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха, со слов Аиши, которая говорила: «Последним заветом Посланника Аллаха были слова: «На Аравийском полуострове не должно быть двух религий».

Смерть Пророка для мусульман явилась великим несчастьем. Аиша, как мне говорили, рассказывала: «Когда умер Посланник Аллаха, арабы стали отказываться от ислама, подняли голову иудеи и христиане. Возникло лицемерие в религии. Мусульманская община стала подобна отаре овец, оказавшейся под ливневым дождем в холодную зимнюю ночь, из-за потери своего Пророка, пока Аллах не собрал их вокруг Абу Бакра».

Ибн Хишам передал: «Рассказал мне Абу Убайда и другие знатоки преданий, что большинство жителей Мекки после смерти Пророка задумали отречься от ислама и хотели уже так поступить. Их испугался даже Аттаб ибн Усайд (он был правителем Мекки, когда умер Пророк) и скрылся. Тогда встал Сухайль ибн Амр, восславил Аллаха, упомянул кончину Посланника Аллаха и сказал: «Это лишь усилит ислам. А кто сеет семена сомнений среди нас, тому мы отрубим голову!» Люди отказались от своих намерений. И тут вышел из своего укрытия Аттаб ибн Усайд и занял свой пост. Это был именно тот поступок Сухайла ибн Амра, который имел в виду Пророк, когда говорил Омару ибн аль-Хаттабу следующие слова: «Он совершит такой поступок, который тебе будет приятен».

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова