Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛАТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

VIII-IX века

К оглавлению

 

Алкуин

Оглавление материалов Алкуина. - Примечания.

Настоящее англосаксонское имя писателя - Алхвине (Alchvine), но сам он предпочитал употреблять одну из латинизированных форм своего имени - Алкуин (Alcuinus) или Альбин (Albinus, что звучало почти как «Алвинус»), часто в сочетании со своим академическим прозвищем - Флакк. Алкуин - центральная фигура первого этапа Каролингского Возрождения; лично он внес мало нового в средневековую литературу и науку, но много сделал для сохранения и распространения старого - того, что было унаследовано от античной литературы. Развитием и пополнением этого наследия занялись уже его ученики.

Алкуин родился около 730 г. в Нортумбрии, в знатном англосаксонском роду. Образование он получил в Йорке, в школе, руководимой архиепископами Эгбертом и его преемником Элбертом; быстро выдвинулся, стал помощником Элберта, а с 778 г. в сане диакона сменил его во главе школы. Здесь он написал свои первые стихи и трактаты, вырастил многих способных учеников, отсюда несколько раз сопровождал Элберта на континент, где завязал отношения с франкскими клириками и вельможами. Ему было уже около 50 лет, когда в 781 г. ему пришлось поехать в Рим получать паллий для своего ученика Эанбальда, ставшего новым Йоркским архиепископом. На обратном пути в Парме он встретился с Карлом Великим, и король убедил ученого диакона перейти к нему на службу. Алкуин решился на это не сразу: еще долго он делил свое время между Йорком и Ахеном, и только с 793 г. окончательно переселился на континент вместе с группой учеников. Характер его деятельности не изменился: как в Йорке он стоял во главе архиепископской школы, так здесь он стал во главе придворной школы и неутомимо заботился о распространении культуры среди франкского духовенства. Он пользовался неизменной любовью Карла и его семьи, почитался первым среди академического кружка, был советником короля во всех делах культуры, школы и церкви, но в политические вопросы, как кажется, не вмешивался. Карл дал ему в управление аббатство Св. Мартина в Туре; здесь Алкуин провел свои последние годы, обширной перепиской поддерживая связь с двором, и здесь он умер 19 мая 804 г.

Алкуин был не столько ученый, сколько учитель, и это чувствуется по всему характеру его произведений. Они возникли в ходе преподавания и как пособия для преподавания; диалогическая форма некоторых из них, быть может, не только дань традиции, но и отголосок подлинных школьных уроков. Учебник грамматики написан Алкуином в виде диалога двух учеников: 14-летнего франка и 15-летнего сакса (этим учебником пользовались в некоторых школах вплоть до XV в.); учебник риторики (с приложением об этике) и учебник диалектики - в виде диалога Алкуина с королем Карлом. Кроме того, Алкуину принадлежат маленький трактат об орфо-

778

графии (извлечение из Беды), комментарий к латинской грамматике Присциана, астрономический трактат о луне и високосном годе и сборник арифметических «задач для изощрения ума юношей». Из богословских его сочинений сохранился трактат о Св. Троице и часть компилятивного толкования к Святому Писанию; кроме того, по просьбе своих учеников и друзей он составил несколько житий (в том числе одно в стихах). Об обширной переписке Алкуина (около 300 писем) уже говорилось; для историка она представляет драгоценный источник сведений о высшем франкском обществе и его интересах.

Стихи Алкуина многочисленны, но они обнаруживают в авторе не столько талант, сколько хорошее знание версификации и хорошую начитанность в античной поэзии (главным образом в Вергилии); впрочем, именно этим они и вызывали особенный восторг у современников. Почти все они имеют официальный характер: это большая поэма «О святых Йоркской церкви», писанная еще в Англии и в значительной части перефразирующая Беду; это послания к королю, придворным и духовным лицам (среди них отличаются более живым чувством те, в которых он скорбит о недостойном поведении своих учеников, - «К Коридону», «Кукушка»); это надписи на книгах, на церковных строениях, эпитафии и пр. Изяществом и живописью выделяется стоящий особняком среди его сочинений дебат «Словопрение Весны с Зимой»: впрочем, принадлежность его Алкуину сомнительна, так как в нем встречается реминисценция из Горация, которого Алкуин (несмотря на свое прозвище Флакк), по-видимому, не читал.

Особого замечания требует приводимый диалог «Словопрение Пипина с Альбоином» (Пипин - это второй сын Карла Великого, будущий вице-король Италии). В популярных книгах, осуждающих пустоту и суесловие средневековой культуры, нередко приводятся в доказательство цитаты из этого диалога - замысловатые определения самых простых понятий. Это несправедливо. Достаточно взглянуть на весь контекст диалога, чтобы понять, что это не учебник, а художественное произведение, в котором главное - не содержание определений, а как раз замысловатая их форма. Это не что иное, как сборник загадок и отгадок - сперва в виде простых перифраз (типа скандинавских кеннингов), потом в виде более сложных иносказаний (какими забавлялся, как известно, еще Леонардо да Винчи). Загадки были традиционным жанром англосаксонских латинистов, и Алкуин отдал дань этому жанру и в стихах, и в прозе.

 

 

 

Примечания

1 Недоразумение: стихотворение написано как раз не гекзаметрическим («героическим»),
а элегическим размером.

2 «С родины дальней» - т.е. из Англии.

3 Заключительное двустишие представляет собой, по-видимому, вариант начального.

4 Коридон - заимствованное из эклог Вергилия имя какого-то члена Академии.

5 Речь идет о возвращении из Англии после поездки 793 г.

6 Тмесис - редкая стилистическая фигура, когда между двумя частями одного слова (при
зывать) вставляется другое слово (пилигримским). В древнеримской поэзии встречаются
лишь единичные примеры (в виде подражания Гомеру); каролингские поэты усмотрели в
этом признак особой изысканности и стали тмесисом даже злоупотреблять.

7 «Ты селянин, Коридон» - слова из Вергилия, эклога 2, 56; ко времени Алкуина слово селя
нин (rusticus) потеряло идиллический оттенок и стало только синонимом неуча и грубияна.

8 Назон - прозвище поэта Муадвина, епископа Отенского; стихотворение, откуда взят этот
стих, не сохранилось.

9 Истолкование «Песни песней» как песен взаимной любви Христа и Церкви идет от отцов
церкви, заимствовавших его, в свою очередь, от еврейских толкователей, соответственно
говоривших о Боге и синагоге.

10 Под именем «кукушки» Алкуин выводит своего ученика Додона, не раз упоминаемого в его
переписке; Додон страдал пристрастием к вину. Под именем Меналка скрывается сам Ал
куин, под именем Дафниса - какой-то другой его ученик; оба прозвища из эклог Вергилия.

11 Ср. в письме Алкуина к Додону: «... плоть твоя, жесточе всякой мачехи, увлекла тебя, столь
юного, от отчего лона в пучину страстей...».

12 Имеется в виду св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 - ок. 550), у которого, среди прочих уче
ников, был верный и любимый ученик Мавр. В честь него Храбан Мавр (ок. 780-856) по
лучил свое монашеское имя.

13 Св. Мартин Турский (ок. 316-397), память 12 ноября.

14 Св. Иларий Пиктавийскип (ок. 291 - ок. 371), епископ Пиктавы (Пуатье). Родился в Пикта-
ве в богатой языческой семье, получил хорошее образование. В 350 г. он принял христиан
ство и в 353 г. был избран епископом родного города. Борец с арианской ересью. В 364 г.
ездил в Милан, где победил в богословском диспуте епископа Авксентия Миланского, по
кровительствовавшего арианам. Его главными трудами являются трактаты «О Троице»
(против ариан), «О соборах», комментарии на псалмы и Евангелие от Матфея. Память
13 января.

15 В 360 г.

16 Максим Великий, император с 383 по 388 г.

745

17 Св. Виллиброрд (658-739), апостол Фризии, архиепископ Утрехта. Родился в Нортумбрии,
где его отец Вилгилс стал отшельником, и ученик Вилфрида, епископа Рипонского.
В 678 г. он уехал учиться в Ирландию, где провел 12 лет и был рукоположен во пресвите
ра. Вернулся в Англию в 690 г. и вскоре отправился во Фризию. При поддержке короля
Пипина II проповедовал христианство фризам. В 698 г. основал знаменитый монастырь
Эхтернах, который сыграл важную роль в подготовке Каролингского Возрождения. Умер
в возрасте 81 года и сразу стал почитаться как святой.

18 Св. Амвросий Медиоланский (339-397).

19 Мощи св. мучеников - воинов-христиан Фивейского легиона, пострадавших во время гоне
ний на христиан начала IV в., хранились в монастыре Агавнум (ныне деревня Сент-Морис
на р. Роне (Швейцария)).

20 Св. Дионисий (ум. 250), епископ Парижский, покровитель Франкии; св. Герман (ок. 496-
576), епископ Парижский.

21 Св. Ремигий Реймсский (437-553), апостол франков, архиепископ Реймсский.

22 Об Ангильберте см. в наст. изд.

23 Сын Карла Великого, Пипин, король Италии.

24 Предполагается, что адресатами этого письма были Гисла (ок. 757-810), сестра Карла Ве
ликого, настоятельница монастыря Шелль, имевшая в придворной Академии прозвище
Люция, и дочь Карла, Ротруда.

25 Письмо адресовано королеве Эдильтруде.

26 Лейдрад Лионский (ум. 817), около 790 г. состоял в клире Зальцбургского собора, вскоре
после этого появился при дворе Карла Великого, исполнял обязанности придворного биб
лиотекаря, дружил с Алкуином, епископ Лионский с 798 г., выступал против адопционис-
тов, полемизировал с Феликсом Урхельским. Учитель Агобарда Лионского (см. в наст,
изд.). В начале правления Людовика Благочестивого удалился в монастырь Св. Медарда в
Суассоне, где жил до своей кончины.

27 О Храбане Мавре см. в наст. изд.

28 См. прим. 24.

29 О Фридугисе см. в наст. изд.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова