ПРОПОВЕДЬ
СВЯТЕЙШЕГО ФОТИЯ,
патриарха Константинопольского,
сказанная на амвоне Великой Церкви в Великую Субботу, в присутствии
христолюбивых царей, когда был заново изображен и открыт образ Богородицы
Об авторе
Из интернет-журнала "Русское воскресение", 2000.
Вниманию читателей предлагается впервые переведенная проповедь
св. Патриарха Константинопольского Фотия (+891 г.) - великого богослова,
первого борца с латинской ересью, а также - замечательного пастыря,
при котором произошли крещение болгар (863 г.), а также началась
миссия св. Кирилла и Мефодия (867) .
Эта гомилия была сказана в святой Софии Константинопольской,
в Великую Субботу 867 года, за несколько месяцев до первого низложения
св.Фотия, в присутствии царя Михаила и его соправителя кесаря Василия.
Патриарх в своей проповеди особенно хвалит ревность царей, "соревнующихся
в том, чтобы показать пример любви большей, чем человеческая". Вряд
ли св. Фотий полагал, что его слова обернутся жестокой насмешкой:
через несколько месяцев, 23 сентября 867 года Кесарь Василий убьет
царя Михаила и низвергнет патриарха с престола, а затем подвергнет
его заочному унизительному суду, и вернет его к патриаршеству лишь
через 11 лет.
Эта проповедь посвящена двум событиям. Первое - крещение большой
группы сектантов, так называемых "тетрадитов",
или четыредесятников.
Эта секта образовалась после 325 года. Основным ее заблуждением
было празднование Пасхи вместе с Иудеями - 14 Нисана по иудейскому
календарю. Хотя эта традиция и соответствовала практике Малоазийских
Церквей со времен Иоанна Богослова, она стала недопустимой после
Первого Вселенского собора. Эта секта была особенно распространена
в западной Малой Азии, прежде всего - во Фригии. Как говорит сам
св.Фотий, эта секта пользовалась апокрифами и ее литургическая жизнь
резко отличалась от Вселенской Церкви. Благодаря миссионерским трудам
патриарха Фотия, (которые он скромно приписывает императору), значительная
часть их присоединилась к Православию. Чин присоединения через крещение
произошел в Великую Субботу 867 года.
Второе событие, ярко отраженное в проповеди - восстановление
мозаичного изображения Богоматери в алтарной апсиде храма св. Софии.
Первоначально, во времена строительства св. Софии при Юстиниане,
в алтаре не было изображения Приснодевы. Оно появилось позднее,
возможно - в VII веке. Во времена первого иконоборчества оно было
уничтожено, затем - вероятно восстановлено после 787 года и во время
второго иконоборчества уничтожено вновь. Несмотря на то, что иконопочитание
было восстановлено в 843 году, главный храм империи простоял без
изображений 24 года. Это объясняется с одной стороны скрытой оппозицией
иконоборцев, с другой стороны - небрежением и невниманием предшественника
св. Фотия патриарха Игнатия, который вообще плохо относился к художникам
и людям искусства. Только с приходом на патриаршество св. Фотия
положение стало меняться. В св. Софии был восстановлен образ Богоматери,
а также изображения апостолов и пророков.
В описании восстановленного образа Богоматери св. Фотий представляет
глубокое богословие иконы, которое лучше всего охарактеризовать,
как "мистический реализм", ибо "искусство художника превратило подражание
в природу". Икона. как кажется, вот-вот заговорит. Задача художника,
согласно св. Фотию - в достижении первообраза и в постижении мистических
глубин, благодаря чему дух (ум по терминологии Фотия) получает благодать
и возводится к Богу.
Для святого Фотия иконопочитание укоренено в Воплощении, в осязаемости
и телесности исторического Христа. Икона для Фотия равночестна и
равнозначна словесному рассказу: кто ненавидит иконы, должен ненавидить
и Священное Писание. Более того, изображение обладает большей силой
и убедительностью, чем слово, поскольку легче и быстрее усвояется
разумом, здесь св. Фотий употребляет оригинальную теорию "оптических
лучей" . В этих положениях св. Фотий продолжает линию св. Феодора
Студита и св. Никифора Константинопольского.
Проповедь написана достаточно сложным и архаическим языком,
ясно, что ее текст отличался от произнесеннной речи. Текст впервые
опубликован в 1864 году Порфирием Успенским , этот перевод сделан
по критическому изданию Лаурдаса .
В.Василик.
Хотя кто-нибудь и стремился бы промолчать всю свою жизнь, то
сегодня пусть заговорит и заставит свой язык приготовиться к
искусству риторов или к чему-либо иному. Скорее же он, вначале несмелый,
придет к дерзновению просить о том, чтобы пророческие клещи прикоснулись
к его губам[1]
и глас огненных языков[2]
разрешил его уста, как полагаю, потому, что он - не в силах молча
переносить радость и почитать праздник бездеятельным языком. Ведь
это празднество воистину изливает неистощаемые благодатные дары радости
и ликования и изгоняет печаль, со всякого лица стирая
уныние. И ведь в самом свидетельстве того, что свершено под
солнцем, (если оставить в стороне о том, что свидетельствует боготворящее
слово[3],
то сияют три величайших [явления] - непобедимая власть благочестия,
превышающая небесные своды и влекущая бессловесную дерзость нечестия
до пределов тления и глубин Ада, и столп безумия и неустранимый соблазн
для ниспровергших свою жизнь нечестием, благодаря которому они надеялись
воспарить к величию славы и могущества, [но эта власть] - неложное
око пророчествующих о том, что посылается на долгий век, по созревании.
И ведь из многого можно видеть, что если кому было предоставлено
краткое время для распространение ереси, то око справедливости
до сего дня смогло сохранить память о них для обличения их дерзостных
[поступков]. [Следующее же], (если угодно) - и божественная
ревность царей, а более благочестивыми чем они, по беспристрастному
суду истины, не может похвастаться прошлое), через которых расцветают
и произрастают мудрые учения богопознания, произрастающие из
их любосозерцательной души как бы из некоего благородного и
прекрасноствольного корня. От них и мы част во многих
случаях с радостью пожинали прекрасные плоды душевного спасения, источающие
сладость. Хотя они и сеяли и с трудом прежде распахивали
новые нивы, однако и это не отделено от царского тщания и содействия.
И хор облаченных в белые ризы, еще вчера не намеревавшихся здесь присутствовать.
являющийся как бы некоей частью приносимых плодов, будет достаточным
и очевидным свидетельством для всех. Хор сегодня блистающий
белыми одеждами и сияющий чистотой души, в течение многих предыдущих
лет погрязал во мраке прелести и не по тому, что на них изливался
такой туман и не потому что он столь уж помутил их сознание.
Это - довольно многочисленное множество людей, которое как кажется,
в остальном не прегрешало в правильном мнении относительно служения
божественному. И для святых Отцов в Никее это был просторный
храм священных догматов, в нем же они водрузили столпы православия,
которого не оставил ни один священный муж из живущих во пределах земли.
И они вместо того, чтобы присоединиться к православию, как должно,
напротив, отделились ради противоположной участи, и ничего не исполняли
ни из решений Никейского собора. ни из постановлений последующих соборов,
не совершенствуясь в [свято]отеческих наставлениях и клевеща
на наше [предание] как дерзновенное введение новшеств в апостольское
учение, и хвастались что они одни под небом не уклонились от него.
Вот так предрассудком суеверия их воспламеняла страсть и болезнь
вблизи их стояла, непобедимая ничьим лечением/ И они, раздуваясь,
возносились против всей земли, против всех, кого украшает христианские
установления, хотя сами пребывали в рабстве у иудейских обычаев
и пользовались такими руководителями, которых они, ничтоже сумняшеся,
упрекали в слепоте. Ведь они праздновали Пасху в то время, когда лунный
диск достигает полнолуния, становясь соразмерным с солнцем, доходя
до четырнадцатого числа после весеннего равноденствия[4].
Поэтому древнее суждение истины и называло их четыренадесятниками.
Но их заблуждение дошло не только до этого, но тяжесть зла,
охватив их и одновременно лишив святоотеческого детоводительства[5],
привела их к неестественным и детским мнениям. Ведь они пользовались
апокрифическими[6]
книгами и подпадали под влияние чудовищных басен, смешивая законы
первосвященства. И у них не было дозволено освящать миропомазанием
крещаемых. И они опьяняясь подобными же безумствами, пребывали в вакхическом
исступлении, но, уйдя от этой нелепой порчи и бежав от тьмы,
они, как светлые, пресветло прибегли к отеческому лону вселенской
Церкви, в немалой степени увеличив ее полноту.
II. Но отступление в рассказе довольно далеко завело нас
в сторону, а нам нельзя обойти молчанием дело, родственное
прежде описанному, ибо чрез него блистание истины сияет ничуть не
меньше. То же, что составляет торжество и отчего сегодня украшается
радостный праздник (как мы и говорили в начале), - суть следующее.
Благочестие ставит блистательные трофеи над христоборческой верой,
а нечестие низложено и лишено своих последних надежд. И мнение полуварварских
и растленных родов[7],
тайком подползших к Ромейской власти, которые для царей были
оскорблением и поношением для царей, их богоборно утвержденное мнение
явилось для всех предметом ненависти и мерзостью.
А наше [достояние] - достойная любви двоица царей благочестивых[8],
блистающая порфирой, связанная честнейшими из наименований - именами
отца и сына, и цари не допускают, чтобы их отношения обманули эти
наименования, но они соревнуются в том, чтобы предложить всем пример
любви, превышающей человеческую[9]
. Их дело возвеличивается более ради православия, нежели ради царского
венца. A произведение, предстоящее нашему взору, обращает
нас к соперничеству с ними [в любви]. Таковыми нас приветствиями
радует начертывающийся образ Девы, не от чаши вина, но от прекрасного
зрелища почерпнуть дающий, откуда умопостигающее[10]
нашей души, орошаясь через телесные очи и просвещаясь для роста
к божественной любви православия, в смысле приношения плодов взращивает
точнейшее видение истины. Так благодать Девы и через изображения[11]
радует, согревает, укрепляет. Дева, Матерь, на пречистых объятиях
несет общего Создателя, как Младенца, преклонившегося [на Ее объятия]
ради общего спасения рода человеческого], столь великое и
неизреченное домостроительства[12]
таинство. Дева-Матерь созерцает девство и материнство и неизмерным
образом разделяет волю по отношению к тому и другому, и не уничижает
несовершенством ни одну, ни другую часть. Столь точно искусство
художника, как ответ на вдохновение свыше, превратило подражание
в природу. И ведь подобно тому, как она как бы с внутренней
любовью сочувственно обращает взор к Рожденному, то почти
так же она, сообразуясь с бесстрастием и сверхприродностью Сына
приводит начертанный взор в невозмутимое и ни от чего не зависящее
состояние [внутреннего] расположения. Ты, пожалуй, скажешь,
что если кто спросит "Как же Ты девствуешь и родила?[13],
то Ее не прийдется просить отвечать. Ибо уста так воплощены
красками, что они только сложены и безмолвствуют, как бы в таинствах,
но совершенно не имеют неподвижного спокойствия, и образ не украшается
подражанием, но действительно достигает первообраза.
III. Видишь, какой красоты было лишено лицо Церкви, какой
блистательности лишался, какие дары удерживало мрачное уныние? Там
- дерзновение оскверненной убийством руки иудейской, никак не испытывающее
недостатка в наглости. Здесь же - самый явный признак богоприятного
сердца и владычественной любви, согласно которой посвящался
тайноводительствуемый лик апостолов, которой окрылялся и путь
победоносцев[14]
к победе, вплоть до венцов и пророки, божественные языки, через
познание будущего и всеистинное прорицание людям достигли
несомненной славы. Ведь действительно, эти подвиги и дарования [происходят]
от самой искренней и божественной любви, с которой связано
и почитание честных икон, а их уничтожение - от беспричинной
и гнуснейшей ненависти. Они сняли с Церкви - невесты Христовой присущее
ей украшение и оскорбили ее горькими ранами, которыми изрыли ее
образ, и соревнуясь с иудейским безумием, они стремились
отправить ее в глубины забвения, - обнаженную, и безобразную, и
омраченную многими ранениями, Она же ныне, еще неся на своем теле
рубцы от этих язв, в обличение Исаврова и христоборного мнения,
и стирая их, вместо них одевается в сияние своей славы,
преображается в древнее достоинство благолепия, рассыпая разнообразные
насмешки над глумившимися над ней, и воистину сожалея о их безумстве.
Скажу без всякого преувеличения, если кто-нибудь назовет этот день
днем православия и его началом, то не ошибется в должном.
И хотя и коротко время, за которое увяло мнение христоборческой
ереси и правые догматы воссияли во всех пределах вселенной
по божественному и царскому повелению, тем не менее это и мое украшение.
Ибо это - награда боголюбивого царства.
IV. Но тогда око вселенной. сей преславный и божественный храм,
как бы лишенный глаз был омрачен в своих таинствах (ибо еще не было
принято решение о восстановлении икон) и посылал приходящим
слабые лучи видения и являл при этом лицо православия ужасным. Ныне
же церковь отлагает омрачение и украшается и блистает
всеми своими красотами и получает свое богатство, как приданое,
и, светло радуясь, светло откликается на глас жениха, вопиющего
и глаголющего: "Вся прекрасна, ближняя моя и порока нет в
ней. Прекрасна ближняя"[15].
Ибо, смешав цветы красок правильностью догматов и священнолепно
изобразив для себя священную красоту и тем и другим
способом, и через целое неся в уме целый и всесовершенный
образ благочестия, не у сынов человеческих познается она прекрасной
по красоте, но прилепляется к иным, превыше их по невыразимой красоте
благолепия. "Вся прекрасна ближняя моя", ибо язв избежал, от ран
освободилась, скверны отринула, хулителей низвергла в Тартар,
песнословцев возвысила. "И порока нет в ней". Ибо она стала лучше
от ран, которыми испещрила все ее тело бичевавшая ее
инопленменная и скверная рука. Она смыла всех их скверны и,
снова взяв древний брачный наряд, облачилась в него. "Видели ее
дочери и благословят ее царицы и восхвалят ее" Кто она, появляющаяся
как заря, прекрасная, как луна, и избранная, как солнце?"[16].
Таковое благолепие и царское облачение облачение свыше описал боговдохновенный
Давид, воспевая в песне Владыке и Царю всех: "Предстала
царица одесную тебя, в ризу позолоченную одетая, преукрашенная."
(Пс. 44, 10). Воистину "украсились стопы ее" (Песнь 7, 2).
"Восстань Сион, как в начале дня, как род вечный. Ибо на главе твоей
радость и хваление и веселие охватит тебя. Я есмь, я есмь утешающий
тебя" - говорит Господь" (Ис. 51, 9,12). "Вот на руках моих я изобразил
стены твои и ты предо мной всегда" (Ис. 51, 12). Церковь, провидя
такую блистательность, провозгласила через пророка Исаию:
Да возрадуется душа моя о Господе. Он облек меня в в ризу
спасения и одеждою веселия одел меня, как жениху [возложил мне]
венец, и как невесту украсил меня красотой" (Ис. 61, 10). И уже
не буду городом оставленным, но городом взысканным" (Ис. 62,
12) и "как венец красоты в руке Господней и как царская диадема
в руке Божией" (Ис. 62, 3).
V. В таком же и мы веселии и радовании души, составив хор празднику
и совместно празднуя сегодня обновление изображения,
боговдохновенно изречем пророческие слова, говоря: "Радуйся весьма,
дочь Сиона, проповедуй, дочь Иерусалима. Отнял Господь поношения
твои, избавил тебя из руки врагов твоих" (Соф. 3, 14-15). "Возведи
очи твои и увидь собранных чад твоих. Вот пришли к тебе все сыны
твои издалека и дочери твои, принося тебе не золото и ладан и камни,
все рождения земли и обогащающие драгоценностью по человеческому
закону, но то, что чище всякого золота и драгоценнее всех камней
- неповрежденную отеческую веру. "Радуйся и веселись от всего сердца
твоего. Ибо приходит Господь и будет обитать посреди тебя" (Соф.
3, 14). Что приятнее нынешнего дня, что более очевидно в смысле
приятности и радости, чем этот праздник? Иное жало сегодня
пронзает самую утробу смерти , не Спаситель сокрывается во гробе
умервщления для общего восстания рода [человеческого], но
образ Матери восстает из глубин забвения и совосставляет с собой
изображения святых. Христос пришел во плоти и был носим на обьятьях
Родившей Его. Это и на иконах созерцается, и удостоверяется, и проповедуется,
ибо поучение распространяется по закону самовидения (aujtoyivaV)
и привлекает зрителей к безоговорочному согласию. Кто-то
ненавидит учение через образы? Как же он прежде не отверг
с ненавистью проповедь Евангелия? Ведь подобно тому, как слово через
слух, так душа через зрение начертывается на табличках души,
описывая учение единогласное с благочестием посредством того, во
что не вплетены понятия[17]
(дурных догматов. Мученики во владычественной любви подвизались,
кровью явив питие любви и память о них сохраняют книги. И
на иконах можно их видеть совершающих сие, ибо изображение[18]
более явно для познания представляет подвиг сих блаженных.
Другие живыми принесли свою плоть во всесожжение, совершая жертвоприношения
молитвы и поста и других трудов. И иконы и слова, неся весть
об этом, обращают к подражанию более созерцателей, нежели
слушателей. Дева держит Творца как младенца. Кто же, созерцающий,
или слышавший об этом, более поразится величию таинства и восстанет
для пения неизреченного снисхождения, побеждающего любые слова?
Если же и то и другое совместно вводится [в сознание] друг через
друга, то из самих дел оказывается, что понятие, происходящее через
зрение, имеет преимущество над научением, проникающим через
слух. Приклонил ли кто ухо к повествованию? Затем воображающая
мысль привлекла к себе выслушанное? [Только] по трезвом
размышлении обдуманное было вложено в память. Не меньшим, если не
большим, [чем слух] , владеет то, что присуще зрению.
И само зрение, излиянием и истечением оптических лучей
как бы ощупывая и исследуя образ увиденного, посылает его
в разум, позволяя, чтобы он был оттуда переправлен
в память для безошибочного собирания знания. Видел ум, воспринял,
вообразил, образы без труда в память отправил.
VI Отвергает ли кто священные слова и считает только достойным
спора то, чем изгоняется всякая ложь? Тот гораздо раньше впал
в прелесть и стал насмехаться над почитанием честных икон.
Но [если кто-нибудь] почитает их и возносит подобающими почестями?
Подобное же расположение он будет иметь и относительно слов.
Ведь если кто-нибудь присоединиться или к чести или к уничижению,
то необходимо передавать [это отношение] и другому из двух равных
[явлений]. если конечно если он из-за нечестия не выжил совершенно
из ума, не только нечестиво поступая, но и самому себе объявляя
войну. Так поскользнулись те, кто преткнулись о святые иконы,
ибо они обличаются в том, что не хранят правильность догматов, но,
клятвенно отрицая одно, они отрицают другое. И они не могут
дерзать исповедовать то, что они думают, ибо в одном
случае они остерегаются нечестия, а в другом - [говорить]
то, чего не признают. И они избегают того наименования,
к которому изо всех сил стремятся на деле. Они отвратительны
из-за злодеяний, еще более омерзительны по нечестию.
Их отрасль погибла вместе с ветвями и со всеми корнями,
о чем и поется в песнопениях боговдохновенного Давида - "погибает
память нечестивых с шумом" (Пс. 9, 7), и по справедливости
на них приходит суд Того, Кого они уничижили через образ.
У нас же пред очами стоит Дева, держа на объятиях Творца как Младенца,
неизменная, как в изображениях, так и в словах, так и в видениях
- Молитвенница о [нашем] спасении, Учительница богопочитания,
и [пред нами - благодать для очей, благодать для разума,
благодаря которой божественная любовь, пребывающая в нас, переносится
к умопостигаемой красоте истины.
VII. Но что же претерпеваю я, принуждаясь одновременно и
говорить, и молчать? Ведь я решил прилепиться словами к очарованию
предыдущей темы и не знать насыщения в речи. Ведь текучее
время, не знающее законов ожидания, налагающих молчание на слово,
обращает нас к другому неотложному служению. И поскольку
невозможно воспринять прошедшее время, и хотя бы человек всю свою
жизнь творил слова, по никто не достигнет того, чтобы достойно
высказаться по этой теме, то я буду повиноваться возможному
и необходимому, и замолчу, поскольку к этому призывает
время. Но, о Жених Слове и ипостасная мудрость Отца, Которому
посвящен сей священный и чтимый храм, даруй нам прощение в том,
о чем мы кратко говорили! Твое бо есть взирать не на дело,
но на намерение и его делать мерой дара, но не взвешивать слова
вместе с заслугами. Даруй же нам и получившим чрез Тебя жребий
царствовать на земле и прочие части храма освятить изображениями!
И их, как бы Тобою рожденные очи вселенной, сохрани, как зеницу
ока, полагая их выше всякой злобы, показуя их страшными и непобедимыми
для врагов, но милостивыми и несущими спасение для поданных,
и сотвори их с нами достойными Твоего неизменного и блаженного царства.
Яко Твоя держава и честь и поклонение Единосущной и Живоначальной
и Всемогущей Троицы, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод и комментарии В.
Василик,
преподаватель Санкт-Петербургской Духовной
Академии и Семинарии |